«Чего уж чужой век заедать…» (Урок-исследование по рассказу Александра Илларионовича Щербакова «Солдатиха»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

А. Иванова В.

Урок литературы для обучающихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chego_uzh_chuzhoy_vek_zaedat.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Чего уж чужой век заедать…»

(Урок-исследование по рассказу Александра Илларионовича Щербакова «Солдатиха»)

Цели урока:

  1. Помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, человечность, верность, стойкость.
  2. Вслед за автором проследить за судьбой русской женщины, обречённой на вечное ожидание мужа, но сумевшей сохранить добрую и отзывчивую душу;
  3. В ходе аналитической беседы помочь понять и оценить образ главной героини, разобраться в философском смысле рассказа;
  4. Развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его;

Ход урока

«Такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения…

сильнее других делают историю»

Н. С. Лесков

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках? Какого человека можно назвать настоящим? Как он должен жить?

- О чём пойдет сегодня речь на уроке? О каких людях пойдет речь?

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова Николая Лескова? (Ответы учащихся)

К эпиграфу мы ещё вернёмся в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Слово учителя. Работа с текстом произведения.

- Сегодня мы обратимся к рассказу Красноярского поэта и писателя, нашего современника, автора более чем 20 книг, Александра Илларионовича Щербакова «Солдатиха». Постараемся понять размышления писателя о главной героине. Узнать, почему так запала в душу автору эта маленькая сухонькая старушка? Почему, будучи довольно зрелым, он решил предаться воспоминаниям детства? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Давайте познакомимся с ней поближе.

- Что мы узнаём о главной героине вначале рассказа?

- Как меняется образ Солдатихи в глазах рассказчика? Как это отражается на прозвище героини?

Солдатиха СолдАтиха СолдатИха

Молодая «Следы увядания «Заметно

солдатская и надвигающейся обветшавшая»

вдова старости»

«С той поры уже никто

не помнил настоящего

имени старушки»

- Какой запомнилась Солдатиха автору?

(Скромная старушка, затворница, сухонькая, ссутулившаяся…)

- С помощью каких средств выразительности рисует писатель портрет Солдатихи? Приведите примеры. (Приводятся примеры сравнений, эпитетов, литоты «Посуда напоминала игрушечную. Корытце кукольное, крошечное», ряды однородных членов).

- На что обращает внимание писатель? Как жила героиня? Каким было её хозяйство?

(«Более чем скромные вдовьи достатки приручили её за долгие годы одиночества к суровой экономии, к строгой расчетливости». В её хозяйстве была «коровёнка», бычок, кошка).

- Как героиня относилась к своему небогатому хозяйству?

(«А-а, фуфайчонку шью бычку. Он поздышком родился, зима придёт-холодно ему будет…»)

- Какой казалась Солдатиха маленькому мальчику? Что так сильно впечатлило его?

(«Её подворье и дом показались мне такими необычными, загадочными, почти сказочными»)

- Рассказ начинается с описания дома Солдатихи, на каком приеме оно построено?

«Взгляд нашего дома АНТИТЕЗА «Солдатихин же дом смотрел на мир

был бодр и весел… глазами грустными, подслеповатыми,

светло-зеленые окна напоминали которые всегда слезились, как у

кошачьи глаза…» старой лошади»

- Как антитеза помогает в раскрытии образа героини? Почему именно с плачущей лошадью ассоциировались у автора окна дома Солдатихи?

- Пройдем дальше вслед за автором на подворье старушки. Что так удивило мальчика там?

(В широкой ограде меня прежде всего удивила трава. Не та мурава…, а настоящая, густая и высотой по колено, какую можно встретить в лесной лощине или у речки на лугу», «Крышонки… просевшие…дыроватые…»).

- Особенно стоит обратить внимание на внутреннее убранство дома. Прочитайте, каким увидел его автор. Какие детали указывают читателю на характер хозяйки?

(«…Высокое крылечко… было прочным и чистым, до желтизны выскобленным», «Изба с битой русской печью… отличалась аккуратностью, только в ней было темновато…», «Половина окон никогда не открывалась…»).

