Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Мельник Лариса Александровна

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_i_samoanaliz.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

«Масленица – народный праздник»

  1. Приветствие (помашите мне рукой)
  2. Актуализация знаний

Музыка звучит (какая, какое настроение, кто сочинил народ или композитор, по каким признакам вы об этом догадались, где чаще всего исполняют русские народные песни?). Скоро и нас ждет праздник. Какой? Отгадайте загадку:

Его празднуют весной

Этот праздник заводной

Ярмарку все посещают

И блинами угощают

  1. Постановка цели и задач урока

- назовите тему урока

- почему такое название, от какого слова произошло

- почему это праздник народный

- а что вы знаете про масленицу (составляем кластер в виде солнышка с лучиками)

- а хотите еще больше узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?

Это и будет целью нашего урока (познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через песни, игры, загадки  и поговорки). Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие  способности .

  1. Подготовка к основному этапу занятия

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц.

Начнем с вами тоже с игры «Собери пословицу» (по группам)

- Отдых уместен, но должен быть к месту

- Масленица без блинов, как именины без пирогов

- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

- Продолжим дальше с вами знакомиться с историей и традициями этого замечательного праздника (изучаем текст)

- что нового вы узнали из этого текста, продолжаем составлять кластер, добавляем лучики на солнце (пишем на них и вслух проговариваем словосочетания)

      5. Первичная проверка понимания

- Посмотрите на картину русского художника  Бориса Кустодиева.   Что вы видите, какой праздник  здесь изображен? Какие приметы праздника вы  видите?

- Внимательно приглядитесь, какую музыку можно  услышать,  вглядываясь в  эту картину?

- Какую бы вы написали музыку к этой картине, подошла бы к картине такая музыка (прослушивание музыкального фрагмента П. Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица)

    Физминутка  (под музыку «Блины»)

  1. Закрепление знаний и способов действий

Шумный веселый праздник  заканчивался большой ярмаркой. Все наряжались в свои лучшие одежды, садились в нарядно украшенные сани и отправлялись на веселую ярмарку. Как вы думаете, а что служило украшением для одежды, предметов быта, посуды? Конечно, орнамент. Изучить текст №2, найти в тексте ответы на вопросы, работа в группах (применение орнаментов, символы в орнаментах, цвет в орнаменте)

  1. Обобщение и систематизация знаний

 Практическая работа. Раскрасить определенным орнаментом заготовки сарафанов и саней. Создать групповой коллаж

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Дополнение сведений в кластер.

  1. Подведение итогов занятия

Оценивание своей работы по определенным критериям.

  1. Рефлексия

Кто доволен своей работой?

А трудности встречались?

Кого бы ты хотел поблагодарить за помощь?

  1.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На каждом блинчике (бумажные кружки) записано домашнее задание, для всех оно разное (найти пословицы, поговорки, загадки про масленицу, нарисовать рисунки и т.д.)

Текст №1

           В феврале или марте издавна на Руси праздновали Масленицу. Это один из немногих народных праздников, который дошёл до нас от наших предков — древних славян. Люди воспринимали весну,  как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Масленицу празднуют семь дней. В народе каждый день Масленицы имеет своё название. Семь дней Масленица звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пёстрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну. Заканчивалась Масленица прощеным воскресеньем. Торговые ряды ломятся от угощений: чай, баранки, пряники, орехи. И, конечно же, блины. А сколько разных развлечений! Ледяные горки, карусели, танцы, хороводы, маскарады. На Масленицу надо было обязательно покататься на расписных санях. В воскресенье, последний день Масленицы, по древнему обряду торжественно сжигают чучело Масленицы (или чучело Зимы). Его делают из веток и соломы, наряжают в ветхую старенькую одежонку. Зачем? У наших предков это был символ избавления от всего ненужного, отслужившего свой век и надежды на обновление, достаток. Затем чучело торжественно сжигают на пустыре. Прощай, Масленица, до следующей зимы!

Текст №2

Орнамент – это чередование, повторение декоративных элементов. Русский орнамент использовался как украшение предметов быта. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески с причудливым орнаментом, и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами. Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы людей.  Волнистые линии – символ воды, красные круги – символ солнца, ромб – символ земли, плодородия.  Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал благополучие. Белый цвет связывали со светом и чистотой. Синий – радость. Жёлтый – тепло и ласка. Чёрный – богатство.

