Творческая мастерская по рассказу А.В.Костюнина "Орфей и Прима"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Работая в мастерской, учащиеся будут иметь возможность развивать регулятивные и познавательные УУД по широкому спектру аспектов. Мастерская направлена на освоение метапредметных компетенций, в частности, коммуникативной, аксиологической, когнитивной. Участие в мастерской поможет учащимся сформировать следующие предметные компетенции: умение работать со словом, анализировать текст, определять авторскую позицию. В ходе работы участники мастерской получат возможность выразить свою нравственную позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_po_rasskazu_a.v.kostyunina_orfey_i_prima_-_kopiya.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года
по произведениям писателя Александра Костюнина
Творческая мастерская написания рецензии
по рассказу А.В. Костюнина «Орфей и Прима».
«Четвероногие врачеватели души».
Томникова Марина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новосельская средняя
общеобразовательная школа
601275 Владимирская обл., Суздальский р-н,
с.Суворотское, ул. Красная, д.12
тел: 8-905-616-62-39
НОМИНАЦИЯ:
Методические материалы к уроку.
-2014-
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МАСТЕРСКОЙ
Название мастерской: «Четвероногие врачеватели души…»
Краткая аннотация мастерской:
Работая в мастерской, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУНы в области русского языка и литературы; креативность и любознательность и межличностные взаимодействия и сотрудничество. Смогут развивать регулятивные и познавательные УУД по широкому спектру аспектов. Мастерская направлена на освоение метапредметных компетенций, в частности, коммуникативной, аксиологической, когнитивной. Участие в мастерской поможет учащимся сформировать следующие предметные компетенции: умение работать со словом, анализировать текст, определять авторскую позицию. В ходе работы участники мастерской получат возможность выразить свою нравственную позицию.
Предметы: русский язык и литература
Классы: 10 класс
Продолжительность мастерской: 3 академических часа
Ожидаемые результаты:
В ходе мастерской учащиеся смогут глубже оценить идейно-эстетическую значимость произведений современных авторов (А.В.Костюнина), формировать представление о мировом литературном процессе, о единстве духовного развития человечества. Учащиеся смогут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать информацию в разных формах, приобретут опыт работы в команде, опыт решения проблем, уважения различных мнений. Смогут соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, смогут реализовать основные социальные роли в пределах особенностей возраста, смогут сформулировать свою точку зрения на основе синтеза и анализа литературы; аргументировать свою позицию, вести дискуссию по проблеме, объективно оценивать себя и оппонента.
Стратегическая цель мастерской: создание условий для осознания и осмысления идейного содержания рассказа «Орфей и Прима» через деятельностный подход современной образовательной технологии педагогическая мастерская.
Цели образовательные и воспитательные:
- познакомить учащихся с творчеством карельского писателя А.В.Костюнина; с рассказом «Орфей и Прима»;
- вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
- воспитание интереса к литературному творчеству современных писателей (творчеству А.В.Костюнина);
- развитие интереса к культурному наследию народностей России;
- формирование умения давать оценку полученным результатам.
Задачи учебно – педагогические:
- развитие творческой активности;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Оборудование урока: : мультимедийный проектор, слайд картины Паулюса Поттера «Наказание охотника», тексты рассказа А.В.Костюнина «Орфей и Прима», словари литературоведческих терминов, чистые листы бумаги, письменные принадлежности.
Учащиеся предварительно разделены на 4 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам.
Когда потреплют нас в житейской драке,
И кажется, напастям нет конца,
Зализывают раны нам собаки
И слезы слизывают нам с лица.
Так пусть же человек, венец творенья,
Каких бы в жизни ни достиг вершин,
Склонит чело с любовью и почтеньем
К четвероногим врачевателям души.
Е.Нефёдова
Ход мастерской
I. Учитель (индуктор):
Ребята, познакомьтесь с эпиграфом нашей мастерской. В эпиграфе, как вы знаете, заключается ключ к идее занятия. Выделите в стихотворении Е.Нефёдовой знаковые слова и запишите их.
У голландского художника Паулюса Поттера есть необычная картина – «Наказание охотника». Она состоит из множества четырехугольников со вписанными туда сюжетами. Давай познакомимся с этим полотном.
