Образовательная технология - ТРИЗ. Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.
методическая разработка по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Системный оператор как способ анализа эпизода художественного произведения.
Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной технологии ОТСМ – ТРИЗ как приём, позволяющий проанализировать изучаемую систему в развитии и одновременно увидеть ее во взаимосвязях. Он дает возможность посмотреть, из чего состоит система (изучить подсистемы), частью чего является (изучить надсистему), узнать, какими были связи в системе в исторической ретроспективе и спрогнозировать, как она будет развиваться.
Рекомендую использовать данный приём для формирования предметных УУД на уроках литературы.
Используя данный инструмент на уроках литературы, несколько изменила его: добавила горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения». В 5 – 8 классах, конечно, учимся, заполняем СО, комментируя каждую его часть. А горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения» подробно анализируем, проговариваем и только потом затем всё записываем.
В 9 – 11 классах обучающиеся работают самостоятельно. Горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения». рассмтриваем как часть Итогового сочинения - микровывод проанализированного эпизода художественного произведения.
Приём «Системный оператор» - это отличный способ вспомнить:
- сюжет произволения
- кульминацию произволения
- поступки персонажей и их мотивация;
- предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
- связь персонажа с общественным окружением;
- отношение к герою произведения других персонажей;
- Тему и идею произведения. Его проблематику.
Саму систему можно представить разными способами:
- иллюстрация
- отрывок из произведения и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sist._operator_analiz_epizoda.docx | 255.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Андрей Платонович Платонов Рассказ «Юшка» АНАЛИЗ ЭПИЗОДА
ПРОШЛОЕ | НАСТОЯЩЕЕ | БУДУЩЕЕ | |
НАДСИСТЕМА | |||
СИСТЕМА | |||
ПОДСИСТЕМА мир чувств героя |
Александр Степанович Грин Рассказ «Победитель» АНАЛИЗ ЭПИЗОДА
ПРОШЛОЕ | НАСТОЯЩЕЕ | БУДУЩЕЕ | |
НАДСИСТЕМА | |||
СИСТЕМА | — Ну, да, — сказал Нурс, — я это очень все хорошо понимаю… Если, конечно… Что делать — идем. Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана. | ||
ПОДСИСТЕМА мир чувств героя |
Александр Сергеевич Пушкин Повесть «Капитанская дочка»
ПРОШЛОЕ | НАСТОЯЩЕЕ | БУДУЩЕЕ | |
НАДСИСТЕМА | |||
СИСТЕМА | |||
ПОДСИСТЕМА мир чувств героя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ эпизода драматического произведения
Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....
ПАМЯТКА. СХЕМА анализа литературно-художественного произведения
В помощь учащимся!...
Анализ эпизода литературного произведения
Анализ эпизода...
Критерии анализа эпизода литературного произведения
Критерии анализа эпизода литературного произведения...
План анализа эпизода литературного произведения 5-6 кл.
План помогает научить логично строить анализ эпизода....
АНАЛИЗ эпизода художественного произведения
АНАЛИЗ эпизода художественного произведения....
Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...