Это Масленица идет,

света солнца ожидаем

Масленицу провожаем,

комом

На Масленице повеселись,

блин да мед несет

Масленица без блинов,

а будет и Великий пост

Не все коту масленица,

да блинком угостись

Не житье – бытье,

как именины без пирогов

Первый блин

а Масленица


Урок изобразительного искусства в 3 классе  

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема  «Масленица – народный праздник»

Задачи урока:  

Метапредметные: Иметь представление о русских народных праздниках, об обрядах и традициях праздника «Масленица».

Личностные: Демонстрировать умение владеть техникой выполнения коллажа, уметь представить свою работу в нетрадиционной форме

Предметные: Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, птиц и др.) и геометрических элементов.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, технология, музыка

Этап

Цель этапа

Содержание деятельности обучающихся

Формы

Методы

Планируемый результат

( УУД)

1.        Приветствие

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к уроку

Приветствуют учителя: машут рукой. Проявление интереса к материалу изучения

Коллективная

Словесный

Игра «Доброе утро»

Личностные:

- положительное отношение к уроку

Регулятивные:

- настраивать себя на продуктивную работу

2.        Актуализация знаний

Подготовка к усвоению изучаемого материала.

Выдвигают предположения

Частично-поисковый

Загадка

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено ранее, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Формирование умения анализировать

Коммуникативные:

Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

3.        Постановка цели и задач урока

Сформулировать тему урока и цель урока

Отвечают на вопрос (примерный ответ): Народный, потому, что древний, придуман народом, соблюдаются обряды и традиции.

Формулируют тему урока: «Народный праздник «Масленица».

Индивидуальный

Частично-поисковый

кластер

Личностные:

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Познавательные:

Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

4.        Подготовка к основному этапу занятия

Повторить знакомые ранее сведения о празднике

Составляют кластер из уже известных данных. Изучают текст, дополняют кластер

Групповая работа, частично-поисковый

Игра «Собери пословицу»

Работа с текстом

5. Первичная проверка понимания

Находить аналогию между художественным и изобразительным произведением, применяя полученные знания

Анализируют иллюстрацию картины, находят приметы праздника. Подбирают подходящую музыку, предполагают сходства или отличия музыки и картины

Индивидульный, поисковый

Сравнение художественного и музыкального произведения

Личностные:

Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве

Регулятивные:

Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в коллективном обсуждении проблем

6.        Закрепление знаний и способов действий

Научиться анализировать дополнительный материал, находить в тексте ответ на поставленный вопрос

Изучают текст, по группам находят ответы на поставленные вопросы

Групповой, поисковый

Работа с текстом

Личностные:

Оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

7.        Обобщение и систематизация знаний

Выполнение творческой работы, применяя полученные знания

Составляют алгоритм действий. Украшают заготовки предметов растительным и геометрическим орнаментом.

Создают групповую творческую работу в технике «коллаж»

Индивидуальный, групповой

Практическая работа

Коллаж

8.        Контроль и самопроверка знаний.

Обобщать полученные знания

Дополняют при необходимости кластер новыми сведениями.

Групповой, индивидуальный, словесный, частично-поисковый

Кластер

Личностные:

Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Регулятивные:

Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика        

Познавательные:

Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке        

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

9.        Подведение итогов занятия

Выполнять самоконтроль и объективное оценивание своей творческой работы

Самоконтроль, самооценивание своей творческой работы по определенным критериям

Групповой, индивидуальный

Коллаж

10. Рефлексия

Оценивание результатов работы на уроке

Оценивают свою работу на уроке, анализируют, подводят итоги

Индивидуальный

Оценивание по предложенным критериям

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дополнить полученные знания, выполнив самостоятельно предложенные задания

Знакомятся с записанным домашним заданием. Рисуют на «блине-смайлике» свое настроение

Индивидуальный

Загадки, пословицы, частушки рисунки по заданной теме

Отдых уместен, но должен быть к месту

Масленица без блинов, как именины без пирогов

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку

Конспект урока литературы в 5 классес применением проектной технологииТема урока: "Русские народные сказки"Цели урока:1)     Формировать представление о сказках как жанре фол...

Конспект урока во 2 классе к УМК «Английский язык». Тема урока « Спорт»

На данном уроке ученики  в интересной форме закрепляют и повторяют лексический и грамматический материал по теме "Спорт".Также идет изучение и первичная отработка речевого образца: I can.../ I ca...

Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"

Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"...

конспект урока в 6 классе по теме "Британские праздники"

Урок с презентацией по теме "Британские праздники"...

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

План- конспект урока в 5 классе. Самоанализ

План-коспек урока в 5 классе на тему "Выходные"...