- Какова идея сюжета этой картины? Ваши впечатления, ассоциации. Запишите.
Индивидуальная работа:
Учащиеся рассматривают картину, записывают свои мысли, делают выводы.
Социализация:
Одно из правил мастерской: сказать должен каждый. Учащиеся зачитывают свои наработки. Примеры ответов:
- по строению картина напоминает икону, в центре святой, а по всему периметру основные события из жизни. (Максим Обухов);
- в центре картины изображена казнь человека и собаки; собака разделяет судьбу человека. И по жизни собака, по –моему, - самое преданное существо. (Катя Зотова);
- в маленькие четырехугольники вписаны сюжеты охоты на разных животных; собака помогает человеку, хотя сама принадлежит к разряду животных, значит она враг животным и друг человеку, самый преданный друг. она разделяет участь человека. (Андрей Мазепин)
Учитель:
В центральной части – казнь охотника, пойманного дикими зверями. Участь человека в этой сцене разделяют … собаки. Остальные животные радуются заслуженной казни своих врагов, потирая лапы, рога и копыта. Волки вместе с ланями, гепарды с кабанами. Собака, выходит, враг животных. Потому что собака – друг человека. Или точнее тоже человек. В литературе это ее свойство становится наиболее очевидным. Человек любит писать о собаках. Так он пишет о самом себе. Ведь человек – друг собаки. Или точнее – тоже собака человек. А если точнее, то до собаки ему тянуться и тянуться. Прежде всего быть преданным и верным. Ждать. Служить. Любить. Прощать. Довольствоваться малым. В умении быть мудрым и смелым. Человек, включивший слово «собака» и разные его заменители в целый ряд бранных оборотов, подспудно чувствует это и испытывает перед собакой свою глухую и затаенную вину. Может быть, еще и потому, что живет дольше?
К нашему занятию вы прочитали удивительный по нравственной глубине и идейному содержанию рассказ Александра Костюнина «Орфей и Прима».
-- Определите точки соприкосновения трех этих произведений. Используйте свои записи, ассоциации.
Примеры ответов:
- собака – самый преданный друг человека;
- собака тоже человек
- самое бескорыстное существо – собака
- четвероногие врачеватели души
- Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшней мастерской,.
II. Сообщение цели занятия. Запись темы на доске:
«ЧЕТВЕРОНОГИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ ДУШИ»
Учитель:
1.Вы знаете, что композиция любого произведения направлена на достижение главной цели: осмыслить и понять идею произведения. Сильной позицией текста является его начало. Работаем с текстом, читаем первые абзацы , выделяем ключевые (знаковые) слова. Исследовательская деятельность.
Групповая работа:
каждая группа работает с текстом вступления.
Социоконструкция:
обсуждение материала в группах.
Социализация:
вступление каждой группы.
Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:
- в самом начале нет ничего романтического, хотя само название о традициях мифологии (Орфей);
- с самого начала говорится о коммерческой сделке, все становится ясным из одного предложения;
- рассказчик твердо уверен, что за деньги можно купить все, даже удачную охоту;
- «коммерческая охота»…Охота – дело серьезное, это не развлечение, результат не зависит от количества денег;
- охотничья база… дело поставлено на поток
Учитель:
2. Когда мы читаем рассказ, то непременно встречаемся с описанием героя, видим его внешность, по словам и поступкам представляем его характер, а есть ли характер у собак? Каждая группа будет исследовать текст на предмет героев и персонажей произведения.
- группа читает текст и заполняет таблицу сведениями об Орфее;
- группа готовит материал о Приме;
- группа – все о хозяине базы;
- образ автора-повествователя
Групповая работа:
работа с текстом, заполнение таблицы
Социоконструкция:
обсуждение в группе наработанного материала, подготовка выступления.
