Открытый урок ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА. РАННЯЯ ЛИРИКА. «ПИСЬМО МАТЕРИ»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дает большие возможности для воспитания подрастающего поколения, а стихотворение «Письмо матери» - для разговора о взаимоотношениях между поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_eseninu.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53 городского округа Самара
Открытый урок
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
С.А. ЕСЕНИНА.
РАННЯЯ ЛИРИКА.
«ПИСЬМО МАТЕРИ»
Автор-составитель: Долгова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
Самара
Тема урока. Жизнь и творчество С.А. Есенина. Ранняя лирика. «Письмо матери».
Тип урока. Комбинированный.
Технологии. Здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.
Оценка педагогической ситуации.
Возможности учащихся. 11 класс В условно можно разделить на две группы. Девушки отличаются активной жизненной позицией, стремлением проявить свои таланты, получить хорошие оценки.
Юноши более сдержанны в проявлении эмоций, но под влиянием девушек также с удовольствием принимают активное участие в уроке и его подготовке.
Возможности учителя. Исходя из возможностей учащихся, учитель при проведении урока использует разные методы и технологии, позволяющие добиться хороших результатов.
Дидактические возможности темы. Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дает большие возможности для воспитания подрастающего поколения, а стихотворение «Письмо матери» - для разговора о взаимоотношениях между поколениями.
Цели урока.
1. Обучающая. Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. Учиться анализу лирического произведения.
2. Воспитательная. Учиться у классика уважительному, трепетному отношению к родителям.
3. Развивающая. Учить различать автора и лирического героя стихотворения.
Оборудование.
1. Тексты стихотворения.
2. Компьютер, проектор для презентации.
3. Грамзаписи с песнями и художественным чтением стихотворений.
Подготовительный этап.
1. Домашнее задание по биографии поэта класс готовит по учебнику и другим источникам.
2. Три группы (по 2-3 чел.) учащихся получают специальные задания:
а) презентация ранней лирики С. Есенина (портрет, темы ранней лирики, строчки из стихотворений);
б) записи песен и романсов на стихи С. Есенина;
в) викторина по биографии поэта.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня мы начинаем изучение творчества С. Есенина на новом уровне. Постараемся открыть для себя С. Есенина заново, интереснейшего человека и поэта. Проверим, как вы ознакомились с биографией поэта, а нашу беседу будут сопровождать песни и романсы на стихи С. Есенина, которые приготовили ваши одноклассники.
Викторина (на экране вопросы).
- Где родился С. Есенин?
- Была ли семья Есенина «простой крестьянской»?
- Кто сказал про Есенина: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».
- Когда и как складывал Есенин свои первые стихи?
- Какой диплом получил Сергей в 1912 году?
- С кем установил связи Есенин, переехав на постоянное жительство в Москву?
- Какой лейтмотив поэта в письмах к друзьям в 1912-1913 гг.?
- Кто вывел из душевного кризиса юношу?
- Куда записался Есенин вольнослушателем?
- Что повлияло на эстетические вкусы Есенина?
- Какие жизненные уроки вы для себя вынесли из биографии С. Есенина?
Учитель. Естественно жизнь человека искусства влияет на его творчество. Попробуем увидеть связь его жизни и творчества. Сейчас ребята вам представят презентацию о его ранней лирике.
Ученик. Исследователь А.А. Козловский пишет: Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов красок . . . Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, звенят удела, «со звоном плачут глухари», заливаются бубенцы.
(Строки из стихотворения на экране).
Ученик. Другой исследователь замечает, что в ранних стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитый мир, родина, данная человеку для жизни». Все здесь мило поэту.
(Строки из стихотворения на экране).
Ученик. Также А.А. Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней поэзии Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное». Присутствует некая тайна – тайна краткости, конечности человеческой жизни.
(Строки из стихотворения на экране).
Ученик. Итак, ранняя лирика поэта – это своего рода «драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте».
(Строки из стихотворения на экране).
Физкультурная пауза.
Учитель. Одно из самых знаменитых стихотворений Сергея Есенина «Письмо матери». Его мы проанализируем подробно.
- Как вы думаете, чему мы можем научиться, анализируя это стихотворение?
Прослушивание записи с одновременным чтением.
Анализ стихотворения (на экране схема анализа).
- Ваши впечатления;
- тема;
- идея (извинение перед матерью);
- художественные приемы (мастерство поэта);
- лирический герой и его состояние;
- сопоставление лирического героя и автора.
Творческое задание. – Давайте напишем хотя бы несколько строк признания в любви своим матерям, или несколько строк благодарности, или попросим у них прощения.
Итог. Подводится итог урока, выставляются оценки, звучат слова благодарности помощникам, отвечающим.
Домашнее задание. Самостоятельно подобрать стихотворения Есенина о Родине.
Приложение
Викторина.
- Где родился С. Есенин?
- Была ли семья Есенина «простой крестьянской»?
- Кто сказал про Есенина: «Татьяна, твой сын отмечен Богом».
- Когда и как складывал Есенин свои первые стихи?
- Какой диплом получил Сергей в 1912 году?
- С кем установил связи Есенин, переехав на постоянное жительство в Москву?
- Какой лейтмотив поэта в письмах к друзьям в 1912-1913 гг.?
- Кто вывел из душевного кризиса юношу?
- Куда записался Есенин вольнослушателем?
- Что повлияло на эстетические вкусы Есенина?
Схема анализа.
- Ваши впечатления;
- тема;
- идея (извинение перед матерью);
- художественные приемы (мастерство поэта);
- лирический герой и его состояние;
- сопоставление лирического героя и автора.
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
1910 г.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
1914 г.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы птахи, в лесу,
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
1910 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Конспект урока литературы в 11 классе "С.А. Есенин. Ранняя лирика". Учитель высшей категории Позниченко Валентина Сергеевна.
Конспект урока литературы в 11 классе С.А. Есенин. Ранняя лирика....
Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
Анализ стихотворений С. Есенина о животных....
Урок по теме: "Образы животных в ранней лирике С.Есенина"
Анализ стихотворений С. Есенина о животных....
Открытый урок литературы в 9 классе «Нежностью пропитанное слово» (анализ стихотворения С.А.Есенина "Письмо матери")
Цели: продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. А.Есенина «Письмо матери». Ознакомиться с биографией и особенностью ранней лирики С. Есенина. У...
Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование
Мотив дома в ранней лирике С.Есенина. урок-исследование...