Рабочая программа по литературе по программе И.Н.Сухих 5 класс(3 часа)
рабочая программа по литературе (5 класс)

Гапоненко Галина Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе Программы Министерства образования РФ.

Включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, формы обучения, формы контроля и список литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка к рабочей программе

по литературе

1. Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012.
  • Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  • Образовательная программа ГБОУ  гимназия 155 Центрального  района Санкт-Петербурга.
  • Учебный план ГБОУ гимназия 155 Центрального  района Санкт-Петербурга.

Настоящая рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе Программы для 5 – 9 классов, созданной авторским коллективом под редакцией доктора филологических наук, профессора И.Н.Сухих, для общеобразовательных учреждений с учётом Образовательной программы, учебного плана и Программы развития ГБОУ гимназия155 Центрального  района Санкт-Петербурга.   Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.

2. Цели и задачи обучения

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. В основе курса литературы 5 класса лежит проблемно-тематический принцип, к которому добавляется принцип литературоведческий. Последовательность изучения произведений в  5 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия мира ребенком. Поэтому курс литературы 5 класса называется «Открытие мира», литературоведческий аспект курса – «Образ мира в  фольклоре и литературе»

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и эмоционального восприятия художественного текста,  понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

В соответствии с обозначенными целями на уроках литературы решаются задачи:

  • формировать представление о художественной литературе как культурном феномене, занимающем важнейшее место в духовной жизни нации и человека, осознать своеобразие и богатство литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этический и  эстетический компонент искусства, сформировать основы эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству, воспитать культуру чтения и потребность в чтении;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, овладеть знаниями и умениями основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
  • использовать изучение литературы в целях повышения речевой культуры, развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, совершенствовать навыки написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

3. Результаты освоения учебного предмета

Достижение поставленных целей предполагает включение учащихся в литературно-художественную и творческую деятельность, которая требует определенного уровня компетентности, свидетельствующего о приобретении ими новых качеств личности:

  • потребности в чтении и расширении культурного кругозора, в самостоятельной интерпретации и оценке явлений словесного искусства;
  • умения выразить свое мнение, готовности отстаивать свою читательскую позицию, аргументировать ее, опираясь на текст произведения;
  • интереса к другим интерпретациям, к осмыслению и анализу разных точек зрения.

4. Количество учебных часов

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.  Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов составит 105 часов.

5.. Особенности организации учебного процесса по предмету:

виды деятельности учащихся, используемые формы, методы, средства обучения

А. Виды деятельности учащихся:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Б. Формы обучения:

  • фронтальная (коллективная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная
  • дифференцированная.

В. Методы и приёмы обучения:

Традиционные

  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, лекция, беседа);
  • метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала (работа с обобщающими схемами и таблицами, портретами и др.);
  • метод теоретического анализа (анализ и синтез, обобщения, сопоставление, теоретическое моделирование, сравнительно-исторический анализ и т.д.)
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть);
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, с разнообразными  словарями, дополнительной литературой);
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (практикумы, самостоятельные работы);
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверочные проверка домашних работ, программированный контроль).

Инновационные

  • ИКТ – технологии
  • тест – технологии
  • технология поэтапного формирования умственных действий
  • дифференцированное обучение
  • игровые технологии
  • технология «Творческих мастерских».

Г. Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения  для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер, Интернет – ресурсы, ЭОР(CD, DVD – диски).

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия

Виды деятельности

Форма контроля

Оборудование и наглядность

Домашнее задание

дата

план

факт

1.

Приглашение к чтению и размышлениям

Вводный урок

Чтение- читатель

Писатель –мир художественного произведения

Беседа

Выставка книг, иллюстрации

Сочинение о книге

I.Мир человека и его изображение в фольклоре

2.

Миф как источник фольклора

Урок получения новых знаний

Миф, мифология;

Фольклор и литература

Беседа, работа с учебником

Стр.10-12, вопросы 1,2

3.

Славянская мифология

Урок получения новых знаний

Славянские боги

Работа с текстами

Заполнение таблицы

Презентация

Индивидуальные задания

4.

