Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа
рабочая программа по литературе (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr-ma_lit-ra_8_kl.docx | 68.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Место предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (35 недели). Всего в год – 105 часа
Планируемые результаты изучения курса литературы в 8 классе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная ... », «Вдоль по улице метелица метет ... », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком ... ». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы.
Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы к.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Р.Р. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«K***». («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений) .
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий, Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведении.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей ... »; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами ... ». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее nроизведения (развитие представлений).
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал nисателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
Тэффи.
Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
Михаил Михайлович Зощенко.
Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
Михаил Андреевич Осоргин.
Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
Андрей Платонович Платонов
Слово о писателе.
Рассказ «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не nоют ... »; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок ... »; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия ... ».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России ... » (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо ... ». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не nохожи ... », «Увы, мой стих не блещет новизной ... ».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.- Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Джонатан Свифт
Слово о писателе.
«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
Вальтер Скотт
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
1 | Русская литература и история. | Ответить на вопрос: «Какие исторические личности, исторические события в прочитанных произведениях вам знакомы из истории? |
2 | Русские народные песни. Песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка ноченька тёмная», «Вдоль по улице метелица метёт». | Подготовить ответы на вопросы к теме «Хороводные и лирические песни». Написать частушку на школьную тему |
3 | Исторические песни о Емельяне Ивановиче Пугачёве. Песни «Пугачёв темнице», «Пугачёв казнён» | Выразительное чтение одной из исторических песен |
4 | Предания о Емельяне Ивановиче Пугачёве, Ермаке Тимофеевиче. | Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику |
5-6 | Житийная литература как особый жанр. «повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника 2. Прочитать статью учебника «о «Повести о Шемякином суде». Подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде». |
7 | Повесть «Шемякин суд». | Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовить развернутый ответ, включив выражение Шемякин суд как поговорку. Прочитать комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль» |
8 | XVIII век в истории России. Д.И.Фонвизин «Недоросль» | Подобрать материал к речевым характеристикам героев пьесы (Скотинин, Простакова, Митрофан, Стародум и др.). Подготовить чтение по ролям действия второго. |
9 | Речевая характеристика героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Составить письменную характеристику «Жизненные принципы Стародума» |
10 | Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Выписать из текста комедии афоризмы, принадлежащие разным героям. Ответить на вопросы«Почему появляются Митрофаны? Какие новые, современные черты они приобретают? Можно ли искоренить невежество и лень? Как вы считаете, какими способами можно это достигнуть? Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?» |
11 | Д. И. Фонвизин «Недоросль». Урок дискуссия на тему «Значение комедии для современников и следующих поколений» | Прочитать статью «Фонвизин и классицизм» с.73-76 |
12 | «Недоросль» как комедия классицизма | Подготовить материалы для написания сочинения: «Весёлая» семейка. Смешное и печальное в Митрофане. Жизнь Стародума. Учителя Митрофана |
13 | Творческий практикум: работа над сочинением по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Написать сочинение |
14 | Контрольный урок по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе XVIII века» | Написать сочинение. Подготовить сообщение об истории жанра басни и об И.А.Крылове. Прочитать басню Крылова «Обоз» |
15 | Басня И. А. Крылова «Обоз» и ее историческая основа | Выучить наизусть басню. Прочитать думу К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака» |
16 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | Ответить на вопросы и выполнить задания. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака» |
17 | А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта» | Подготовить пересказ отрывков из «Истории Пугачевского бунта» |
18 | Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гриднева (анализ глав I-II) | Перечитать главы III-V. Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым. |
19 | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин (разбор глав III-V) | Перечитать главы VI,VII. Подготовить пересказ о падении Белгородской крепости, сохраняя стиль повествования. Раскрыть роль эпиграфов к главам VI,VII. |
20 | Пугачев и народ в романе (разбор глав VI,VII) | Перечитать главы VIII-XII. Найти в романе все эпизоды, в которых появляется Пугачев. Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Какова роль этих портретных описаний |
21 | Средства характеристики героев романа на примере глав VIII-XII | Перечитать главы XIII и XIV, подготовить их краткий пересказ. Подготовить устный ответ на вопрос «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки». Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина |
22 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. | Подготовиться к итоговому уроку по роману «Капитанская дочка» |
23 | Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению | Написать сочинение на одну из тем |
24 | Литературная игра по повести «Капитанская дочка» | |
25 | А.С. Пушкин. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»). | Выразительное чтение стихотворения |
26 | Человек и природа в стихотворениях А.С. Пушкина. Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Туча». | Выразительное чтение стихотворения наизусть на выбор |
27 | Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». | О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»? |
28 | Проблема человека и судьбы в повести «Пиковая дама». | Подготовиться к контрольной работе по творчеству А.С.Пушкина |
29 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | |
30 | М. Ю. Лермонтов и история. Поэма «Мцыри». | Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав. Уточнить значение терминов: тема, идея, сюжет, композиция, поэма |
31 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | Подготовить рассказ на тему «Жизнь Мцыри в монастыре .Характер и мечты юноши-послушника.» Составить цитатный план поэмы. Ответить на вопросы «Какова цель побега Мцыри?(выписать цитаты в тетрадь) Что увидел и узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Какие эпизоды трехдневных скитаний героя вы считаете особенно важными? Почему погиб Мцыри? |
32 | Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания | Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка. Прочитать статьи учебника, ответить на вопросы и выполнить задания |
33 | Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | Написать сочинение-характеристику героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Ревизор» |
34 | Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией | Подготовить характеристику действующих лиц. Подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника |
35 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения | Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Подготовить характеристику Хлестакова |
36 | Хлестаков и хлестаковщина | Ответить на вопросы учебника. Повторить литературоведческие термины, связанные с сюжетом и композицией |
37 | Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | Подготовить тезисы к сочинениям по темам «О чем мечтают герои комедии «Ревизор?», «Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?», «Характеристика одного из героев комедии» |
38 | Р/р Подготовка к сочинению по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». | Написать сочинение |
39 | Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | Перечитать «Петербургские повести» Н.В.Гоголя |
40 | Образ маленького человека в литературе. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя | Подготовить характеристику Акакия Акакиевича Башмачникова |
41 | Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | Ответить на вопросы и выполнить задания учебника по повести «Шинель» |
42 | Мечта и реальность в повести « Шинель» | Прочитать статью в учебнике о М.Е.Салтыкове-Щедрине, ответить на вопросы и выполнить задания. Прочитать «Историю одного города» |
43 | М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» | Составить словарик трудных слов и оборотов, встречающихся в тексте. Подготовить краткий пересказ «Истории». Ответить на вопросы учебника |
44 | Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина | Подготовить письменный ответ на один из вопросов: -Как мог страдать город от деятельности глуповских градоначальников? -Могли ли влиять сатирические произведения Салтыкова-Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? -В чем актуальность произведений Салтыкова-Щедрина. |
45 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.В. Гоголя | Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» |
46 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». | Подготовить письменное рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?» Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала» |
47 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». | Ответить на вопросы и выполнить задания учебника. Подготовить характеристику героев рассказа «После бала» |
48 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием в рассказе | Подготовить письменные характеристики героев рассказа |
49 | Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее | Написать сочинение. Прочитать повесть И.С.Тургенева «Ася» |
50 | В/ч Повесть И. С. Тургенева «Ася». | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений в жанре пейзажной лирики |
51 | Поэзия родной природы. А.С.Пушкин «Цветы последние милей», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами» | Выразительное чтение наизусть стихотворения |
52 | А.П. Чехов. Слово о писателе. | Подготовить доклад на тему «Особенности изображения «маленького человека»в рассказах А.П.Чехова |
53 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | Письменно ответить на вопрос «Каково ваше впечатление от рассказа А.П.Чехова «О любви». Прочитать рассказ А.П.Чехова «Шуточка» |
54 | В/ч Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». | Прочитать рассказ И.А.Бунина «Кавказ» |
55 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» | Написать сочинение-рассуждение по рассказу Бунина «Кавказ». |
56 | И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ» | Прочитать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени» |
57 | Нравственные проблемы в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени». | Написать сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?» |
58 | Р.Р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | Написать сочинение |
59 | Контрольная работа. Сочинение по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | |
60 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока | Подготовить пересказ фрагментов статьи Д.С.Лихачева «Мир на поле Куликовом». Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом». Ответить на вопросы учебника. |
61 | А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». | Выучить наизусть одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» |
62 | С.А.Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» | Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы С.Есенина «Пугачев». Сопоставить образы Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина |
63 | С. А.Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» | Подготовить материалы к сочинению «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина» |
64 | Р.Р Сочинение. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина | Подготовиться к контрольной работе по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина |
65 | Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина | Прочитать статью в учебнике об И.С.Шмелеве. Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем», подготовить его пересказ |
66 | Рассказ Ивана Шмелёва «Как я стал писателем» | Написать рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение». Прочитать рассказ М.А. Осоргина «Пенсне» |
67 | М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» М. А. Осоргин. | Придумать свою историю о каком-нибудь предмете. Прочитать рассказы Тэффи, О.Дымова, А.Аверченко |
68 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Теффи, О.Дымова, А.Аверченко | Подготовить выразительное чтение или пересказ близко к тексту одного из отрывков «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», ответить на вопросы |
69 | Рассказ Теффи «Жизнь и воротник» | Прочитать рассказ М.М. Зощенко «История болезни» |
70 | Рассказ М. Зощенко «История болезни». | Прочитать статью учебника «А.Т.Твардовский», ответить на вопросы. Прочитать главы из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» |
71 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». | Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы. Ответить на вопросы учебника |
72 | Василий Теркин – защитник родной страны | Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы |
73 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | Подготовиться к сочинению по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»: составить план, подобрать цитаты |
74 | Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне |
75-76 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Выразительное чтение наизусть стихотворения Д.Самойлова «Сороковые» Прочитать рассказ А.Платонова «Возвращение»
|
77 | В/ч А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Прочитать статью учебника «В.П.Астафьев», ответить на вопросы. Прочитать рассказ В.Астафьева«Фотография, на которой меня нет» |
78-79 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ Проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | Подготовить характеристики героев. Подготовить пересказ текста от лица разных персонажей, используя план. |
80 | В/ч Повесть Василя Быкова «Сотников». | Подготовить материал к сочинению |
81-82 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века» | Написать сочинение |
84 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе | Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору |
85 | Поэты «русского Зарубежья» об оставленной Родине. | Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору |
86 | В /ч Александр Грин « Свет «Зелёной лампы». | |
87 | Контрольная работа (тестирование) по творчеству русских писателей и поэтов 20 века. | |
88 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». | Прочитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» |
89 | Конфликт как основа сюжета драматического произведения | Подготовить характеристики героев. Подготовить выразительное чтение фрагментов |
90 | Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | Прочитать сонеты У.Шекспира, подготовить их выразительное чтение |
91 | Сонеты Уильяма Шекспира. | Прочитать комедию Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» |
92 | Комедия Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» (фрагменты). | Подготовить выразительное чтение фрагментов комедии по ролям |
93 | Черты классицизма в комедии Мольера. | Написать сочинение на тему «Традиции и новаторство в комедии Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» |
94 | Общечеловеческий смысл комедии «Мещанин во дворянстве» | Прочитать отрывки из романа В.Скотта «Айвенго» и подготовить их пересказ |
95 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | Подготовить Характеристику героев романа В.Скотта «Айвенго» Подготовить материал к сочинению «Герой и история в романах В.Скотта «Айвенго» и А.С.Пушкина «Капитанская дочка» |
96 | Сочинение «Герой и история в романах В.Скотта «Айвенго» и А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Подготовиться к итоговому тестированию |
97 | Итоговая контрольная работа (тест) по курсу литературы за 8 класс | Прочитать «Путешествие Гулливера» |
98 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» | |
99 | «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Прочитать рассказ Эдгара По «Золотой жук» |
100 | Рассказ Эдгара По «Золотой жук» | Подготовиться к литературной игре |
101-102 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Литературии 8 класса». | |
103-105 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 7 класс (68 часов)
Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литератур...
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 9 класс (102 часа)
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литера...
Рабочая программа по литературе для 9 класса (85 часов) к учебнику В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной програм...
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа...