Анализ эпизода литературного произведения
консультация (литература, 11 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Анализ эпизода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ эпизода17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Литература.Рекомендации

"Анализ эпизода литературного произведения".

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.

Определить границы эпизода2, дать ему название.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

кто они?

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

автора;

персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

Охарактеризовать героев - участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

друг к другу;

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Рассмотрим пример. Предлагаем вам уже составленный развернутый проблемный план сочинения по анализу эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир". Проблемным этот план называется потому, что его пункты составили вопросы, на которые предполагается отвечать в сочинении. Прочитайте его внимательно, следя за логикой рассуждений и их мотивировкой. Для того, чтобы содержание этой работы было вам хорошо ясно, перечитайте указанные главы романа Л.Толстого.

ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Анализ эпизода

"Бородинское сражение"

из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)

Вступление:

Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.

Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.

Главная часть:

Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?

Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?

Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?

Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения (можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? (Кратко сравните с эпизодом приезда Пьера к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения (приводим цитаты)?

На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев?

Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?

Какие приемы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание? Обязательно приводим цитаты.

Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажем, что они противопоставляются как полководцы и как личности (можно использовать термин "конфликт"). Цитируем.

Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде? Приводим суждения автора (в подробном пересказе или в цитате.) Формулируем мысли (идеи) автора, выраженные в этом противопоставлении, а значит, и во всем эпизоде.

Как Кутузов и Наполеон связаны в антитезе "истинное-ложное"? Формулируем мысли автора по этому вопросу.

Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?

Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Приводим цитаты.

Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Кратко анализируем пейзаж и делаем выводы.

Как раскрывается в эпизоде содержание слова "мир"? Когда оно еще звучало в романе в этом смысле? (Так вы свяжете эпизод с основными идеями романа и смыслом его названия.)

Раскрываем мастерство Толстого в создании эпизода:

Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи? Так вы охарактеризуете композицию эпизода.

Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к обобщению, с одной стороны, и к детализации, конкретности - с другой?

Докажем, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и как психолог (желательно все эти слова использовать в сочинении).

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

Доказываем, что этот эпизод - композиционный центр романа.

Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.

Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.

Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.

Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Критерии анализа эпизода литературного произведения

Критерии анализа эпизода литературного произведения...

План анализа эпизода литературного произведения 5-6 кл.

План помогает  научить  логично строить  анализ эпизода....

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения....

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...

Образовательная технология - ТРИЗ. Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.

Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.      Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной техно...