Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008)
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_po_literature__v_5_klasse.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО: Руководитель ШМО: _________ Евстафьева Е.А Протокол № _____ от «____»___________2011г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Евстафьева Е.А «____»___________2011г | «Утверждено» Директор школы: _________Парфенова А.Н «____»___________2011г |
Рабочая программа
учителя первой квалификационной категории
Чепурновой Инны Валерьевны
по литературе для учащихся 5 класса МОУ «ООШ с.Раздольное Краснопартизанского района Саратовской области»,
на 2011-2012 учебный год.
Календарно тематическое планирование по литературе в 5 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008)
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знания теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) ; басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления)
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.,
-создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1 В.Я. Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – М.: Просвещение., 2008 г.
Для учителя:
1 Золотарева И.В. , Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.-Изд.3-е. исправленное и дополненное. –М.: ВАКО, 2005.
2 Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс».- М.: Издательство «Экзамен», 2006
№ п/п | Тема урока | Кол час | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Межпредметные и внутрипредметные связи | Виды контроля | Домашнее задание | Сроки проведения |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги. | Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, составление плана статьи «К читателям» | Знать: что такое худ. и учебная лит-ра, понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества. | Русский язык: Словарная работа | Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» | Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге, чтении. | |
2 | Русский фольклор. Малые жанры. | 1 | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. | Чтение статьи учебника, создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы. | Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, понимать язык произведений УНТ. | Русский язык: Словарная работа, сопоставление определений загадок, пословиц и поговорок в Толковом словаре. | Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? | Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок. | |
3 | Детский фольклор. | 1 | Детский фольклор: загадки, потешки, считалки, поговорки, частушки. | Создание считалок, небылиц, загадок. | Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра. | Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку. | Придумать свою небылицу. | ||
4 | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Собиратели сказок. | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы, сопоставление текстов с иллюстрациями. | Знать жанровые особенности сказок, виды сказок, особенности народных сказок. | ИЗО: иллюстрации к сказкам. | Определить вид сказки по названию; ответить на вопрос: Почему волшебные, бытовые сказки и сказки о животных называются сказками? | Подготовить на выбор сказывание сказки. | |
5 | «Царевна – лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | Художественный мир сказки. Иван –царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов; ответы на вопросы; устное словесное рисование. | Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать, что такое худ. Пересказ, находить отличия в вариантах сказки. | Литература: Найти отличия в вариантах сказки; ИЗО: Сравнить, сопоставить иллюстрации с текстом сказки. | Составление плана; разгадывание кроссворда | Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей. | |
6 | «Царевна – лягушка» - сказка о мудрости и красоте. | 1 | Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке | Наблюдение над языком сказки, пересказ с изменением лица рассказчика; чтение по ролям. | Уметь сопоставлять рассказ о сказочном герое; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания. | ИЗО: Иллюстрации художников. | Составить план характеристики главных героев | Подготовить выразительное чтение эпизода, рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче. | |
7 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных. | Чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок о животных с волшебными сказками. | Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок, уметь объяснять отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной. | Анализ сказок по группам. | Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. | ||
8 | Вн. чт. Мои любимые сказки | 1 | Русские народные сказки. Русские сказочники. Секреты мастерства | Худ. рассказывание сказок, устное словесное рисование, конкурс на знатоков русских народных сказок. | Понимать, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести ее содержание | Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам. | подготовить собственный сборник сказок, дать ему название, оформить обложку. | ||
9 | Р.Р. Создание волшебной сказки. | 1 | Сюжет, композиция сказки .Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение. | Создание сочинения – сказки. | Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра | Написание чернового варианта сказки | Оформить сказку письменно | ||