Социализация:
Выступление каждой группы
Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:
1 группа:
- Описание внешности Орфея переплетено с упоминанием о его стремлении добраться до Примы любыми силами, силами, которые неподвластны человеческому анализу, сам Фомич об этом говорит: думал, сопоставлял, как ему удалось прорваться, разогнуть гвозди? Фомич рассказывает об Орфее, наделяя его качествами человека и говорит, как о человеке: знал, что «мужики» будут крутиться возле, раз «гуляет»; пусть, думаю, намыливаются, даже рассказчик не сразу понимает, о ком идет речь: Кто? – не сразу понял я. В то же время умаляет его способности мыслить: У него ума-то на это не хватит (Евстигнеева Дарья)…
- У читателя создается впечатление, что Орфей понимает, о чем рассказывает хозяин: Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, он и до этого момента не спал, лишь притворялся и всё слышал., Орфей перестал делать вид, что спит. Эту историю Орфей слушал, очевидно, не первый раз. Видно было по всему – не просто так смотрит. Он думает! Конфуз, произошедший с собакой в машине, заставил самого рассказчика восхититься деликатностью, тонкостью природного такта пса: Пёс после упрёка так сконфузился, что, клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного человека.( Глухова Екатерина)
- Интересен эпизод охоты: с азартом и увлечением рассказчик передает динамику гона. Впереди, вожаком, Орфей. Кобель «висит на хвосте» зверька. Добирает его. Едва отняли.
Счастливый, удоволенный гончак забрёл в центр лужи и лёг в бурую жижу, озорно пуская пузыри. Понятно, что собаки смертельно устали: Выжлец ещё сделал попытку встать на ноги и снова повалился. Он устал до крайности. Николай силой поднял его. Пёс, едва перебирая ногами, пошёл.
Идёт, идёт и оглянётся. Убедится, что видим, подходит к кусту и валится на бок. Снова поднимаем, ставим на ноги, дальше идём. Но вот здесь и взыграл природный инстинкт, инстинкт сопричастности с природой, инстинкт, который потерян человеком и который он называет страстью: как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим!
И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость?
Гон на круг заворачивать не стал, ушёл по прямой: так уводит только лиса. Рассказ об Орфее заканчивается трагически: Мы объехали на машине все ближние деревни: собаки нигде не было. И только знакомый старик видел возле Федотовского кордона волков. Как раз там, где мы вчера полевали.
2 группа:
- с Примой мы встречаемся в самом начале рассказа, но характеризует ее не хозяин, мы видим гончую глазами рассказчика. Ключевыми, знаковыми выражениями здесь являются фразы охотника-гостя, а не хозяина, для которого коммерческая сделка превыше всего:. Что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов… Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз, переходя от одной прихваченной первым морозцем лужи к другой. Сосредоточенно, подолгу, принюхивалась к бурым клочкам пожухлой травы. Изредка ложилась на землю, прикрыв глаза. Вся в себе. Набухшие розовые соски её томились.(Обухов Максим)
- Рассказывая историю Орфея и Примы, Фомич характеризует гончую: Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной. Нарочно залетела! .. сигаретина дешёвая. Сама ему, стерва, помогла. Ломилась навстречу, изнутри. Дверь всю исцарапала, шерсть прямо клочками на калитке оставила и всё-таки выскочила – так хотелось к нему на свиданку. О Приме егерь рассуждает с досадой, обидой, ведь нарушаются все прибыльные сделки. Поражают преданность, верность Примы – качества, которые она проявляет во время прощания с Орфеем. Прима ворчала. Поводя белёсой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила. А когда охотники вернулись ,то к нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась. Приму наделяют качествами человека, не отказывают ей в сообразительности и даже коварстве, но в то же время видят в ней лишь источник наживы, лишают счастливого материнства: безжалостно топят щенков, т.к. продать их нельзя. А этих щенков ну никак нельзя оставлять – сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь – засмеют. И самое главное – их не продать потом.(Мазепин Андрей)
- Какой пронзительной болью написаны строки о трагедии собаки Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить. Такое поведение и состояние, несомненно, свойственно разумным, преданным существам. я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал меня.
