| УРОК - ОТВЕТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е. САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА (ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ) Цель: - Формировать у учащихся представление об эпохе, в которую жил писатель.
- Подробнее познакомить с творческой деятельностью Салтыкова-щедрина, показать на примере личности писателя, что быть сатириком в самодержавной России - подвиг.
- Воспитывать у учащихся интерес к творчеству щедрина.
Методы: беседа, рассказ. Оборудование: тексты произведений, г/з "господа Головлевы", иллюстрации. ХОД УРОКА На доске: "Много ли есть путей служить обществу, но обнаружение зла, лжи, порока небесполезно..." "Я люблю Россию до боли сердечной..." Салтыков-Щедрин Зачитываю слова Салтыкова-Щедрина. Попытаемся доказать этими словами жизненную и творческую деятельность писателя-сатирика. Задание: 1 учащийся работает (со словарем) у доски, выписывает значение слов: Сатира - произведения, в которых гневно осуждаются, резко высмеиваются порочные явления. Аллегория - иносказание Гипербола - преувеличение Гротеск - преувеличение, преуменьшение в уродливой форме Антитеза - противопостановление Сказочный фольклор - пословицы, поговорки и т.д. 7 человек работают по индивидуальным карточкам, класс в это время работает со мной. I вариант 1. Когда и где родился М.Е. Салтыков?
| II вариант 1. Кто были его родители? Отношения в семье?
| 2. Не любил вспоминать, называл "домашним адом" и этот край называл Пошехоньем? Что же это за край Пошехонье? Почему так безрадостна память об этом крае? | 2. Какое образование получил? (Моск. Двор. инст, в числе 2 канд. Царьскосельский лицей) | 3. Первая проба? Кто были любимыми поэтами? | 3. Кто в 40-е годы влиял на Салтыкова, был его идейным учителем? | 4. Чей кружок "по пятницам" посещал Салтыков? | 4. Чем занимается после окончания учебы? (Служба, театр, пишет пьесы) | 5. Какие произведения пишет? Под какой фамилией? ("Противоречия" 1847, "Запутанное дело" 1848 под фамилией М. Непанов) | 5. Почему вдруг из Петербурга Салтыкова отказался в Вятке? Как долго там находился? | 6. Возвращение в Петербург. Имя Салтыкова стало популярным, но к нему другое слово - короткое, ехидное и вместе с тем доброе - Щедрин. О каком произведении идет речь? | 6. "Губернские очерки" 1856 г. Каков смысл произведения? | 7. Через два года наступает новый этап жизни. Действия Салтыкова-Щедрина "возбудили к нему почти общую в губернии ненависть". О каком периоде идет речь? (Рязань, вице-губернатор) | 7. С какими журналами связана жизнь Салтыкова-щедрина? Редактором какого журнала он был? Салтыков-Щедрин - мастер сатиры. Докажите какие приемы использовал? Какие произведения печатал? |
Итак, наступил 1856 год, накануне своего 30-ти летия Салтыков-Щедрин вернулся в Петербург. После чиновничьей службы Салтыков-Щедрин твердо решил "Куда бы и как бы меня не бросала судьба. Я всегда бы сделался писателем, это было моим призванием". Как доказательство этому отдал в печать весь накопленный материал о губернской жизни. Так после возвращения из Вятки появляются "Губернские очерки" (1856 г.), которые включали 20 очерков. Салтыков-Щедрин: "Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в "Губернских очерках". Что же он изобразил? Очень похоже на Гоголевские "Мертвые души", "Записки охотника" Тургенева. Псевдоним Н. Щедрин. Сатирическому творчеству было дано начало. (Ответы учащихся), но после этого была служба в Рязани вице-губернатором. Салтыков-Щедрин: "Многие обо мне забыли, а еще более многие лягают меня". Считали его "покойным" в смысле литературы. Но перед Салтыковым-Щедриным выросли гротеско - сатирические образы, фантастические сюжеты - отдельные рассказы. Печатались с перерывами 1863-1874 г.г. "Помпадуры и помпадурши". Восходит от имени фаворитки французского короля Людовика XV - маркизы де Помпадур, прихоти которой определяли политику государства. "Помпадурша" - любовница. "главное побуждение, руководящее помпадурскими действиями, составляет чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадуром прав и преимущества. Назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать". Помпадуры, по мнению Салтыкова-Щедрина составляют бюрократическую армию. Таким образом, больше Салтыкова-Щедрина стала волновать исследование жизни. Проблема семьи в то же время волновала Л.Н. Толстого в романе "Анна Каренина", Ф.М. Достоевского в "Братья Карамазовы". Читал Тургенева "Дворянское гнездо" в 1859 г. Какое же реальное содержание принципа семейственности раскрывается на страницах Щедринского романа? Итак, роман "Господа Головлевы". Почему же происходит распад семьи? (Праздность, непригодность к какому-либо делу, запой). Иудушка - Порфирий Головлев - пустословие, пустомыслие, совсем забыт. У всех Головлевых нет искорки человечности, человек в каждом погиб. Но у Салтыкова-Щедрина и в своей семье были сложности, жена Елизавета Аполовна единолично заботилась об устройстве семейного быта, создавала уют, занималась воспитанием детей, имела свой салон, где собирались кавалергарды, камер-юнкеры, светские дамы. Салтыков-Щедрин постоянно обращается к проблемам семьи. Свое собственное состояние ухудшалось. "Нужно большое самообладание, чтобы не прийти в отчаяние", писал он. Во второй раз едет лечиться за границу (летом и осенью в1880). В начале 1880 г. публикует сатирический цикл "За рубежом", своеобразное сатирическое путешествие по Европе. Сравнивая, не скрывая "у них, у нас". Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. В это время печатает произведение роман "Современная идилия", замысел с 1877 года. "Герои, под влиянием шкурного сохранения пришли к убеждению, что только уголовная неблагонадежность может прикрыть и защитить человека от неблагонадежности политической, и согласно с этим поступают, т.е. заводят подлые связи и совершают подлые дела". Так мог писать глубоко смелый человек, осознавая свою эпоху. Показывает чудовищные картины нравственного растления общества под влиянием политики градоначальников и правительства. Эта же мысль продолжается в романе "История одного города" - вершине своего сатирического творчества. Смех имеет великий очистительный смысл, книга носит оптимистический характер. Все это удавалось, благодаря использованию различных сатирический приемов, мастером которых был Салтыков-Щедрин. Докажите это! Итак, "История одного города". - Какую проблему поднимает автор в романе? - сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Докажите текстом.
- Каковы характерные особенности глуповцев? Как они проявляются в истории глуповского свободомыслия?
- Как показаны градоначальники?
- Каков смысл финала? Для чего Салтыков-Щедрин вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?
Угрюм-Бурчеев умирает, наступает момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, пробуждается гражданское самосознание, Угрюм-Бурчеев исчезает в воздухе, не успев сказать своей любимой фразы: "Придет некто за мной, который будет еще ужасней меня" - это Перехват Залихватский, который въехал в город на белом коне и упразднил гимназии и все науки. Оптимистический конец: попытка обуздать реку, но вода продолжает течь, т.е. живая жизнь пробьет себе дорогу. Смех в "Истории..." имеет очистительный смысл. Вернемся к словам Салтыкова-Щедрина: "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России". Только раз в жизни мне пришлось жить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России" - эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождалось из суровой и требовательной любви к Родине, из веры в ее творческие силы, одним из проявлений которых была русская классическая литература. Выводы по уроку... Оценки за урок. Дома: подготовиться к сочинению. | |