Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 им. А.И.Колдунова
Московская область Ногинский район г. Электроугли ул. Маяковского д. 34
тел. 8-496-513-21-39
Конспект урока по литературе
в 6 классе на тему:
"Устное народное творчество"
Автор работы: Мельникова Евгения Николаевна
учитель русского языка и литературы
1989 года рождения
стаж работы - 3 года
тел. 8-926-437-03-77
e-mail: evgenia15614@yandex.ru
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:
«Устное народное творчество».
Цели урока:
- Закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
- Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы работы:
- Групповая работа
- Коллективная работа учителя с классом
- Работа с текстом
Образовательные технологии:
- Развивающее обучение
- Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
- Диалоговая технология
- Информационная (компьютерная) технология
- Групповая технология
Подготовительный этап к уроку:
1. Карточки с заданиями и дополнительным материалом
2. Подбор музыкальных произведений
3. Постановка танцевальной композиции
4. Работа над народными костюмами
5. Парты в кабинете расставлены соответствующим образом для групповой работы.
6. Класс делится на 4 группы
Ход урока:
Подлинную историю народа нельзя знать,
не зная устного народного творчества.
М. Горький.
I. Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, а передавалось все устной форме. Но сказки, песни и загадки не забылись и не пропали. Они бережно передавались друг другу из уст в уста, от родителей к детям. Так они дошли и до нас. (Слайд № 1)
II. Актуализация знаний учащихся.
- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Слайд № 2)
- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Слайд № 3)
- Одним из жанров устного народного творчества является пословица. Что из себя представляет пословица? (Слайд № 4)
- Как вы думаете, что хотел передать народ другим поколениям пословицами? (Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц. Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни)
- А Какие характерные черты пословиц вы знаете? (Слайд № 5)
- Следующий жанр, который мы с вами рассмотрим, знаком вам с самого детства – это загадки. (Слайд № 6)
- Они возникли в глубокой древности. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа казалась одушевленной, разумной и враждебной. Поэтому ее необходимо было задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе.
- Кто мне расскажет, как строится загадка? (Слайд № 7)
- Ребята, давайте посмотрим фрагмент из одного мультфильма. Скажите, пожалуйста, какой жанр УНТ в нем представлен? (Слайд № 8)
- Давайте вспомним, что такое частушка? (Слайд № 9)
- Какие виды частушек вы знаете? (Слайд № 10)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, о каком жанре устного народного творчества идет речь? (Слайд № 11)
- Что из себя представляют скороговорки? (Слайд № 12)
Скороговорки учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их так и называли – «чистоговорки». Создатели скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок преодолевал трудности произношения с удовольствием, поэтому картины жизни в них часто вызывают смех, улыбку.(Слайд № 13)
III. Работа в группах.
- Я думаю, что вы заметили, что весь класс разделен на группы. И для каждой группы я приготовила свое задание. Но выбрать вы его сможете только при помощи считалки.
(Один представитель от группы выходит к столу, где лежат карточки с заданиями, и с помощью считалки выбирает задание для своей группы)
Во время групповой работы учитель направляет и помогает учащимся достигнуть поставленные цели.
В процессе работы учитель вырабатывает несколько ключевых компетенций:
- вырабатывает коммуникативные навыки;
- учит делать выбор, акцентируя внимание на главном;
- учит толерантности, терпимости к мнениям и взглядам других.
- А теперь давайте посмотрим, справились ли вы с заданием?
(Учащиеся представляют результат работы).
IV. Реализация домашнего задания.
- Русский народ богат народным творчеством, и это касается не только устного народного творчества. В песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве отражается творческая деятельность народа, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье.
- Наиболее полно русская душа раскрылась в песнях. Одна из групп заранее разучила и подготовила для нас русскую народную песню, которая называется "Ой, по над Волгой".
(Выступление группы)
- Творческий задор и неуемная энергия воплотилась в русском народном танце. Давайте посмотрим, как другая группа подготовила небольшой фрагмент русского народного танца.
(Выступление группы)
- Издавна женщины на Руси занимались рукоделием - своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. А есть ли рукодельницы в нашем классе?
(Демонстрация народного костюма)
- Невозможно представить жизнь русского человека без шумных празднеств и веселых хороводов. А какие еще существовали традиции на Руси и как они отмечались, расскажет нам четвертая группа. (Так как урок проводится осенью, то сделан акцент на осенние традиции).
(Отсчёт осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице.
Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлёт пошла (двинулась).
Осень-пора молодёжных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
На Руси с днём памяти Святого Симеона Столпника совпадало окончание старого года и начало нового, отчего преподобный Симеон получил название «летопроводца». До известного Указа Петра I, перенесшего празднование Нового года на 1 января, день Святого Симеона был первым днём Нового года).
V. Подведение итогов урока.
- Во времена, когда не было письменности, всю информацию люди передавали друг другу устно. Однако со временем произведения устного народного творчества стали тщательно собирать и записывать. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что созданные народом жанры устного народного творчества раскрывают философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.
Приложение:
1 группа. Работа с пословицами.
Каждая часть пословицы написана на отдельной полоске бумаги. Разложите полоски бумаги так, чтобы можно было прочитать пословицу.
Друзьями хвались, | но и сам в хвосте не плетись. |
Дерево держится корнями, | а человек друзьями. |
Лучше друг верный, | чем камень драгоценный. |
Нет друга - ищи, | нашёл - береги. |
Не тот друг, кто мёдом мажет, | а тот, кто правду в глаза скажет. |
Друг за друга держаться - | ничего не бояться. |
Добро потеряешь - опять наживёшь, | друга потеряешь - уже не вернёшь. |
2 группа. Работа с загадками.
Отгадайте загадки.
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
(Роса)
3 группа. Работа с частушками.
Придумайте частушки.
- ________________ ногой
________________ другой,
________________ топочу,
________________ хочу!
- ______________ на печи,
______________ калачи.
______________ мышки
______________ пышки.
- _____________ окошке,
_____________ на кошке,
_____________ подъезжать
_____________ удержать.
4 группа. Работа со скороговорками.
Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки: Роза, береза, гриб.
Кошка, матрешка, машина.
(Варианты скороговорок: Гриб и роза росли под березой. В машине по дорожке едут матрешка и кошка).
Русская народная песня "Ой, по над Волгой!"
Ой, по над Волгой леса зеленеют,
Вешние ветры над пашнями веют.
Вдаль над рекой песня летит,
Русская ширь в песне звучит.
Дуй ветерок, песню неси!
Пусть ее слышат все на Руси! (2 раза)
Ты словно море весной широка
Наша красавица Волга- река.
Пусть над рекой песня летит,
Русская ширь в песне звучит.
Вольно легла ты от края до края,
Наша Отчизна- Россия родная.
Новым путем к счастью идет
Наш богатырь- русский народ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.
Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"
Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...
Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...
План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...
Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока
Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока....
"Жизнь и творчество Н.В. Гоголя" План-конспект урока по литературе 9 класс
Цель урока:1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;3 Воспитывать интерес к творческим и жизн...