1
| Фаза вызова: ответы на вопросы, формулирование темы и постановка цели урока, виртуальная экскурсия, составление кластера
| 1 "О жизни Александра Грина"
2 А. Грин. Фотография 1908 г.
4 Дом-музей А. Грина в Старом Крыму.
5 К. Ф. Богаевский "Корабли"
6 Карта Гринландии (фрагмент)
9 Александр Грин. Цепи и паруса.
10 Александр Степанович Грин
11 Музей Грина в Кирове
| Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством удивительного писателя А.Грина.
-Может быть, кто-то уже читал его произведения этого писателя?
Я вам искренне завидую: вы открываете для себя удивительный мир, который называется Гринландия. В этой стране свои материки, бухты, проливы, свои города, населенные мужественными, сильными и добрыми людьми.
Послушайте небольшой рассказ о жизни и творчестве Александра Грина. На основе полученной информации составим кластер о писателе и его творчестве.
Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома..
Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриновской прозы.
В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.
В 1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе, освобожден по амнистии. ПсевдонимА. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907). Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названаГринландия. По характеру Грин был романтиком и всегда верил в добро
В революционные годы в Петрограде Грин начал писать повесть-феерию «Алые паруса» В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир».
Герои произведений Грина добрые, отважные, благородные. Грин переехал в Феодосию. С 1930 г. жил в город Старый Крым, там и умер Грин 8 июля 1932 года. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».
| Коллективно составляют кластер «Александр Грин» и делают по нему промежуточный вывод
| 5 мин
|
2
| Стадия осмысления
| 3 А.Харшак
Портрет А.Грина
| Формулирует вопросы перед чтением текста.
У Грина есть интересный рассказ «Гнев отца»
- Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение.
- В психологии используется прием изображения чувства через цвет, через рисунок. Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?
-В названии указано: гнев отца. Предположите, о чем может быть рассказ.
- Как можно избавиться от гнева отца? Каковы ваши варианты?
Выясним, какой выход находит герой Грина, оказавшись в трудной ситуации.
Организует индивидуальную работу по выяснению лексического значения слов«прерия», «амнистия».
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? Где можно узнать их значение? Прошу поработать с толковыми словарями двух учеников.
Организует самостоятельную работу учащихся
- Речь в рассказе пойдет о Беринге
Иване Ивановиче. Что вы знаете об этом человеке?
Откроем стр. 163 и самостоятельно прочитаем информацию об известном мореплавателе. Читает рассказ
Подводит к осмыслению прочитанного
- Совпало ли ваше предположение, о чем будет рассказ?
В парах составьте два вопроса: один
тексту: один толстый и один тонкий. Запишите их.
- Зачитаем вопросы.
Делает промежуточный вывод: Содержание рассказа усвоили хорошо. На эти вопросы мы ответим в ходе урока.
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
- Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?
- Можно ли догадаться по тексту, сколько лет мальчику, хотя об этом не говорит автор?
- Прочитаем еще раз начало рассказа. Вам жалко Тома? Почему?
- Как Том представил себе гнев? Почему?
- А совпал ли ваш словесный рисунок гнева с представлением Тома?
- Грин – мастер комического, в основе которого лежит несоответствие. На каком несоответствии построен сюжет? Как называется этот вид комического?
Подумайте, к чему привело незнание слова мальчиком, и сделайте вывод: так о чем же этот рассказ?
Организует работу учащихся в парах.
- Запишите в парах ключевые слова, характеризующие Тома, и определите, на основе чего вы дали такую характеристику.
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
- Какие поступки совершил Том, за которые, как утверждала тетя Корнелия, на него обрушится гнев отца?
- Каково состояние мальчика после угрозы тети?
- Оцените поступок Мунка, который понял ошибку Тома, но не помог ему.
После разговора с Мунком Том совершает еще ряд проступков, которые усугубили его положение.
Совместно с учащимися заполняет таблицу(см. ниже)
-Выясним, что явилось причиной безобразного поведения Тома.
Продолжает фронтальную беседу.
-А вам приходилось принимать решение в состоянии обиды, ревности? Потом не жалели о принятом решении?
Как снежный ком, накатывается одно преступление на другое. Приближение гнева неминуемо. Вся надежда только на заступничество отца, которого Том почти не помнил. Мальчик оказался в сложной жизненной ситуации, поэтому решился на побег, чтобы жить в лесу, пока не отыщет клад.
- Предположите, что могло произойти дальше, если бы Том не увидел автомобиль, в котором ехал отец.
- Почему Том, поняв, что едет отец, помчался к дому? Какое чувство им руководило?
- Почему отец приехал раньше, чем его ждали? Как встретился с сыном?
- Том ждал, что с отцом приедет Гнев. Какое сомнение возникло при виде молодой женщины и почему?
- Почему не исчезла тревога Тома после приезда отца?
- Предположите, что мог увидеть Том в сундуке отца. Почему представилось чудовище7
- Какое чувство испытывает мальчик, расстреляв чудовище?
- Что испытывает отец, видя страдания сына? Найдите в тексте строки.
- Почему ошибка сына вызывает пробуждение нежности у сурового отца?
Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.
|
Словесно рисуют
Индивидуально работают с толковым словарем
Самостоятельно работают с учебником
Выбирают ключевые слова, характеризующие душевное состояние мальчика
Составляют в парах один толстый и один тонкий вопрос по содержанию текста, записывают в тетради
Работают индивидуально с текстом
Делают промежуточный вывод
Записывают в парах ключевые слова
Коллективно составляют таблицу, делают промежуточный вывод.
Работают по тексту.
| 2 мин
1 мин
15 мин
2 мин
2 мин
2 мин
1 мин
3 мин
5 мин
|
3
| Стадия рефлексии
|
7 С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль»
8 С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль и Грей»
| Организует работу по обобщению материала фронтально и в группах
- Обратимся к составленному кластеру. Какое произведение допишем?
- Назовите главную черту характера Тома.
- Каким вы представляете себе автора после прочтения рассказа?
Перед вами иллюстрации по произведению Грина «Алые паруса». А вы предложите вариант обложки книги «Гнев отца».
Обобщим материал и запишем одним предложением ответ на вопрос:
- Почему в отличие от других взрослых отец понял состояние сына? (1 колонка)
- Какова главная мысль рассказа А.Грина «Гнев отца»? (2 колонка)
- Почему вы считаете, что Беринг любил своего сына?
Зачитаем варианты ответов.
-Кому бы вы порекомендовали прочитать данный рассказ: родителям, детям или тем и другим вместе? Почему?
Подводит итог урока
Комментирование домашнего задания.
Письменно по выбору одно задание:
1. Стр. 171, в. 5
2.Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства
3. Написать рассказ-воспоминание о детской ошибке взрослого Тома своему маленькому сыну.
|
Дополняют кластер
Словесно рисуют Обобщают материал в группах
Делают выводы по материалу урока
Записывают домашнее задание
| 5 мин
2 мин
|