3 группа:
- Николай Фомич, егерь, любитель русской охоты с гончими. Мы видим его крепким мужчиной лет пятидесяти. .Рассказчик ничего не сообщает о прошлом хозяина базы, нам только известно, откуда такая страсть к охоте. Оказывается, еще его дед был охотником и отец любил это русское развлечение. Разговоры будоражили душу ребенка Дед никогда не говорил: «Ружьё стрельнуло». Ружьё только бьёт или садит. Моё ружьё бьёт садче, чем твоё! Или вот: собака ладистая – значит, правильно сложена. Залиться – это когда гончак, подняв зверя, – «помкнув» его, – гонит, щедро и беспрерывно отдавая голос. Скажи – красиво?! А увидев воочию, он Увидел я однажды охоту эту, с русскими гончими по зайцу: красивую, яркую, старинную. Увидел и влюбился в неё навек. Гончая охота – как натянутая струна. Сильнее напряжения я не испытывал ни на какой другой. (Зотова Екатерина).
- Фомич профессионально разбирается в породах собак, по-своему любит их и понимает. Жалеет. В его хозяйстве все устроено крепко, прочно, долговечно, рационально. У доброго хозяина и собаки сыты, живут в отдельных вольера. И все у него обстоятельно: Он не спеша набил трубку самосадом. Раскурил. Расправил пышные усы. И технику он бережет. Фомич машину вёл аккуратно: привычно объезжал глубокие лужи, заученно сбавлял скорость перед ухабами и поворотами, на прямой разгонялся вновь. Все рассчитано на хороший материальный доход. Поэтому и топит он щенков, что продать нельзя. Поэтому и пересчитывает обстоятельно купюры. Поэтому и соглашается на охоту, хотя лапы у собак изрядно сбиты. Но ведь азарт! Поражает, с какой легкостью он оставляет Орфея в лесу, бросив лишь куртку для родного запаха! Хотя рассказчик невольно оправдывает этот поступок: и раньше так бывало, но Орфей возвращался. Напрашивается мысль: а убежал бы домой Орфей, если бы в лесу потерялся хозяин. Конечно, нет! Собаки всегда ждут, даже погибших! (Обухов Максим)
4 группа:
- с автором-повествователем мы встречаемся в самом начале рассказа.
Повествователь человек интересующийся, наблюдательный, а тут еще и объявление, что гарантировало «получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими». Рассказчик уверен, что за деньги можно получить самые лучшие и незабываемые впечатления от охоты. Забегая вперед, скажем, что он их получил. Впечатления, действительно, незабываемые, они коренным образом перевернули отношение к охоте с русскими гончими. От этого болит душа у Саши. Никакая музыка не может заглушить внутренний стон, рожденный горечью, трагедией Примы. Корка черствости меркантильного интереса с невыразимой болью отрывается, наступает прозрение. Не ведал я тогда, что Звёзды не продаются!
Звёзды светят всем одинаково. (Евстигнеева Даша)
- Интересен глагол не ведал. Автор умышленно использует сильнейшее средство выразительности. Ведать, значит чувствовать, переживать , быть сопричастным. А употребление глагола в форме прошедшего времени убеждает нас в том, что мировоззрение Саши изменилось, да и сам он об этом говорит. .Душа ожила, она болит.
Повествование ведется от первого лица. В начале рассказчик предстает как бы сторонним наблюдателем, чувствуется «водораздел»: здесь Фомич, там гончии с их историей. Автору все интересно. Сопричастности к происходящему он еще не чувствует, но ярко и образно рассказывает о собаках, совсем немного о Фомиче. Местоимение мы появляется только в назначенном месте – месте стоянки охотников. Здесь и происходит слияние интересов: забываются контракты, репутация, израненные лапы…Смотрю, они ищут, ищут, ищут… Морда к морде. И вдруг натекают на пахучий волнующий след. Проверяют. И вот нос ещё сзади, не может оторваться от следа, а корпус, ноги в погоне. Уже пошли вперёд. Не отдавая голос. Рывком! На гон.
