Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творчеством П.П. Ершова, автором сказки «Конёк-горбунок». Сказка дана в сокращении. Урок проведён по 1-ой части, согласно рабочей программе по чтению.
В течение урока через словесные, наглядные методы и словарную работу дети постигали дух народный в сказке Ершова. Чтение и анализ произведения позволил показать детям познавательную, эстетическую, и историческую ценность сказки. По ходу урока, через методы наглядности, дети знакомятся с предметами «старины глубокой» не только на иллюстрациях, но и в натуральном виде, что вызвало у детей эмоциональный отклик и интерес к истории и жизни русского народа.
В восприятии сказки задействованы зрительные и слуховые анализаторы, развивалось мышление, воспитывалось внимательное отношение к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_5_klasse.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ «Ненецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Конспект урока чтения
Тема:
Дух народный в сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок».
Дмитрова Валентина Александровна,
учитель русского языка и чтения
г. Нарьян-Мар
2011 г.
Содержание
1. Содержание……………………………….………1 стр.
2. Пояснительная записка……………………….….2 стр.
3. Конспект мероприятия……………………….…..3-8 стр.
4.Методические рекомендации…………………….9 стр.
5. Список литературы……………………………… 10 стр.
6. Приложения………………………………………11 стр.
Пояснительная записка.
Учебник чтения 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией Смирновой З.Н. и Гусевой Г.М. предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творчеством П.П. Ершова, автором сказки «Конёк-горбунок». Сказка дана в сокращении. Урок дан по 1-ой части, согласно рабочей программе по чтению.
Ученики 4 класса умеют не только осознанно читать текст, но и анализировать его под руководством учителя. Урок построен на основе вопросов беседы с классом. В течение урока через словесные, наглядные методы и словарную работу дети постигали дух народный в сказке Ершова. Чтение и анализ произведения позволил показать детям познавательную, эстетическую, и историческую ценность сказки. По ходу урока, через методы наглядности, дети знакомятся с предметами «старины глубокой» не только на иллюстрациях, но и в натуральном виде, что вызвало у детей эмоциональный отклик и интерес к истории и жизни русского народа.
В восприятии сказки задействованы зрительные и слуховые анализаторы, развивалось мышление, воспитывалось внимательное отношение к слову.
Урок был результативный. Детям захотелось прочитать всю сказку до конца.
Тема : Урок чтения в 5 классе. «Черёмуха». С. Есенин.
Цель: - Обогащение словарного запаса учащихся через лексический анализ стихотворения.
- Работа над коррекцией правильного выразительного чтения, пользуясь знакомой памяткой.
Задачи:- Развивать воображение, память, мышление с помощью разных заданий, развитие кругозора учащихся.
- Прививать любовь к поэзии, к природе родного края.
Оборудование: портрет поэта, картинки с изображением черёмухи, учебники, разноуровневые задания, на доске листовки с названием стихотворения, литературоведческие понятия: сравнение, определение.
.
Ход урока:
1.Организация класса.
- О каком времени года мы читаем рассказы и стихи?( о весне)
- Со стихотворением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? (И.Бунин)
2.Проверка дом.задания. (выразительное чтение стих. « Крупный дождь в лесу зелёном»
3.Работа по теме урока.
Сегодня мы с вами будем продолжать учиться выразительно читать стихотворение, но уже другого поэта С.Есенина, а также развивать воображение, память.
- А что значит читать выразительно?
Дети отвечают.
Учитель подводит итог: читать выразительно- значит выбрать правильный темп, передать голосом нужное настроение, соблюдать паузы, обратить внимание на знаки препинания и очень важно представить в своём воображении то, о чём читаешь.
А для этого надо подготовиться и натренировать свой голос и воображение.
На доске:
Весна! Весна кругом живёт и дышит!
Весна! Весна шумит со всех сторон!
- Попробуйте, управляя своим голосом, прочитать эти строчки по- разному.
Варианты чтения: медленно, быстро, напевно, с восклицанием.
- Голос и воображение натренировали. И вы уже догадались о каком времени года мы будем читать стихотворение С.Есенина.
С творчеством Есенина мы уже знакомы. Наш великий поэт С.Есенин родился под Рязанью в селе Константиново.