10 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. Фольклор и летописи. | Чтение статьи учебника, чтение худ. текста и его полноценное восприятие, чтение по ролям, составление цитатного плана. | Знать определение понятия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература, коротко передать содержание статьи. | Русский язык: Словарная работа. ИЗО: репродукция картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» | Чтение по ролям. Составление цитатного плана. | Подготовить пересказ по цитатному плану | |
11 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | Краткий рассказ о жизни писателя. Роды и жанры литературы. | Чтение статьи о Ломоносове, худ. текста, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворения. | Знать определение понятий: роды литературы-эпос, лирика, драма, уметь оперировать ими в речи. | Русский язык: Осмысление понятий астроном, весьма, слыл, очаг. Найти в тексте устаревшие слова, подобрать к ним синонимы. | Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем, что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека? | Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение стихотворения, ответить на вопрос: Почему Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? | |
12 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 1 | Жанр басни. Истки басенного жанра, мораль в басне. Басня и сказка. | Чтение статьи учебника, чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки. | Литература: Басни и сказки. Чем напоминает басня сказку и чем отличается от нее? | Чтение по ролям. Викторина на знание басен Крылова. | Прочитать пересказ Толстым басен Эзопа. | ||
13 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок» | 1 | Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне. | Чтение статьи учебника о Крылове, ответы на вопросы по статье, чтение басни; наблюдение над речью Ягненка и Волка., чтение по ролям, составление рассказа о баснописце | Знать общую картину жизни Крылова, уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять ее жанровые и языковые особенности. | Русский язык: Словарная работа (ловчий, лицемер) ИЗО: иллюстрация А. Лаптева: как художнику удалось передать основной смысл басни? | План рассказа о баснописце. Устное словесное рисование. Какие выражения басни могут использоваться в различных ситуациях? | Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове, нарисовать иллюстрацию к басне. | |
14 | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | 1 | Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях. Аллегория как основа худ мира басни | Чтение басен, устное словесное рисование, инсценирование, сопоставление с иллюстрацией | Понимать,что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль басни, уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. | Русский язык: (Невежа, невежда) ИЗО: иллюстрации художников Г. Куприянова. Е. Рачева: какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев? Литература: одинаков ли смысл басни у Эзопа и Крылова? | Инсценированное чтение | Выразительное чтение басен, одну – наизусть (по выбору) | |
15 | И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» | 1 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812г. Понятие об эзоповом языке | Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, чтение по ролям. | Знать творческую историю басни. Понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев. | ИЗО: иллюстрация художника Лаптева. Прочитать строки из басни, которые можно подписать под иллюстрацией | Ответить на вопрос: «Почему Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям. | Выучить басню наизусть, подготовиться к конкурсу. | |
16 | Вн.чт. Басенный мир Крылова | 1 | Тематика басен Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен Крылова. Басня прозаическая и поэтическая. | Выразительное чтение любимых басен, конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?» | Знать основные мотивы творчества Крылова, понимать нравственную оценку автором взаимоотношений людей из разных слоев населения, отношение автора к социальному устройству общества, к государственной системе. | Русский язык: понятие «эзопов язык» Литература: сопоставление басен о войне 1812 г. Крылова , басни Жана де Лафонтена | Чтение по ролям, презентация своих иллюстраций. | Прочитать народную сказку «Журавль и волк» и басню Крылова «волк и Журавль»; сравнить сказку и басню. | |
17 | Р.Р. Сочинение басни | 1 | Художественные особенности басни. | Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен. | Знать худ. особенности басни; уметь на основе морали сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Русский язык: словарная работа (мораль, аллегория, басня, тип речи-повествование) | Создание басни(черновой вариант) | Оформить басню письменно | |
18 | В.А. Жуковский «Кубок» | 1 | Слово о поэте. Понятие о балладе. История создания баллады, ее герои | Чтение статьи о поэте, чтение баллады, полноценное ее восприятие, ответы на вопросы, чтение по ролям, выразительное чтение | Знать сведения о поэте, историю создания баллады, ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, уметь выразительно читать балладу. | Русский язык: (баллада, ратник, латник) Литература: Ф.Шиллер баллада «Водолаз», немецкая легенда о пловце: есть ли разница в отношении немецкого поэта и В.Жуковского к изображаемому? | Чтение по ролям | Выразительное чтение баллады, подготовить сообщение о поэте. | |
