Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Карпова Ольга Николаевна

Анализ стихотворений С. Есенина о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpova_o.n._obrazy_zhivotnyh_v_ranney_lirike_s.esenina.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образы животных в ранней лирике Есенина.

Цель:

Обучающая: своеобразие есенинских стихов о животных (соединение «крестьянских» и общефилософских мотивов).

Развивающая: развитие творческих способностей.

Воспитывающая: гуманизм поэзии Есенина.

На доске:

Гуманный: направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Гуманизм: гуманность, человечность.

Дружба: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  1. Прослушайте песню на стихи С.Есенина «Я обманывать себя не стану...» и ответьте на вопрос: кто может претендовать на дружбу с Есениным? Почему? Докажите. (Звучит песня):

В переулке каждая собака

Знает мою легкую походку

Каждая задрыпанная лошадь

Головой кивает мне навстречу

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин

Потому что сердце жить не в силе...

В нем удобней золото овса давать кобыле...

Средь людей я дружбы не имею,

Я иному покорился царству...

Каждому здесь кобелю на шею.

Я готов отдать свой лучший галстук

(Из воспоминаний Анны Изрядновой: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был.... На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук...»

Галстук являлся одной из важной детали одежды Есенина. Практически на всех фотографиях Есенина присутствует либо галстук, либо бабочка)

  1. Сообщение двух учащихся на тему: «Животный мир в творчестве  Есенина».
  2. Работа в группах

Нам предстоит проанализировать 3 стихотворения Есенина о животных, и в конце урока вы напишете мини-сочинение.

I. Группа.

«Лисица» (1916г)


Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957) - писатель. Есенин познакомился с ним в 1915г. После революции в 1921г Ремизов выехал за рубеж.

Желна-черный дятел.

Ощур-оскал зубов.

Лисица показана в самый трагический момент, момент собственной смерти.

- Что мы узнаем о лисице?

- В какой момент она изображена?

Образная передача состояния животного.

- Автор показывает её внешнее или внутреннее состояние?

И внешнее: «нога раздолбленная»; «желтый хвост упал в метель»; «голова поднималась тревожно»; «кровь сочилась в ощур».

И внутреннее: 1) «дремучее лицо» – эпитет;

  1. «тонкой прошвой (швом) кровь отмежевала на снегу дремучее лицо» – олицетворение. Этот шов как бы отгородил лисицу от всего мира, она со своими страданиями и муками осталась один на один;
  2. «дым колючий»; «ветер косматый»; «звонистую дробь» – эпитеты; «ветер взбыстрил и рассыпал дробь» – олицетворение. Даже силы природы против лисицы, она одинока в своем несчастье.
  3. «мгла металась» – олицетворение, указывает на беспокойство и сравнивается с серым дятлом (желна)=смерть.
  4. «мокрый вечер липок был и ал».  Ничего не существует

кроме крови. «язык на ране застывал». О бессилии лисицы. «На губах-как прелая морковь...» Умолчание: рифма перекрестная; мужская и женская.

Вывод: тяжелораненой лисице все чудится «в колючем дыме выстрел». Она погибает от рук человека, по его прихоти. Лисица страдает так же как и человек. В этом стихотворении Есенин обвиняет человека в бессердечности и жестокости по отношению к лисице.

  1. Группа.

 «Корова»  (1915г).

Она старая, об этом говорят свитки годов на рогах и эпитет «дряхлая, выпали зубы». Она не способна дать отпор. Но ей противопоставлен выгонщик «бил ее выгонщик грубый».

Олицетворение и эпитет «думает думу грустную» уподобляют корову человеку. Очеловечивает ее, наделяет корову человеческими качествами. «Сердце не ласково к шуму» - олицетворение. Слово корова и теленок заменяются словами мать и сын.

«Первая радость не впрок» - олицетворение. Корова может радоваться.

Упущена сцена убийства: «Шкуру трепал ветерок».

Такая же участь ждет и саму мать, мать, а не корову, потому что ... «С той же сыновней судьбой».

Предложение ОП, неопределенно-личное «свяжут» и « поведут».

Олицетворение: «Жалобно, грустно и тоще в землю вопьются рога…». Умолчание. Впереди ее ожидает безотрадный, грустный финал, но сейчас ей снится «белая роща и травяные луга» - олицетворение.

Вывод: передано материнское страдание коровы, показано противопоставление животных жестокому миру людей.

  1. Группа.        

«Песнь о собаке» (1915г.)

      Стихотворение начинается подчеркнуто прозаично: не родила, а «ощенила»,

не собака, а «сука», «в ржаном закутке, на рогожах»; буднично, но эта будничность опоэтизирована: «рогожи златятся», «снежок подталый струился», «она их ласкала».

Спокойный тон начала не предвещает разыгравшейся дальше трагедии:

 антитеза «А вечером....», эпитет «хозяин хмурый», аллитерация (К, Ш, Х). Во всем этом слышится смутная тревога.

Повторение в третий раз «семерых», усиленное местоимением «всех», грубопросторечное «поклал» подчеркивает угрюмую непреклонность в действиях хозяина.

Поэт не дает описания убийства, отказавшись от кульминационной сцены. В 4 строфе убыстряется темп в такт шагам собачьих лап:

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

Далее обрыв (умолчание). Реалистическая картинка испаряется. Остается ощущение бесконечной усталости, которая в пределах одной строфы сменяется ощущением боли и безнадежности.

И когда скрывается месяц, лишь поманив прозрачной надеждой, что несчастная мать сможет хоть в небесной выси увидеть свое утопленное дитя, только горестный собачий вой оглашает окрестность да в слезящихся глазах отражается свет бесстрашных светил.

Лексика выражает  внутреннее состояние собаки «чуть плелась обратно», «звонко скуля».

Боль матери звучит также в следующих словах:        

Покатились глаза собачьи

                                          Золотыми звездами в снег (метафора)

-Какова роль глаголов и деепричастий, приема умолчания, антитезы (звонко-глухо) в раскрытии психологического состояния собаки?

Вывод: Есенин показывает животных изнутри: история лошади или собаки, пережитая ими и рассказанная как будто от их лица. Никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.

Животный мир - одно из пристанищ души поэта, ибо люди стали хуже зверей. Среди «братьев наших меньших» невозможно то, что твориться в мире людском. Если где и осталось чувство любви, жалости, добра, то среди псов, кобыл, коров, обреченных на уничтожение.

IV. ЗАДАНИЕ: Напишите мини-сочинение на тему: «Гуманизм поэзии Есенина». Прочитать несколько работ в конце урока как вывод к нему.

 V.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Создать мультимедийную презентацию на тему:

«Любовная лирика Есенина» (по желанию учащихся).

2. Выучить наизусть одно стихотворение С. Есенина из цикла «Любовь хулигана»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»

Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...

Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"

Анализ стихотворений С. Есенина о животных....

Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы».

Учебный предмет: литератураКласс: 5аАвтор УМК: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.ЕрохинаТема урока: Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы.Тип урока: закрепление изуч...

Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование

Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование...

Конспект урока на тему "Образ весны в лирике Баратынского"

Конспект урока по стихотворению Баратынского "Весна, весна, как воздух чист" Урок содержит интеграцию в другие виды искусства: живопись и музыку. Также содержит анализ лирики, средств художе...

Интегрированный урок по теме "Образ Родины в творчестве С.А.Есенина. Имя прилагательное.

Интегрированный урок по русскому языку и литературе для учащихся 6 класса разработан по обновленным ФГОС ООО. Тема урока: Тема Родины в творчестве С.А. Есенина (на примере стихотворения «Низкий ...