Природе родного края посвящены многие произведения поэта, за что его называют певцом русской природы.
С приходом весны происходят чудесные перемены, особенно в жизни деревьев. Они вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, набирать силу, цвести в период уже поздней весны. У поздней весны есть знаменательный момент- цветение черёмухи. ( показ рисунка с изображением черёмухи). Начинается оно обычно недели через две после появления у черёмухи листьев. И стоит дерево белое и пушистое, как облако, опустившееся на землю.
С.Есенин посвятил этому явлению стихотворение «Черёмуха».
4.Работа над стихотворением «Черёмуха».
а) Чтение учителем. стр. 159 учебника.
Уч.- Слушайте внимательно стихотворение. Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать запах весны.
( после прочтения учителем)
Уч.- Какую картину вы « увидели», представили?
( Дети «устно» рисуют картину: черёмуха расцвела, белые цветы приятно пахнут, веточки блестят на солнце. Около неё бежит маленький ручей. Прозрачные капельки летят на ветки черёмухи.)
( дети читают стихотворение про себя)
б) Работа над четверостишьями. ( анализ)
Уч. - Прочитайте строки, в которых говорится о черёмухе.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
- Что значит душистая? (пахучая, ароматная)
- Что значит «ветки золотистые?» ( от солнца )
- С чем автор сравнивает ветки черёмухи? (с кудрями ), а кисти её цветков? ( с серьгами )
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
Уч.- Здесь Есенин использует выразительное средство языка- сравнение.
Уч.- В пятом куплете поэт ещё раз рисует черёмуху, но уже ничего не изменяет в её облике.
Черёмуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
-А теперь посмотрим, как выглядит ручей. ( читаем строчки о ручейке )
А рядом у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
- Где протекает ручей? ( у проталинки)
- Что такое проталинка? (место, где стаял снег и показалась земля)
-Какой он? ( маленький, серебряный)
Уч.- Здесь Есенин использует ещё одно выразительное средство языка- красивые определения, а в русском языке мы их знаем как прилагательные.
- Что значит « гремучая волна?» ( ручей шумит, гремит, хоть и маленький. Можно дать ручейку ещё одно определение - звонкий)
- Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»
(голос у ручья может быть нежным, убаюкивающим)
Уч. – А сейчас мы прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам показал не только время года, но и время суток.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
- Какое это время суток? «Это утро»
- Что значит роса медвяная? (Черёмуха- медоносное растение. И также как у берёзы по весне появляется берёзовый сок, так и у черёмухи.
- А что значит «зелень пряная?» (острая, ароматная по запаху, вкусу)
- Физкультминутка.
Ребята представляют весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, цветок растёт (дети медленно поднимаются ),тянется к солнцу (дети изображают). Покажите руками его лучи.
Уч.- Стихотворение разобрано. А теперь определим настроение стихотворения.(надо читать с радостным настроением.)
- темп- умеренный.
- громкость- умеренная.
- тон- ласковый.
6. Чтение стихотворения детьми.
Уч.- Это стихотворение будет задано на дом. (выразительно читать. Выучить наизусть два первых куплета.) стр. 159.
Уч: - Хочу обратить ваше внимание на то, что черёмуха не только внешне красива, но и очень полезна.
Черёмуха- одно из самых полезных наших растений. Убедиться в этом совсем не трудно.(демонстрация опыта)
Все знают, что вода в луже грязная, в ней много бактерий.
Но если её налить в тарелку, положить рядом ветку черёмухи и всё это накрыть стеклянным колпаком, через несколько минут бактерии будут мертвы. Их убила черёмуха, даже не прикасаясь к воде.
Вот почему, когда я весной вижу цветущую черёмуху, я думаю не о том, как бы скорее наломать букет, а как сохранить, сберечь это красивое и очень полезное дерево.
А теперь, ребята, давайте вспомним, какие есенинские стихи мы с вами прочитали. (дети называют: «Берёза», «Поёт зима- аукает», «Нивы сжаты…».
Читая их, мы увидели, что поэт для того, чтобы передать красоту русской природы использовал различные определения. Мы их тоже можем использовать в своей речи.
Давайте вспомним некоторые из них.
