Творческая мастерская " Легко ли создавать юмористические рассказы?"
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) по теме

Белоконева Любовь Анатольевна

Урок проводится с применением технологии проблемного обучения, технологии «Метод проектов» и цифровых образовательных ресурсов. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.

Данный урок представлен в форме «творческой мастерской». В структуре урока прослеживается как изучение нового материала, так и актуализация и закрепление ранее приобретенных знаний о структуре рассказа.

Применение технологии проблемного обучения осуществлялось на этапе актуализации знаний, путем показа видеофрагмента, позволяющего учащимся самим сформулировать тему  и цели урока. Такой способ актуализации знаний позволяет, значительно сэкономив время, охватить большой объем информации.

В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература 5 класс

Творческая мастерская

" Легко ли создавать юмористические рассказы?"

Цели : - учить учащихся  составлять собственный юмористический рассказ, проверить приобретенные  знания о рассказе  как  литературном жанре, вспомнить особенности его построения ; развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдения; воспитывать толерантность, уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.

 Смех - дело серьезное.

                            Афоризм

                

Оргмомент.

Просмотр фрагмента фильма с

 Чарли Чаплином  «Клетка льва».

- Я видела, вы сейчас смеялись!

-В чем сила смеха?

-Почему люди  иногда боятся смеха?

-От чего смех может удержать человека?

-Помогает ли смех меняться людям?

- Почему смех серьезное  дело? Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Слово учителя:

-Смех помогает бороться с отрицательным в жизни, делает человека      духовно более сильным, поддерживает дух критики и самокритики. В смехе не только выражается отношение к объекту осмеяния, дается его оценка, но вместе с тем просвечивается и сам смеющийся человек, уровень его культуры, характер его вкусов.

   Важное место среди произведений художественной литературы занимает юмористический   рассказ, в основе которого лежит комическая ситуация или смешное недоразумение.

-По началу нашего сегодняшнего урока попробуйте предположить, о чем пойдет речь, возможно, кто-то даже попробует сформулировать тему урока и  какая работа нас сегодня ждет?          (Ответы)

-У нас необыкновенный урок,  а художественная мастерская  « Легко ли создавать юмористические рассказы?»

-И вначале мы все-таки  вспомним, что такое рассказ, какова его композиция, чем рассказ отличается от других эпических произведений.

- Исходя из темы урока, какие задачи нам надо решить?

(Мы должны вспомнить, что представляет собой жанр рассказа.

Мы должны обозначить жанровые особенности рассказа вообще и юмористического в частности.

Мы  будем творцами  и создадим свои юмористические рассказы).

-Итак, что надо знать, чтобы создать рассказ?

(ответы учащихся)

-Что такое рассказ?

Рассказ - это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло.

Как строить рассказ

Чтобы построить рассказа, надо знать:

1.Для чего и для кого ты будешь рассказывать.

2. Что именно скажешь.

3. В какой последовательности, каким тоном.

-Из каких композиционных частей состоит рассказ?

Рассказ состоит из:

  1. Вступление (экспозиция)
  2. Завязка (момент, с которого все начинается)
  3. Развитие действия (что конкретно произошло, основ, моменты)
  4. Кульминация (самый острый момент в развитии)
  5. Развязка (завершение действия)
  6. Заключение (эпилог).

-Мы сказали, что рассказ – это повествование о  каком-либо случае из жизни.

-Прежде, чем приступить к практической части урока, проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ (гимнастика для глаз).

     

Вступительное слово учителя.

Уважаемые молодые летописцы юмора! Сегодня мы попробуем себя в роли писателей-юмористов. Как уже вам известно, одной из ярчайших черт национального характера жителей Кубани рядом с трудолюбием, глубокой эмоциональностью  является оптимизм, умение смотреть на все жизненные испытания и огорчения. Наш кубанский  юмор полыхает бессмертными искрами народного духа.

Мы повторили композиционные части рассказа, а будем учиться писать юмористический рассказ.

Для того чтобы определить, чем же отличается юмористический рассказ от обычного мы обратимся к «Памятке начинающему писать юмористический рассказ» (раздаточный материал)

-Итак, в чем заключается основная особенность юмористического рассказа?

    (  В основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация)

-Как создается комическая ситуация?

(Комическая ситуация создается за счет появления неожиданных для героя рассказа участников событий,  за счет неожиданного поворота событий,  за счет неожиданной развязки, характера происходивших событий).

-Вы совершенно правы. Но, может быть, тех средств создания комической ситуации, которые вы назвали, недостаточно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к следующему пункту памятки.

-Созданию комической ситуации способствует заголовок и    правильный выбор автора-повествователя.

-Все, что вы назвали, способствует, помогает оформить юмористическое повествование. Но юмор проявляется и в манере повествования, в обрисовке внешности и речевом поведении героев. Назовите языковые средства создания юмора, которые вы знаете. (Интересный диалог, смешные имена (клички), фамилии героев, авторская юмористическая оценка относятся к языковым средствам создания юмора).

Учитель читает стих.

Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Вы теряли кой-чего,

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень, очень важное,

Что встречалось на пути.

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу,

Или в речку вы свалились,

Иль поймали вы лису.

И признаться не смогли,

Или вы рекорд побили,

Иль кого-нибудь спасли.

Или, может, вдохновенье –

Частый гость у вас в квартире –

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины.

Оглянитесь, поищите,

Что произошло хоть раз.

И конечно, расскажите,

Но чтоб это был  ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ рассказ.

И, наконец, продемонстрируем своё творчество.

При этом мы не должны еще забывать   о  культуре общения. Вот как много нам нужно успеть , но я в вас верю!

-Я вам помогу начать ваш юмористический рассказ.

Задание: вам дано начало, следует продолжить рассказ и создать его по всем правилам построения юмористического  произведения.

После работы в группах вы нам читаете свои юмористические рассказы. Хочу напомнить вам, что многое будет зависеть от того, как выразительно вы прочитаете.

Работа в группах.

(Звучат работы учащихся)

Присутствующим предлагаются листы оценки составленных  учащимися рассказов.

-Давайте подведем итоги урока. Я довольна вашими знаниями, хорошей активностью на уроке, примерным поведением. Могу сказать смело: наши старания даром не прошли! Так держать! Впереди у нас еще много интересного, но ответьте мне на вопрос в названии нашей мастерской: " Легко ли создавать юмористические рассказы?"

Рефлексия.

1. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

2. В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

3. С кем тебе было интереснее всего работать в группе? Почему?

4. За что бы ты себя похвалил на уроке?

5. Что изменил бы в своих действиях на уроке?

6. Что тебе понравилось на уроке больше всего?

7. Какие вопросы и пожелания себе, другим ученикам, учителю появились у тебя?

Домашнее задание: найти сведения  из биографии Чехова –врача,  прочитать рассказ «Хирургия» (текст  найти в Интернете).

Ролик класса

Благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легко ли создавать юмористические рассказы?

Заключительный урок по творчеству А. П. Чехова в 6 классе. Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе "Легко ли создавать юмористические рассказы?"

Интегрированный урок фантазии и творчествапо литературе и русскому языку в 6 классе" Легко ли создавать юмористические рассказы?"...