Интегрированный урок "Химическая промышленность" 9 класс и презентация к уроку
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Лукоянова Любовь Геннадьевна

На уроке органично сочетается материал географического, химического, биологического и экологического содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon himicheskaya_promyshlennost.zip538.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лукоянова Л.Г. учитель химии МБОУ СОШ №1 г.Гороховец

      Найденкова С.А. учитель географии МБОУ СОШ №1 г.Гороховец

Интегрированный урок по теме «Химическая промышленность» в 9 классе

(география - химия)

Цель урока. Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве.

Задачи урока:

 Образовательные: раскрыть особенности размещения химической промышленности; ознакомить учащихся с контактным способом получения серной кислоты и раскрыть ее значение в народном хозяйстве.

Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду

Тип урока

Комбинированный урок

Средства обучения. Интерактивная доска, интерактивная карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, интерактивная схема «Производство серной кислоты», «Использование серной кислоты в народном хозяйстве» (электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс). Учебник для общеобразовательных школ В.П.Дронов, В.Я.Ром М.: Дрофа, 2009

 

Методы и формы учебной деятельности. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

Методы по источнику передачи и восприятия учебной информации- словесные, наглядные и практические; по степени мышления- продуктивный и репродуктивный; по характеру управления учебной работой- совместная с учителем и самостоятельная.

Ход урока.

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

2.Вводно-мотивационный этап.

Учитель географии. Проговаривает тему урока, цели и задачи, сообщает план работы на уроке. (Слайд №1)

3.Первичное усвоение нового материала.

Учитель географии. На прошлом уроке мы говорили о том, что химическая промышленность - одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту. Но химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей.

Вопрос к учащимся. Назовите особенности химической промышленности?

Назовите отраслевой состав химической промышленности?

Мы изучили горно-химическую отрасль и отрасль химии органического синтеза. Разобрали, какую продукцию выпускают эти отрасли, какие факторы являются для них решающими, и какова география их размещения. Сегодня разбираем отрасль основной  химии. Результаты, как и ранее мы заносим в таблицу, по мере изучения нового материала.

Задание. Используя рис. 47 в учебнике, назовите, что производит данная отрасль.

Начнем с удобрений. Производство удобрений - основа химизации сельского хозяйства.

Вопрос к учащимся. Что такое химизация?

Учитель химии. (Слайд №2)

Рассмотрим калийные удобрения. (Использование интерактивной доски).

Основным сырьем для их производства служит минерал сильвинит.  К калийным удобрениям относятся хлорид калия, сульфат калия, зола(содержит карбонат калия).(учащиеся записывают данные в таблицу, составляют химические формулы, названных удобрений).

Вопрос к учащимся. Какое влияние оказывают калийные удобрения на растения?

Учитель географии. (Слайд №3)

Производство калийных удобрений размещают обычно вблизи месторождений калийных солей, поскольку оно не требует больших расходов топлива и электроэнергии. Вспомните крупнейшее месторождение калийных солей. Центрами производства являются Соликамск и Березняки.

(учащиеся параллельно заносят данные в таблицу)

Учитель химии. (Слайд №4)

К фосфорным удобрениям относятся: простой и двойной суперфосфат, фосфоритная мука и др. Простой суперфосфат получают при взаимодействии фосфоритной или апатитовой муки с серной кислотой по уравнению:

Са3 (РО4)2 + 2Н24= Са(Н2РО4)2 + 2СаSО4

(уч-ся параллельно заносят данные в таблицу, рассматривают образцы фосфорита и апатита).

Вопрос. Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения?

Учитель географии. (Слайд №3)

Большинство фосфатных заводов России работают на хибинских апатитах Кольского п-ова (комбинат «Апатит»). Теперь выясним факторы размещения.

Задание: Проанализировать таблицу 1 стр. 370 суперфосфатный завод.

Вывод (формулируют учащиеся): фосфатные заводы выгодно размещать у потребителя, т.к. из 1т апатитов получают 2т удобрений.

Учитель химии. (Слайд №5)

Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах. Наиболее типичные азотные удобрения: селитры (натриевая, калиевая, кальциевая), мочевина. Селитры- соли азотной кислоты. Составьте химические формулы названных удобрений. Аммиачная селитра получается по реакции: NH3 + HNO3= NH4NO3

Вопрос. Какое влияние оказывает азот на растения?

Учитель географии. (Слайд №3)

Азотная промышленность ориентируется на различные виды сырья или потребителя. Базовым компонентом является аммиак, который можно получать в результате переработки природного газа или коксования угля.

Отсюда вывод о факторах размещения (формулируют учащиеся).

Используя интерактивную карту, назовите центры производства.

    Один из универсальных химикатов, в массовом количестве используемый при производстве минеральных удобрений дает сернокислотная промышленность. Первые предприятия, производящие серную кислоту, появились в 18в. в Англии ( 1740 г. Ричмонд) и Франции (1766 г. Руан ), в России сернокислотное производство возникло в 1805г. Её сырьевая база включает, с одной стороны, ископаемое сырье - серный колчедан ( пирит), самородную серу и гипсы, с другой – газовые отходы цветных и черных металлов и нефтепереработки. До сих пор сырьем служит серный колчедан, запасы которого также сосредоточены на Урале.(демонстрация  образцов серного колчедана).

Учитель химии.

«Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота»,- писал Д.И.Менделеев в «Основах химии».

Серную кислоту называют хлебом химической промышленности.

Вопрос. Как вы думаете почему?

По разнообразию применения серная кислота занимает первое место среди кислот. Большее ее количество расходуется для получения фосфорных и азотных удобрений. Много идет для очистки нефтепродуктов от вредных примесей. В машиностроении серной кислотой очищают поверхности металлов от оксидов перед хромированием, никелированием. Она применяется в производстве взрывчатых веществ, искусственных волокон, красителей, пластмасс. Её используют для заливки аккумуляторов, для производства других кислот и т.д. Поэтому серную кислоту называют хлебом химической промышленности. (Используется интерактивная схема  « Применение серной кислоты».)

    Далее учитель химии рассказывает о трех стадиях получения серной кислоты с использованием интерактивной схемы «Производство серной кислоты контактным способом».

По ходу объяснения учащиеся записывают на доске и в тетрадях уравнения химических реакций, лежащих в основе получения серной кислоты согласно схеме:

 S

 FeS2  → SO2  → SO3 → H2SO4

 H2S

 

 Учитель географии. (Слайд №3)

Производство серной кислоты развито практически во всех экономических районах, что связано с широким применением во всех отраслях хозяйства.

Вопрос. Какой фактор размещения будет определяющим?

Вывод с помощью учителя.

Сернокислотные заводы размещаются в районах потребления, так как она малотранспортабельна.

Задание. Используя интерактивную карту, выделить основные центры производства серной кислоты.

4.Осознание и осмысление учебного материала.

 а) Проверка таблицы. Комментарии. (Слайд №6,7)

 б) Сообщения учащихся на тему «Химическая промышленность и окружающая среда». (Слайд №8, 9)

 

5.Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Учитель географии.

Сделаем выводы, используя знания, полученные на уроках по изучению химической промышленности.

Вопрос1.

Какие факторы играют наиболее важную роль в размещении предприятий химической промышленности?

Вопрос2.

Что является основной формой организации химического производства?

Вспомним эпиграф нашего урока. Докажем правильность его выбора.

(учащиеся составляют схему «Межотраслевых связей химической промышленности»). (Слайды №10-14)

                   

                     

                     

Схема «Межотраслевые связи химической промышленности»

.

 

 

6.Домашнее задание.

География. № 29, записи в тетради.  Практическое  задание:  на  к/к нанести  центры основной  химии.

Химия. Задача: Рассчитайте массу H2SO4  c массовой долей Н2SO4  96%, которую можно получить из пирита массой 3,6 кг.

7.Оценочный этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

география 6 класс фрагмент презентации к уроку ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: "Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли"...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Методическая разработка урока "Имя беды - наркомания", 10 класс и презентация к уроку

В данной разработке вы можете найти интересные методы и приёмы проведения урока по профилактике вредных привычек....

5 класс "Диаграммы" презентация к уроку

Данну презентацию можете использовать для изучения раздела "Статистика"...

урока математики в 6 классе и презентации к уроку по теме: "Нахождение числа по дроби"

Урок построен на основе деятельностного подхода, где ученики сами определяют тему урока, открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем. На уроке используются такие фор...

Фото с мастер- класса "Линогравюра" презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

quot;Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционнойшколе Мастер- класс проведен в театрализованной...


 

Комментарии

Куприянова Евгения Владимировна

очень познавательный урок спасибо

Куприянова Евгения Владимировна

очень достойная разработка. надеюсь и мои работы вам смогут помочь.