19 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | История создания сказки. Черты народной сказки. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка и сказка фольклорная. | Чтение сказки, восприятие худ. произведения, ответы на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, сопоставление сказки народной и литературной. | Знать историю создания сказки, героев, сюжет; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки. | Русский язык: словарная работа (пророк, хорунжий, концовка) Литература: литературная сказка, фольклор. ИЗО: иллюстрации худ. В. Кутлинского: какой эпизод сказки иллюстрирован? | Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной». Доказать, что произведение Жуковского - сказка | Выразительное чтение сказки, прочитать сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» | |
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. | Чтение эпизодов, восприятие худ. текста, осмысление сюжета, событий, выборочный пересказ эпизодов, устное словесное рисование царицы-мачехи и царицы-матери. | Знать историю создания сказки, героев, сюжет; понимать систему образов, основные мотивы, уметь отбирать материал для характеристики героев. | ИЗО: иллюстрации худ. Т.Мавриной, Т .Пашкова: какие иллюстрации точнее отражают внешний и внутренний облик героев? Русский язык: словарная работа (инда, сочельник, ломлива, перст, полати и др.) | Составление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов. | Подготовить худ. пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду. | |
21 | Пушкинская сказка – «прямая наследница народной» | 1 | Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Авторская позиция в сказке. | Выразительное чтение, чтение по ролям, устное словесное рисование, сопоставление сказок со сходным сюжетом. | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, пересказывать эпизоды, определять сходства и различия. | Литература: сказка Жуковского «Спящая царевна»: сравнить со сказкой Пушкина. Какая из них ближе к народной? | Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной?» | Выучить наизусть отрывок из сказки. | |
22 | Р.Р.. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1 | Стихи и проза. Стихотворная речь и ее признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки. | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Знать определение понятий ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок. | Русский язык: словарная работа (ритм, рифма, строфа, ритмический рисунок) | Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам | Подготовить сообщения: 1Рифма. Способы рифмовки. 2 Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений | |
23 | В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinsers» | 1 | Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения | Чтение статьи учебника, чтение сказки, полноценное восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко | Знать факты биографии, сведения о его творческом пути, содержание сказки, уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы. | Русский язык: словарная работа ИЗО: иллюстрация худ И. Пчелко: какой изображена пальма? Соотнести с текстом сказки. | Выразительное чтение эпизодов сказки | Подготовить пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки». Прочитать сказку Андерсена «Снежная королева» | |
24 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | Краткий рассказ о сказочном мире. Сюжет сказки, система образов: Кай и Герда. | Чтение статьи учебника, выборочное чтение сказки, ее восприятие, ответы на вопросы, осмысление сюжета. | Знать, в чем заключается своеобразие худ. мира Андерсена-сказочника, понимать сюжет сказки , особенности композиции, деление на главы. | Русский язык: (псалом, камердинер, вензель, чертог, форейтор) ИЗО: иллюстрации художника Я. Шанцера. Какие эпизоды воссозданы художником? | Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки» | Составить рассказ о писателе, подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы» | |
25 | Два мира сказки «Снежная королева» | 1 | Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и худ .деталей в сказке Андерсена | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов, выразительное чтение эпизода, сообщения о героях сказки, сопоставление со сказкой Пушкина | Уметь рассказывать интересные события из жизни Андерсена, давать характеристику героям с опорой на текст. | Русский язык: Словарная работа Литература: сказка авторская и сказка народная. | Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?» Составление схемы путешествия Герды в поисках Кая | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? | |
26 | Вн.чт. писатели – сказочники и их герои. | 1 | «Бродячие сюжеты» сказок. Любимые страницы русских и зарубежных сказок. | Выразительное чтение эпизодов из худ .текстов, устное словесное рисование, комментирование сказок. | Знать сюжеты сказок, уметь доказать, что «сюжет бродячий», объяснить разницу между авторской и народной. | Литература: «Сказка о спящей красавице» Ш. Перро, «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм | Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение | Ответить на вопрос: Почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки?» Подготовить иллюстрацию | |