Обрядовая поэзия

Урок развития речи

Обряд, обрядовые символы

Беседа, работа с учебником

Видеозапись

Стр.14-16,

5.

Жанры календарных и семейных обрядов

Урок получения новых знаний

Особенности календарных и семейных обрядов, связь с верованиями

Сообщения учащихся

викторина

Фрагменты из фильмов

Стр.17, вопросы

6.

Малые жанры фольклора.

Загадки и их особенности

Урок -практикум

Загадка, принципы создания загадки

Беседа, работа с учебником и рабочей тетрадью

Стр.18-21

7.

Пословицы и поговорки. Тематические группы пословиц.

Урок обобщения и систематизации знаний

Пословица, поговорка, устойчивое словосочетание

Толкование смысла пословицы; работа с тематическими группами

Сочинение по пословице

Иллюстрации к пословицам

Стр.21-23, вопрос 3, стр.24

8.

Создание загадок, считалок, поговорок. Размышление о смысле пословицы

Урок развития речи

Пословица, поговорка, устойчивое словосочетание

Толкование смысла пословицы; работа с тематическими группами

Юмористический рассказ с использованием пословиц

9.

Метафора, сравнение

Считалка, дразнилка, ритм и рифма в загадках и пословицах

Составление диалогов с использованием пословиц и поговорок, сочинение загадок и считалок

Пословица, поговорка, устойчивое словосочетание

Толкование смысла пословицы; работа с тематическими группами

викторина

Стр.25, выписать определение

10.

Урок-игра по темы «Малые жанры фольклора»

Соревнование команд

Составление плана

фрагменты из фильмов, снятых по мотивам сказок

Стр.33, выразительное чтение эпизода

11.

Сказка, виды фольклорной сказки, сказочные «формулы»

Комментированное

чтение сказки, анализ текста с точки зрения жанровых особенностей

Сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение

Беседа, пересказ  эпизодов

Ответ на вопрос

Иллюстрации к сказкам

Стр.48, вопросы 2,4,5

12.

Сказка, сказочные «формулы», роль повторов

Беседа, пересказ сюжета, обучение пересказу- сказыванию

Сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение

Беседа, пересказ  эпизодов

Сказывание эпизода

Создание иллюстраций

Стр.51-53, задание 2, стр.64, зад.6,11

13.

Моя любимая волшебная сказка.

Внеклассное чтение

сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение

Сказывание эпизода

Письменный ответ на вопрос с использованием пословиц

Фрагменты из фильмов, снятых по мотивам сказок

Завершение письменной работы и иллюстраций

14.

Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец»

Урок получения новых знаний

Особенности сказок о животных, понятие об аллегории

Беседа по содержанию сказок, сопоставление характеров животных

Пересказ, разыгрывание самостоятельно подготовленных сказок

Иллюстрации художников, выполненные в разной технике

Стр.28, задание 2,5

15.

Особенности сказок о животных. «Журавль и цапля»

Комбинированный урок

сказочные «формулы», устойчивые эпитеты, метафора, сравнение, аллегория

Выразительное чтение, беседа по вопросам

Сравнительный анализ

Мультфильм

Стр.29-31, задание 5

16.

Бытовые сказки. Анализ сказок «Мена» и «Мудрая дева»

Комбинированный урок

Особенности бытовых сказок

Выразительное чтение, беседа по вопросам, подбор пословиц к сказкам

Устный отзыв об иллюстрации к сказке или экранизации

Создание иллюстраций или рисованного мультфильма

Стр.67-68, вопросы

 Стр.71-74,

 зад.1-4

17.

Сказывание сказки (по выбору уч-ся)

Подготовка к сочинению.

Урок применения знаний и умений.

Развитие речи

 Повторение и применение жанровых особенностей сказок

Сказывание эпизода с учетом особенностей лексики и жанровой принадлежности

Сочинение-отзыв

Презентация «Собиратели и сказители »

Стр.75, вопросы, подготовить свой вопрос

18.

Сказочный мир. Викторина по сказкам

Урок-игра

Жанровые особенности сказок, средства выразительности

Викторина по сказкам,

Терминологический тест

Выставка книг и иллюстраций

Стр.77, индивид.задания

Мой дом – мой мир.

