Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа
рабочая программа по литературе (6 класс)

Хаустова Надежда Васильевна
Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 6 кл. 3 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr-ma_lit-ra_6_kl.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014)  к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

      Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение общеучебными и УУД;

- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

    Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;

-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деят-ти;

- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Место предмета «Литература» в учебном плане

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (34 недели). Всего в год – 102 часа

Планируемые результаты изучения курса литературы в 6 классе

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

  Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Теория лит-ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий»,  «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

1

Введение. Писатели – создатели , хранители и любители  книг

Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверь себя» (с.5), выполнить творческое задание (с.5)

2

Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни

Ответить на вопросы и выполнить задания 1 , 5 «Проверь себя», «Обогащайте свою  речь», «Учимся читать выразительно»

3

Художественные  особенности календарно-обрядовых песен

Подобрать пословицы  и поговорки, связанные  с годичным земледельческим циклом

4

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора

Стр. 16-17, задания № 3 4, 6 (устно); 7 (письм.)

5

Загадки. Конкурс загадок

Придумать свои загадки

6

Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Ответить на вопросы и выполнить задания 2 рубрики «Развиваем свою речь» (с. 23), 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с..24)

7

Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Прочитать статью «Русская басня», ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с.26)

8

Русская басня.

И. И. Дмитриев. «Муха». Развитие понятия об аллегории

«Муха» наизусть; сообщение стр.31- 33;выразит.чит. стр.37 - 42

9

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик»

«Ларчик» учить наизусть; выразительно читать с..34 – 36; вопросы  стр.37

10

И. А. Крылов. «Осел и Соловей»

Вопросы и задания на стр. 43 - 44

11

Контрольная работа по теме «Басни»

Сообщения об А.С.Пушкине;

Стр.45 – 51 чит.; вопр. Стр. 51

12

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Выразительное чтение стих-я наизусть, выполнить задание 3 рубрики «Фонохрестоматия»

(с.53)

13

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

«Узник» наизусть; творч. Задания 1 – 3 стр. 51-52 (по выбору)

14

Тема и  идея стихотворения А. С. Пушкина  «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1. «Зимнее утро» наизусть, подготовить иллюстрации2. выучить определениядвусложных размеров стихов, подобрать примеры стихотворений, написанных ямбом и хореем. 3. Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»

15

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».Изображение русского барства  (глава 1)

1.Прочитать статью «О романе «Дубровский» (с.59-63),ответить на вопросы с.63. 2 Подготовить устные описания Троекурова и Дубровского 3. Перечитать главы 2,3, озаглавить их

16

Дубровский –старший и Троекуров . Суд и его последствия

1.Перечитать главы 4, 5, озаглавить их. 2. Составить тезисный план  для пересказа отрывков из романа. 3. Подготовить пересказ эпизода «Троекуров во дворе Дубровских»

17

Владимир Дубровский против  беззакония и несправедливости (главы 4, 5)

1. Перечитать главы  6, 7 озаглавить их. 2.подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов главы 6

18

Что заставило Дубровского стать разбойником? (главы 6, 7)

1. Перечитать главы 8-10. 2. Подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефорж, Маша, Троекуров)

19

Учитель (главы 8-10)

Перечитать главы 11- 16

20

Маша Троекурова и Владимир Дубровский

Подготовить выразительное чтение главы 17 по ролям и озаглавить её

21

Два мальчика (глава 17)

Перечитать главы  18, 19, озаглавить их

22

Развязка романа «Дубровский» (главы 18, 19)

ответить на  вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.141)

23

Роман «Дубровский» и другие виды искусства

Составить план сочинения по одной из тем «Почему  Владимир Дубровский стал разбойником?», «Владимир Дубровский и Маша Троекурова»

24

Подготовка к сочинению

Написать сочинение. Прочитать «Повести Белкина» А.С.Пушкина

25

А. С. Пушкин.

«Повести Белкина» («Выстрел», «Метель»)

Прочитать «Барышня крестьянка»

26

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».

Выполнить задания рубрики «Проект» (с 145)

27

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Тучи».

Выразительное чтение наизусть «Тучи». Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.151)

28

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»

Творческое задание стр. 155

29

Творческая  работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Прочитать  рассказ «Бежин луг»

30

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

Подготовить пересказ фрагментов очерка: встреча охотника с мальчиками, портреты мальчиков. Подготовить характеристику героев рассказа

31

Герои  рассказа И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Подготовить пересказ одной из историй, рассказанных мальчиками задания № 3,4 стр.191

32

Герои  рассказа И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Подготовить пересказ одной из историй, рассказанных мальчиками задания № 3,4 стр.191

33

Рассказы мальчиков в рассказе                        И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Найти в рассказе картины природы, определить художественные приемы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж. Пересказать близко к тексту фрагмент рассказа, где  дается описание природы. Творческое задание  стр.191; вопр. 3

«Размышляем…»

34

Природа и ее роль  в рассказе «Бежин луг».