Синтаксис этого отрывка помогает прочувствовать напряжение, динамику, тугую струну натянутых нервов. И все же остается ощущение, что автор смотрит на все как бы со стороны, в этом и заключается мастерство рассказчика: через отдаленность выразить свою сопричастность к происходящему. Некоторую иронию мы слышим в повествовании: сделал всего один выстрел и промахнулся, думал газетины листок, на ходу нацепил очки. Создается впечатление, что он и не охотник, в прямом значении этого слова. Любитель!!! Поразительно, с какой человечностью он говорит о Приме и ее щенках. Они у него как люди: копошились детёныши; сосал маткину грудь, для удобства забравшись поверх братьев и сестёр; слепо хватая ртом воздух, в поисках желанного соска, или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери; крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Манера писателя подчеркивать в изображении животных черты, которые не всегда находят у человека: стремление к свободе, справедливость, сильно развито чувство любви и привязанности, детскость, непосредственность. Изображая животный мир, автор показывает читателям неискаженное цивилизацией сознание.
Альтруизм, жертвенность, любовь верность соседствует с эгоизмом, меркантильностью, изменой. (Зотова Екатерина)
Учитель:
3.Все необходимые замечания, находки, размышления и умозаключения вы занесли в таблицу. Впоследствии при написании рецензии этим материалом можно воспользоваться. Мы продолжаем дальнейшее исследование текста.
- Что вы можете сказать об эпохе, хронотопе рассказа? Эпоха формирует характер и мировоззрение человека. Работаем индивидуально.
Индивидуальная работа:
работа с текстом. Все находки учащиеся фиксируют в рабочих материалах.
Социализация:
Одно из правил мастерской: сказать должен каждый. Учащиеся зачитывают свои наработки. Примеры ответов:
- рассказ охватывает небольшой промежуток времени: всего сутки с небольшим, а столько событий, повлиявших на рассказчика;
- это произведение интересно тем, что буквально несколькими словами в начале рассказа характеризуется наше время. Коммерческая сделка гарантировала удачную охоту с русскими гончими. Все продается и покупается, деньги решают все;
- Заонежье… заповедные места, но и их коснулась коммерческая рассудительность. Поохотиться может каждый, деньги только выложи. Охота – это призвание, талант, единение с природой! А тут «объявление гарантировало»…В этом вся наша современность.
Учитель:
4.Конфликт произведения. Каким бы образом ни проявлялся Конфликт художественный, обычно он лежит в основе проблематики произведения, а приемы и способы его разрешения обусловлены авторским замыслом. Давайте определим, в чем же заключается конфликт рассказа. Предлагаю вспомнить определение. На столах у вас словари литературоведческих терминов: поработайте со словарными статьями.
- Так в чем же заключается конфликт произведения?
Групповая работа:
работа с текстом, заполнение таблицы
Социоконструкция:
обсуждение в группе наработанного материала, подготовка выступления.
Социализация:
Выступление каждой группы
Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:
- я вижу отражение противоречия времени: охота с русскими гончими, а организуется она на меркантильных интересах, что несвойственно, как мы знаем из классики, русскому характеру (Даша Евстигнеева);
- основной конфликт, по-моему, происходит в душе рассказчика: внешнее развлечение, которое он искал за деньги, сменилось глухой, затаенной, но постоянно живой болью души. Вещь не материальная, но вечная. Внутренний конфликт. Автор пишет о русских гончих, но говорит о себе. (Максим Обухов);
- Конфликт проявляется уже в самом начале рассказа – его сильной позиции: все продается и покупается в человеческом мире, если смотреть на него через призму материального обогащения. Концовка выражает позицию автора: Звёзды не продаются!
Звёзды светят всем одинаково (Зотова Екатерина);
- рассказчик как бы уходит от открытой конфликтной ситуации; он не противостоит действиям егеря, можно сказать, что соглашается с его поступками: бросают Орфея, топят щенков…. Но внутренний монолог Саши убеждает нас, что не все продается и покупается. (Максим Обухов)
- серьезный конфликт между природой и человеком: человек – часть природы, никогда часть не может победить целое, если это природа!(Вспомним Базарова из романа «Отцы и дети»).Но человек стремится все чего-то доказать; щенков топит – не в то время родились! А когда оно то время?! (Мазепин Андрей)
Учитель:
5. О композиции рассказа мы обмолвились в самом начале нашей мастерской. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несет содержательную и смысловую нагрузку; она всегда, иначе говоря, функциональна. Особый смысл имеет и эпиграф произведения. Обратите на него внимание.
Групповая работа:
работа с текстом
Социоконструкция:
обсуждение в группе наработанного материала, подготовка выступления.
