Рабочая программа по литературе по программе И.Н.Сухих 5 класс(3 часа)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Программы Министерства образования РФ.
Включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, формы обучения, формы контроля и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 5 класс (И.Н.Сухих) | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка к рабочей программе
по литературе
1. Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012.
- Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Образовательная программа ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга.
- Учебный план ГБОУ гимназия 155 Центрального района Санкт-Петербурга.
Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе Программы для 5 – 9 классов, созданной авторским коллективом под редакцией доктора филологических наук, профессора И.Н.Сухих, для общеобразовательных учреждений с учётом Образовательной программы, учебного плана и Программы развития ГБОУ гимназия155 Центрального района Санкт-Петербурга. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
2. Цели и задачи обучения
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. В основе курса литературы 5 класса лежит проблемно-тематический принцип, к которому добавляется принцип литературоведческий. Последовательность изучения произведений в 5 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия мира ребенком. Поэтому курс литературы 5 класса называется «Открытие мира», литературоведческий аспект курса – «Образ мира в фольклоре и литературе»
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и эмоционального восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:
- формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
- использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
3. Результаты освоения учебного предмета
Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении ими новых качеств личности:
- потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства;
- умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения;
- интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.
4. Количество учебных часов
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов составит 105 часов.
5.. Особенности организации учебного процесса по предмету:
виды деятельности учащихся, используемые формы, методы, средства обучения
А. Виды деятельности учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Б. Формы обучения:
- фронтальная (коллективная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
- дифференцированная.
В. Методы и приёмы обучения:
Традиционные
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
- метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
- метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.)
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными словарями, дополнительной литературой);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).
Инновационные
- ИКТ – технологии
- тест – технологии
- технология поэтапного формирования умственных действий
- дифференцированное обучение
- игровые технологии
- технология «Творческих мастерских».
Г. Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия | Виды деятельности | Форма контроля | Оборудование и наглядность | Домашнее задание | дата | |
план | факт | ||||||||
1. | Приглашение к чтению и размышлениям | Вводный урок | Чтение- читатель Писатель –мир художественного произведения | Беседа | Выставка книг, иллюстрации | Сочинение о книге | |||
I.Мир человека и его изображение в фольклоре | |||||||||
2. | Миф как источник фольклора | Урок получения новых знаний | Миф, мифология; Фольклор и литература | Беседа, работа с учебником | Стр.10-12, вопросы 1,2 | ||||
3. | Славянская мифология | Урок получения новых знаний | Славянские боги | Работа с текстами | Заполнение таблицы | Презентация | Индивидуальные задания | ||
4. | Обрядовая поэзия | Урок развития речи | Обряд, обрядовые символы | Беседа, работа с учебником | Видеозапись | Стр.14-16, | |||