Ответить на вопросы и выполнить задания 3 рубрики «Размышляем о прочитанном», рубрики «Литература и искусство» (с.191), выполнить творческое задание (с.191)

35

Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

Прочитать статью о Ф.И. Тютчеве (с.193, 194)

36

Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева.

Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.196),  рубрики Совершенствуем свою речь» (с.200)

37

Человек и природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева

Выполнить задания 2рубрики «Фонохрестоматия» (с.197),  3 рубрики «Учимся читать выразительно» стр.199

38

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета.

Выполнить задание 6 рубрики «Фонохрестоматия» (с.204). Найти общие черты и различия в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья» и А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

39

Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Прочитать стих-я А.А.Фета. ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.206, 207, 208, 209)

40

 А.А.Фет. Стихотворения «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы»

Выполнить задания рубрики «Проект» (с.209), подготовиться к контрольной работе по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

41

Контрольная  работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Прочитать статью о Н.А.Некрасове (с.210-212),ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

42

Н. А. Некрасов.  Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога».

Подготовить выразительное чтение частей I, II стих-я.  Ответить на вопросы  3-5 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.220)

43

Картины подневольного труда  в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Подготовить выразительное чтение частей  III,  IV стих-я.  Ответить на вопросы 3,  4 рубрики «Фонохрестоматия» (с.221)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

44

Н.А.Некрасов.  Композиция стихотворения «Железная дорога».  Надежда  поэта на «пору прекрасную»  в жизни народа.

 Ответить на вопрос и выполнить задание   5 рубрики «Фонохрестоматия» (с.221).Выполнить   творческое задание (с.220)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

45

Трехсложные размеры стиха

Прочитать статью о Н.С. Лескове (с. 224-226), ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с.226). Прочитать сказ «Левша»

46

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.  Сказ «Левша» : определение жанра

Выписать цитаты, характеризующие Александра Павловича, Николая Павловича, Платова, левша. Подготовить пересказ эпизода (по выбору)

47

Характеристика персонажей сказа Н.С.Лескова «Левша».

Ответить на вопросы и выполнить задания  1-3рубрики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  «Размышляем о прочитанном» (с.268, 269). Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Подготовить выразительное чтение одной из глав сказа (13-16 главы)

48

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши

Ответить на вопросы  и выполнит задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь » (с.270)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

49

Комическое и трагическое  в сказе Н.С.Лескова

«Левша»

Задание № 6 стр. 271; творческое задание.

50

Сказовая форма повествования.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова

51

Контрольная работа  по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Сообщения  с презентациями об А.П.Чехове; ролевое чтение .

52

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.  

Ролевое чтение стр.278 – 279; вопр. Стр. 280 - 281

53

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Самостоятельно читать. «Хамелеон», «Злоумышленник»

54

Разоблачение лицемерия в рассказах А.П.Чехова.

Биографические справки о поэтах; выразит. чтение стр. 285 - 286

55

Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я. П.Полонского, А.К.Толстого

 Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений  Е.А. Баратынского

56

Стихотворения о природе Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений  раздела «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века», выполнить задания рубрики «Проект» с.288

57

 Анализ стихотворения

Подготовиться к  контрольной работе по литературе XIX века

58

Контрольная работа  по стихотворениям поэтов 19 века

Прочитать статью об А.И.Куприне (Ч.2, с.3-5) прочитать рассказ «Чудесный доктор» , подготовить выразительное чтение первых двух страниц

59

 А.И.Куприн «Чудесный доктор».  Реальная основа и содержание рассказа

Выполнить задание рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.16)

60

Тема служения людям  в рассказе «Чудесный доктор»

Выполнить творческое задание с.16, прочитать статью об А.С.Грине (с.17-19), ответить на вопросы 1-3 рубрики  «Проверь себя», прочитать 1 главу феерии «Алые паруса»

61

А.С.Грин «Алые паруса».

Автор и его герои

Выполнить задание 5 рубрики «Размышляем о прочитанном»

62

 А.С.Грин «Алые паруса».

