Конференция по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»: «Спешите делать добрые дела!»
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Бабий Ольга Антоновна

Формирование коммуникативных компетенций; развитие самостоятельности, творческого мышления у обучающихся с нарушениями слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Воспитатель Бабий Ольга Антоновна

Образовательное учреждение: ОГКБОУ  «школа- интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Предмет: Литература

Тема:  Конференция по  рассказу  К. Г. Паустовского «Телеграмма»:  «Спешите делать добрые дела!»

Цели:    1. Формирование коммуникативных  компетенций; развитие самостоятельности, творческого мышления у обучающихся с нарушениями слуха.

Задачи:

Обучающие:

- уметь определять тему, идею, авторскую  позицию рассказа; уметь давать характеристику  главной героине рассказа.

- уметь находить новые способы  добывания знаний;

Развивающая:

- развивать связную монологическую и диалогическую речь детей;

- развивать навыки  выразительного  и  осознанного чтения.

Личностные:

- развивать творческую  мыслительную активность;

- формировать  у обучающихся с нарушениями слуха качества активного субъекта, самостоятельно добывающего знания и самостоятельно конструирующего способы деятельности;

- формировать умения работать в коллективе, толерантно относиться к мнению  других людей. Прививать чувство ответственности,  уважения, внимания по отношению к своим родителям и окружающим.

Коррекционные:  воспитывать слуховое и речевое внимание, формировать произносительные навыки правильной речи: правильно ставить ударение ( смысловое и логическое), развивать  память, мышление, воображение.

Оборудование:  -презентация к  конференции: « Спешите делать добрые дела»;  выставка книг  К. Г. Паустовского; - карточки- информаторы; -текст рассказа «телеграмма»;- отрывок из фильма  по рассказу Паустовского; -выдержки из мини- сочинений «Какой я сын?»

Этапы урока

Временная реализация

Оргмомент  (Установка на речь. «Мозговой штурм». Тема.)

5 минут

Опрос  - история создания рассказа  (отчет о  поиске в Интернете главы из книги «Золотая роза»)

10 минут

Актуализация знаний (беседа  по рассказу в форме диалога в режиме: «ученик- ученики»

15 минут

Добывание новых знаний: отрывок из фильма, поиск информации в тексте. Сопоставление деталей и анализ состояния природы и  человека.

20 минут

Проверка знаний. Ролевая игра

« Суд»

15 минут

Рефлексия

10 минут

Домашнее задание

5 минут

Ход урока.

  1. Проверка слуха. Установка на правильную речь.
  2. Разговор с автором. («Путешествие во времени»).

Воспитатель предлагает  представить встречу  с Паустовским  и спросить: «Что помогло ему написать такое замечательное произведение?»

(Ребята разыгрывают  сцену встречи с писателем)

-Паустовский:  как-то произошла встреча со старой учительницей.  И жизнь этой женщины произвела на меня неизгладимое впечатление. И  под впечатлением этой встречи я написал рассказ «Телеграмма».

Учитель: Паустовский пишет о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением. Нет захватывающих происшествий. В чем же дело?

- Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться вокруг и помочь людям.

3. Беседа- диалог в режиме: гости и обучающиеся. Идет работа над слуховым вниманием  ( ребята слушают вопросы с  незнакомого голоса, не поворачивая головы).

Гость: Назовите  действующих героев рассказа. Кто является главным из них?

Обучающиеся: Старая женщина Катерина Петровна, ее дочь Настя- главные герои рассказа.

Обучающиеся (дополняют): Сторож Тихон, деревенская девочка Маняша.

Гость: Какова тема рассказа?

Об-ся: Жизнь и смерть одинокой женщины, покинутой дочерью. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери.

4.Воспитатель: Спасибо, уважаемые гости и ребята. Найдите в тексте предложения, в котором определяется тема. Как бы вы определили сюжет, какие основные картины, эпизоды  в рассказе выделили?

 Обучающиеся: Основные эпизоды: ( ответы сопровождаются  слайдами на экране)

А)

  1. Жизнь Катерины Петровны в старом доме
  2.  Жизнь Насти в Ленинграде;
  3. Похороны Катерины Петровны;
  4.  Переживания Насти.

Б)  Выслушиваются варианты ответов. Над вторым вариантом  идет работа над интонацией.

1 часть Мать. «Эх, горе горькое, страданье неписанное».

2 часть. Дочь. «Эх, ты, сорока!»

3 часть. Развязка.  «….безмятежно уснувшая». (смерть, похороны, приезд с опозданием)

  1. Воспитатель: Какой момент, ребята,  в жизни старой учительницы  вас взволновал больше всего? (Сердце защемило, слезы навернулись?)

Обучающиеся зачитывают отрывки:

-Катерина Петровна доживала свой век в старом доме.

- Катерина Петровна начинала тихонько плакать.

-Ночи уже были долгие, тяжелые, как бессонница. Единственный  родной человек, дочь, Настя, жила в Ленинграде и не приезжала к матери три года.

Учитель:  Итак, рассказ не оставил вас равнодушными. Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен. Какую?

Обучающиеся: Проблему отношения детей и родителей

Учитель: Всегда ли дети спешат на помощь родителям? Умеют ли они проявлять заботу о них, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

  1. Работа с  книгой. Учащиеся читают и высказывают свои наблюдения:

«Все события происходят холодной осенью. Вообще, слово «холодный» встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину: (слайды презентации)

- « Спутанная трава в саду полегла…» (Спутанная, потому что высокая,

не кошеная, мокрая от дождя)

-«Над лугами тащились из-за реки ( именно тащились, а не плыли),

Цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они  расплывчаты);

- «Из них назойливо сыпался дождь» ( не лил, а сыпался- дождь мелкий. Словно песок, сыпался  беспрерывно, надоедливо, назойливо);

- «Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого. Черного, и поэтому становится грустно».

Воспитатель автор использует художественный прием «олицетворение»

Что вы еще заметили. Что еще дополняет картину мрачного пейзажа, указывающего на одинокую жизнь старой женщины?

 Обучающиеся читают с экрана :  « Горький запах нетопленных печей;

-«…пыльный «Вестник Европы»;

-«…пожелтевшие чашки»;

-«…давно не чищенный самовар»;

-«…в комнатах слишком сумрачно)» Ощущается неухоженность, запущенность.

Учитель: Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?

Обучающиеся: Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны.

Воспитатель: что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

- Ответ ученика в форме монолога:

«Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее был известным художником. Дом, в котором живет  женщина, считается музеем. У нее нет родных, кроме дочери, Насти,  которая живет в Ленинграде. Ей совсем не с кем поговорить. Добрая женщина страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване,  сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Но она не теряет надежды  увидеть дочь»

  1.  Соотнесение отрывка из фильма «Телеграмма» с текстом. Чтение со слов   «Как- то в ноябре….  До слов    « побрела в дом»…

Воспитатель: Какова роль эпизода встречи с кленом?

Обучающиеся: у них одинокая судьба.

Воспитатель:   В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от  той бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей некуда идти, она просто доживает.

Страдает человек, и природа у Паустовского «Сочувствует» ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

Обучающиеся: у них одинокая судьба.

Воспитатель:   В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от  той бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей некуда идти, она просто доживает.

  1.  Инсценирование. (Учитель в платочке, в образе Катерины Петровны, пишет вслух письмо  ( образец  выразительного чтения)

«Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то, что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот. Да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело;  вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Воспитатель: А что-то удивило вас в этом письме?

Обучающиеся :    Удивило то, что она просто пишет о  приближении смерти.(«зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»)

Обучающийся: А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

Воспитатель: Действительно, образ этой женщины и образ природы – это одно целое.

Читают дети на экране подтверждение этих слов: Пейзаж- это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как посадила его еще будучи девчонкой – хохотушкой. Это все- ее близкий мир, ее родная земля.

  1. Воспитатель: А кто обратил внимание: когда мы читали о жизни Насти в городе, много ли описаний природы?

Рассуждения.

Обучающиеся:1  Речь идет о городе, какая же там природа?

2 - Не в этом дело. И в Ленинграде есть сады и парки. Я думаю, что Насте некогда было все это видеть, так как она постоянно занята работой.

3 - А я думаю, что она была недобрым, черствым человеком. Такие люди, обычно, не замечают красоту вокруг.

10  Учитель: Чтобы узнать ваше мнение о поступке Насти, давайте представим. Что мы находимся в зале (каком?)

-  В зале суда. (Слышится голос судьи. Встать! Суд идет!)

(Опознавательные бейджики: «обвинитель», « адвокат», « девочка  Маняша», которая навещала старую женщину, « сторож Тихон», «дочь Настя»

(Инсценирование суда)

--Судья: Слушается дело о плохом отношении дочери Насти к своей матери, Катерине Петровне. Пожалуйста. обвинитель, вам слово.

Обвинитель: Настю воспитывала одна мать. Дала ей жизнь, лечила ее. Кода она болела, дала ей образование. А дочь забыла свою мать. Не приезжала 3 года Не приехала даже на похороны.

Судья: Обвиняемая, Настя, вам слово.

Настя: Я работала.  Не было времени.

Судья:  Вызывается свидетель, почтальон Василий.

Обвинитель: Сколько писем получила Катерина Петровна от своей дочери?

Почтальон Василий: Ни одного. Только  раз в три месяца денежный перевод (200 рублей.)

Судья:  вызывается свидетель, сторож Тихон  

Обвинитель: Как вы относились к Катерине Петровне?

Тихон:  я помогал ей: колол дрова, топил печь.  Отправил телеграмму дочери Насте со словами: «Катя помирает. Тихон»

Обвинитель: Зачем вы отправили вторую телеграмму: «Скоро приеду»

Тихон: Я хотел, чтобы Екатерина Петровна надеялась, что дочь едет.

Судья: Спасибо!. Вызывается девочка Маняша.

Обвинитель: Вам не страшно было ухаживать за больной женщиной?

Маняша:Нет, мне не было страшно. Я уважала ее. Помогала ей: ходила за водой, мыла полы, грела самовар: суток была с Екатериной Петровной, когда ей было сильно плохо.

Адвокат: Уважаемый господин судья! Я защищаю Настю. Она –хороший работник. Организовывала выставки художников.

Обвинитель: Настя, вы прочитали письмо матери7

Настя: Нет, я его спрятала в карман. Я была занята.

Обвинитель: Вы раскаиваетесь в том, что случилось?

Настя: Да. Я поняла. Что потеряла самого родного мне человека.  Монолог признание: «Я встала, быстро оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя»- заплакала; поняла, что никто так не любил, как эта брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию- лишь бы успеть…  Мама умерла, не дождалась меня).»

Идет голосование в суде». Красные карточки поднимают, если хотят обвинить. Синие – простить.  Результаты голосования.  6 : 4.

11.  Вывод.

Воспитатель: В чем выражается проблема «Родителей и детей?»

Обучающиеся: Помнить о своих родителях, приезжать к ним.

- Рассказ  Константина Паустовского учит нас : не повторять Настиных ошибок.

Учитель:  Выдержки из ваших  мини-сочинений  «Какой я сын?», которые расположены на доске, говорят, ребята, о том, что вы задумались  и пересмотрели ваши отношения с вашими родителями. По своей инициативе многие нашли в Интернете высказывания других ребят по этой проблеме.

12. И вот какое напутствие дает вам Микола Лукиев.

Чтение стихотворения одним из обучающихся:

« Приезжайте к родителям в гости,

Чтобы совесть не мучила после.

Не везите ни денег, ни славы-

Будьте ласковы с ним  всегда вы.

Мать, отец… Их предел недалече,

Завтра может не быть уже встречи.

Чтобы совесть не мучила после,

Приезжайте к родителям в гости».

13. На  этапе  конференции  «рефлексия»  Воспитатель предлагает ребятам  поделиться своим мнением, проанализировать работу,   заполнив таблицу. Отзывы ребят.