5. | Жанры календарных и семейных обрядов | Урок получения новых знаний | Особенности календарных и семейных обрядов, связь с верованиями | Сообщения учащихся | викторина | Фрагменты из фильмов | Стр.17, вопросы | ||
6. | Малые жанры фольклора. Загадки и их особенности | Урок -практикум | Загадка, принципы создания загадки | Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью | Стр.18-21 | ||||
7. | Пословицы и поговорки. Тематические группы пословиц. | Урок обобщения и систематизации знаний | Пословица, поговорка, устойчивое словосочетание | Толкование смысла пословицы; работа с тематическими группами | Сочинение по пословице | Иллюстрации к пословицам | Стр.21-23, вопрос 3, стр.24 | ||
8. | Создание загадок, считалок, поговорок. Размышление о смысле пословицы | Урок развития речи | Пословица, поговорка, устойчивое словосочетание | Толкование смысла пословицы; работа с тематическими группами | Юмористический рассказ с использованием пословиц | ||||
9. | Метафора, сравнение Считалка, дразнилка, ритм и рифма в загадках и пословицах | Составление диалогов с использованием пословиц и поговорок, сочинение загадок и считалок | Пословица, поговорка, устойчивое словосочетание | Толкование смысла пословицы; работа с тематическими группами | викторина | Стр.25, выписать определение | |||
10. | Урок-игра по темы «Малые жанры фольклора» | Соревнование команд | Составление плана | фрагменты из фильмов, снятых по мотивам сказок | Стр.33, выразительное чтение эпизода | ||||
11. | Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные «формулы» | Комментированное чтение сказки, анализ текста с точки зрения жанровых особенностей | Сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение | Беседа, пересказ эпизодов | Ответ на вопрос | Иллюстрации к сказкам | Стр.48, вопросы 2,4,5 | ||
12. | Сказка, сказочные «формулы», роль повторов | Беседа, пересказ сюжета, обучение пересказу- сказыванию | Сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение | Беседа, пересказ эпизодов | Сказывание эпизода | Создание иллюстраций | Стр.51-53, задание 2, стр.64, зад.6,11 | ||
13. | Моя любимая волшебная сказка. | Внеклассное чтение | сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение | Сказывание эпизода | Письменный ответ на вопрос с использованием пословиц | Фрагменты из фильмов, снятых по мотивам сказок | Завершение письменной работы и иллюстраций | ||
14. | Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец» | Урок получения новых знаний | Особенности сказок о животных, понятие об аллегории | Беседа по содержанию сказок, сопоставление характеров животных | Пересказ, разыгрывание самостоятельно подготовленных сказок | Иллюстрации художников, выполненные в разной технике | Стр.28, задание 2,5 | ||
15. | Особенности сказок о животных. «Журавль и цапля» | Комбинированный урок | сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение, аллегория | Выразительное чтение, беседа по вопросам | Сравнительный анализ | Мультфильм | Стр.29-31, задание 5 | ||
16. | Бытовые сказки. Анализ сказок «Мена» и «Мудрая дева» | Комбинированный урок | Особенности бытовых сказок | Выразительное чтение, беседа по вопросам, подбор пословиц к сказкам | Устный отзыв об иллюстрации к сказке или экранизации | Создание иллюстраций или рисованного мультфильма | Стр.67-68, вопросы Стр.71-74, зад.1-4 | ||
17. | Сказывание сказки (по выбору уч-ся) Подготовка к сочинению. | Урок применения знаний и умений. Развитие речи | Повторение и применение жанровых особенностей сказок | Сказывание эпизода с учетом особенностей лексики и жанровой принадлежности | Сочинение-отзыв | Презентация «Собиратели и сказители » | Стр.75, вопросы, подготовить свой вопрос | ||
18. | Сказочный мир. Викторина по сказкам | Урок-игра | Жанровые особенности сказок, средства выразительности | Викторина по сказкам, | Терминологический тест | Выставка книг и иллюстраций | Стр.77, индивид.задания | ||
Мой дом – мой мир. | |||||||||