Социализация:
Выступление каждой группы
Вывод записывается в таблицу. Примеры ответов:
- Любопытно соотношение между эпиграфом и содержанием рассказа: эпиграф вступает в полемику с окончанием рассказа: …Охота зело добрая потеха, её же не одолеют печали и кручины всякие…. я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал меня. С тех пор я не охотился с гончими. (Катя Глухова);
- Композиция произведения кольцевая. Прослеживается перекличка между началом и концом произведения. Саша предвкушает удовольствие от коммерческой охоты, т.к. все решают деньги, а в эпилоге мы слышим: Звезды не продаются.(Максим Обухов);
Учитель:
6. Мы с вами не единожды писали рецензию на прочитанные произведения. Эта письменная работа требует соблюдения своей композиции, регламента, если хотите.
- Какие аспекты еще необходимо рассмотреть, чтобы наша работа была полной и композиционно законченной? Примеры ответов:
- необходимо рассмотреть роль деталей в произведении. Считаю, что важно обратить внимание на пейзаж, пейзаж и внутреннее состояние персонажей: в природе все гармонично, умиротворенно, а вот у человека всегда проблемы (Зотова Катя);
- даже мелкие детали объемно высвечивают образ Фомича, об этом говорили, когда исследовали его образ (Андрей Мазепин)
- все произведение, я думаю, состоит из россыпи незначительных, на первый взгляд, деталей. Я читала несколько раз и каждый раз находила новое, поражающее своей глубиной: егерь – Николай Фомич – Николай – Фомич – егерь. Чаще упоминается «Фомич», это тоже наводит на размышления.(Даша Евстигнеева);
- смысл финала. Это своего рода предупреждение: нужно ценить все, что нас окружает, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего мира. Человек должен понять себя, а достигается это, когда находишься в ладу с собственным Я. (Максим Обухов);
- авторская идея. Авторское размышление о том, что не все продается: люди в суете современного мира забывают о душе, нравственных ценностях. В животном мире таких понятий не существует, но верность, преданность, жертвенность – это и есть звезды, которые не продаются.
Учитель:
7. Ваше читательское восприятие и оценку вы изложите, когда будете писать рецензию. Мы помним, что необходимым условием мастерской является афиширование. Этот этап вы будете представлять готовыми работами. А сейчас проведем рефлексию. Устно ответьте на любые два вопроса:
- Хочу сказать….
- Мне было трудно, когда…
- Мне особенно важно было понять…
- Я так и не понял, почему…
- Мои наблюдения за ходом мастерской…
Из записей на рефлексии:
- Мне очень важно было понять самого Сашу, в нем самом происходит много конфликтов;
- хочу сказать, что мне всегда нравятся мастерские по литературе. Некоторые произведения как загадочный ларец, открываешь, а там так глубинно…;
- Мне было трудно успеть записать, когда выступали группы;
- Мне важно было понять чувства Саши, они глубоки, ведь он умеет сострадать;
- мне важно было понять Фомича: неужели же деньги и материальное благополучие для него все;
РЕСУРСЫ
- Костюнин А.В. Сборник произведений. http://kostjunin.ru
- Паулюс Поттер. Наказание охотника. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%
3. Литература №12. Газета для учителей словесности. М.: Издательский Дом Первое сентября, 2011.
ПРИМЕР РАБОЧЕЙ ТАБЛИЦЫ
автор | фомич | прима | орфей |
«получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими». Остальное решают деньги. «Торгуется», – сообразил я и предложил тройную цену. Фомич отвёл глаза. Укладывая вещи в машину, прощаясь с егерем, я никак не мог избавиться от еле слышного, но от этого не менее щемящего, раздирающего душу, пронзительного воя суки. И отъехал далеко, и музыку включил лёгкую, а он всё не отпускал – преследовал меня. *** С тех пор я не охотился с гончими. Но странное дело: всякий раз, когда мне случается читать или слышать про созвездие Гончих Псов, я невольно вспоминаю Орфея и Приму – русских гончих, страстью которых торговали под заказ. Не ведал я тогда, что Звёзды не продаются! Звёзды светят всем одинаково. | , крепкий мужик лет пятидесяти, встретил сухо. – Саша, не получится завтра съездить. Собаки устали. Двое суток подряд на гону. Заменить некем. Выжловка, – он указал на брюхатую русскую гончую, – сам видишь... Тропа эти дни была жёсткой. У выжлецов все лапы сбиты в кровь. Их утром не поднять. – Саш, понимаешь… Увидел я однажды охоту эту, с русскими гончими по зайцу: красивую, яркую, старинную. Увидел и влюбился в неё навек. Гончая охота – как натянутая струна. Сильнее напряжения я не испытывал ни на какой другой. … Наша Прима-балерина весной пошла по наклонной. Нарочно залетела сигаретину дешёвую пусть, думаю, намыливаются – Примка-то под замком. Я потом анализировал-сопоставлял: как такое могло случиться? Сама ему, стерва, помогла. Ломилась навстречу, изнутри. Дверь всю исцарапала, шерсть прямо клочками на калитке оставила и всё-таки выскочила – так хотелось к нему на свиданку. – Ему ещё восемь месяцев было. Сделал для них с Громом вольер из сетки. Закрываю. Через некоторое время – Орфей на улице. Что такое?! Я к забору. Снежок выпал. Смотрю по следам: где перелазит? Оказывается, он – на будку, с будки прыгает через забор – и на волю. Ладно. Я над конурой делаю навес. Два листа шифера стелю. Ну, на будку пускай заберётся, но прыгнуть с неё не сможет – голова в крышу упрётся. Им же… Он же не может сначала изогнуться – вот так, из-под выступа, потом подтянуться за край и ногу закинуть. У него ума-то на это не хватит… Через некоторое время Орфей опять на свободе. Да ещё и не один – с Громом. По следам ничего не могу понять. Закрыл обоих. Отошёл подальше, они меня не видят. Сел и наблюдаю: вот он ходил-ходил, ходил-ходил, прыгнул на будку. Встаёт на задние лапы, упирается головой в шифер, напря-га-а-ется, вырывает его с гвоздя… Выпускает в щель Грома. Потом сам – вот так – в эту щель голову пихает, шельмец, ему шифером да-а-а-ви-ит сверху, он всё ррр-а-вно тискается, прола-а-а-аа-зит и выпрыгивает Съездим завтра в лес, коли так. Давай деньги. Николай обстоятельно пересчитал купюры, показал мне спальное место и повёл собак в вольер. Я вышел на крыльцо. Егерь удалялся по лесной дорожке, держа перед собой «летучую мышь». Мерцающие блики огня прыгали тусклым светом по чёрным еловым лапам. Гончие неспешно следовали за ним. Мы ждали. И кричали. И дважды бегали до дальней делянки. Звали, трубили, стреляли в воздух – напрасно. Кобель не вернулся. Николай бросил под куст свою фуфайку – родной запах. – Поехали домой. Его так просто с гона не снять – вязкий, непозывистый гончак. Ничего, нагоняется – придёт! Не первый раз ? А этих щенков ну никак нельзя оставлять – сама понимаешь. Осенний помёт у породистых гончаков сохранять не принято: таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь – засмеют. И самое главное – их не продать потом. Мне от вас с Орфеем щенки весной нужны. Николай, ухватив за ошейник, перевёл собаку из вольера в соседний, наглухо сколоченный дощатый сарайчик, поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь. Фомич, глухо матерясь, опустился на колени рядом с будкой и на ощупь стал вытаскивать тёплые комочки, один за другим, укладывая их в голубое эмалированное ведро, в котором обычно таскал еду для собак. Лишь один из щенков, крепыш, видно в батю, не сдаваясь, поднялся по телам своих братьев и вытянул головку наружу. Николай берёзовым прутиком легонько притопил его. Малышей отнесли в выгребную яму и зарыли. | Что ей до прибыли, до репутации хозяина и сорванных контрактов… Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз, переходя от одной прихваченной первым морозцем лужи к другой. Вся в себе. Прима ворчала. Поводя белёсой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине. Путалась под