19.

Сочинение.

«Мой дом – мой мир»

Развитие речи

Образ

Деталь

Приемы создания образа

Подбор сравнений и эпитетов, передающих собственное отношение детей к дому;

Значимая деталь

Обсуждение набросков сочинений

Выставка домашних фотографий

индивид.задания

20.

А.С.Пушкин. Детские годы. Дом Пушкиных

Комбинированный урок

Развернутое высказывание

Устное сообщение, пересказ, применение знаний

Устное монологическое высказывание

Портрет А.С.Пушкина , иллюстрации Михайловского, презентация

Стр.80-83, вопросы

21.

Анализ стихотворения «Няне»

Урок получения новых знаний

Литературные роды: эпос, лирика,

Тропы: сравнение, эпитет

Выразительное чтение, осмысление особенностей лирического стихотворения, работа с текстом стихотворения

Презентация

Стр.89-91, задание 1,5-7, стр.85 задание10, 11

22.

Анализ стихотворения «Зимний вечер»

Урок применения знаний и умений.

Лирическое стихотворение Тропы: сравнение, эпитет

Выразительное чтение, работа с текстом стихотворения

Чтение наизусть

Вивальди, Чайковский «Времена года»

Стр.83-85,задание 1-4, 9, теория стр.90-91

23.

А.П.Чехов. Образ дома в воспоминаниях писателя

Урок получения новых знаний

Способы передачи авторского отношения в прозе

сообщения

Презентации учащихся

Стр.93-95, задания по группам

24.

Рассказ «Гриша»

Урок получения новых знаний

Рассказ как эпический жанр. Фабула, конфликт, композиция

Работа с текстом по вопросам, сравнение мира взрослых и мира ребенка

Проблемный вопрос

Рисунки к рассказу

Стр.93-94, задание 7

25.

Образы дома и семьи в произведениях русской и зарубежной литературы

Урок применения знаний и умений.

Образ

Художественная деталь

Рассказ о прочитанных произведениях

Терминологический тест

Выставка книг

Вопросы и задания по группам, индивид.задания

26-27.

А.Толстой  «Детство Никиты». Анализ отдельных глав повести

Внеклассное чтение Комбинированный урок

Повесть как эпический жанр. Фабула,  композиция

Образы героев

Работа с текстом по вопросам, выборочный пересказ

Отзыв-сопоставление повести и фильма

Фильм «Детство Никиты»

Задания по группам

28.

Н.М. Рубцов. «В горнице»

Урок применения знаний и умений.

Лирическое стихотворение Тропы: сравнение, эпитет

Анализ стихотворения

Выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения Н.Рубцова

Иллюстрации и музыка

29.

Представление о стихах и прозе

Урок-практикум

Стихи и проза

Ритм, рифма, строка

Анализ стихотворения

Практическая работа

Стр.104-107

Природа – мир, окружающий дом

Мир природы в эпических произведениях

30.

И.С.Тургенев.

 Мир и природа в творчестве  писателя.

Урок получения новых знаний

контраст

Рассказ о жизни И.С.Тургенева. Чувство писателя к природе родного края,  отношение к крестьянским детям.

Сообщения, чтение статьи о Тургеневе

Составление рассказа о писателе по плану

Портрет писателя, видеоматериал о природе средней полосы России

Стр.110-112, вопросы, задание по тексту

31-32

И.С.Тургенев «Бежин луг»  

Урок получения новых знаний

Рассказ.

Композиция и её элементы

Чтение глав, пересказ, аналитическая беседа

Выразительное чтение отрывка

Рисунок с комментарием

Стр.114-135, вопросы, задание 1, 2, 5

33.

Образы героев и автора-повествователя

Комбинированный урок

Способы создания образов героев. Речевая характеристика героев. Образ повествователя

Знакомство с литературоведческими понятиями

Устный рассказ о герое

Рисунок с комментарием

Стр.136, задания 14,16, 17,

Задания 3, 4, 19

34.