19. | Сочинение. «Мой дом – мой мир» | Развитие речи | Образ Деталь Приемы создания образа | Подбор сравнений и эпитетов, передающих собственное отношение детей к дому; Значимая деталь | Обсуждение набросков сочинений | Выставка домашних фотографий | индивид.задания | ||
20. | А.С.Пушкин. Детские годы. Дом Пушкиных | Комбинированный урок | Развернутое высказывание | Устное сообщение, пересказ, применение знаний | Устное монологическое высказывание | Портрет А.С.Пушкина , иллюстрации Михайловского, презентация | Стр.80-83, вопросы | ||
21. | Анализ стихотворения «Няне» | Урок получения новых знаний | Литературные роды: эпос, лирика, Тропы: сравнение, эпитет | Выразительное чтение, осмысление особенностей лирического стихотворения, работа с текстом стихотворения | Презентация | Стр.89-91, задание 1,5-7, стр.85 задание10, 11 | |||
22. | Анализ стихотворения «Зимний вечер» | Урок применения знаний и умений. | Лирическое стихотворение Тропы: сравнение, эпитет | Выразительное чтение, работа с текстом стихотворения | Чтение наизусть | Вивальди, Чайковский «Времена года» | Стр.83-85,задание 1-4, 9, теория стр.90-91 | ||
23. | А.П.Чехов. Образ дома в воспоминаниях писателя | Урок получения новых знаний | Способы передачи авторского отношения в прозе | сообщения | Презентации учащихся | Стр.93-95, задания по группам | |||
24. | Рассказ «Гриша» | Урок получения новых знаний | Рассказ как эпический жанр. Фабула, конфликт, композиция | Работа с текстом по вопросам, сравнение мира взрослых и мира ребенка | Проблемный вопрос | Рисунки к рассказу | Стр.93-94, задание 7 | ||
25. | Образы дома и семьи в произведениях русской и зарубежной литературы | Урок применения знаний и умений. | Образ Художественная деталь | Рассказ о прочитанных произведениях | Терминологический тест | Выставка книг | Вопросы и задания по группам, индивид.задания | ||
26-27. | А.Толстой «Детство Никиты». Анализ отдельных глав повести | Повесть как эпический жанр. Фабула, композиция Образы героев | Работа с текстом по вопросам, выборочный пересказ | Отзыв-сопоставление повести и фильма | Фильм «Детство Никиты» | Задания по группам | |||
28. | Н.М. Рубцов. «В горнице» | Урок применения знаний и умений. | Лирическое стихотворение Тропы: сравнение, эпитет | Анализ стихотворения | Выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения Н.Рубцова | Иллюстрации и музыка | |||
29. | Представление о стихах и прозе | Урок-практикум | Стихи и проза Ритм, рифма, строка | Анализ стихотворения | Практическая работа | Стр.104-107 | |||
Природа – мир, окружающий дом Мир природы в эпических произведениях | |||||||||
30. | И.С.Тургенев. Мир и природа в творчестве писателя. | Урок получения новых знаний | контраст | Рассказ о жизни И.С.Тургенева. Чувство писателя к природе родного края, отношение к крестьянским детям. Сообщения, чтение статьи о Тургеневе | Составление рассказа о писателе по плану | Портрет писателя, видеоматериал о природе средней полосы России | Стр.110-112, вопросы, задание по тексту | ||
31-32 | И.С.Тургенев «Бежин луг» | Урок получения новых знаний | Рассказ. Композиция и её элементы | Чтение глав, пересказ, аналитическая беседа | Выразительное чтение отрывка | Рисунок с комментарием | Стр.114-135, вопросы, задание 1, 2, 5 | ||
33. | Образы героев и автора-повествователя | Комбинированный урок | Способы создания образов героев. Речевая характеристика героев. Образ повествователя | Знакомство с литературоведческими понятиями | Устный рассказ о герое | Рисунок с комментарием | Стр.136, задания 14,16, 17, Задания 3, 4, 19 | ||
34. | Пейзажные зарисовки в произведении, их роль для понимания авторской идеи | Комбинированный урок Развитие речи | Описание природы и человека. Тема, проблема, идея произведения | Создание пейзажной миниатюры | Самостоятельно (по итогам коллективной работы с текстом) определить тему и идею рассказа | Иллюстрации к рассказу «Бежин луг», выставка рисунков ребят | Стр.136-137, выписать определения в тетрадь Перечитать «Васюткино озеро», вопр.№3 стр.195 | ||
