Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
статья по литературе на тему
Документ содержит текст доклада на НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchikhsya.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Икейская СОШ»
Учитель русского языка и литературы Гапеевцева Е.А.
Организация исследовательской деятельности учащихся
по русскому языку и литературе
Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако для учащихся занятие исследовательской деятельностью – это:
- воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей;
- приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний;
- расширение границ толерантности.
Этапы организации исследовательской деятельности школьников
- Постановка проблемы.
- Изучение теории, посвященной данной проблематике.
- Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
- Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
В 2009 году с учащейся 8 класса Юрченко Алёной мы провели исследование по теме «Что означают наши имена?». (Работа заняла III место на районном конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника»). Цель исследования - выявление влияния имени на характер человека, составление рейтинга самых популярных и самых редких имен, а также выявление отношения современных подростков к своему имени.
Предложенные методы исследования (анкетирование, анализ документов, наблюдение, количественный анализ) заинтересовали ученицу, позволили мотивировать на самостоятельную деятельность.
2010 год – ученица 8 класса Чиж Анастасия «Тема материнства в современной русской литературе (на примере рассказов Л. Петрушевской «Страна» и И. Полянской «Мама»)». (Работа заняла I место на районном конкурсе исследовательских работ «За страницами учебника»)
Цель: Проследить особенности раскрытия темы материнства в современной русской литературе на примере рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна».
Задачи:
- выяснить, насколько востребована тема материнства в мировом искусстве;
- на основе рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна» выявить то, насколько мамы бывают разные, какое отношение к своим детям они могут проявлять;
- выявить отношение к материнству у учащихся МОУ «Икейская СОШ».
В настоящее время с семиклассницей Кондратюк Дарьей работаем над исследованием по теме «Проблема приёмных детей в русской литературе (На примере рассказов А. Солженицына «Матрёнин двор», М. Шолохова «Судьба человека» и А. Платонова «Юшка»)».
Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Дозированная нагрузка, контроль за выполнением исследования, ощущение искренней личной заинтересованности педагога также позволят повысить мотивацию к исследовательской деятельности.
С особенной ответственностью относятся школьники к представлению своего исследования на конкурсах, НПК. Во время наглядной презентации результатов деятельности важно построить такое выступление, которое отразит всю суть работы, глубину её содержания.
Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
МАтериал содержит обобщение опыта по данной работе с презентацией...
Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...
Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературеДля современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний д...
Программа внеурочной деятельности "Исследовательская работа по русскому языку и литературе
Рабочая программа рассчитана на 17 часов, предназначена для эффективной реализации образовательных траекторий обучающихся и углубления знаний по предметам «Литература» и «Русский язы...