- Чем привлекла внимание автора посуда?. («…Чугунок… был так мал, что едва касался боками небольшого ухвата…», «Чашка маленькая и мелкая…», «Деревянная ложка-узенькая и плоская съеденная от долгого употребления»)

Вывод: о характере героини мы можем судить по её чисто выскобленному дому с «игрушечной посудой», плачущими окнами, половина которых никогда не открывалась, обветшавшему подворью с травой. Эти детали говорят о том, что старушка жила тихо и одиноко, никого не беспокоя, но сама при этом готовая помочь каждому.

- Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом Солдатихи?

(Уважение, восхищение, удивление)

IV. Работа в парах. Раскрытие образа героини по плану.

Портрет

«Скромная старушка», «тихая, сухонькая, ссутулившаяся, добрая, заботливая»

Судьба

«Овдовев молоденькой, не успела обзавестись ребенком, больше не вышла замуж, жила со свекром и свекровью»

Образ жизни

Затворница, тихая, незаметная «на людях появлялась исключительно редко», «показывалась на улице не каждый день»

Отношение к жизни

«Чего уж чужой век заедать»

Отношение односельчан к героине

«Разве что иногда заглянет какой дальний родственник, чтобы попроведать старушку… Да соседи иной раз наведаются посумерничать, посудачить, старинку вспомнить, а заодно и поделиться какой-нибудь стряпней к празднику…», во время болезни соседки навещали её, чтобы подкормить, хоронить Солдатиху собрался «деревенский народ»

- Как можно описать жизнь героини?

(Вела одинокий образ жизни, но всегда была приветлива с теми, кто хоть и редко, но навещал её).

-Как меняется образ Солдатихи к концу повествования?

(… всё больше падала духом, дальше уходила в затворничество…», «поослаб корень», устала бороться за свое существование)

- Почему произошла такая перемена?

(Предчувствие скорой смерти)

- Как меняется дом героини?

(«Двор опустел», «крыши ещё больше провисли», заборы покосились, и дом стал холодным и неуютным»)

- Как Солдатиха воспринимает смерть?

(«Всё. Кончилась моя пружина…»)

Вывод: героиня устала от одиночества, от борьбы за своё существование, всё чаще во сне к ней приходил её муж Лука. Солдатиха чувствует приближение смерти. И даже на пороге скорой кончины, когда соседки старались её подкормить, она отвечает: «Чего уж чужой век заедать…». Она не хочет никого беспокоить, ни на что не жалуется.

- Что так поразило мать мальчика, когда та увидела мёртвую Солдатиху? Давайте зачитаем этот отрывок.

- Почему фраза «Солдатиха не заела чужого века» повторяется в рассказе дважды?

- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Применимы ли они к образу героини? Почему?

Вывод: не являясь непосредственной участницей исторических событий, а она пережила две войны, Солдатиха в каждом из односельчан задевает те потаенные струнки души, которые делают людей добрее, стойче к жизненным трудностям, выносливее, вернее, твёрже, помогают оставаться людьми в любых ситуациях).

- Нужны ли, по-вашему, такие люди в нашей жизни? Почему?

V. Слово учителя. Рефлексия.

-Сегодня на уроке, анализируя рассказ «Солдатиха», мы с вами попытались понять и оценить поступки героини и разобраться в его философском смысле. Как вы думаете, в чем нравственная сила таких людей, как Солдатиха?

Урок заканчивается прослушиванием песни в исполнении Б. Окуджава «Молитва»

Домашнее задание: разработать обложку к книге А. И. Щербакова «Солдатиха» (работа в группах)

Электронный ресурс:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Стилевые особенности ранних рассказов Чехова"

Урок построен на материале сразу нескольких рассказов Чехова, что позволяет выявить их сходные стилевые особенности. Учащиеся самостоятельно исследуют различные аспекты художественных произведений. На...

Урок - исследование по рассказу Т. Толстой «Соня»

План-конспект урока литературы в 11 классе...

Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»

Обобщающий урок, который  расширяет  знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас,  развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков  правильного...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....