35-36. | В.П.Астафьев «Васюткино озеро» | Урок получения и применения знаний | Способы создания образа персонажа; пейзаж и портрет в литературном произведении | Выразительное чтение пейзажных зарисовок | Создание пейзажных миниатюр | Презентации о природе средней полосы России и Сибирского края | Стр.166-167, задание 2, 4-5 по тексту; Стр.195 (вопросы), задания № 9-15, 19, 20 | ||
37. | Портрет в литературном произведении | Развитие речи | Приемы создания портрета в литературном произведении | Учимся создавать художественное описание | Словесный портрет героя | Иллюстрации к рассказу «Бежин луг» | |||
38-39. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» | Уроки получения и применения знаний и умений. | Жанровое своеобразие: объективное и авторское. Тема, идея произведения, Композиция, способы изображения персонажей, пейзаж; | Работа с текстом, анализ эпизодов, составление характеристики героя, выборочный пересказ | Жанровое своеобразие | Иллюстрации к произведению | Гл.5-8 перечитать, задание №4, задание 5, 6(по вариантам), стр.164-165 | ||
40. | Взаимодействие природы и человека. Пейзаж и его роль в создании обстановки действия | Урок-практикум | Пейзаж и его роль в создании обстановки действия; Олицетворение, метафора, эпитет | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, Работа с иллюстрациями | составление устного рассказа на основе пейзажной зарисовки | Иллюстрации к произведению | |||
41. | Испытания Насти и Митраши. Характеристика детей | Развитие речи | План характеристики, отбор материала | Работа с текстом, анализ эпизодов, составление характеристики героя, выборочный пересказ | создание рисунков (Митраши , Насти) с комментарием. | Рисунок с комментарием выставка рисунков ребят | Задание 9, 10 (по выбору), стр.163 | ||
42. | Творческая работа по тексту повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | Развитие речи | Смысл названия, опорные слова | отбор материала, составление плана, выбор опорных слов | Изложение | Задание 3-7 (по выбору), стр.163 | |||
43. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Обобщение. | Комбинированный урок | Сказка, быль, отзыв | Индивидуальная и групповая работа | Мини-презентации | Мини-презентации | Задание 11, 12 (по выбору) | ||
44. | Анализ рассказа И.Бунина «Лапти» | Урок применения знаний и умений. Развитие речи | Композиция, способы изображения персонажей, тема, идея произведения
| Коллективная и индивидуальная работа с текстом рассказа: анализ композиционных элементов, составление плана, выбор опорных слов | Самостоятельная практическая работа: элементы композиции рассказа, движение времени | Презентация, создание иллюстраций к рассказу с сопровождением из текста | Устно ответить на вопросы, черновик отзыва о рассказе | ||
45. | Отзыв о литературном произведении | Развитие речи | Композиция сочинения, особенности жанра | Обсуждение черновиков | Сочинение-отзыв | Выучить наизусть стихи Тютчева и Фета | |||
Мир природы в лирических произведениях | |||||||||
46. | Ф.И.Тютчев «Летний вечер» А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен» | Урок получения знаний | Лирическое стихотворение; эпитет сравнение, метафора | Выразительное чтение, сопоставление стихотворений по настроению, цветописи, выразительным средствам языка | Чтение наизусть | Выбор музыкального сопровождения и видеоиллюстраций | |||
47. | Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом» А.А.Фет«Какая ночь! Как воздух чист…» | Урок получения и применения знаний | Настроение лирического стихотворения, лирический герой | Выразительное чтение, сопоставление стихотворений, закрепление аналитических навыков | Чтение наизусть | Выбор музыкального сопровождения и видеоиллюстраций | |||
48. | С.А.Есенин «Прячет месяц за овинами…» | Урок получения и применения знаний | Способы передачи настроения лирического стихотворения, образ лирического героя | Выразительное чтение, сопоставление стихотворения со стихами А.Фета и Ф.Тютчева | |||||