Пейзажные зарисовки в произведении, их роль для понимания авторской  идеи

Комбинированный урок

Развитие речи

Описание природы и человека. Тема, проблема, идея произведения

Создание пейзажной миниатюры

Самостоятельно (по итогам коллективной работы с текстом)  определить тему и идею рассказа

Иллюстрации к рассказу «Бежин луг», выставка рисунков ребят

Стр.136-137, выписать определения в тетрадь

Перечитать «Васюткино озеро», вопр.№3 стр.195

35-36.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Урок получения и применения знаний

Способы создания образа персонажа; пейзаж и портрет в литературном произведении

Выразительное чтение пейзажных зарисовок

Создание пейзажных миниатюр

Презентации о природе средней полосы России и Сибирского края

Стр.166-167, задание 2, 4-5 по тексту;

Стр.195 (вопросы), задания № 9-15, 19, 20

37.

Портрет в  литературном произведении

Развитие речи

Приемы создания портрета в литературном произведении

Учимся создавать художественное описание

Словесный портрет героя

Иллюстрации к рассказу «Бежин луг»

38-39.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Уроки получения и  применения знаний и умений.

Жанровое своеобразие:

объективное и авторское.

 Тема, идея произведения,

Композиция, способы изображения персонажей, пейзаж;

Работа с текстом, анализ эпизодов, составление характеристики героя, выборочный пересказ

Жанровое своеобразие

Иллюстрации к произведению

Гл.5-8 перечитать, задание №4, задание 5, 6(по вариантам), стр.164-165

40.

Взаимодействие природы и человека. Пейзаж  и его роль в создании обстановки действия

Урок-практикум

 Пейзаж  и его роль в создании обстановки действия;

Олицетворение, метафора, эпитет

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, Работа с иллюстрациями

составление устного рассказа на основе пейзажной зарисовки

Иллюстрации к произведению

41.

Испытания Насти и Митраши. Характеристика детей

Развитие речи

План характеристики, отбор материала

Работа с текстом, анализ эпизодов, составление характеристики героя, выборочный пересказ

создание рисунков (Митраши , Насти) с комментарием.

Рисунок с комментарием выставка рисунков ребят

Задание 9, 10 (по выбору),  стр.163

42.

Творческая работа по тексту повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Развитие речи

Смысл названия, опорные слова

отбор материала, составление плана, выбор опорных

 слов

Изложение

Задание 3-7 (по выбору),  стр.163

43.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Обобщение.

Комбинированный урок

Сказка, быль, отзыв

Индивидуальная и групповая работа

Мини-презентации

Мини-презентации

Задание 11, 12 (по выбору)

44.

Анализ рассказа И.Бунина «Лапти»

Урок применения знаний и умений.

Развитие речи

Композиция, способы изображения персонажей, тема, идея произведения

 

Коллективная и индивидуальная работа с текстом рассказа: анализ композиционных элементов, составление плана, выбор опорных

 слов

Самостоятельная практическая работа: элементы композиции рассказа, движение

времени

Презентация, создание иллюстраций к рассказу с сопровождением из текста

Устно ответить на вопросы, черновик отзыва о рассказе

45.

Отзыв о литературном произведении

Развитие речи

Композиция сочинения, особенности жанра

Обсуждение черновиков

Сочинение-отзыв

Выучить наизусть стихи Тютчева и Фета

Мир природы в лирических произведениях

46.

Ф.И.Тютчев «Летний вечер»

А.А.Фет «Летний вечер тих и ясен»

Урок  получения знаний

Лирическое стихотворение; эпитет сравнение,  метафора

Выразительное чтение, сопоставление стихотворений по настроению, цветописи, выразительным средствам языка

Чтение наизусть

Выбор музыкального сопровождения и видеоиллюстраций

47.

Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом»

А.А.Фет«Какая ночь! Как воздух чист…»

Урок получения и применения знаний

Настроение лирического стихотворения, лирический герой

Выразительное чтение, сопоставление стихотворений, закрепление аналитических навыков

Чтение наизусть

Выбор музыкального сопровождения и видеоиллюстраций

48.

С.А.Есенин «Прячет месяц за овинами…»

Урок  получения и применения знаний

Способы передачи настроения лирического стихотворения, образ лирического героя

Выразительное чтение, сопоставление стихотворения со стихами А.Фета и Ф.Тютчева

49.