(дети выполняют розноуровневые задания). Определения зачитываются. (см. Приложение)
Итог урока: - Чему мы учились на сегодняшнем уроке ?
Оценки.
- читать выразительно стихотворение.
- управлять голосом и воображением.
- развивали память.
- развивали мышление, анализируя стихотворение.
-
Методические рекомендации.
Сказка П.П.Ершова «Конёк-горбунок» относится к разделу учебника чтения для 4 класса «Произведения русских и зарубежных писателей» и следует после темы «Народные сказки». Дети уже знакомы с таким жанром устного народного творчества. Они должны уметь различать народную сказку и авторскую, созданную писателем. Ребята уже читали сказки Пушкина. Сказка «Конёк-горбунок» известна многим детям по мультфильму, но автор произведения им незнаком. Урок проведён в декабре, согласно рабочей программе по чтению в 4 классе.
К уроку было подготовлено следующее оборудование: портрет писателя, иллюстрации к 1-ой части, словарь устаревших слов. Плетёный короб с предметами: хлеб, рукавица, лапти, амбарный ключ.
Демонстрируемые предметы: лапти, амбарный ключ – натуральные.
Они принадлежали долгожительнице одной из деревень Вологодской области.
Список литературы.
- Газета Литература. №9 2004 г.-48 стр.- стр.11-12.
- Газета Литература. № 47 2003 г. Стр.20-21.
- Газета Литература №8 2004 г. Стр. 14. Издательский дом Первое сентября, г. Москва.
- Менькова Е.В. методическое пособие. Чтение и литература. 3 кл. Издательство Учитель- АСТ, г. Волгоград, стр. 25-26.
Приложение к уроку.
( разноуровневые задания)
Задание: Вспомни стихотворения С.Есенина «Берёза», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Черёмуха».
Допиши к данным понятиям есенинские красивые определения.
№ | понятие | Есенинское определение |
1. | берёза | |
2. | ветки | |
3. | бахрома | |
4. | черёмуха |
№ | понятие | Есенинское определение |
1. | дорога | взр---- |
2. | солнце | |
3. | чаща | |
4. | месяц |
ГОУ «Ненецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Конспект урока чтения
Тема:
Стихотворение С. Есенина «Черёмуха»
Дмитрова Валентина Александровна,
учитель русского языка и чтения
г. Нарьян-Мар
2011 г.
Содержание
1. Содержание……………………………….………1 стр.
2. Пояснительная записка……………………….….2 стр.
3. Конспект мероприятия……………………….…..3-7 стр.
4.Методические рекомендации…………………….8 стр.
5. Список литературы……………………………… 9 стр.
6. Приложения………………………………………10 стр.
Пояснительная записка.
Творчество С.Есенина в учебнике 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией З.Ф.Малышевой представлено тремя стихотворениями: «Берёза», «Поёт зима-аукает», «Черёмуха». Есенин нужный поэт для детей. Его стихи учат образному творческому восприятию мира, любви к природе, к людям, ко всему, что составляет понятие «Родина».
Урок направлен на развитие понимания сложной для учеников с проблемами в развитии поэтической речи, любви к русской поэзии, желания читать и учить стихи наизусть.
Используя богатство художественного языка, на уроке создана лёгкая весенняя атмосфера, которая помогла понять и почувствовать стихотворение Есенина. В восприятии художественного текста задействованы все анализаторы: дети слышали звон ручья, «видели» красоту цветущей черёмухи, чувствовали её аромат. На уроке использованы разнообразные формы коррекционной работы на развитие внимания, мышления, памяти. При анализе стихотворения шло активное пополнение словаря. Изучаемый материал связан с жизненным опытом детей.
Урок результативный, ученикам было интересно. Они активно работали на уроке, поскольку была создана ситуация успеха.
Изучаемый материал на уроке был также связан с внеклассным общешкольным мероприятием, посвящённым юбилею С.Есенина, 115лет со дня рождения.
Тема : Урок чтения в 5 классе. «Черёмуха». С. Есенин.
Цель: - Обогащение словарного запаса учащихся через лексический анализ стихотворения.
- Работа над коррекцией правильного выразительного чтения, пользуясь знакомой памяткой.
Задачи:- Развивать воображение, память, мышление с помощью разных заданий, развитие кругозора учащихся.
- Прививать любовь к поэзии, к природе родного края.
Оборудование: портрет поэта, картинки с изображением черёмухи, учебники, разноуровневые задания, на доске листовки с названием стихотворения, литературоведческие понятия: сравнение, определение.
.
Ход урока:
1.Организация класса.
- О каком времени года мы читаем рассказы и стихи?( о весне)
- Со стихотворением какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? (И.Бунин)
2.Проверка дом.задания. (выразительное чтение стих. « Крупный дождь в лесу зелёном»
3.Работа по теме урока.
Сегодня мы с вами будем продолжать учиться выразительно читать стихотворение, но уже другого поэта С.Есенина, а также развивать воображение, память.
- А что значит читать выразительно?
Дети отвечают.
Учитель подводит итог: читать выразительно- значит выбрать правильный темп, передать голосом нужное настроение, соблюдать паузы, обратить внимание на знаки препинания и очень важно представить в своём воображении то, о чём читаешь.
А для этого надо подготовиться и натренировать свой голос и воображение.
На доске:
Весна! Весна кругом живёт и дышит!
Весна! Весна шумит со всех сторон!
- Попробуйте, управляя своим голосом, прочитать эти строчки по- разному.
Варианты чтения: медленно, быстро, напевно, с восклицанием.
- Голос и воображение натренировали. И вы уже догадались о каком времени года мы будем читать стихотворение С.Есенина.
С творчеством Есенина мы уже знакомы. Наш великий поэт С.Есенин родился под Рязанью в селе Константиново.
Природе родного края посвящены многие произведения поэта, за что его называют певцом русской природы.
С приходом весны происходят чудесные перемены, особенно в жизни деревьев. Они вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, набирать силу, цвести в период уже поздней весны. У поздней весны есть знаменательный момент- цветение черёмухи. ( показ рисунка с изображением черёмухи). Начинается оно обычно недели через две после появления у черёмухи листьев. И стоит дерево белое и пушистое, как облако, опустившееся на землю.
С.Есенин посвятил этому явлению стихотворение «Черёмуха».
4.Работа над стихотворением «Черёмуха».
а) Чтение учителем. стр. 159 учебника.
Уч.- Слушайте внимательно стихотворение. Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать запах весны.
( после прочтения учителем)
Уч.- Какую картину вы « увидели», представили?
( Дети «устно» рисуют картину: черёмуха расцвела, белые цветы приятно пахнут, веточки блестят на солнце. Около неё бежит маленький ручей. Прозрачные капельки летят на ветки черёмухи.)
( дети читают стихотворение про себя)
б) Работа над четверостишьями. ( анализ)
Уч. - Прочитайте строки, в которых говорится о черёмухе.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
- Что значит душистая? (пахучая, ароматная)
- Что значит «ветки золотистые?» ( от солнца )
- С чем автор сравнивает ветки черёмухи? (с кудрями ), а кисти её цветков? ( с серьгами )
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
Уч.- Здесь Есенин использует выразительное средство языка- сравнение.
Уч.- В пятом куплете поэт ещё раз рисует черёмуху, но уже ничего не изменяет в её облике.
Черёмуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
-А теперь посмотрим, как выглядит ручей. ( читаем строчки о ручейке )
А рядом у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
- Где протекает ручей? ( у проталинки)
- Что такое проталинка? (место, где стаял снег и показалась земля)
-Какой он? ( маленький, серебряный)
Уч.- Здесь Есенин использует ещё одно выразительное средство языка- красивые определения, а в русском языке мы их знаем как прилагательные.
- Что значит « гремучая волна?» ( ручей шумит, гремит, хоть и маленький. Можно дать ручейку ещё одно определение - звонкий)
- Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»
(голос у ручья может быть нежным, убаюкивающим)
Уч. – А сейчас мы прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам показал не только время года, но и время суток.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
- Какое это время суток? «Это утро»
- Что значит роса медвяная? (Черёмуха- медоносное растение. И также как у берёзы по весне появляется берёзовый сок, так и у черёмухи.
- А что значит «зелень пряная?» (острая, ароматная по запаху, вкусу)
- Физкультминутка.