49. | Пейзажная лирика русских поэтов | Внеклассное чтение | Взаимодействие природы и человека. Пейзаж роль выразительных средств языка в создании обстановки действия. | Групповая работа Выразительное чтение и мелодекламация Представление стихотворений | Конкурс групповых презентаций | Портреты поэтов | Перечитать рассказ «Сапсан» | ||
Человек и животные в литературных произведениях | |||||||||
50. | А.И.Куприн «Сапсан» | Комбинированный урок | Особенности повествования характер героя | Аналитическая беседа | Словесное рисование | Иллюстрации к рассказам Куприна о животных | Стр.224, вопросы, рассказ о питомце | ||
51. | Дж.Лондон «Бурый волк» | Урок формирования знаний | Композиционные элементы Проблемный вопрос | Аналитическая беседа | Пересказ от лица героя Устный рассказ о домашнем животном | Рисунки и фотографии домашних питомцев | Стр.226-228, рассказ о писателе, вопросы, самостоятельное прочтение рассказов Дж.Лондона | ||
52. | Дж.Лондон «Бурый волк» | Урок обобщения знаний | Тематика, проблематика, идея произведения | Групповая работа обмен мнениями, аргументированные ответы на вопросы, Просмотр фрагментов фильма, обсуждение | Устный рассказ о домашнем животном | Рисунки и фотографии домашних питомцев | Стр.246-247, вопросы (по вариантам), Стр.248 | ||
53. | Сопоставление рассказа А.Куприна «Сапсан» с рассказом Дж.Лондона «Бурый волк» | Урок- дискуссия | Тематика, проблематика, идея произведения | Формулирование вопроса, построение рассуждения элементы дискуссии | Ответ на вопрос | Рисунки и фотографии домашних питомцев | самостоятельное прочтение рассказов Дж.Лондона и А.Куприна | ||
54-55. | Человек и животные в литературных произведениях русских и зарубежных писателей | Урок внеклассного чтения | Взаимодействие природы и человека Тематика, проблематика, идея произведения | Групповая и индивидуальная работа Диалог, элементы дискуссии | Самостоятельная работа | Презентации учащихся | Работа с таблицей и теоретическим материалом стр.251 | ||
Дороги, связующие мир человека и мир природы | |||||||||
56. | И.В.Гёте «Лесной царь» (в переводе В.А.Жуковского) | Урок ознакомления с новым материалом | Представление о жанре баллады, ритм и интонация. Художественная идея | Выразительное чтение, сравнение с музыкальным произведением | Выразительное чтение по ролям | Иллюстрации к балладе | Стр.252-254, вопросы стр.256 | ||
57. | А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | Урок ознакомления с новым материалом | Лирическое стихотворение. Образ. Эпитет, метафора, олицетворение | Сравнение стихотворения с картиной В.А.Серова «Зимняя дорога» | Анализ стихотворения, выразительные средства языка | Выбор музыкального фрагмента | Стр.259, вопросы №4,5,10 | ||
58. | А.С.Пушкин «Бесы» | Урок формирования и совершенствования знаний | Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Рефрен. Авторское отношение, идея лирического стихотворения | Сопоставление пейзажа в поэзии, живописи и музыке; Сопоставление композиции и идей стихотворений | Письменная работа | Выбор музыкального фрагмента | Стр.260-262, Вопросы, вопрос 16-устно | ||
59-60. | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» | Урок формирования и совершенствования знаний | Баллада. Строфа. Конфликт. Представление о точках зрения в литературном произведении. Авторская позиция | Сообщения о поэте Выразительное чтение Анализ стихотворения | Построение рассуждения, аргументация | Презентация, иллюстрации к стихотворению | Стр.266, вопросы 13, 14, создание иллюстраций | ||
61. | Баллада в зарубежной (английской и немецкой) и в русской литературе | Внеклассное чтение | Баллада как литературный жанр. Тематика, проблематика | Групповая творческая работа, выступление групп | Групповая творческая работа | Стр.3-8 (IIчасть учебника), задание | |||
Дороги к счастью | |||||||||
Литературная сказка | |||||||||
62. | Братья Я. И В.Гримм «Шиповничек» | Урок ознакомления с новым материалом | Фольклорная и литературная волшебная сказка. Композиция. Сюжет. Деталь | Сопоставление с народной сказкой | Анализ эпизодов по вариантам, обсуждение | Иллюстрации к сказке «Шиповничек» | Стр.7-8, выписать определение и отличия литературной сказки | ||