Пейзажная лирика русских поэтов

Внеклассное чтение

Взаимодействие природы и человека. Пейзаж   роль выразительных средств языка в создании обстановки действия.

Групповая работа Выразительное чтение и мелодекламация

Представление стихотворений

Конкурс групповых презентаций

Портреты поэтов

Перечитать рассказ «Сапсан»

Человек и животные в литературных произведениях

50.

А.И.Куприн «Сапсан»

Комбинированный урок

Особенности повествования

характер  героя

Аналитическая беседа

Словесное рисование

Иллюстрации к рассказам Куприна о животных

Стр.224, вопросы, рассказ о питомце

51.

Дж.Лондон «Бурый волк»

Урок формирования знаний

Композиционные элементы

Проблемный вопрос

Аналитическая беседа

Пересказ от лица героя

Устный рассказ о домашнем животном

Рисунки и фотографии домашних питомцев

Стр.226-228, рассказ о писателе, вопросы,

самостоятельное прочтение рассказов Дж.Лондона

52.

 Дж.Лондон «Бурый волк»

Урок обобщения знаний

Тематика, проблематика, идея произведения

Групповая работа обмен мнениями, аргументированные ответы на вопросы,

Просмотр фрагментов фильма, обсуждение

Устный рассказ о домашнем животном

Рисунки и фотографии домашних питомцев

Стр.246-247, вопросы (по вариантам),

Стр.248

53.

Сопоставление рассказа А.Куприна «Сапсан» с рассказом Дж.Лондона «Бурый волк»

Урок- дискуссия

Тематика, проблематика, идея произведения

Формулирование вопроса, построение рассуждения элементы дискуссии

Ответ на вопрос

Рисунки и фотографии домашних питомцев

самостоятельное прочтение рассказов Дж.Лондона и А.Куприна

54-55.

Человек и животные в литературных произведениях русских и зарубежных писателей

Урок внеклассного чтения

Взаимодействие природы и человека Тематика, проблематика, идея произведения

Групповая и индивидуальная работа

Диалог, элементы дискуссии

Самостоятельная работа

Презентации учащихся

Работа с таблицей и теоретическим материалом стр.251

Дороги, связующие мир человека и мир природы

56.

И.В.Гёте «Лесной царь» (в переводе В.А.Жуковского)

Урок ознакомления с новым материалом

Представление о жанре баллады, ритм и интонация. Художественная идея

Выразительное чтение, сравнение с музыкальным произведением

Выразительное чтение по ролям

Иллюстрации к балладе

Стр.252-254, вопросы стр.256

57.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

Урок ознакомления с новым материалом

Лирическое стихотворение. Образ. Эпитет, метафора, олицетворение

Сравнение стихотворения с картиной В.А.Серова «Зимняя дорога»

Анализ стихотворения, выразительные средства языка

Выбор музыкального фрагмента

Стр.259, вопросы №4,5,10

58.

А.С.Пушкин «Бесы»

Урок  формирования и совершенствования

знаний

Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Рефрен.

Авторское отношение,

 идея лирического стихотворения

Сопоставление пейзажа в поэзии, живописи и музыке;

Сопоставление композиции и идей стихотворений

Письменная работа

Выбор музыкального фрагмента

Стр.260-262,

Вопросы,

вопрос 16-устно

59-60.

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Урок  формирования и совершенствования

знаний

Баллада. Строфа.

Конфликт. Представление о точках зрения в литературном произведении. Авторская позиция

Сообщения о поэте

Выразительное чтение

Анализ стихотворения

Построение рассуждения, аргументация

Презентация, иллюстрации к стихотворению

Стр.266, вопросы 13, 14, создание иллюстраций

61.

Баллада в зарубежной (английской и немецкой) и в русской литературе

Внеклассное чтение

Баллада как литературный жанр. Тематика, проблематика

Групповая творческая работа, выступление групп

Групповая творческая работа

Стр.3-8 (IIчасть учебника), задание

Дороги к счастью

Литературная сказка

62.

