Творческое восприятие сюжета рассказа А.И. Солженицына "Матрёнин двор".
методическая разработка по литературе на тему
Такой урок – это урок праздник. И он не должен быть часто. Не более 2-3-х раз в год. К нему готовятся и преподаватель и учащиеся-ведущие. Работа по подготовке кропотливая, но и интересная для ребят.
Воспитательный момент начинается уже с оформления кабинета. Они сами оформляют. Пусть не лучшим образом. Но кто-то реализовал себя уже тут.
Момент творческой работы, требующей знания учебного материала также начинается в подготовительный период: обучающиеся подбирают картинки, цитаты, подводящие к данному уроку, к изучаемому художественному произведению. И опять кто-то уже сумел себя реализовать. Студенты видят свою нужность учителю, видят в его глазах, что он ими доволен. И в этом для них огромная польза.
Удовлетворение от подобного урока получают не только дети, но и взрослые, работающие с ними. Ведь так важно для учителя видеть результаты своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_vospriyatie_syuzheta_rasskaza_solzhenitsyna_matryonin_dvor.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса.
Методическая разработка
нетрадиционного урока на тему :
«Творческое восприятие сюжета рассказа А. И.Солженицына «Матрёнин двор»
Преподаватель Рудова Н.Ф.
Смоленск
2013
План открытого урока по литературе.
Тема урока: «Творческое восприятие сюжета рассказа А. И.Солженицына «Матрёнин двор»
Цели урока:
1. Глубже проникнуть в суть проблем, поставленных автором рассказа, сделать попытки творчески изобразить эти проблемы, выявить их причину.
2. Развивать способность студентов ассоциировать мыслительные процессы с творчеством, провоцировать поиск нестандартных путей для мысли.
3. Создать оптимальные условия для интеллектуальной самореализации студентов с «зажимами».
4. Развивать навыки устной речи.
5. Создать условия для тесного взаимообогащающего общения взрослых и подростков ( преподаватели и студенты).
Время занятий: 1 час.
Форма: тренинг творческого общения в микрогруппах.
Основной задачей преподавателя является координация работы микрогрупп и обеспечение благоприятного микроклимата урока, создающего атмосферу наибольшего психологического благоприятствования.
Методическое обеспечения урока:
1. Темы-задания для микрогрупп.
2. Папка с картинками для коллажа.
3. Папка с цитатами из произведения Солженицына, с высказываниями великих деятелей, мудрыми мыслями, стихами.
4. Необходимые канцелярские принадлежности:
- полотно-основа коллажа;
- клей;
- ножницы;
- маркеры;
- кисти.
5. Тексты рассказа А. И.Солженицына «Матрёнин двор»
Оформление:
1.Драпировка с изображением дома и хозяйства.
2. Творческие работы учащихся.
3. Музыка, периодически прерывающаяся пением птиц, служащим сигналом к переходу от одного вида творческой работы в микрогруппе к другому.
Эпиграф урока: « Не стоит село без праведника…» А. И. Солженицын.
Ход урока.
I. Погружение в тему. Создание творческого микроклимата.
II. Формирование творческих групп, инструктирование.
III. Работа в микрогруппах:
-отрывки из текста;
- картинки;
- моделирование картинок;
- приклеивание;
- записи собственных мыслей, цитат, высказываний;
- подготовка устного рассказа-представления коллажа.
Темы творческих работ:
1.Одиночество и разобщённость героев рассказа.
2. Мир бескорыстия и равнодушия.
3.Деградация личности в советской деревне.
4. Созвучие человеческой души и праведности.
Завершать работу следует тогда, когда степень вовлечённости достигает максимума и ещё не начинает снижаться.
IV. Защита микрогруппой своего шедевра.
V. Итог урока. Мнение участников об уроке, о его форме. Пожелания, предложения.
Описание урока.
Для проведения урока подготовлены 4 стола, на которых разложены:
- тема творческой работы на цветной бумаге, соответствующей по цвету жетонам, розданным участникам;
- лист бумаги для создания коллажа;
- белая папка с картинками;
- красная папка с цитатами из рассказа «Матрёнин двор» и высказываниями известных людей;
- текст рассказа;
- клей, ножницы, фломастеры.
В начале урока стулья стоят кружком в середине кабинета, на них сидят учащиеся и приглашенные к участию в уроке взрослые – преподаватели различных предметов.
- Погружение.
Преподаватель читает отрывок из книги Пауло Коэльо «Пятая гора»: «Души людские, как и реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни. Если дождя нет, всё в душе умирает, хотя тело ещё живёт».
Слово учителя:
- И как бы спасаясь от подобной духовной смерти, Матрёна творит добро, живёт по христианским заповедям.
