Добро в нас! по рассказу Александра Куприна
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 7 классе
Учитель русского языка
и литературы МБОУ «Дырестуйской СОШ»
Цыбикжапова Э.Н.
Тема «Добро в нас!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;
- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;
- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные
связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, , мультимедийный проектор, компьютер.
Добру человек у человека учится
Ч. Айтматов
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.)
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?
У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.
Ученики:
1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?
Примерные ответы учащихся:
- О доброте, о людях и их поступках.
Учитель:
- (Слайд № 1)Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор".
(Слайд № 2)Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Чингиза Айтматова: «Добру человек у человека учится»
II. Формулирование целей урока (1 мин.)
Учитель:
- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";(Слайд № 3)
- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблематику рассказа.
III. Художественный анализ текста. (12 мин.)
Теперь перейдём к анализу произведения.
1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Сколько рассказчиков в этом произведении?
Ученики:
- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.
Учитель:
- Слайд 4 Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
Рассказ начинается картиной описания города. Как автор описывает картину города?
Найдите описание города (По мере…позади).
Судя по прочитанному, можно ли точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?
Ученики:
- Зимой, перед Рождеством или Новым годом.
Учитель:
- С чем ассоциируются новогодние праздники?
Ученики:
- С ёлкой, гирляндами, мандаринами.
Учитель:
- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ученики:
- Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.
Учитель:
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Ученики:
- Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут. (Слайд № 5) (Наконец …нищеты).
Учитель:
Слайд 6- Перед вами детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их соответственно.
1 Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
2 Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
3 Тесным, обледенелым и грязным двором.
4 Гирляндами колбас.
5 Ужасному запаху керосинового чада.
6 Прекрасные магазины.
7 Сияющие ёлки.
8 Смеющиеся лица нарядных дам.
9 Грязного белья и крыс.
10 Запаху нищеты.
11 Правильные пирамиды мандаринов.
12 Ярким светом висящих ламп;
13 Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
14 Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
15 Мокрым отрёпкам.
Учитель:
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?
Ученики:
- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.
Учитель:
- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)
Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся:
- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков для того, чтобы показать читателю, как жесток окружающий мир.
Учитель:
- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.Слайд 8,9
- Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
- Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».
Вывод :С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.
Учитель:
- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?
Ученик:
- Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтому потерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя старается. Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.
V. Особенности изображения действительности. (10 мин)
Учитель: (Слайд № 10)
- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
(Учитель читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины»).
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение: «деревья дремали».
Эпитет: «великое спокойствие».
Метафора: «глубокая тишина».
Учитель:
- Скажите, какая природа в рассказе?
Ученики:
- Царственная, спокойная, роскошная.
Учитель:
- А что говорится о семье Мерцаловых?
Ученики:
- Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.
Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни.
Учитель:
- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
Ученики:
- Вот лечь бы и заснуть.
Учитель:
- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?
Ученики:
- Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство - это не выход, это грех.
Учитель:
- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
Ученики:
- С доктором.
Учитель:
- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).
Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?
Ученики:
- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».
Учитель:
- Найдите описание портрета Мерцалова. Как его рисует автор?
Ученики:
- «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».
Учитель:
- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).
Учитель:
- Скажите, произошло ли чудо в рассказе?
Ученики:
- Да произошло, и связано оно с появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.
VI. Работа в парах. (3 мин.)
Учитель:
- Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
Выводы учащихся:
- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
Учитель:
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. (Слайд № 11)
VII. Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.)
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
VIII. Работа с текстом. (2 мин.)
Учитель:
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? Найдите их в тексте.
Ученики:
- (Слайд № 12) «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?
Учитель:
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Выводы учащихся:
- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 13)
IX. Дискуссия.(6 мин.)
Учитель:
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
Ответы учеников.
Учитель:
- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание.
Объясните, а что такое в вашем представлении доброта, милосердие, сострадание?
Слайд 14 Со словом доброта созвучны слова сострадание, милосердие. Обратимся к словарю. Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы учащихся.
Учитель:
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. (Слайд № 15) Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет.
Слайд 16 На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова. Созданный ею благотворительный фонд «Подари жизнь», поддерживает детей с онкологическими заболеваниями.
Слайд 17 Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут, руководствуясь деятельным состраданием. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.
У меня в руках яркие бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. Давайте каждый, наполнит эту вазу бусинками и скажет то, что ему запомнилось в нашем уроке.
Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
X. Рефлексия урока. (2 мин.)
Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?
Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.
Учитель:
- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.
Ученики:
- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.
Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Ученики:
- Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.
XI. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 18)
Напишите сочинение-размышление (по выбору)
1. Почему деятельное сострадание - это чудо?
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
- Что такое доброта?
ДО | ПОСЛЕ |
- Выписать эпитеты и метафоры в две колонки
«красных крепких яблок», «горы яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», « пирамиды мандаринов», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала», «запах нищеты».
Эпитеты | Метафоры |
- Запишите те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
- Что такое доброта?
ДО | ПОСЛЕ |
- Выписать эпитеты и метафоры в две колонки
«красных крепких яблок», «горы яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», « пирамиды мандаринов», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала», «запах нищеты».
Эпитеты | Метафоры |
- Запишите те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....
Анализ рассказа А.Куприна "Allez"
В работе изложен анализ сюжета рассказа А.И.Куприна "Allez", предложенного участникам олимпиады по литературе....
Александр Куприн
Автор указан в документе...
Добро и Зло в рассказах А. И. Куприна «Детский сад» и «Чудесный доктор».
Конспект урока литературы по рассказам Александра Ивановича Куприна "Чудесный доктор" и "Детский сад"....
Методическая разработка урока «...главное, не падайте никогда духом» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
В разработке представлена групповая работа шестиклассников на уроке....
Жизнь и творчество Александра Куприна
Биография Александра Куприна, история создания произведения "Гранатовый браслет"...