Братья Я. И В.Гримм

«Шиповничек»

Урок ознакомления с новым материалом

Фольклорная и литературная волшебная сказка. Композиция. Сюжет. Деталь

Сопоставление с народной сказкой

Анализ  эпизодов по вариантам, обсуждение

Иллюстрации к сказке «Шиповничек»

Стр.7-8, выписать определение и отличия литературной сказки

63.

Ш.Перро «Спящая красавица»

Урок применения знаний и умений

Фольклорная и литературная волшебная сказка. Композиция. Сюжет. Художественные средства создания образа литературного героя

Сравнительный анализ

Работа по вариантам: сопоставление фабулы и  эпизодов двух сказок

Презентация, мультфильм

Выбрать эпизод, стр.27, вопросы №5-7

64.

В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Урок  формирования и совершенствования

знаний.

Театрализация.

Стилистическая и композиционная деталь. Особенности стихотворной формы сказки Образы персонажей и пейзажей. Национальный колорит

Выразительное чтение, обсуждение проблемных вопросов, сопоставление двух фабул(в сказке Ш.Перро и В.Жуковского)

Инсценирование эпизодов из сказки.

Ответ на проблемный вопрос№10, стр.39

Фрагменты из фильма-сказки

Стр.39-40, вопросы,

прочитать сказку «Снегурочка»

65-67.

Братья

 Я.и В.Гримм

«Снегурочка»

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Комбинированные уроки Театрализация.

Литературный герой и художественные средства создания его образа. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения

Авторская характеристика персонажей

Сравнительный анализ сказок  (элементы композиции и образы), комментарий к созданным иллюстраций

Чтение и разыгрывание эпизодов по ролям

Отзыв о фильме или мультфильме, созданном по мотивам сказки(по выбору )

Фрагменты из фильма-сказки, иллюстрации к сказкам, выставка рисунков ребят

Письменный ответ на вопрос №18, стр.69

Стр.70-71

68.

 Х.К.Андерсен.

В гостях у мудрого сказочника

Урок-путешествие

Время и пространство в литературном произведении и творчестве писателя

Викторина по сказкам Андерсена

Викторина по сказкам Андерсена

Групповые презентации «Мудрый сказочник»

Стр.72-75, пересказ, подготовить вопросы для викторины

69.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Зеркало тролля

Комбинированный урок

Конфликт

Авторская позиция и средства ее выражения

Коллективная работа с текстом, обсуждение

Устное рассуждение

(вопрос №3 стр.77)

Групповое обсуждение

Фрагмент из фильма

Перечитать историю 2,3 задания №1-3, 10

70-71.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Испытания героев

Урок применения знаний и умений

Развитие конфликта. Позиция литературного героя. Композиционная деталь

Работа с текстом, ответы на проблемные вопросы, анализ эпизодов, составление рассказов  

Творческие пересказы от лица персонажей

Иллюстрации разных авторов к сказке, фильм,  созданный по мотивам сказки Х.Андерсена

Перечитать историю 3-6, вопросы и задания

72.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Добро и зло в сказке.

Урок обобщения и систематизации знаний

Идея произведения, сказочный «урок»;

Обобщение наблюдений, сравнение со сказками А.С.Пушкина

Ответ на проблемный вопрос

Стр.113-117

73.

Е.Л.Шварц «Снежная королева»

Урок- ролевая игра с элементами исследования

Пространство и время в произведении

Сопоставительный анализ сказок

План сочинения

Портрет Е.Шварца, иллюстрации к сказке, музыка

Вопросы на стр.118

74.

Творческая работа

Мастерская письма

Композиция творческой работы

Обсуждение набросков

Сочинение или творческая работа (по выбору)

Завершить работу, стр.119-120

75.

Л.Кэрролл

Путешествие в мир литературы нонсенса

Урок  формирования знаний

Понятие о смешном, комическом;

Приёмы «игры со словом»

Знакомство со статьей учебника о комическом в литературном произведении

Портрет писателя

Стр.120-122, вопрос №2

76-79.

Л.Кэрролл

 «Алиса в Стране Чудес»

Странные герои

Урок применения знаний и умений

Жанровая специфика

Язык сказки

Анализ глав, выразительное чтение по ролям как прием анализа

Пересказ, обсуждение проблемных вопросов

Портрет писателя, иллюстрации к сказке, просмотр отрывков фильма

Странное время

Образ времени

Анализ 7 главы

сопоставление переводов

Алисины игры

Развитие речи

Групповая работа

Защита иллюстраций к сказке,

Иллюстрации и рисунки детей

Стр.138, вопросы

80.