               «Плюс»

          « Минус»

        «Интересно»

  1. Понравилось, что  заранее   готовились к конференции: искали в Интернете материал; делали газету о нашем детстве с фотографиями; читали рассказ и смотрели фильм по рассказу К. г. Паустовского «Телеграмма»
  1. Немного непонятна жизнь Насти в Ленинграде: ее любовь не к матери, а к работе. Какие – то споры на собрании того времени. В наше время все как-то

по-другому.

1.Интересно всегда проходит занятие, если принимаешь активное участие в нем. После конференции мне захотелось обнять свою маму, я стал относиться к ней более бережно.

  1.  Никто меня не просил, но я  решил поискать в Интернете информацию об отношении других ребят к матерям. Нашел  звукозапись юноши «О своей маме»
  1. Интересно  прошла ролевая игра. Мы чувствовали большую ответственность, когда судили или оправдывали Настю - дочь старой забытой женщины.

3.Мне стало интересно читать рассказы более внимательно.

Я и не думал раньше,

что природа и главная героиня, Екатерина Ивановна, очень похожи. Теперь я не выпускаю при чтении описание природы.

  1. Для нас, ребят с плохим слухом, очень важно развивать свою речь: мы говорили о самом дорогом на свете человеке (маме).

Диалоговая речь помогает нам  чувствовать себя  «такими, как все»

  1.  Мне трудно писать сочинения. Но после нашей конференции

это стало легче.  Тема: «Какой я сын?» Учусь думать и рассуждать.

14. Звучит песня «Белый день»  

 Учитывая мнения ребят, Воспитатель  делает выводы и анализирует свои недочеты при планировании.

  Результат анализа конференции учителем:  Цели,  поставленные на конференции,  достигнуты: обучающиеся  приобрели не только личностные, творческие, но и коммуникативные компетенции, которые им так необходимы в различных жизненных ситуациях. Но недостаточно проработан момент, связанный с жизнью молодежи того времени.

-

Фрагмент урока  ( этап: проверка знаний.)

Примечание. В ролевой игре  у ребят происходит преобразование старых способов  деятельности в новые, в процессе ведения суда  используется  прием познавательного общения, основанного на собственной точке зрения к поступку Насти.  Действующие лица: Судья, Обвинитель, Настя- обвиняемая, свидетели: Тихон и Маняша, адвокат (опознавательные бейджики).

Судья: Слушается дело о плохом отношении Насти к своей матери. Обвинитель, Вам слово.

Обвинитель- Настю воспитывала одна мать. Дала ей жизнь, лечила ее, дала ей образование. А дочь забыла свою мать. Не приезжала к ней три года. Не приехала даже на похороны.

Судья - Обвиняемая, Настя, Вам слово.

Настя- Я работала. Не было времени.  И.т.д.

 Идет голосование.  Присутствующие  в зале «суда» голосуют, поднимая  карточки (красные -обвиняют, синие- оправдывают Настю)  Соотношение голосов   7: 2.

На этапе «Рефлексия». Дети делают выводы в мини –сочинениях «Какой я сын?» об отношении к своим мамам. На основе полученных знаний они выводят свое мнение- дают свое  решение проблемы « родителей и детей» через  их миропонимание, основываясь на примере разобранного произведения замечательного писателя: К. Г. Паустовского.

Вывод: Я уверена в значимости использования  элементов проблемно- эвристического метода для развития личностных, образовательных и коммуникативных компетенций обучающихся с нарушениями слуха.

 В результате, ребята  приобретают знания, находясь в позиции активного субъекта, самостоятельно добывающего знания и определяющего новые пути решения проблемы. Пропуская всю информацию через себя, ребенок начинает правильно оценивать какие- то истины, приобретая жизненные компетенции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Учитесь делать добрые дела

Данный классный час можно провести как в пятом, так и в 6 классе. Так как основная часть (тексты) использована с методической разработки "Классные часы. 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2006", многим педаг...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...