Спешите делать добрые дела!(по произведению К. Г. Паустовского ''Телеграмма'')
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Спешите делать добрые дела!» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Цели:
образовательные: познакомить с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма», рассмотреть композицию произведения и его художественные особенности;
развивающие: формировать устную речь учащихся, образное мышление;
воспитательные: воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим; способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.
Оборудование:
- Портрет К.Г.Паустовского
- Выставка книг
- Эпиграфы (цитаты из различных источников):
«Чти отца своего и матерь твою да благо ти будет, и долголетен будеше на земле». (Пятая заповедь Божия)
«К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать». (М.Горький)
На доске:
Словарная работа.
Зарубки – 1) отметки рубящим орудием на чём-нибудь (на дереве);
2) в памяти (переносное: о том, что запомнилось крепко и надолго).
Отчий дом – родительский дом.
Пустельга – пустой, легкомысленный человек.
Сольвейг (норв.) – олицетворение красоты.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Как только называем имя К.Г.Паустовского, сразу в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России. Именно здесь написаны многие рассказы, в том числе рассказ «Телеграмма». Чаще Паустовский писал о людях, простых и бузвестных, о которых мы читаем с волнением, трепетов. Хотя в произведениях нет острого сюжета.
В чём же дело?
Может быть, в необъяснимой любви к людям. Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На этот и другие вопросы попытаемся ответить, размышляя над расскахом «Телеграмма».
- Тема сегодняшнего урока «Спешите делать добрые дела»
(Связываем ее с рассказом КГ. Паустовского "Телеграмма")
Беседа по рассказу.
В: Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них? (Предлагаю определить основную идею рассказа, сделать определённые выводы и ответить на вопрос, поставленный в начале урока).
В: Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
В: Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения)
Композиция.
- I ч. Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписанное».
- II ч. Дочь. «Эх, ты, сорока!»
- III ч. Развязка «…безмятежно уснувшая». (Смерть, похороны, приезд с опозданием)
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Поговорим об этом.
В: Как же создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале? (Прочитать) Всё описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз.
- Автор рисует мрачную картину:
«Спутанная трава в саду полегла…» (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя) «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за обветевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко, они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертаний). «Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался – дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).
Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, ин одо среди серого, черного, поэтому становится грустно.
Образные оценочные эпитеты.
Олицетворения.
Художественные детали.
В: Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки, давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
Задание: Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
В: Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон , на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
В: Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
Задание: Найдите ответ в тексте.
(Монологичный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)
В: Как называется данный элемент композиции? (экспозиция)
- Попытаемся передать душевное состояние.
Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.
В: В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? (Чтение со слов "Как-то в конце октября..." до "... побрела в дом".)
- Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю", автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
В: Какова роль эпизода встречи с кленом? У них одинаковая судьба. Именно после этой встречи она решается написать письмо дочери. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания. ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает.
- Страдает человек, и природа у Паустовского "сочувствует" ему.
(читаю письмо): "Ненаглядная моя. - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело: вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".
А что-то удивило в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").
- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
В: Почему?
- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий ее мир - единое целое.
Пейзаж - это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», - это все близкий ей мир, ее родная земля.
В: А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?
- Речь идет о большом городе, какая же там природа?
- Не в этом дело, и в Ленинграде есть сады, парки, скверы. Я думаю, просто Насте некогда было увидеть все это, так как она постоянно была занята работой.
- А я думаю, что она была недобрым, черствым человеком, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.
- Образ Насти.
Обращаемся к образу Насти. Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде?
- Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов - все это проходило через ее руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву ее жизни.
Что позволяет нам думать о какой-то раздвоенности сознания Насти?
- Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать.
- Я думаю, что письмо вызвало два чувства: облегчения, что мать жива, и в то же время проснулась совесть, которую она успокаивала тем, что у нее много работы.
- Когда она прочитала письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую: "Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!" А на самом деле ей просто не хотелось ехать, потому что ее ждали переполненные поезда, пересадки, материнские слезы, скука.
- С одной стороны, она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой - не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.
В: Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. ("Ну что ж, будем драться вместе", - сказала Настя.)
- Как оценили деятельность Насти художники?
- «Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке.
- Благодарю... Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю!
Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи..."
- А каково авторское отношение к Насте?
- Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. "...Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза".
- Л.Н.Толстой говорил: «Глаза - зеркало человеческой души». Здесь такой разоблачающий эпитет!
- Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.
- Учащиеся находят такой прием как олицетворение, с помощью которого гоже выражается авторская позиция.
- Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.
В: Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?
В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью срачу угадывать человека. "А письмо-то в сумочке нераспечатанное. - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!"
- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.
- Настя получает телеграмму: "Катя помирает, Тихон". Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. «...А с кафедры неслось. - Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать... Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…»
- Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее недоброту: фальшь, когда сразу после ее мыслей: "Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне". - читаешь слова художника Першина: "В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать..."
Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких взаимоотношений.
- Да. такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим (помните, что ответила Настя старому художнику?), когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью. - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.
В: Какой художественный прием использует здесь автор и для чего?
- Резкий контраст.
- Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.
- Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: "...Чей-то взгляд, тяжелый-пронзительный. Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: ."Эх. ты!""
Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим "Эх. ты!".
- Восклицание сатирика горестно-укоризненное.
- Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство.
- Он. может, даже презирает ее за бессердечность, тщеславие и эгоизм.
В: Чья доброта показан на фоне эгоизма и бездуховности Насти? В каких поступках Тихона проявляется отношение к Катерине Петровне? Какие слова характеризуют его жизненные принципы? («Не будь пустельгой») Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.
Быстро встала, оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала: поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть. Билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала.
Она теперь не думает о том, как сложно добираться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.
- Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что "никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести".
- Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее. но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Какие пословицы и поговорки записали вы в тетради?
- Материнская молитва со дня моря вынимает.
- Материно сердце в детях, а детское - в камне.
- Материны глаза слепы.
- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
- Я вспомнила слова М.Горького: "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать".
В: Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Не забывай о том, что мать вспоипа нас.
Отец же воспитал родное чадо.
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же - минет час: ты старцем будешь сам.
Смотри же, не нарушай священного уклада.
(Из книги "В мире мудрых мыслей " Н. Хиероу).
Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
- Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: "Не будь пустельгой". Что значит "пустельгой"?
- Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но. пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее. утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни)
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны. не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
В: А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительцицы?
- Я думаю, что этот образ противопоставлен орбразу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.
- Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.
- А почему она сделала это?
- Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это, и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми. Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты…
- Вывод.
Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.
Идея: Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).
В названии «Телеграмма скрыт глубинный подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращенная к нам с свами. Ведь телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то важное. Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой! Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего мама. Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести.
Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского…
Читает ученик:
Поют гитар походных струны
в тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
живет вдали от матерей!
Вы вечно, юные, в дороге –
то там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
вестей от вас все ждут и ждут.
Они считают дни, недели,
слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
не только возраст виноват.
И потому, служа солдатом
или скитаясь по морям,
почаще все-таки, ребята,
пишите письма матерям!
- Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем:
«Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»?»
«Что значит для меня отчий дом?»
«Какой я сын (дочь)?»
«О чем меня заставил задумать рассказ Паустовского «Телеграмма»?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"
Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...
Классный час "Спешите делать добрые дела!"
Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....
Конференция по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»: «Спешите делать добрые дела!»
Формирование коммуникативных компетенций; развитие самостоятельности, творческого мышления у обучающихся с нарушениями слуха....