ногами и скулила. В наше отсутствие Прима ощенилась и теперь, забившись в конуру, устало облизывала свои мокрые родные комочки. К нашему появлению она отнеслась равнодушно, при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась. Сам поманил Приму куском сахара. Та недоверчиво высунула голову из будки. В ногах у самки беспомощно копошились детёныши. Один, что покрепче, сосал маткину грудь, для удобства забравшись поверх братьев и и сестёр. Другие же или беспомощно попискивали, слепо хватая ртом воздух, в поисках желанного соска, или безмятежно посапывали, прижавшись к тёплому, как лежанка, животу матери. Сука, почуяв недоброе, завыла Звериный вой суки будоражил ночную тьму. Прима бесновалась, кидалась на глухую к её горю дверь сарая, ударялась в неё всем своим телом, падала, поднималась, снова и снова билась, но ничего не могла исправить. Щенки, безмятежно жмурясь, возёхались на дне ведра, сытые, притихшие, не ожидая от жизни ничего, кроме хорошего | Кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина. По-моему, он и до этого момента не спал, лишь притворялся и всё слышал Орфей перестал делать вид, что спит . Видно было по всему – не просто так смотрит. Он думает! изобразил полное равнодушие Кобель попытался вырваться с рук ей навстречу. Хозяин окрикнул: – Прима, место! И ещё крепче прижал к себе внезапно разволновавшегося выжлеца. Видишь ли – не согласен он… Пёс после упрёка так сконфузился, что, клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного человека. Их нужно сперва выдержать. Пусть потомятся. Они должны с радостью, с азартом, без понуждения ступать на тропу. Страсть в них должна взыграть… Правда: собаки перетаптывались в машине не в силах более сдерживать своего волнения. Принимались лаять. В нетерпении скребли лапами. Гон зазвенел на все голоса: жаркий, страстный. Не лай, а стон покатился по низине, заиграл эхом и пошёл кромкой влажного леса. Гончаки резвые, паратые, равные на ноги – косому петлять некогда Счастливый, удоволенный гончак забрёл в центр лужи и лёг в бурую жижу, озорно пуская пузыри. Мы втроём: Николай, Гром и я – переглянулись. . Орфей лежал на краю поляны, на спине, задрав вверх дрожащие окровавленные лапы. Не скулил. Даже на это сил не было. – Орфей, что с тобой?! Кобель попробовал подняться. Не смог. – На сегодня, Орфеюшка, всё. Пойдём домой. Вставай. Выжлец ещё сделал попытку встать на ноги и снова повалился. Он устал до крайности. Николай силой поднял его. Пёс, едва перебирая ногами, пошёл. Идёт, идёт и оглянётся. Убедится, что видим, подходит к кусту и валится на бок. Снова поднимаем, ставим на ноги, дальше идём. До машины оставалось метров пятьдесят. Орфей направился к кусту, хотел рухнуть, как вдруг оттуда ему пахнуло в нос свежим, дурманящим, животворящим запахом красного зверя. – А-ау! А-ау! А-ау! И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость? У машины воем завёлся Гром. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская "Духовной жаждою томим" (по рассказу Н.В.Гоголя "Портрет)
данная мастерская поможет учащимся разобрать в том, какую же роль играет искусство в формировании мировоззрения человека....
Творческая мастерская построения знаний с элементами проблемного обучения по рассказу А. П. Платонова «Никита»
Урок литературы в 7-м классе по рассказу А. Платонова "Никита"...
Нетрадиционный урок развития речи по литературе. "На съемочной площадке .Творческая мастерская.рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника"
Методическая разработка показывает приемы элементов поисково- исследовательской групповой работы,знакомства с интересными профессиями ;урок способствует одновременному развитию многих навыков и ...
Урок литературы в 7 классе с элементами творческой мастерской «О чем плачут лошади?»(По рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»)
Урок литературы в 7 классе...
Творческая мастерская " Легко ли создавать юмористические рассказы?"
Урок проводится с применением технологии проблемного обучения, технологии «Метод проектов» и цифровых образовательных ресурсов. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.Данный урок пре...
Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”.
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Антуан де Сент-ЭкзюпериУрок литературы в 8 классе. Тема: «Мастерская творческого письма по рассказу Л. Андреева “Кусака”«Куса...
"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"
Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...