27 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» | 1 | Краткие сведения о детстве. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями | Чтение и полноценное восприятие худ. текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | Знать сведения о детстве писателя, о влиянии на него сказок няни, уметь выразительно читать, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины. | Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение | Подготовить рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочитанные самостоятельно. Выразительное чтение стихотворения наизусть | ||
28 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. | 1 | Историческая основа стихотворения, сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения, его полноценное восприятие, ответы на вопросы, устное словесное рисование. | Знать отдельные факты биографии поэта, понимать героическую направленность стихотворения, отношение автора к родине, уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. | История: война 1812 года, Бородинское сражение Русский язык: (редут, картечь, поле грозной сечи, кивер, драгун, басурман, постоять головою) ИЗО: иллюстрации художников Ф.Рубо «Бородинская панорама», А. Кондратьева «Бородино» | Выразительное чтение стихотворения, самостоятельная работа с текстом, | Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказам старого солдата. | |
29 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | Стихотворение Лермонтова-отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата-участника битвы. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | Работа над словарем нравственных понятий, устное словесное рисование портрета участников диалога, выразительное чтение, комментирование худ. текста с иллюстрациями художников. | Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, через чтение передать патриотический пафос стихотворения. | Русский язык: Словарная работа ИЗО: иллюстрации художников. Чем созвучны иллюстрации лермонтовскому стихотворению? | Устное словесное рисование, комментирование худ. текста, чтение и осмысление материала. Письменный ответ на один из вопросов. 1 В чем заключается основная мысль стихотворения? 2 Каким предстает перед нами защитник Родины? | Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Подготовить устное сообщение «Историческое событие, увиденное глазами рядового воина» | |
30 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | Краткий рассказ о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе…» «Заколдованное место» - повесть, завершающая сборник. Сюжет. Отражение народных обычаев. | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие, ответы на вопросы, составление плана повести, составление таблицы «Язык повести» | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника, уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин художников. | Русский язык: Словарная работа (юмор, сатира, лирика) ИЗО: иллюстрации художников: Помогают ли картины художников представить место действия? | Составление вопросов к учебной статье. | Подготовить небольшой рассказ о Гоголе, краткий пересказ содержания повести. | |
31 | Реальное и фантастическое в сюжете повести. | 1 | Поэтизация народной жизни в повести Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. | Пересказ быличек, легенд, преданий, звучных сюжету повести, краткий пересказ содержания повести, инсценирование эпизодов, выразительное чтение, анализ языка повести. | Знать определение теоретических понятий, уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части худ. текста, составлять план. | ИЗО: сравнить иллюстрации художника М.Клодта к эпизодам «Дед пляшет». «дед в лесу» с текстом повести: какие эпизоды вы выбрали бы для иллюстрации? | Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести», инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? | Подготовить пересказ эпизода от лица деда. | |
32 | Вн. чт. Урок – презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе…» | 1 | Обзор содержания повестей «Ночь перед Рождеством..» «Майская ночь..» «пропавшая грамота». Характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма. | Художественный пересказ эпизодов, их инсценирование, создание иллюстраций, фантастического рассказа | Знать, какие еще повести входят в сборник, иметь общее представление об их содержании, уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды. | Русский язык: тип речи - повествование | Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. | Прочитать статью в учебнике о Некрасове, составить к ней вопросы, прочитать стихотворение «На Волге» | |
33 | Итоговое тестирование. | 1 | Творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя. | Выбор ответов в тестовых заданиях | Знать содержание изученных произведений, уметь определять в тексте изобразительновыразительныесредства, отличать речь прозаическую и стихотворную. | тест | |||
34 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | 1 | Краткий рассказ о жизни поэта, «На Волге» - картины природы, раздумья поэта о судьбе народа. Понятие эпитет. | Чтение статей о поэте чтение стихотворений, полноценное его осмысление, осмысление сюжета, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворения, поиск эпитетов | Знать биографические сведения о поэте, содержание стихотворения, понимать его тональность, уметь характеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И. Репина «Бурлаки на Волге» | ИЗО: сопоставление сюжета стихотворения Некрасова с картиной И. Репина «Бурлаки на Волге»: что общего между картиной и стихотворением? | Выразительное чтение | Выучить понравившийся отрывок наизусть. Ответить на вопрос: что печалит и что возмущает поэта, какова основная мысль стихотворения «На Волге», Прочитать «Крестьянские дети» | |