 Л.Кэрролл

 «Алиса в Стране Чудес»

Обобщающий урок

Переводы, название сказки

Представление о литературной пародии

Групповая работа, обобщение наблюдений и открытий

вопросы стр.149 Словесное рисование

Иллюстрации и рисунки детей. Выставка

Стр.149, вопрос №4, стр.150-151 пересказ

81.

Ю.К.Олеша

«Три толстяка»: композиция и конфликт

Комбинированный урок

Своеобразие жанра: роман-сказка; композиция и конфликт в романе и в экранизации.

Обмен впечатлениями, сравнительный анализ эпизодов

Аргументированные ответы на вопросы, сообщения

Портрет писателя, презентация

Вопросы по тексту, пересказ эпизода

82.

 «Три толстяка» Добро и зло в сказке.

Комбинированный урок

Время и пространство Композиционные приемы, антитеза

Коллективная работа: анализ эпизодов с опорой на вопросы  Выразительное чтение

Пересказ, Выразительное чтение

Иллюстрации к сказке

Вопросы по тексту, пересказ эпизода

83.

Образы детей в сказке

Комбинированный урок

 Портрет

антитеза

Работа с текстом

Сравнение образов героев в кинофильме и в тексте произведения

Пересказ

Наблюдение

Просмотр кинофильма

Вопросы стр.180-181

84.

Парад любимых литературных сказок

Урок внеклассного чтения

Художественные особенности литературной сказки

Театрализация

Выступление групп

Выставка книг и иллюстраций, мини-презентации

Стр.182-183

Мир – сообщество людей

85.

Тема защиты Родины М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Урок

 ознакомления с новым материалом

Ритм. Строфа. Способы рифмовки.

Речь героя.

Диалог и монолог

Выразительное чтение, анализ образов стихотворения, лексическая работа

Работа со статьей учебника

Презентация

Стр.186-188, подготовить выразительное чтение

86.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Урок применения знаний и умений

 Тема и идея произведения

Авторская позиция

Коллективная и индивидуальная работа.

Обсуждение вопросов.

Самостоятельная работа с текстом стихотворения, чтение наизусть

Видеофрагменты проекта, посвященного 100-летию Бородинской битвы

Вопросы стр.193-194

87.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Урок

 ознакомления с новым материалом

Субъективное обозначение жанра.

Беседа по содержанию рассказа

Творческая история  рассказа

Иллюстрации к рассказу

Стр.195-196, сообщения о писателе

88.

Кавказ: быт и обычаи горцев. Образ Дины

Урок

 ознакомления с новым материалом

Образы героев и Антитеза

Образ рассказчика

Средства создания образов

Беседа по содержанию рассказа

Работа с текстом

Рассказ о герое (по выбору), подробный пересказ

Презентация о природе Кавказа

Составление плана, работа в тетради(задание № 10, 12, 15

89.

Жилин и Костылин. Харатеристика героев

Урок-практикум

Антитеза Авторская позиция и способы её выражения

Сопоставление сравнительной характеристики героев

характеристики героев

Иллюстрации, видеофрагменты

Стр.222, вопросы, задание в тетради

90.

Творческая работа

Развитие речи

Составление творческих пересказов от лица героя

Творческий пересказ от лица персонажа

 Стр.224-227

Сообщение о Крылове, басня по выбору наизусть

Отношения людей

91.

И.А.Крылов.

«Волк и Ягненок»,

Урок

 ознакомления с новым материалом

Жанр басни, персонажи. Иносказание,

аллегория , мораль

Выразительное чтение по ролям.

Анализ басни

Толкование аллегорий

Чтение по ролям

Презентации о И.А.Крылове и его баснях

Стр.230-231 вопросы

92.

И.А.Крылов

«Квартет»

Урок применения знаний и умений

Крылатые выражения

Авторская позиция и художественная идея басни

Анализ басни Выразительное чтение по ролям.

