Творческая мастерская "Духовной жаждою томим" (по рассказу Н.В.Гоголя "Портрет)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
данная мастерская поможет учащимся разобрать в том, какую же роль играет искусство в формировании мировоззрения человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tvorcheskaya_masterskaya_po_rasskazu_N.V.Gogolya_Portret.doc | 71 КБ |
Prezentaciya_po_Gogolyu.ppt | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Новосельская средняя общеобразовательная школа"
Творческая мастерская
(построение знаний)
"Духовной жаждою томим…"
(по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Учитель: Томникова Марина Вячеславовна
-2008-
Стратегическая цель урока: на примере повести Н.В.Гоголя "Портрет" определить, в чем смысл существования искусства? Не губит ли человек сам себя, подчиняя кумиру земной красоты?
Цели образовательные и воспитательные:
- вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
- воспитание интереса к творчеству Н.В.Гоголя;
- формирование умения давать оценку полученным результатам.
Задачи учебно – педагогические:
- развитие творческой активности;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Оборудование: повесть Н.В.Гоголя "Портрет", " "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, "Энциклопедический словарь" Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона.
Учащиеся предварительно разделены на группы, принцип формирования групп учитель определяет сам. На столах тексты , словари, тетради.
Ход мастерской
I.Учитель: ребята, на уроках литературы , музыки, изобразительного искусства вы не раз говорили о произведениях искусства, какое воздействие оказывает искусство на человека, на вас самих.
- Искусство. Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
- Что такое искусство?
- В чем смысл существования искусства?
1.Индивидуальная работа (каждый учащийся на листках записывает ассоциативный ряд и отвечает на вопросы)
2.Социализация (каждый зачитывает свои записи)
II.Учитель:
- Вызвали у вас данные вопросы затруднение? Давайте обратимся к словарям и посмотрим, какое толкование слову "искусство" нам предлагается ( учащиеся по группам работают со словарными статьями и обсуждают).
- Вопрос эстетического начала в жизни человека, общества, всего человечества от сотворения мира и до конца его, смысл существования искусства, не губит ли человек саму жизнь, подчиняя себя кумиру земной красоты, стал мукой всего творческого бытия Н.В.Гоголя. Этот вопрос взволновал всю русскую литературу XIX столетия, но безжалостнее всех прочих этот вопрос поставил Гоголь.
Слова "искусство", "искус", "искушение" одного корня. И не одна ли природа у обозначенных этими словами понятий?
III.Сообщение цели урока. Запись темы на доске:" Духовной жаждою томим…"(по повести Н.В.Гоголя "Портрет").
Учитель: искусство может творить бесовщину. Гоголь осознал это на художественном уровне – в повести "Портрет" (1835 – 1842). Интересна история написания этой повести . В первоначальном варианте в портрете ростовщика оказывается воплощенная душа антихриста. Вторая редакция этой темы уже не содержит, на первый план выступает проблема эстетического аморализма. Связь искусства с религией раскрыта широко.
IV. Работа с текстом
- Групповая работа. Каждая группа работает с отрывком из повести Н.В.Гоголя.
"…Художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело… чьё-то судорожно искаженное лицо…Два страшных глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на устах было написано грозное повеление молчать. Испуганный он хотел вскрикнуть. Это был им купленный портрет. Сияние месяца, озаривши комнату, упало и на него и сообщило ему странную живость… . Все лицо почти ожило, и глаза взглянули на него так, что он, наконец, вздрогнул и, попятившись назад, произнес изумленным голосом: "Глядит, глядит человеческими глазами!"… В портрете было что-то странное. Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!...Здесь не было уже того высокого наслажденья ,которое объемлет душу при взгляде на произведение художника…: здесь было какое-то болезненное, томительное чувство… Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате…,ему сделалось даже страшно ходить по комнате… . он видел освещенную месяцем свою комнату… . Полный тягостного чувства, он решил встать с постели, схватил простыню и, приблизившись к портрету, закутал его всего…. У него захолонуло сердце… . Сердце стало сильно колотиться у бедного художника. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширму старик. Холодный пот облил его всего; сердце его билось так сильно, как только можно было биться; грудь была так стеснена, как будто хотело улететь из неё последнее дыханье… .свет месяца наполнял комнату… .Биение сердца было сильно, почти страшно; тягость в груди невыносимое. Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что с ним делается. Стараясь утишить сколько-нибудь душевное волнение и расколыхавшуюся кровь…, подошел к окну и открыл форточку. Пасмурный, недовольный, уселся он на своем диване, не зная сам, за что приняться, что делать… . Какое-то неизъяснимое, неприятное чувство оставалось на душе."
