Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
статья по русскому языку (11 класс)

Прилепина Ирина Александровна

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Для современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний день это насущная потребность в непрерывном образовании, умении адаптироваться, успешно существовать в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика и технологии организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Для современного человека необходимы познавательная и коммуникативная компетентности: на сегодняшний день это насущная потребность в непрерывном образовании, умении адаптироваться, успешно существовать в социуме. Формирование данных  компетенций учащихся успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий (проблемного, игрового, проектного обучения): 1. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. 2. Игровое обучение создает ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентирует на речевую деятельность. 3. Проектное обучение. Способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности. Для успешности работы с указанными технологиями можно использовать групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики.

Система внеурочной деятельности представлена следующими формами:

 -проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах исследовательских работ;

-Всероссийский конкурс сочинений;

-поэтические и литературные конкурсы;

- олимпиады по предмету;

-мероприятия, посвященные дням славянской письменности;

 -недели русского языка и литературы;

-знакомство с  талантливыми людьми города;

-использование ресурсов музейной педагогики.

Сегодня я хотела бы остановиться на Педагогической мастерской – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям. Мастерская  подходит для организации урочной и внеурочной деятельности.

Что составляет основу мастерских?

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая ещё французской мастерской, привезена к нам из Франции, но выросла она на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, сторонники «Нового образования» (ЖФЭН) представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.)

 В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.

Решительное ограничение участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися – например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя – поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму.

Первый этап.

«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором  может служить слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор – будильник. Индуктор раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».

Примеры индукторов:

  • Прокомментируйте нашу тему, опираясь на свой опыт …
  • Назовите цвет, число, которое соответствует вашему настроению перед уроком …
  • Решите ребус …
  • Отгадайте загадку …
  • А бывает ли так …
  • Нарисуйте ваши мысли по нашей теме …

Второй этап.

Этот этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Его можно разделить на две стадии.

«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный продукт.

Третий этап.

«Социализация» - это предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и – осваивает все возможные открытия.

Следующий  этап.

«Афиширование» - представление работ участников мастерской (и Мастера). Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное условие этого этапа: все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные сценки, пантомимы разыгрываются. Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.

И обязательно «Разрыв»

«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание.  Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.

«Разрыв» – необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась».

Обязательный этап «Рефлексия»

«Рефлексия» - что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих? С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей  работы.

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. 

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской(на слайде)

Ниже представлена часть методов и приемов, наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.

1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».

Последовательность действий:

1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);

2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.

Например:

1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;

3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика). Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.

8. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

9. Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу.

14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества:

- круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

- творческие работы на компьютере;

- собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

Потенциал мастерской, как средства воспитания и обучения достаточно велик, также разнообразны направления применения это технологии. Применять технологию мастерских  можно  и на уроках, и во внеурочной деятельности, и в работе с родителями, в частности, как форма родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку

успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечиваю...

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Разработка образовательного квеста как инновационной формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе...

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...