63. | Ш.Перро «Спящая красавица» | Урок применения знаний и умений | Фольклорная и литературная волшебная сказка. Композиция. Сюжет. Художественные средства создания образа литературного героя | Сравнительный анализ | Работа по вариантам: сопоставление фабулы и эпизодов двух сказок | Презентация, мультфильм | Выбрать эпизод, стр.27, вопросы №5-7 | ||
64. | В.А.Жуковский «Спящая царевна» | Урок формирования и совершенствования знаний. Театрализация. | Стилистическая и композиционная деталь. Особенности стихотворной формы сказки Образы персонажей и пейзажей. Национальный колорит | Выразительное чтение, обсуждение проблемных вопросов, сопоставление двух фабул(в сказке Ш.Перро и В.Жуковского) | Инсценирование эпизодов из сказки. Ответ на проблемный вопрос№10, стр.39 | Фрагменты из фильма-сказки | Стр.39-40, вопросы, прочитать сказку «Снегурочка» | ||
65-67. | Братья Я.и В.Гримм «Снегурочка» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Комбинированные уроки Театрализация. | Литературный герой и художественные средства создания его образа. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения Авторская характеристика персонажей | Сравнительный анализ сказок (элементы композиции и образы), комментарий к созданным иллюстраций Чтение и разыгрывание эпизодов по ролям | Отзыв о фильме или мультфильме, созданном по мотивам сказки(по выбору ) | Фрагменты из фильма-сказки, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков ребят | Письменный ответ на вопрос №18, стр.69 Стр.70-71 | ||
68. | Х.К.Андерсен. В гостях у мудрого сказочника | Урок-путешествие | Время и пространство в литературном произведении и творчестве писателя | Викторина по сказкам Андерсена | Викторина по сказкам Андерсена | Групповые презентации «Мудрый сказочник» | Стр.72-75, пересказ, подготовить вопросы для викторины | ||
69. | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Зеркало тролля | Комбинированный урок | Конфликт Авторская позиция и средства ее выражения | Коллективная работа с текстом, обсуждение | Устное рассуждение (вопрос №3 стр.77) Групповое обсуждение | Фрагмент из фильма | Перечитать историю 2,3 задания №1-3, 10 | ||
70-71. | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Испытания героев | Урок применения знаний и умений | Развитие конфликта. Позиция литературного героя. Композиционная деталь | Работа с текстом, ответы на проблемные вопросы, анализ эпизодов, составление рассказов | Творческие пересказы от лица персонажей | Иллюстрации разных авторов к сказке, фильм, созданный по мотивам сказки Х.Андерсена | Перечитать историю 3-6, вопросы и задания | ||
72. | Х.К.Андерсен «Снежная королева» Добро и зло в сказке. | Урок обобщения и систематизации знаний | Идея произведения, сказочный «урок»; | Обобщение наблюдений, сравнение со сказками А.С.Пушкина | Ответ на проблемный вопрос | Стр.113-117 | |||
73. | Е.Л.Шварц «Снежная королева» | Урок- ролевая игра с элементами исследования | Пространство и время в произведении | Сопоставительный анализ сказок | План сочинения | Портрет Е.Шварца, иллюстрации к сказке, музыка | Вопросы на стр.118 | ||
74. | Творческая работа | Мастерская письма | Композиция творческой работы | Обсуждение набросков | Сочинение или творческая работа (по выбору) | Завершить работу, стр.119-120 | |||
75. | Л.Кэрролл Путешествие в мир литературы нонсенса | Урок формирования знаний | Понятие о смешном, комическом; Приёмы «игры со словом» | Знакомство со статьей учебника о комическом в литературном произведении | Портрет писателя | Стр.120-122, вопрос №2 | |||
76-79. | Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» Странные герои | Урок применения знаний и умений | Жанровая специфика Язык сказки | Анализ глав, выразительное чтение по ролям как прием анализа | Пересказ, обсуждение проблемных вопросов | Портрет писателя, иллюстрации к сказке, просмотр отрывков фильма | |||
Странное время | Образ времени | Анализ 7 главы | сопоставление переводов | ||||||
Алисины игры | Развитие речи | Групповая работа | Защита иллюстраций к сказке, | Иллюстрации и рисунки детей | Стр.138, вопросы | ||||
80. | Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» | Обобщающий урок | Переводы, название сказки Представление о литературной пародии | Групповая работа, обобщение наблюдений и открытий | вопросы стр.149 Словесное рисование | Иллюстрации и рисунки детей. Выставка | Стр.149, вопрос №4, стр.150-151 пересказ | ||
81. | Ю.К.Олеша «Три толстяка»: композиция и конфликт | Комбинированный урок | Своеобразие жанра: роман-сказка; композиция и конфликт в романе и в экранизации. | Обмен впечатлениями, сравнительный анализ эпизодов | Аргументированные ответы на вопросы, сообщения | Портрет писателя, презентация | Вопросы по тексту, пересказ эпизода | ||
82. | «Три толстяка» Добро и зло в сказке. | Комбинированный урок | Время и пространство Композиционные приемы, антитеза | Коллективная работа: анализ эпизодов с опорой на вопросы Выразительное чтение | Пересказ, Выразительное чтение | Иллюстрации к сказке | Вопросы по тексту, пересказ эпизода | ||
83. | Образы детей в сказке | Комбинированный урок | Портрет антитеза | Работа с текстом Сравнение образов героев в кинофильме и в тексте произведения | Пересказ Наблюдение | Просмотр кинофильма | Вопросы стр.180-181 | ||
84. | Парад любимых литературных сказок | Урок внеклассного чтения | Художественные особенности литературной сказки | Театрализация | Выступление групп | Выставка книг и иллюстраций, мини-презентации | Стр.182-183 | ||
Мир – сообщество людей | |||||||||
85. | Тема защиты Родины М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Урок ознакомления с новым материалом | Ритм. Строфа. Способы рифмовки. Речь героя. Диалог и монолог | Выразительное чтение, анализ образов стихотворения, лексическая работа | Работа со статьей учебника | Презентация | Стр.186-188, подготовить выразительное чтение | ||
86. | М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Урок применения знаний и умений | Тема и идея произведения Авторская позиция | Коллективная и индивидуальная работа. Обсуждение вопросов. | Самостоятельная работа с текстом стихотворения, чтение наизусть | Видеофрагменты проекта, посвященного 100-летию Бородинской битвы | Вопросы стр.193-194 | ||
87. | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» | Урок ознакомления с новым материалом | Субъективное обозначение жанра. | Беседа по содержанию рассказа | Творческая история рассказа | Иллюстрации к рассказу | Стр.195-196, сообщения о писателе | ||
88. | Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины | Урок ознакомления с новым материалом | Образы героев и Антитеза Образ рассказчика Средства создания образов | Беседа по содержанию рассказа Работа с текстом | Рассказ о герое (по выбору), подробный пересказ | Презентация о природе Кавказа | Составление плана, работа в тетради(задание № 10, 12, 15 | ||
89. | Жилин и Костылин. Харатеристика героев | Урок-практикум | Антитеза Авторская позиция и способы её выражения | Сопоставление сравнительной характеристики героев | характеристики героев | Иллюстрации, видеофрагменты | Стр.222, вопросы, задание в тетради | ||
90. | Творческая работа | Развитие речи | Составление творческих пересказов от лица героя | Творческий пересказ от лица персонажа | Стр.224-227 Сообщение о Крылове, басня по выбору наизусть | ||||
Отношения людей | |||||||||
91. | И.А.Крылов. «Волк и Ягненок», | Урок ознакомления с новым материалом | Жанр басни, персонажи. Иносказание, аллегория , мораль | Выразительное чтение по ролям. Анализ басни Толкование аллегорий | Чтение по ролям | Презентации о И.А.Крылове и его баснях | Стр.230-231 вопросы | ||
92. | И.А.Крылов «Квартет» | Урок применения знаний и умений | Крылатые выражения Авторская позиция и художественная идея басни | Анализ басни Выразительное чтение по ролям. Толкование аллегорий | Тестовая работа Исполнение басни | Презентации о И.А.Крылове и его баснях | Стр.236-237 Создать иллюстрацию | ||
93. | Эзопов язык. Инсценирование басен | Театрализованный урок | Эзопов язык. Мораль | Исполнение басен | Сочинение басни | Выставка иллюстраций | Стр.238-239 | ||
94. | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» и её Переводы (М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский) | Урок расширения и углубления знаний | Баллада. Композиция. Ритм, строфа Тема и идея | Исторический экскурс. Особенности переводов и их сопоставление | Сравнение образов персонажей | Видеоматериалы о рыцарях | Наизусть | ||
95. | Конфликт и образы главных героев в балладе «Перчатка» | Урок применения знаний и умений | Рыцарь, кодекс чести рыцаря. Композиционная деталь | Анализ переводов, способы создания образов главных героев | Сопоставление переводов | Стр.245, читать рассказ «Толстый и тонкий» | |||
96. | А.П.Чехов «Толстый и тонкий» | Внеклассное чтение | Рассказ как жанр Конфликт Речь персонажа Юмор, комическое | Анализ рассказа | Характеристика героев | Просмотр фильма | Стр.250-251, вопросы | ||
97. | Учимся писать юмористический рассказ | Урок развития речи | Особенности юмористического рассказа | Создание юмористического рассказа | Завершить работу стр.255 -257 | ||||
98-99- | В.Г.Короленко «Дети подземелья» | Внеклассное чтение | Экранизация литературного произведения | Просмотр фильма, беседа на основе читательских и зрительских впечатлений | Сопоставление впечатлений | Просмотр фильма | Стр.158-168, перечитать рассказ | ||
Идеалы и ценности | |||||||||
100. | В.Г.Короленко «Мгновение» | Урок расширения и углубления знаний | Время и пространство в рассказе, образ моря Внутренний конфликт | Коллективный анализ на основе прочитанного | Творческий пересказ от лица героя | Подбор музыкального лейтмотива | Стр.269, вопросы, работа в тетради | ||
101. | К.Г.Паустовский «Парусный мастер» | Урок ролевая игра | Средства создания образов, речь персонажа и автора Настроение и идея рассказа | Коллективная работа Сопоставительный анализ | Художественная идея произведения | ||||
102. | К.Г.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками» | Урок проверки знаний и учебных навыков Внеклассное чтение | Жанр, сюжет, композиция, конфликт Авторская позиция Художественная идея произведения | Анализ рассказа | Самостоятель-ная работа | Подготовка выступления, презентации | |||
103-104 | Литературные открытия года | Внеклассное чтение | Защита презентаций и проектов | Защита презентаций и проектов | |||||
105. | Рекомендации для летнего чтения |
6. Используемые формы и виды контроля
Формы контроля:
- вводный
- текущий
- индивидуальный
- тематический
- итоговый
- административный.
Виды контроля:
- устный опрос
- фронтальный опрос
- беседа
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
- выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям
- терминологический (литературоведческий) диктант
- проверочная, самостоятельная работа
- тестирование (в т. ч. компьютерное)
- творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)
- нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)
- исследовательская, проектная работа
- презентация.
7. Учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
- Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Методическое обеспечение программы:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011.
- Литература. 5 класс : поурочные планы / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011.
- Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.
- Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011.
- Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК , 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...
рабочая программа по литературе по программе бунеева в 6 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...
Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по литературе по учебнику И.Н.Сухих. 10 класс.
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана к учебному комплексу под редакцией И.Н.Сухих и рассчитана на 102 академических часа (3 часа в неделю)....
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа...
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа...