Конференция по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»: «Спешите делать добрые дела!»
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Формирование коммуникативных компетенций; развитие самостоятельности, творческого мышления у обучающихся с нарушениями слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Воспитатель Бабий Ольга Антоновна
Образовательное учреждение: ОГКБОУ «школа- интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Предмет: Литература
Тема: Конференция по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»: «Спешите делать добрые дела!»
Цели: 1. Формирование коммуникативных компетенций; развитие самостоятельности, творческого мышления у обучающихся с нарушениями слуха.
Задачи:
Обучающие:
- уметь определять тему, идею, авторскую позицию рассказа; уметь давать характеристику главной героине рассказа.
- уметь находить новые способы добывания знаний;
Развивающая:
- развивать связную монологическую и диалогическую речь детей;
- развивать навыки выразительного и осознанного чтения.
Личностные:
- развивать творческую мыслительную активность;
- формировать у обучающихся с нарушениями слуха качества активного субъекта, самостоятельно добывающего знания и самостоятельно конструирующего способы деятельности;
- формировать умения работать в коллективе, толерантно относиться к мнению других людей. Прививать чувство ответственности, уважения, внимания по отношению к своим родителям и окружающим.
Коррекционные: воспитывать слуховое и речевое внимание, формировать произносительные навыки правильной речи: правильно ставить ударение ( смысловое и логическое), развивать память, мышление, воображение.
Оборудование: -презентация к конференции: « Спешите делать добрые дела»; выставка книг К. Г. Паустовского; - карточки- информаторы; -текст рассказа «телеграмма»;- отрывок из фильма по рассказу Паустовского; -выдержки из мини- сочинений «Какой я сын?»
Этапы урока | Временная реализация |
Оргмомент (Установка на речь. «Мозговой штурм». Тема.) | 5 минут |
Опрос - история создания рассказа (отчет о поиске в Интернете главы из книги «Золотая роза») | 10 минут |
Актуализация знаний (беседа по рассказу в форме диалога в режиме: «ученик- ученики» | 15 минут |
Добывание новых знаний: отрывок из фильма, поиск информации в тексте. Сопоставление деталей и анализ состояния природы и человека. | 20 минут |
Проверка знаний. Ролевая игра « Суд» | 15 минут |
Рефлексия | 10 минут |
Домашнее задание | 5 минут |
Ход урока.
- Проверка слуха. Установка на правильную речь.
- Разговор с автором. («Путешествие во времени»).
Воспитатель предлагает представить встречу с Паустовским и спросить: «Что помогло ему написать такое замечательное произведение?»
(Ребята разыгрывают сцену встречи с писателем)
-Паустовский: как-то произошла встреча со старой учительницей. И жизнь этой женщины произвела на меня неизгладимое впечатление. И под впечатлением этой встречи я написал рассказ «Телеграмма».
Учитель: Паустовский пишет о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением. Нет захватывающих происшествий. В чем же дело?
- Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться вокруг и помочь людям.
3. Беседа- диалог в режиме: гости и обучающиеся. Идет работа над слуховым вниманием ( ребята слушают вопросы с незнакомого голоса, не поворачивая головы).
Гость: Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным из них?
Обучающиеся: Старая женщина Катерина Петровна, ее дочь Настя- главные герои рассказа.
Обучающиеся (дополняют): Сторож Тихон, деревенская девочка Маняша.
Гость: Какова тема рассказа?
Об-ся: Жизнь и смерть одинокой женщины, покинутой дочерью. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери.
4.Воспитатель: Спасибо, уважаемые гости и ребята. Найдите в тексте предложения, в котором определяется тема. Как бы вы определили сюжет, какие основные картины, эпизоды в рассказе выделили?
Обучающиеся: Основные эпизоды: ( ответы сопровождаются слайдами на экране)
А)
- Жизнь Катерины Петровны в старом доме
- Жизнь Насти в Ленинграде;
- Похороны Катерины Петровны;
- Переживания Насти.
Б) Выслушиваются варианты ответов. Над вторым вариантом идет работа над интонацией.
1 часть Мать. «Эх, горе горькое, страданье неписанное».
2 часть. Дочь. «Эх, ты, сорока!»
3 часть. Развязка. «….безмятежно уснувшая». (смерть, похороны, приезд с опозданием)
- Воспитатель: Какой момент, ребята, в жизни старой учительницы вас взволновал больше всего? (Сердце защемило, слезы навернулись?)
Обучающиеся зачитывают отрывки:
-Катерина Петровна доживала свой век в старом доме.
- Катерина Петровна начинала тихонько плакать.
-Ночи уже были долгие, тяжелые, как бессонница. Единственный родной человек, дочь, Настя, жила в Ленинграде и не приезжала к матери три года.
Учитель: Итак, рассказ не оставил вас равнодушными. Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен. Какую?
Обучающиеся: Проблему отношения детей и родителей
Учитель: Всегда ли дети спешат на помощь родителям? Умеют ли они проявлять заботу о них, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Поговорим об этом.
- Работа с книгой. Учащиеся читают и высказывают свои наблюдения:
«Все события происходят холодной осенью. Вообще, слово «холодный» встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину: (слайды презентации)
- « Спутанная трава в саду полегла…» (Спутанная, потому что высокая,
не кошеная, мокрая от дождя)
-«Над лугами тащились из-за реки ( именно тащились, а не плыли),
Цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они расплывчаты);
- «Из них назойливо сыпался дождь» ( не лил, а сыпался- дождь мелкий. Словно песок, сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо);
- «Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого. Черного, и поэтому становится грустно».
Воспитатель автор использует художественный прием «олицетворение»
Что вы еще заметили. Что еще дополняет картину мрачного пейзажа, указывающего на одинокую жизнь старой женщины?
Обучающиеся читают с экрана : « Горький запах нетопленных печей;
-«…пыльный «Вестник Европы»;
-«…пожелтевшие чашки»;
-«…давно не чищенный самовар»;
-«…в комнатах слишком сумрачно)» Ощущается неухоженность, запущенность.
Учитель: Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
Обучающиеся: Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны.
Воспитатель: что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
- Ответ ученика в форме монолога:
«Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее был известным художником. Дом, в котором живет женщина, считается музеем. У нее нет родных, кроме дочери, Насти, которая живет в Ленинграде. Ей совсем не с кем поговорить. Добрая женщина страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване, сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Но она не теряет надежды увидеть дочь»
- Соотнесение отрывка из фильма «Телеграмма» с текстом. Чтение со слов «Как- то в ноябре…. До слов « побрела в дом»…
Воспитатель: Какова роль эпизода встречи с кленом?
Обучающиеся: у них одинокая судьба.
Воспитатель: В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от той бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей некуда идти, она просто доживает.
Страдает человек, и природа у Паустовского «Сочувствует» ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
Обучающиеся: у них одинокая судьба.
Воспитатель: В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от той бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей некуда идти, она просто доживает.
- Инсценирование. (Учитель в платочке, в образе Катерины Петровны, пишет вслух письмо ( образец выразительного чтения)
«Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то, что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот. Да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Воспитатель: А что-то удивило вас в этом письме?
Обучающиеся : Удивило то, что она просто пишет о приближении смерти.(«зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»)
Обучающийся: А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
Воспитатель: Действительно, образ этой женщины и образ природы – это одно целое.
Читают дети на экране подтверждение этих слов: Пейзаж- это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как посадила его еще будучи девчонкой – хохотушкой. Это все- ее близкий мир, ее родная земля.
- Воспитатель: А кто обратил внимание: когда мы читали о жизни Насти в городе, много ли описаний природы?
Рассуждения.
Обучающиеся:1 Речь идет о городе, какая же там природа?
2 - Не в этом дело. И в Ленинграде есть сады и парки. Я думаю, что Насте некогда было все это видеть, так как она постоянно занята работой.
3 - А я думаю, что она была недобрым, черствым человеком. Такие люди, обычно, не замечают красоту вокруг.
10 Учитель: Чтобы узнать ваше мнение о поступке Насти, давайте представим. Что мы находимся в зале (каком?)
- В зале суда. (Слышится голос судьи. Встать! Суд идет!)
(Опознавательные бейджики: «обвинитель», « адвокат», « девочка Маняша», которая навещала старую женщину, « сторож Тихон», «дочь Настя»
(Инсценирование суда)
--Судья: Слушается дело о плохом отношении дочери Насти к своей матери, Катерине Петровне. Пожалуйста. обвинитель, вам слово.
Обвинитель: Настю воспитывала одна мать. Дала ей жизнь, лечила ее. Кода она болела, дала ей образование. А дочь забыла свою мать. Не приезжала 3 года Не приехала даже на похороны.
Судья: Обвиняемая, Настя, вам слово.
Настя: Я работала. Не было времени.
Судья: Вызывается свидетель, почтальон Василий.
Обвинитель: Сколько писем получила Катерина Петровна от своей дочери?
Почтальон Василий: Ни одного. Только раз в три месяца денежный перевод (200 рублей.)
Судья: вызывается свидетель, сторож Тихон
Обвинитель: Как вы относились к Катерине Петровне?
Тихон: я помогал ей: колол дрова, топил печь. Отправил телеграмму дочери Насте со словами: «Катя помирает. Тихон»
Обвинитель: Зачем вы отправили вторую телеграмму: «Скоро приеду»
Тихон: Я хотел, чтобы Екатерина Петровна надеялась, что дочь едет.
Судья: Спасибо!. Вызывается девочка Маняша.
Обвинитель: Вам не страшно было ухаживать за больной женщиной?
Маняша:Нет, мне не было страшно. Я уважала ее. Помогала ей: ходила за водой, мыла полы, грела самовар: суток была с Екатериной Петровной, когда ей было сильно плохо.
Адвокат: Уважаемый господин судья! Я защищаю Настю. Она –хороший работник. Организовывала выставки художников.
Обвинитель: Настя, вы прочитали письмо матери7
Настя: Нет, я его спрятала в карман. Я была занята.
Обвинитель: Вы раскаиваетесь в том, что случилось?
Настя: Да. Я поняла. Что потеряла самого родного мне человека. Монолог признание: «Я встала, быстро оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя»- заплакала; поняла, что никто так не любил, как эта брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию- лишь бы успеть… Мама умерла, не дождалась меня).»
-« Идет голосование в суде». Красные карточки поднимают, если хотят обвинить. Синие – простить. Результаты голосования. 6 : 4.
11. Вывод.
Воспитатель: В чем выражается проблема «Родителей и детей?»
Обучающиеся: Помнить о своих родителях, приезжать к ним.
- Рассказ Константина Паустовского учит нас : не повторять Настиных ошибок.
Учитель: Выдержки из ваших мини-сочинений «Какой я сын?», которые расположены на доске, говорят, ребята, о том, что вы задумались и пересмотрели ваши отношения с вашими родителями. По своей инициативе многие нашли в Интернете высказывания других ребят по этой проблеме.
12. И вот какое напутствие дает вам Микола Лукиев.
Чтение стихотворения одним из обучающихся:
« Приезжайте к родителям в гости,
Чтобы совесть не мучила после.
Не везите ни денег, ни славы-
Будьте ласковы с ним всегда вы.
Мать, отец… Их предел недалече,
Завтра может не быть уже встречи.
Чтобы совесть не мучила после,
Приезжайте к родителям в гости».
13. На этапе конференции «рефлексия» Воспитатель предлагает ребятам поделиться своим мнением, проанализировать работу, заполнив таблицу. Отзывы ребят.
«Плюс» | « Минус» | «Интересно» |
|
по-другому. | 1.Интересно всегда проходит занятие, если принимаешь активное участие в нем. После конференции мне захотелось обнять свою маму, я стал относиться к ней более бережно.
|
| 3.Мне стало интересно читать рассказы более внимательно. Я и не думал раньше, что природа и главная героиня, Екатерина Ивановна, очень похожи. Теперь я не выпускаю при чтении описание природы. | |
Диалоговая речь помогает нам чувствовать себя «такими, как все» |
это стало легче. Тема: «Какой я сын?» Учусь думать и рассуждать. |
14. Звучит песня «Белый день»
Учитывая мнения ребят, Воспитатель делает выводы и анализирует свои недочеты при планировании.
Результат анализа конференции учителем: Цели, поставленные на конференции, достигнуты: обучающиеся приобрели не только личностные, творческие, но и коммуникативные компетенции, которые им так необходимы в различных жизненных ситуациях. Но недостаточно проработан момент, связанный с жизнью молодежи того времени.
-
Фрагмент урока ( этап: проверка знаний.)
Примечание. В ролевой игре у ребят происходит преобразование старых способов деятельности в новые, в процессе ведения суда используется прием познавательного общения, основанного на собственной точке зрения к поступку Насти. Действующие лица: Судья, Обвинитель, Настя- обвиняемая, свидетели: Тихон и Маняша, адвокат (опознавательные бейджики).
Судья: Слушается дело о плохом отношении Насти к своей матери. Обвинитель, Вам слово.
Обвинитель- Настю воспитывала одна мать. Дала ей жизнь, лечила ее, дала ей образование. А дочь забыла свою мать. Не приезжала к ней три года. Не приехала даже на похороны.
Судья - Обвиняемая, Настя, Вам слово.
Настя- Я работала. Не было времени. И.т.д.
Идет голосование. Присутствующие в зале «суда» голосуют, поднимая карточки (красные -обвиняют, синие- оправдывают Настю) Соотношение голосов 7: 2.
На этапе «Рефлексия». Дети делают выводы в мини –сочинениях «Какой я сын?» об отношении к своим мамам. На основе полученных знаний они выводят свое мнение- дают свое решение проблемы « родителей и детей» через их миропонимание, основываясь на примере разобранного произведения замечательного писателя: К. Г. Паустовского.
Вывод: Я уверена в значимости использования элементов проблемно- эвристического метода для развития личностных, образовательных и коммуникативных компетенций обучающихся с нарушениями слуха.
В результате, ребята приобретают знания, находясь в позиции активного субъекта, самостоятельно добывающего знания и определяющего новые пути решения проблемы. Пропуская всю информацию через себя, ребенок начинает правильно оценивать какие- то истины, приобретая жизненные компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Учитесь делать добрые дела
Данный классный час можно провести как в пятом, так и в 6 классе. Так как основная часть (тексты) использована с методической разработки "Классные часы. 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2006", многим педаг...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"
Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...
Спешите делать добрые дела!(по произведению К. Г. Паустовского \'\'Телеграмма\'\')
Урок по литературе в 7 - 8 классах...