- Какое впечатление произвел портрет на художника Черткова? Подтвердите словами текста.
- Как вы понимаете фразу "… это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы…".
- С какой целью автор в эпизоде сна неоднократно описывает лунный свет? (Сияние месяца усиливало белизну простыни; свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню; он видел освещенную месяцем свою комнату; свет месяца озарял комнату; свет месяца наполнял комнату).
(Именно в этом таинственном, неверном, обманчивом свете луны явился ростовщик Черткову).
"Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами. Стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью… Почти невозможно было выразить той необыкновенной тишины, которою невольно объяты были все, вперившие глаза на картину. Картина между тем ежеминутно казалась выше и выше; светлее и чудесней отдалялась от всего и вся превратилась, наконец, в один миг, плод налетевший с небес на художника мысли, миг, к которому вся жизнь человеческая есть одно только приготовление… Невольные слезы были готовы покатиться по лицам посетителей, окруживших картину. Казалось, все вкусы… слились в какой-то безмолвный гимн божественному произведению. Неподвижно, с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною. Он пришел в себя. Хотел принять равнодушный, обыкновенный вид. Хотел это сделать, но речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы."
- Выделите ключевые фразы, слова в данном тексте. Каким настроением проникнут данный текст?
- Что, по мнению Гоголя, является источником подлинного искусства?
- Какой свет излучает указанная в тексте картина? В чем разница цветовой гаммы двух предложенных текстов?
"Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется ,как будто насладился и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та же самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он тоже был верен природе ?Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все не достает чего –то, если нет на небе солнца."
- Определите идею данного текста.
- Социоконструкция (обсуждение в группах)
- Социализация (выступление каждой группы)
Вывод: Гоголь убежден в двойственности земной красоты, которая может и споспешествовать возвышению человеческого духа, и послужить его гибели. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою своего перерождения: превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером-создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Черткова, соблазненного страстью корыстолюбия, какой заразило его золото ростовщика, обнаруженное в портрете.
V. Работа с текстом.
1.Групповая работа.
" У тебя есть талант ; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его.Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе…. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше его. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью. Не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков упокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе., но звучащей молитвой стремится вечно к Богу."
- Выделите ключевые слова и фразы
.
- Что заключено для человека в искусстве?
- Каково истинное назначение искусства?
2.Социоконструкция (обсуждение в группах)
3.Социализация (выступление каждой группы)
Вывод: Гоголь в искусстве видит служение Христу. Человеку необходима "незримая ступень" к христианству и таковою может стать именно искусство. Должно стать. Иначе ему не избежать праздномыслия и празднословия. Истинная православная религиозность заключается в самом духе отношения художника к любому проявлению бытия, в духе восприятия искусства по критериям истинной духовности, пусть даже это искусство создавалось вне пределов христианства.
VI. Рефлексия. Учащиеся письменно отвечают на вопрос: в чем заключается высокое назначение искусства?
VII. Афиширование работ.
Литература
- Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А.Энциклопедический словарь.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.
- Гоголь Н.В. Повести- М.: Детская литература, 1978.
- Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений.- М.: Издательский совет русской православной церкви, 2003
- Мосолова Л.Н., Ям К.Е. Духовная культура: идеи, ценности, язык.-Москва –Амстердам: республиканский институт повышения квалификации работников образования,1996.
- Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.,2000
По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти… ….все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчание пораженных божественным чудом царей…, и наконец святая. Невыразимая тишина, обнимающая всю картину. Вся братия поверглась на колена пред новым образом, и умиленный настоятель произнес:" нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"
Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...
Героизм. Отвага. Храбрость. Бесстрашие. Как эти слова подходят тому, о ком хочу я рассказать!
Героизм. Отвага. Храбрость. Бесстрашие. Как эти слова подходят тому, о ком хочу я рассказать!...
Родительское собрание "Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!"
Презентация к родительскому собранию...
Родительское собрание "Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!"
Родительское собрание. Текст к презентации "Ребенок Учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!"...
урок по литературе "Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил."
Урок по литературе ФГОС...