35 | Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» | 1 | Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям, комментирование худ. текста | Знать содержание стихотворения, определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений. | Русский язык: (вирши, чухна, мякина, содом, лава, обаянье) ИЗО: иллюстрации художника И. Пчелко: какие слова можно подписать под иллюстрацией? Репродукция картины В.Е. Маковского «Игра в бабки»: чем эта картина близка стихотворению Некрасова? | Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом. | Подготовить выразительное чтение стихотворения, подчеркнуть грустные и веселые описания в нем. | |
36 | А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» | 1 | Драматизм судьбы и цельность души поэта. «Песня пахаря»-поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. | Чтение и полноценное восприятие худ. текста, осмысление прочитанного, ответы на вопросы, выразительное чтение. | Знать сведения о биографии Кольцова, содержание его стихотворения, понимать идею стихотворения, уметь объяснить, как стих-е становится песней, передать в ходе выразительного чтения настроение автора, подобрав нужную интонацию. | ИЗО: сравнить два портрета Кольцова: портрет художника и словесный портрет, данный И.С. Тургеневым: какие слова можно использовать в качестве подписи под живописным портретом? | Выразительное чтение стихотворения | Прочитать другие стихотворения Кольцова («Косарь» «В степи», научиться выразительно их читать, прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму» | |
37 | И.С. Тургенев . Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа. Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа. | Чтение и полноценное восприятие худ. текста, осмысление прочитанного, ответы на вопросы, выборочный пересказ. | Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания рассказа, понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории. | История: исторический комментарий «Крепостное право, жизнь дворовых людей» Русский язык: (челядь, дворовые, дворня, тягловый мужик) ИЗО: иллюстрация худ. К. Трутовского «Благодетельница»: проиллюстрируйте текстом рассказа те изображенное художником. | Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов, Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы? | Подготовить рассказ о Тургеневе, рассказ о жизни Герасима в городе. | |
38 | Герасим –«самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. | 1 | Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой. | Ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование. | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, уметь сопоставлять главного героя с окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста. | ИЗО: иллюстрация худ. П. Боклевского: сопоставить изображение Герасима на иллюстрации с описанием его портрета в рассказе. Иллюстрация художника С. Бойма: как художник изобразил появление Муму в доме барыни? Как описывает это Тургенев? | Пересказ эпизода «Муму в доме барыни». Чтение диалогов. Худ. пересказ «Пропажа Муму и ее поиски Герасимом» | Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни. Составить характеристику Герасима. | |
39 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Протест Герасима против барыни и ее челяди. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни, комментирование худ. текста. | Знать текст худ. произведения, понимать чувства и переживания Герасима, уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму. | ИЗО: иллюстрация художника С. Бойма: как изображает художник сцену прощания Герасима с Муму в трактире. Иллюстрация художника В. Табурина: найти в тексте слова, отражающие состояние Герасима во время гибели Муму. Таким ли увидел его художник? | Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму. | Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой» | |
40 | Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению. | 1 | Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое. | Устное словесное рисование, чтение наизусть эпизода, наблюдение над языком рассказа, характеристика главного героя и других персонажей по плану. | Знать определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь ими оперировать в собственной речи, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя. | Русский язык: тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование. | Написать сочинение по одной из тем: 1 Друзья и враги Герасима. 2 Что воспевает Тургенев в образе Герасима? 3 Почему Тургенев изменил финал реальной истории? | ||
41 | А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1 | Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы, выразительное чтение. | Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихотворения; уметь определять, какие худ. приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, понимать авторское отношение к природе. | Выразительное чтение | Выучить наизусть «Весенний дождь», самостоятельно прочитать другие стихотворения «Чудная картина» , «Задрожали листы, облетая…» | ||