Ребята представляют весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели). Солнышко светит, цветок растёт (дети медленно поднимаются ),тянется к солнцу (дети изображают). Покажите руками его лучи.
Уч.- Стихотворение разобрано. А теперь определим настроение стихотворения.(надо читать с радостным настроением.)
- темп- умеренный.
- громкость- умеренная.
- тон- ласковый.
6. Чтение стихотворения детьми.
Уч.- Это стихотворение будет задано на дом. (выразительно читать. Выучить наизусть два первых куплета.) стр. 159.
Уч: - Хочу обратить ваше внимание на то, что черёмуха не только внешне красива, но и очень полезна.
Черёмуха- одно из самых полезных наших растений. Убедиться в этом совсем не трудно.(демонстрация опыта)
Все знают, что вода в луже грязная, в ней много бактерий.
Но если её налить в тарелку, положить рядом ветку черёмухи и всё это накрыть стеклянным колпаком, через несколько минут бактерии будут мертвы. Их убила черёмуха, даже не прикасаясь к воде.
Вот почему, когда я весной вижу цветущую черёмуху, я думаю не о том, как бы скорее наломать букет, а как сохранить, сберечь это красивое и очень полезное дерево.
А теперь, ребята, давайте вспомним, какие есенинские стихи мы с вами прочитали. (дети называют: «Берёза», «Поёт зима- аукает», «Нивы сжаты…».
Читая их, мы увидели, что поэт для того, чтобы передать красоту русской природы использовал различные определения. Мы их тоже можем использовать в своей речи.
Давайте вспомним некоторые из них.
(дети выполняют розноуровневые задания). Определения зачитываются. (см. Приложение)
Итог урока: - Чему мы учились на сегодняшнем уроке ?
Оценки.
- читать выразительно стихотворение.
- управлять голосом и воображением.
- развивали память.
- развивали мышление, анализируя стихотворение.
-
Методические рекомендации.
Урок чтения в 5 классе. Стихотворение Есенина «Черёмуха» относится к разделу «Весна» и был проведён 13 апреля, согласно рабочей программе по чтению в 5 классе.
По ранее прочитанным рассказам и стихам о весне, по материалам экскурсии и личным наблюдениям дети хорошо знают приметы ранней весны, но затрудняются назвать приметы поздней весны. В стихотворении Есенина «Черёмуха» ребята знакомятся с одной из примет поздней весны-цветением черёмухи.
Многим ребятам знакомо это дерево, т.к. оно растёт и в Заполярье, ели ягоды черёмухи, вспомнили, что черёмуха растёт и около нашей школы.
Оборудование к уроку: портрет Есенина, цветные иллюстрации с изображением с. Константиново, картинка с изображением цветущей черёмухи, стихотворение о весне для речевой разминки (на доске), учебники чтения под редакцией Малышевой З.Ф. на каждого ученика, разноуровневые задания.
Список литературы.
- Журнал- сборник сценариев для библиотек и школ № 8 2005г. ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ.
- Менькова. Е.В. Методическое пособие Литературное чтение 3 класс. Издательство Учитель 2002 г, стр. 46- 48.
Малышева З.Ф. Учебник чтения 5 класс.
Москва. Просвещение 2003г, стр.159.
Приложение к уроку.
( разноуровневые задания)
Задание: Вспомни стихотворения С.Есенина «Берёза», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Черёмуха».
Допиши к данным понятиям есенинские красивые определения.
№ | понятие | Есенинское определение |
1. | берёза | |
2. | ветки | |
3. | бахрома | |
4. | черёмуха |
№ | понятие | Есенинское определение |
1. | дорога | взр---- |
2. | солнце | |
3. | чаща | |
4. | месяц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 4 классе "В гостях у зимней сказки"
Урок проводился в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства.Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре праздника.Задачи:Развивающие:Развитие чёткой артикуляции мышц языка с помощью упраж...
Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....
Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....
Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....
Конспект урока чтения 5 класс
Конспект урока чтения 5 класс по теме: С.Есенин "Поёт зима - аукает..."...
Конспект урока для 2 класса -С.С Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева и его симфонической сказкой "Петя и волк"...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"
Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора. Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...