Творческая мастерская " Легко ли создавать юмористические рассказы?"
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) по теме
Урок проводится с применением технологии проблемного обучения, технологии «Метод проектов» и цифровых образовательных ресурсов. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении.
Данный урок представлен в форме «творческой мастерской». В структуре урока прослеживается как изучение нового материала, так и актуализация и закрепление ранее приобретенных знаний о структуре рассказа.
Применение технологии проблемного обучения осуществлялось на этапе актуализации знаний, путем показа видеофрагмента, позволяющего учащимся самим сформулировать тему и цели урока. Такой способ актуализации знаний позволяет, значительно сэкономив время, охватить большой объем информации.
В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Легко ли создавать юмористические рассказы?" | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 5 класс
Творческая мастерская
" Легко ли создавать юмористические рассказы?"
Цели : - учить учащихся составлять собственный юмористический рассказ, проверить приобретенные знания о рассказе как литературном жанре, вспомнить особенности его построения ; развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдения; воспитывать толерантность, уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.
Смех - дело серьезное.
Афоризм
Оргмомент.
Просмотр фрагмента фильма с
Чарли Чаплином «Клетка льва».
- Я видела, вы сейчас смеялись!
-В чем сила смеха?
-Почему люди иногда боятся смеха?
-От чего смех может удержать человека?
-Помогает ли смех меняться людям?
- Почему смех серьезное дело? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Слово учителя:
-Смех помогает бороться с отрицательным в жизни, делает человека духовно более сильным, поддерживает дух критики и самокритики. В смехе не только выражается отношение к объекту осмеяния, дается его оценка, но вместе с тем просвечивается и сам смеющийся человек, уровень его культуры, характер его вкусов.
Важное место среди произведений художественной литературы занимает юмористический рассказ, в основе которого лежит комическая ситуация или смешное недоразумение.
-По началу нашего сегодняшнего урока попробуйте предположить, о чем пойдет речь, возможно, кто-то даже попробует сформулировать тему урока и какая работа нас сегодня ждет? (Ответы)
-У нас необыкновенный урок, а художественная мастерская « Легко ли создавать юмористические рассказы?»
-И вначале мы все-таки вспомним, что такое рассказ, какова его композиция, чем рассказ отличается от других эпических произведений.
- Исходя из темы урока, какие задачи нам надо решить?
(Мы должны вспомнить, что представляет собой жанр рассказа.
Мы должны обозначить жанровые особенности рассказа вообще и юмористического в частности.
Мы будем творцами и создадим свои юмористические рассказы).
-Итак, что надо знать, чтобы создать рассказ?
(ответы учащихся)
-Что такое рассказ?
Рассказ - это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло.
Как строить рассказ
Чтобы построить рассказа, надо знать:
1.Для чего и для кого ты будешь рассказывать.
2. Что именно скажешь.
3. В какой последовательности, каким тоном.
-Из каких композиционных частей состоит рассказ?
Рассказ состоит из:
- Вступление (экспозиция)
- Завязка (момент, с которого все начинается)
- Развитие действия (что конкретно произошло, основ, моменты)
- Кульминация (самый острый момент в развитии)
- Развязка (завершение действия)
- Заключение (эпилог).
-Мы сказали, что рассказ – это повествование о каком-либо случае из жизни.
-Прежде, чем приступить к практической части урока, проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ (гимнастика для глаз).
Вступительное слово учителя.
Уважаемые молодые летописцы юмора! Сегодня мы попробуем себя в роли писателей-юмористов. Как уже вам известно, одной из ярчайших черт национального характера жителей Кубани рядом с трудолюбием, глубокой эмоциональностью является оптимизм, умение смотреть на все жизненные испытания и огорчения. Наш кубанский юмор полыхает бессмертными искрами народного духа.
Мы повторили композиционные части рассказа, а будем учиться писать юмористический рассказ.
Для того чтобы определить, чем же отличается юмористический рассказ от обычного мы обратимся к «Памятке начинающему писать юмористический рассказ» (раздаточный материал)
-Итак, в чем заключается основная особенность юмористического рассказа?
( В основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация)
-Как создается комическая ситуация?
(Комическая ситуация создается за счет появления неожиданных для героя рассказа участников событий, за счет неожиданного поворота событий, за счет неожиданной развязки, характера происходивших событий).
-Вы совершенно правы. Но, может быть, тех средств создания комической ситуации, которые вы назвали, недостаточно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к следующему пункту памятки.
-Созданию комической ситуации способствует заголовок и правильный выбор автора-повествователя.
-Все, что вы назвали, способствует, помогает оформить юмористическое повествование. Но юмор проявляется и в манере повествования, в обрисовке внешности и речевом поведении героев. Назовите языковые средства создания юмора, которые вы знаете. (Интересный диалог, смешные имена (клички), фамилии героев, авторская юмористическая оценка относятся к языковым средствам создания юмора).
Учитель читает стих.
Разве с вами никогда
Не случалось ничего?
Может быть, хоть иногда
Вы теряли кой-чего,
Или, может быть, однажды
Вам случалось вдруг найти
Что-то очень, очень важное,
Что встречалось на пути.
Может, как-то заблудились
Вы в большом густом лесу,
Или в речку вы свалились,
Иль поймали вы лису.
И признаться не смогли,
Или вы рекорд побили,
Иль кого-нибудь спасли.
Или, может, вдохновенье –
Частый гость у вас в квартире –
Дарит вам стихотворенье
Иль сюжеты для картины.
Оглянитесь, поищите,
Что произошло хоть раз.
И конечно, расскажите,
Но чтоб это был ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ рассказ.
И, наконец, продемонстрируем своё творчество.
При этом мы не должны еще забывать о культуре общения. Вот как много нам нужно успеть , но я в вас верю!
-Я вам помогу начать ваш юмористический рассказ.
Задание: вам дано начало, следует продолжить рассказ и создать его по всем правилам построения юмористического произведения.
После работы в группах вы нам читаете свои юмористические рассказы. Хочу напомнить вам, что многое будет зависеть от того, как выразительно вы прочитаете.
Работа в группах.
(Звучат работы учащихся)
Присутствующим предлагаются листы оценки составленных учащимися рассказов.
-Давайте подведем итоги урока. Я довольна вашими знаниями, хорошей активностью на уроке, примерным поведением. Могу сказать смело: наши старания даром не прошли! Так держать! Впереди у нас еще много интересного, но ответьте мне на вопрос в названии нашей мастерской: " Легко ли создавать юмористические рассказы?"
Рефлексия.
1. Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
2. В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
3. С кем тебе было интереснее всего работать в группе? Почему?
4. За что бы ты себя похвалил на уроке?
5. Что изменил бы в своих действиях на уроке?
6. Что тебе понравилось на уроке больше всего?
7. Какие вопросы и пожелания себе, другим ученикам, учителю появились у тебя?
Домашнее задание: найти сведения из биографии Чехова –врача, прочитать рассказ «Хирургия» (текст найти в Интернете).
Ролик класса
Благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Легко ли создавать юмористические рассказы?
Заключительный урок по творчеству А. П. Чехова в 6 классе. Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе....
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова...
"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова...
"Входя в мир Чехова…» В мастерской художника слова. Особенности юмористических рассказов
Урок обобщающего повторения. Творчество А.П. Чехова...
Интегрированный урок фантазии и творчества по литературе и русскому языку в 6 классе "Легко ли создавать юмористические рассказы?"
Интегрированный урок фантазии и творчествапо литературе и русскому языку в 6 классе" Легко ли создавать юмористические рассказы?"...