42 | Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы. | 1 | Слово о поэте, стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной..». Музыка стиха. | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие, ответы на вопросы, сопоставление произведений худ. лит-ры, принадлежащих к одному жанру. | Знать биографические факты жизни поэта, понимать выраженное в стихотворении настроение поэта, уметь объяснять , что природа для Тютчева – живое, возвышенное существо, слышать музыку стиха, определять изобразительные средства. | ИЗО: репродукция картин А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Волшебница зима» и «Весенний солнечный день», В. Васнецова «Радуга-дуга», И. Левитана «Золотая осень» Музыка: П.И. Чайковский «Времена года»: как слово, звук, цвет помогают понять настроение автора, его чувства, представить читателю картины природы? | Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование. | Выразительное чтение стихотворений, одно из них выучить наизусть. Прочитать рассказ – быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | |
43 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ - быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа. Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. | Чтение статьи учебника о писателе, чтение худ. произведения, полноценное его восприятие, краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа, определение понятий: «рассказ-быль», «фабула», «сюжет», «литературный герой» | Литература: сопоставление с рассказом – былью Н.В. Гоголя «Заколдованное место» История: Историческая справка о Кавказской войне. | Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного. | Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат, подобрать материал о Жилине и Костылине. | |
44 | Странная дружба Дины и Жилина. | 1 | Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. | Выборочный пересказ, устное словесное рисование, характеристика героя, комментированное чтение. | Уметь давать хар – ку героя, отбирать материал из худ. текста, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение, понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе. | ИЗО: иллюстрации худ. Ю. Петрова, А. Иткина, М. Родионова: какие эпизоды рассказа иллюстрированы? Какими вы представляете героев в этих ситуациях? | Ответить на вопросы: почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины. | Перечитать главы 3-6, подготовить худ. пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену». | |
45 | Два пленника: Жилин и Костылин. | 1 | Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. | Худ. пересказ, рассказ от лица Жилина, самостоятельный поиск ответов на вопросы, комментирование глав 3-6 | Знать понятия «герой», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц, уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя. | Русский язык: план (простой, сложный), работа с Толковым словарем: определение значений слов «жила» и «костыль» | Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. | Составить сравнительную характеристику героев. | |
46 | Любимый рассказ Л. Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. | 1 | Речевая хар-ка персонажей и отражение в ней особенностей их взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глазами героя. | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдение над языком рассказа, комментирование худ. произведения | Понимать простоту и динамику языка рассказа, анализ худ. текста. | Литература: народные сказки и были. | Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа, как описания природы помогают понять переживания героев, почему Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением? | Написать сочинение по одной из тем: 1 Как меняются картины, эпизоды и язык в рассказе Толстого7 2 Незабываемые страницы «Кавказского пленника» | |
47 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям. | Знать автора и биографические сведения о нем, уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного, понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. | ИЗО: иллюстрация худ. Кукрыниксов: чем интересна иллюстрация? На что художник обращает внимание? Найдите слова в рассказе, созвучные изображенному | Чтение по ролям | Подготовить рассказ о писателе, иллюстрации к рассказу, инсценированное чтение. | |
48 | Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве Чехова. | 1 | Особенности юмористических рассказов Чехова. Приемы создания комического в рассказах. | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение, защита иллюстрации, анализ худ. текста. | Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как «говорящие» фамилии , грустный взгляд сквозь веселый смех. | Худ. пересказ, чтение в лицах, инсценирование | Устное сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»; прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы» | ||
49 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, анализ текста | Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы», понимать авторское отношение к описываемым событиям, уметь сравнивать произведение Бунина со стихотворениями поэтов о родной природе и о Родине. | ИЗО: иллюстрация художника А. Пластова, художника Г. Мясоедова: сопоставить описание сенокоса у Бунина с изображенным на иллюстрациях. Какая из иллюстраций ближе к тексту рассказа «Косцы» | Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? | Сочинение – миниатюра «Какое впечатление произвел на меня рассказ И. А. Бунина?»; прочитать «В дурном обществе» В. Г. Короленко | |
50 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец. | 1 | Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце» | Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту, комментированное чтение рассказа. | Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи, понимать. В какое время происходят события, наблюдать за худ. средствами, уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи. Характер Васи, его чуткую душу. | История: нищета и страдания бедных людей в дореволюционной России. ИЗО: рисунок художника В.Н. Минаева «Вечер. Дождь. Несчастные темные личности» | Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопрос: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и отцом, устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке» | Сравнительная хар-ка Маруси и Сони, Васи и Валека, судьи и Тыбурция. | |
51 | Контраст судеб героев повести. Счастье дружбы в повести. | 1 | Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Серый камень-символический образ мира, беспощадного к людям. | Рассказ о писателе, пересказ, близкий к тексту, выразительное чтение заключительной сцены, сопоставительный анализ образов героев. | Знать определение понятия «композиция», уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми. | ИЗО: иллюстрации художника Г. Фитингофа «Валек и Маруся», к главе «Кукла»: насколько созвучны иллюстрации худ. повествованию писателя? | Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? | Написать сочинение «Васина дорога к правде и добру»; перечитать повесть, выделить ключевые слова. | |
52 | Контрольная работа. Анализ эпизода из повести «В дурном обществе» | 1 | Границы эпизода. Его место в повести. Роль в структуре произведения | Анализ эпизодов | Уметь определять границы эпизодов в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: на- сколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; | Русский язык: тема, заглавие | Анализ эпизода | Прочитать стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом..» «Низкий дом с голубыми ставнями» | |
53 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 1 | Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка есенинской лирики. | Чтение статьи о поэте, чтение стих-ий , их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | Знать основные события жизни С. Есенина, факты его жизни, уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом- размеренный, неторопливый, понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения. | Выразительное чтение | Подготовить рассказ о поэте. Выучить одно стихотворение наизусть. Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» | ||
54 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе. | Чтение статьи, выборочное чтение рассказа, его восприятие, краткий пересказ, устное словесное рисование, комментирование худ. текста. | Знать автора, факты его биографии, понимать взаимоотношения героев, уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе | Русский язык: словарная работа: (ветеринар, онучи, коновал, суховей) | Пересказ, устное словесное рисование | Составить рассказ о случае из жизни животного. Опережающее задание: прочитать пьесу С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | |
55 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки. Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы. | Чтение статьи, выборочное чтение отдельных сцен, ответы на вопросы, устное словесное рисование, чтение по ролям. | Знать автора, факты его биографии, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода худ. произ-я, своеобразие пьесы-сказки, уметь отличать пьесу от других произведений. | Русский язык: (драма, драматический сюжет, действующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург) Литература: западнославянская легенда о братьях-месяцах. Отличие сказки Маршака от легенды. | Чтение по ролям, устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи) | Подготовить сцены из пьесы для исполнения (2 картина 1 действия) «Королевский урок». Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» | |
56 | Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» | 1 | Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, чтение по ролям, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ текста | Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации, понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе. | Литература: народные сказки, сказка Андерсена «Снежная королева»: в чем сходство и различие сказки Маршака и сказки Андерсена? | Устное словесное рисование, инсценирование. | Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в сказке-пьесе С.Я. Маршака», «Добро и зло в сказке» | |
57 | А.П. Платонов. Слово о поэте. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Быль и фантастика. | Чтение статьи об авторе, худ. пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений, комментирование эпизода «Встреча с отцом» | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души. | ИЗО: иллюстрация художника В. Куприянова: какой фрагмент рассказа изображен на иллюстрации? Так ли вы представляете себе этот эпизод? | Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? | Подготовить рассказ о жизни писателя, рассказ о главном герое. Прочитать рассказ «Васюткино озеро» | |
58 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | В.П. Астафьев-русский писатель, «сопричастный всему великому и живому». Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного, пересказ, ответы на вопросы, чтение по ролям. | Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев, уметь характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику, понимать смысл заглавия, значение картин природы. | Русский язык: (упал с валежины, отрешенно подумал, дурило, пылающие головни, затеси и др.) | Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец» | Подготовить рассказ о детстве писателя и его литературной деятельности. Пересказать эпизод «Как Васютка заблудился» | |
59 | Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро» | 1 | Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы. | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы, составление киносценария на тему: «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование, комментирование худ. текста | Понимать отношение Васютки к окружающему миру, уметь объяснять поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому | Русский язык: (что такое затеси? Как вы понимаете переносный смысл этого слова?) ИЗО: иллюстрации худ. Е. Мешкова: какие эпизоды иллюстрирует художник? Какие иллюстрации к этому рассказу нарисовали бы вы? | Сопоставление двух эпизодов: описание в начале рассказа и «Тайга…тайга…тайга…без конца…». Чем отличаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «первая ночь в лесу». | Сочинение «Как должен человек относиться к природе?» | |
60 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. | 1 | Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.Н.М. Рубцов «Родная деревня». И.А. Бунин.» Помню-долгий зимний вечер» | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование | Знать авторов стихотворений, уметь выразительно читать стих-я, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, уметь определять их роль | Устное словесное рисование, выразительное чтение | Н.М. Рубцов «Родная деревня» выучить наизусть | ||
61 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «вересковый мед» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков | Чтение статьи о писателе, чтение баллады, ответы на вопросы, выразительное чтение баллады. | Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе, понимать, какие черты характера прославляет автор, находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» | Русский язык: (вереск, пихты) Литература: баллада как жанр | Выразительное чтение | Подготовить выразительное чтение, рассказ о писателе | |
62 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. Черты личности главного героя. | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6, ответы на вопросы, пересказ | Знать автора, факты его биографии, сюжет романа, уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона, понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни | ИЗО: иллюстрация худ. Жана Гранвиля: какой эпизод гл.6 иллюстрирует художник? Литература: В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: кого из героев литературного произведения можно назвать «робинзоном» | Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов. | Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо» | |
63 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь. «Сказание о Кише» | 1 | Краткий рассказ о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении северного народа. | Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета, ответы на вопросы, пересказ, комментирование худ. текста | Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев, понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем. | ИЗО: иллюстрации худ. О. Поповича: каким вы представляете себе героя рассказа? Совпадают ли ваши впечатления с изображением художника | Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов | Подготовить худ. пересказ понравившихся эпизодов. | |
64 | Марк Твен. Слово о писателе. «приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов, ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении. | Знать автора, факты его биографии, сюжет романа, понимать время и место действия, уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе, оценивать его поступки, уметь сопоставлять текст с иллюстрацией художника. | ИЗО: иллюстрация худ. М. Петрова: каким изобразил Тома художник? Найти и прочитать эпизод, который иллюстрировал художник. | Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Полли», «Том – маляр» | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе. | |
65 | Том Сойер и его друзья. | 1 | Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста | Уметь отбирать эпизоды. Помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности. | Пересказ эпизода (игра Тома и Джеда в Робин Гуда) Сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере» | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? | ||
66 | Итоговый урок. | 1 | Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книг» | Презентация сочинений, рисунков к любимым произведениям, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев» | Уметь высказывать мнения о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ | Защита сочинений, иллюстраций, худ. пересказ. Ответить на вопрос: как с течением времени изменился диалог с детьми, который авторы вели в своих поэтических и прозаических текстах? Как менялся язык, темы? | |||
67-68 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...
10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...