Победа  романтической мечты над жестокой реальностью жизни

Выполнить задание 5 рубрики «Читаем самостоятельно», нарисовать иллюстрацию к произведению А.С.Грина

63

«Алые паруса» как символ воплощения мечты

Сделать письменный анализ одного из эпизодов феерии «Алые паруса»

64

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок»

Прочитать сказку-быль «Неизвестный цветок»,подготовить выразительное чтение эпизода (по выбору)

65

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

Выполнить творческое задание – пересказать события сказки-были от лица разных героев с.50, сделать иллюстрацию к сказке-были

66

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Стр. 53 , 58 выразит. чтение; задания стр. 55 – 56; 59

Выучить одно из стихотв. О ВО войне.

67

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Прочитать  «Конь с розовой гривой»; задания 1-4 стр. 82

68

Картины жизни и быта сибирской деревни в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

 «Творческое задание»  стр. 82; проект «Словарь сибирских диалектизмов»

69

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Вопросы  стр. 83

70

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе

«Творческое задание» стр. 84(составить план рассказа).

71

Творческая работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с

розовой гривой»

Читать рассказ «Уроки французского»

72

В.Г.Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Стр. 121 вопросы 1 – 7; «Будьте внимательны к слову» стр. 122

73

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Сравнить фильм и рассказ В.Распутина, ответить на вопросы и задания 1, 2 рубрики «Сделаем выводы», 2 рубрики «Литература и другие виды искусства»

74

Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Прочитать «Кладовая солнца»; рассказ о Митраше и Насте.

75

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Дочитать сказку.

Пересказ эпизода (по вариантам).

76

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Стр. 159 – 160 (наизусть по выбору), иллюстрации.

77

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина.  

прочитать рассказ «Срезал».

Вопр. на стр. 138

78

Образ «странного» героя в творчестве В.М.Шукшина

прочитать статью о Ф.А. Искандере (с. 139, 140), прочитать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» подготовить выразительное чтение эпизода по ролям

79

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники

Творческое задание» стр. 157 (дом.сочинение по плану

80

Юмор в рассказе                    Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Смешной случай из школьной жизни (рассказ

81

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Написать сочинение (по заданию 1 рубрики «Творческое задание»

82

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Стр. 158– 160 наизусть по выбору;  вопросы  с.160

83

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Стр. 161– 163 наизусть по выбору; вопросы  с.163

84

Стихотворения о природе. А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие», «Звезда полей» Николая Рубцова

Стр. 164 – 166 выразит чтение ,

  вопросы  с.167

85

Контрольная работа  по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Стр. 124 – 137; вопросы, творческое задание  стр.137

86

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».

        

Стр. 172 – 175 выразит читать, отвечать . на вопросы стр. 175,«Творческое задание»

87

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...»

Пересказы мифов о богах и героях Древней Греции

88

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия»

Прочитать и пересказать миф о 12 подвиге Геракла, составить план мифа

89

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Яблоки Гесперид»

Выполнить творческое задание  с.184, прочитать и пересказать легенду об Арионе

90

Геродот. «Легенда об Арионе».

Чтение и пересказ мифов.

.

91

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

Выполнить творческое задание с. 187, прочитать статью о Гомере (с. 188- 193), ответить на вопросы и выполнить задания рубрики»Проверь себя» с193

92

Гомеровский эпос

Выполнить творческое задание (с.201), подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы «Одиссея»

93

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

Ответить на вопросы и выполнить задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», выполнить творческое задания с. 193

94

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы

Подготовиться к контрольной работе по древнегреческим  мифам  и поэмам Гомера

95

М.де Сервантес Сааведра.  «Дон Кихот как  вечный образ  мировой литературы

Чит. 188 – 191; индив. сообщения ; выразит ч тение стр. 194 - 216

96

М.де Сервантес Сааведра.  «Дон Кихот как  вечный образ  мировой литературы

Выборочный пересказ глав из романа «Дон Кихот»

97

И.Ф.Шиллер «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

Сообщение о поэте; выразит чтение стр. 222 – 226

98

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Прочитать «Маттео Фальконе»; «Творческое задание» стр. 244

99

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Рассказ о А.де Сент-Экзюпери; прочитать «Маленький принц»

100

А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц»

Выполнить творческое задание (с.265), нарисовать иллюстрации к сказке

101

А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц»

Отобрать литературные сказки, составить аннотацию к сборнику

102

Итоговая контрольная работа

Рекомендательный список для чтение летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 5 класс (102 часа). ФГОС

Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литерату...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 7 класс (68 часов)

Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литератур...

Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. В.Я.Коровиной. 9 класс (102 часа)

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литера...

Рабочая программа по литературе для 9 класса (85 часов) к учебнику В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной програм...

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 8 кл. 3 часа...