Конспект урока литературы в 11 классе "С.А. Есенин. Ранняя лирика". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Конспект урока литературы в 11 классе С.А. Есенин. Ранняя лирика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 11 классе
Учитель- Позниченко Валентина Сергеевна, СОШ«Средняя общеобразовательная школа №6 с. Солдато- Александровское» Ставропольского края
Класс:11
Предмет: литература
Тема урока: С.А. Есенин. Ранняя лирика
Тип урока: урок смешанного типа( урок изучение нового материала, урок исследование )
Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2010
Цели:
- Познакомить учащихся с ранними произведениями С. Есенина; показать в развитии художественный образ природы в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость;учить анализировать лирическое произведение
- Развивать читательский интерес и вкус
- .Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы; пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.
Оборудование: фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов и песни «Письмо матери», раздаточный материал
Ход урока.
I. Организация внимания учащихся
II. Целеполагание
Известно, что на долю С. Есенина выпала очень трудная не только человеческая судьба, но и творческая .Обожаемый одними и презираемый другими, Есенин долгое время негласно преследовался властями и «запрещался». До сих пор не умолкают споры о причинах его смерти. До сих пор читателей мучают вопросы: самоубийца он или мученик, прост он или велик, примитивен или мудр, поверхностен он или глубок. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений. Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.
III. Изучение нового материала
Анализ ранних стихотворений
С.А.Есенин необычайно популярен, его любят и знают интеллектуалы и самые простые люди. Значит, все нашли то, что близко и созвучно...
Необычность есенинского мировидения рассмотрим на примере крохотного стихотворения. 1.«Там, где капустные грядки...»:
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.
Попросим ребят найти метафоры и объяснить их.
Картина природы, изображенная здесь, весьма необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи которого освещают капустные грядки, «поливает» землю, то есть природное явление уподобляется здесь одному из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «клененочком» (слово построено по модели «котеночек», «ягненочек», «теленочек» и т.п.), уподоблен детенышу домашнего животного. Неживая природа наделена чертами живой. Почему это так? Возможно, дети ответят, что в таком облике она выглядит ближе, роднее человеку.
2. «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.)
Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии.На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение?Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение?(Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
- Кем чувствует себя лирический герой? (Захожим богомольцем)
- Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой?Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).
- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?
«Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку (читаю, выделяя согласные звуки).
-Что вы заметили в звучании строки?( Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт.)
-А для чего?
- Какое ощущение рождается?(Слепящей, разъедающей глаза синевы.) Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Крестьянская изба – это и в самом деле воплощение любви.
- Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство стихотворения? В какой тональности звучат строки? (Девичий смех, пляска на лугу. Звуки мажорные). И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.
- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?Запах яблок и меда связаны со Спасом.
- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом? (Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда.) Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать. Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.
- Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.
Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).
3. «Письмо матери»
… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
Читаю стихотворение «Письмо матери» (на фоне музыки).
- Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?
Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной.Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.
- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?
Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.
- Однако прибегает Есенин и к высокому стилю. Докажите примерами.( образ «вечернего несказанного света»).- Что значит «несказанный»?(Неизреченный, какой невозможно высказать словами.)
-Какую роль играет местоимение «тот»? ( указывает на высшее происхождение этого света, не от мира сего). Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель)
4. Прослушивание романса на слова С. Есенина. Эта песня полюбилась русскими людьми, её исполнение стало честью для многих известных певцов и музыкантов.-Почему?
5.Работа в группах. Составление таблицы под названием: «Тема Родины в дооктябрьском творчестве С.А.Есенина». Таблица помещается на развернутых листах тетради и делится пополам. Левая часть условно называется «Что?» и включает в себя тезисы, цитаты, раскрывающие тему. Этот материал распределяется по темам:
1 группа «Край любимый»
2 группа «Природа родного края»
3 группа «Человек» Это ключевые понятия, входящие в раннюю лирику Есенина. В результате работы на уроке эта часть выглядит так:
1 группа
Что? | Как? |
Край любимый | «Все встречаю, все приемлю, // Рад и счастлив душу вынуть...» «Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" — Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою". «Как захожий богомолец // Я смотрю твои поля». |
2 группа
Что? | Как? |
«Природа родного края» | Звезды, крапива, березы, зори; «отелившееся небо лижет красного телка» березы — свечки, рощи «кадят росою», ивы «вызванивают в четки», «воробей Псалтырь читает» «Я пришел к твоей вечерне, полевая глухомань», «...молясь на копны и стога». Метафоры:«скирды солнца»,«небесноекоромысло», «риза кашки», «ивы — кроткие монашки», «хаты — в ризах образа». |
3 группа
Что?(кто?) | Как? |
«Человек»
| Деревенские гуляния, праздники, наряды: «белая свитка, алый кушак», у героини «красной рюшкою по белу сарафан на подоле», синие, украшенные шитьем платки. Изображение нищих, калек, рекрутов иногда вносит грустные ноты. В людях Есенина восхищают великодушие, удаль, благочестие. Лирический герой («Пойду в скуфье смиренным иноком...») — странник, путник, человек ищущий, духовный. |
IV.Итог урока(Рефлексия)
- В чём уникальность поэтического таланта С. Есенина?
Каковы особенности ранней лирики поэта?
- Оценка деятельности учащихся на уроке
V. Задание на дом: одно стихотворение наизусть по выбору
инд. задание: подготовить сообщение «Любовные адресаты С. Есенина»
Литература
1Агеносов В. В. И др Русская литература 20 века:11 кл. в 2ч. М.,1996-1997
2.Богданова О. Ю., Леонов С. А., Методика преподавания литературы М,. 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
Методическая разработка урока по музыке в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории высшей категории, Козлов...
Открытый урок ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА. РАННЯЯ ЛИРИКА. «ПИСЬМО МАТЕРИ»
Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дае...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна
Конспект комбинированного урока...
Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
Анализ стихотворений С. Есенина о животных....
Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
Анализ стихотворений С. Есенина о животных....
Конспект урока литературы в 10 А классе на тему «Изображение высшего света в романе «Война и мир» (анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер")
В разработке урока представлен анализ эпизода из романа "Война и мир"...