Толкование аллегорий

Тестовая работа

Исполнение басни

Презентации о И.А.Крылове и его баснях

Стр.236-237

Создать иллюстрацию

93.

Эзопов язык. Инсценирование басен

Театрализованный урок

Эзопов язык. Мораль

Исполнение басен

Сочинение басни

Выставка иллюстраций

Стр.238-239

94.

Ф.Шиллер. Баллада

«Перчатка» и её

Переводы

(М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский)

Урок

 расширения и углубления знаний

Баллада. Композиция.

Ритм, строфа

Тема и идея

Исторический экскурс.

Особенности переводов и их сопоставление

Сравнение образов персонажей

Видеоматериалы о рыцарях

Наизусть

95.

Конфликт и образы главных героев в балладе «Перчатка»

Урок применения знаний и умений

Рыцарь,

кодекс чести рыцаря.

Композиционная деталь

Анализ переводов, способы создания образов главных героев

Сопоставление переводов

Стр.245, читать рассказ «Толстый и тонкий»

96.

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

Внеклассное чтение

Рассказ как жанр

Конфликт

Речь персонажа

Юмор, комическое

Анализ рассказа

Характеристика героев

Просмотр фильма

Стр.250-251, вопросы

97.

Учимся писать юмористический рассказ

Урок

 развития речи

Особенности юмористического рассказа

Создание юмористического рассказа

Завершить работу

стр.255 -257

98-99-

В.Г.Короленко

«Дети подземелья»

Внеклассное чтение

Экранизация литературного произведения

Просмотр фильма, беседа на основе читательских и зрительских впечатлений

Сопоставление впечатлений

Просмотр фильма

Стр.158-168, перечитать рассказ

Идеалы и ценности

100.

В.Г.Короленко

«Мгновение»

Урок

 расширения и углубления знаний

Время и пространство в рассказе, образ моря Внутренний конфликт

Коллективный анализ на основе прочитанного

Творческий пересказ от лица героя

Подбор музыкального лейтмотива

Стр.269, вопросы, работа в тетради

101.

К.Г.Паустовский

«Парусный мастер»

Урок

ролевая игра

Средства создания образов, речь персонажа и автора

Настроение и идея рассказа

Коллективная работа

Сопоставительный анализ

Художественная идея произведения

102.

К.Г.Паустовский

«Корзинка с еловыми шишками»

Урок проверки знаний и учебных навыков

Внеклассное чтение

Жанр, сюжет, композиция, конфликт

Авторская позиция

Художественная идея произведения

Анализ рассказа

Самостоятель-ная работа

Подготовка выступления, презентации

103-104

Литературные открытия года

Внеклассное чтение

Защита презентаций и проектов

Защита презентаций и проектов

105.

Рекомендации для летнего чтения

6. Используемые формы и виды контроля

Формы контроля:

  • вводный
  • текущий
  • индивидуальный
  • тематический
  • итоговый
  • административный.

Виды контроля:

  • устный опрос
  • фронтальный опрос
  • беседа
  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
  • выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям
  • терминологический (литературоведческий) диктант
  • проверочная, самостоятельная работа
  • тестирование (в т. ч. компьютерное)
  • творческая работа (сочинение, отзыв, рецензия, аннотация)
  • нетрадиционные виды контроля (кроссворд, викторина, литературная газета, экскурсия и др.)
  • исследовательская, проектная работа
  • презентация.

7. Учебно-методический комплекс

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Литература: Программа для 5 — 9 классов: Основное общее образование / [Т.В.Рыжкова, И.Н.Сухих, И. И. Гуйс и др.]; под ред. И.Н.Сухих.— М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  • Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, М.К. Костюхина, Г.Л. Вирина, И.Р. Николаева; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Методическое обеспечение программы:

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011.
  3. Литература. 5 класс : поурочные планы / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011.
  4. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

  1. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.
  2. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011.
  3. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК , 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...

Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.

Рабочая программа по литературе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...

Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе по учебнику И.Н.Сухих. 10 класс.

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана к учебному комплексу под редакцией И.Н.Сухих и рассчитана на 102 академических часа (3 часа в неделю)....

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа...

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа...