Критерии анализа эпизода литературного произведения
учебно-методический материал по литературе по теме
Критерии анализа эпизода литературного произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_analiza_epizoda_literaturnogo_proizvedeniya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии анализа эпизода литературного произведения
- Определение границ эпизода, умение давать ему название.
Данный критерий нацеливает на проверку умений определять границы эпизода. Ученик должен уметь четко определять границы эпизода литературного произведения, уметь формулировать заголовок к данному эпизоду исходя из темы, основной мысли, событий, изложенных в эпизод.
«Незачет» ученик получает, если нечетко определяет границы эпизода, формулирует заголовок, не соответствующий содержанию эпизода.
- Умение характеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Данный критерий нацеливает на проверку умения ученика характеризовать событие , лежащее в основе эпизода. Ученик должен уметь раскрывать особенности начала эпизода (соответственно, и финала), выявлять и характеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащий в основе эпизода. При этом ученик может показать разный уровень осмысления художественного текста.
- Умение формулировать вопрос, проблему, содержащуюся в тексте.
Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся формулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора, персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Ученик должен выявить авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
- Умение характеризовать героев - участников эпизода.
Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся характеризовать героев-участников эпизода . Ученик должен уметь называть героев, коротко пояснить: кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические); выявлять их отношение друг к другу; анализировать речь участников диалога; делать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев; выявлять особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определять расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
- Умение характеризовать структуру эпизода
Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся характеризовать структуру эпизода. Ученик должен знать на какие микроэпизоды можно разбить эпизод; провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
- Умение выявлять наличие художественных описаний и деталей в эпизоде.
Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся выявлять художественные детали в эпизоде Ученик должен уметь определять их значимость; выявлять наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
- Умение анализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами произведения.
Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся анализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эпизода драматического произведения
Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Анализ эпизода литературного произведения
Анализ эпизода...
План анализа эпизода литературного произведения 5-6 кл.
План помогает научить логично строить анализ эпизода....
АНАЛИЗ эпизода художественного произведения
АНАЛИЗ эпизода художественного произведения....
Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...
Образовательная технология - ТРИЗ. Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.
Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения. Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной техно...