Давайте мы сейчас попробуем погрузиться в мир описанной писателем печальной и грустной действительности и одновременно в мир прекрасной мечты.
- Формирование творческих групп.
Для этого прошу занять всех свои места за столами согласно жеребьёвке. Там каждая группа найдёт тему своей творческой работы и все необходимые материалы.
Проводится жеребьёвка: участники урока вытягивают цветные жетоны и занимают соответствующие цвету столы.
- Приветствие участников друг друга.
- Инструктирование.
Ставлю задачу: включив фантазию и образное мышление, а также используя имеющиеся на столах материалы, составить коллаж по заданной теме и затем представить его устно.
Разъясняю содержание находящихся на столе папок и ход работы: смоделировать картинки, приклеить их и написать свои мысли или мудрые высказывания известных людей.
Объясняю четыре этапа работы:
1 этап. Знакомство с материалами красной папки (цитаты, мудрые мысли). 5 минут.
2 этап. Моделирование, составление и наклеивание картинок из белой папки. 15 минут.
3 этап. Подготовка к защите. 5 минут.
4 этап. Защита коллажа. 12 минут.
Предупреждаю, что сигналом к переходу от одного вида работы к другому будет пение птиц. Руководство в группах передаю в руки студентов-ведущих.
- Творческая работа в группах.
Во время работы звучит лёгкая музыка, через определённые периоды времени прерываемая пением птиц.
Участники групп сами определяются, в каких видах деятельности они будут заняты.
- Представление коллажа.
Выходят 2-3 человека от микрогруппы, демонстрируют своё творчество, свой шедевр и представляют его путём устного рассказа, приводя цитаты из текста художественного произведения, стихи и пр.
- Мнение участников об уроке.
Предлагаю коротко выразить свои впечатления и чувства.
- Заключительная, итоговая часть.
В своём заключительном слове подвожу итог и высказываю свои впечатления и пожелания.
Обоснование избранной методики.
- Ученики - разные. Кто-то может написать сочинение, но многие нет. Такая форма урока помогает задействовать и тех и других студентов.
- Эта форма позволяет сформировать у них ситуацию успеха. Возможность, что что-то не получится, исключена. Любой найдёт себе нишу, где он будет успешен.
- Почему работают взрослые? Это нужно в 3х случаях:
1.Если группа подавлена.
2. Если студент и преподаватель не находят общего языка, нет контакта. Эта форма помогает наладить отношения преподавателей с обучающимися. Если группа «задавлена» - берём авторитарных преподавателей. Если конфликтная, то тех, кто не может наладить контакт со студентами.
3. Чтобы у студентов сформировалось мнение, что у учителей один, общий мир, все дружны и всё – для них.
IV. Почему кабинет необычно оформлен?
Это архитектурная психология. Они знакомы с этим кабинетом, чувствуют себя здесь удобно. Мы часто, чтобы провести нетрадиционный урок, просто занавешиваем стенды, обновляем кабинет. Учащиеся входят – и знают, что будет что-то новое, а значит, интересное.
Часто используем символы. Сегодня – дом, это символ счастья, мечты для героини Солженицына.
Музыка имеет важный момент для погружения в тему.
Принципиально важно отдать бразды правления студентам. Первый раз студентам объясняешь , что делать, учишь считывать невербальный сигнал: несловесный. Например, кто-то закрылся, руки на груди. Стараюсь научить помогать расслабиться, увлечь работой. Студенты учатся понимать, что они одна команда, и дело каждого – делать то, что по душе, по возможностям. После этого уже можно всё возложить на учащихся. Ведуны уже знают, что делать, сами ищут картинки. Этот урок не оценивается. Это работа для души. В педагогике нет одиночек. Нет тех, кто хочет вреда. Эта форма объединяет и студентов и преподавателей. Обязательно коллажи вывешиваются в кабинете.
- Принципиально важен круг. Он объединяет. Важно обсуждение урока со студентами. Они должны услышать, что талантливы, умны и культурны. В дальнейшем обученные ребята могут работать с другой группой, но это лучше использовать во внеклассной работе.
- Каков принцип разделения по группам? Чаще – жеребьёвка. Но нередко подбираем, например, в одну группу ребят с похожей судьбой. В данном случае, в группу «Деградация личности в советской деревне» подобраны ребята из деревень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного анализа художественных текстов раскрыв...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...
Праведничество в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
Технологическая карта урока по литературе "Праведничество в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" 9 класс...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"...
Урок по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"
Краткий комментарий к уроку:Урок состоит из 5 этапов:вызова,анализа идейно-образного уровня рассказа,анализа лексического уровня,рефлексии, домашнего задания.Предполагает групповую работу....
Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....
Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»
Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»...