Рабочая программа по литературе для 11 класса. Учебник В.В. Агеносов
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 11 «А» класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программы по литературе для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Данная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и на основании учебного плана МОУ СОШ ст.Советской, реализующего стандарт первого поколения на третьей ступени образования.
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 11 классе отводится 3 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недель, по 3 часа в неделю, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 11 классе, составляет 102 часа.
Предлагаемое планирование позволяет организовать эффективную работу по учебнику В.В.Агеносова ( Русская литература ХХ века.10-11 класс : учебник в 2 ч. / В. В.Агеносов. - М.: Дрофа, 2009), построенному в соответствии с программой Курдюмовой Т. Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_l_11_15.01.14.docx | 68.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено и рекомендовано Утверждено
к утверждению к утверждению Приказ № 204 от 30.08.2013г.
на заседании МО учителей на педагогическом совете школы Директор школы ______ Т.Н.Емельяненко
русского языка и литературы протокол № 1 от 27.08.2013г.
протокол № 1 от 26.08.2013г.
руководитель МО______
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
по литературе
для 11 «А» класса на 2013-2014 учебный год
Составлена учителем русского языка и литературы
Лозовой Мариной Владимировной
ст. Советская
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка………………………………………………………
2. Содержание учебного курса………………………………………………..
3. Календарно – тематическое планирование …………..................................
4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса …………...
- Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению предмета:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Рабочая программа по литературе для 11 «А» класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программы по литературе для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Данная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и на основании учебного плана МОУ СОШ ст.Советской, реализующего стандарт первого поколения на третьей ступени образования.
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 11 классе отводится 3 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недель, по 3 часа в неделю, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 11 классе, составляет 102 часа.
Предлагаемое планирование позволяет организовать эффективную работу по учебнику В.В.Агеносова ( Русскаялитература ХХ века.10-11 класс : учебник в 2 ч. / В. В.Агеносов. - М.: Дрофа, 2009), построенному в соответствии с программой Курдюмовой Т. Ф.
Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по литературе.
Методические особенности изучения курса литературы в 11 классе
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.
В 11 классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Структура курса даёт возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса, воссоздаёт историко-литературный процесс на протяжении 20-го столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы даёт широкую и полную картину литературы эпохи. Знакомство со многими новыми авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов. Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений осуществляется постепенно. Так, на базе усвоенных ранее направлений происходит ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубляются и обобщаются те сведения, которые были получены при изучении литературы 19 века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика и др.).
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Для эффективного усвоения программы используется методическое обеспечение кабинета №19, 20 (таблицы, схемы), мультимедийное оборудование кабинетов № 19,20 и библиотечного фонда.
Применение информационно-коммуникационных технологий.
Урок является непосредственным инструментом реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий. Кабинеты русского языка и литературы оснащены необходимым для этого оборудованием: компьютером, экраном, проектором, интерактивной доской, принтером.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. С помощью компьютера информация представляется в различных формах, таких как:
• изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
• видео, сложные видеоэффекты;
• анимации и анимационное имитирование.
Использование интерактивной доски на уроках позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.
Интерактивная доска соответствует способу восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. Темпераментная визуальная информация, зрительная стимуляция – тот уровень восприятия, который им нужен. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Работа с интерактивной доской может быть запланирована на любом этапе урока.
Применение учителем мультимедиа должно соответствовать санитарным нормам.
Критерии оценивания различных видов работ
Основные виды устных работ.
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются: единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной речью (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; объем различных видов контрольных работ; количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся политературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа;степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Сочинения– основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается согласно нормам оценивания работ по русскому языку для данного класса.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием пятибалльной системы измерения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Русская литература ХХ века. 11 класс : учебник в 2 ч. / В. В. Агеносов. -М. : Дрофа, 2008
2. Русская литература ХХ века. 11 класс: Методические рекомендации для учителя/ В. В. Агеносов, Э.Л.Безносов. Н.С.Выгон и др.; Под ред. В. В. Агеносова. - 2 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001
3. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
4. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
5. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
7. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
8. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
9. Художественные произведения по программе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Русская литература ХХ века. 11 класс : учебник в 2 ч. / В. В. Агеносов. -М. : Дрофа, 2008
- Художественные произведения по программе
- Словарь литературоведческих терминов
- Литературы: справочные материалы: Кн для учащихся/ Л64 с.в. Тураев, л.и. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др..- М.: Просвещение, 1989. – 335 с.
- Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2ч.) Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева._ М.: Просвещение, 1990.
- Три века русской поэзии/ Сост. Н.В. Банников._ 3-е изд..- М.: Просвещение, 2010.
- Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
2. Содержание учебного курса
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Планируемый результат | Кол-во часов | Система оценки пла- нируемых результатов |
1 | Русская литература конца XIX — начала XX века | Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Творчество И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Знать: своеобразие литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов; основные факты о жизни и творчестве писателя; текст изучаемого художественного произведения. Уметь: анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характе-ризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и системы образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характе -ристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; авторское отношение к изображаемому;давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; составлять тезисы статьи в учебнике; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; | 6 | |
2 | Литературный процесс 1920-х годов | Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак). Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Своеобразие поэтического стиля. М. Цветаевой, А. Ахматовой. Творчество М. Горького, Е. Замятина. Идея исторического процесса. Два направления исторической прозы. | Знать: своеобразие литературного процесса 1920 годов с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов; основные факты о жизни и творчестве писателей и поэтов; текст изучаемого художественного произведения; основные черты символизма, акмеизма, футуризма; своеобразие русского исторического романа 20—30-х годов XX века Уметь: воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; | 35 | Контрольная работа Терм.диктант Творческая работа |
3 | Литературный процесс 30—50-х годов XX века | Творчество М. Булгакова, И.Шмелёва. Художественный мир А.Т.Твардовского, А. Платонова, М. Шолохова, Б. Пастернака. | Знать: своеобразие литературного процесса 30 - 50 годов ХХ века с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов; основные факты о жизни и творчестве писателей и поэтов; текст изучаемого художественного произведения; Уметь: воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; писать сочинения на литературную тему разных жанров; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; | 23 | Творческая работа Творческая работа Контрольная работа Терм.диктант |
4 | Литературный процесс 60-х годов. | Особенности литературного процесса 60-х годов. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературеи литературах других народов России. Жизнь и творчество А. Солженицына, В. Распутина, Ю. Трифонова. Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». | Знать: Особенности литературного процесса 60-х годов. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы; основные факты о жизни и творчестве писателей; текст изучаемого художественного произведения; Уметь: воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); давать оценку героям и событиям, оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения; писать сочинения на литературную тему разных жанров; выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; писать сочинения на литературную тему разных жанров; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; | 16 | Творческая работа Контрольная работа |
5 | Проза 50—70-х годов о Великой Отечественной войне | Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской литературеи литературах других народов России.Новое понимание русской истории Особенности «военной прозы». Продолжение традиций батальонной прозы Л. Толстого в творчестве В. Некрасова, Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Астафьева. | Знать: особенности «военной прозы», основные факты о жизни и творчестве писателей; текст изучаемого художественного произведения. Уметь: анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл, группировка героев относительно главного конфликта и системы образов, особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей; применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; | 9 | Творческая работа |
6 | Современная литературная ситуация | Многообразие художественно-стилевых поисков в современной поэзии ХХ века.. Бардовская поэзия: В. Высоцкий, Б. Окуджава, И. Бродский.. Рок-поэзия. Развитие русской драматургии на современном этапе. Развитие литературы на современном этапе. Литература с реалистической, модернистской и постмодернистской доминантой | Знать: многообразие художественно-стилевых поисков в современной поэзии ХХ века; развитие русской драматургии на современном этапе, творческий портрет драматурга А. Вампилова; : особенности развития литературы на современном этапе; основные факты о жизни и творчестве писателей; содержание изучаемого художественного произведения. Уметь: давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение; составлять тезисы статьи в учебнике;владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; | 13 | Итоговая контрольная работа |
Итого | 102 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел Тема | Тип урока | Кол-во часов | дата | |
план | факт | ||||
Русская литература конца XIX — начала XX века | 6 | ||||
1 | Введение. Слово к молодому читателю. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 02.09.13 | |
2 | Русская литература конца XIX - начала XX века. Особенности литературного процесса рубежа веков. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 04.09.13 | |
3 | И.А. Бунин. Личность и художественный мир писателя. | Комбинированный урок | 1 | 06.09.13 | |
4 | Крах цивилизации в повести Бунина «Господин из Сан-Франциско». | Комбинированный урок | 1 | 09.09.13 | |
5 | Жизнь и творчество А.И. Куприна. Особенности произведений. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 11.09.13 | |
6 | Талант любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» | Комбинированный урок | 1 | 13.09.13 | |
Литературный процесс 1920-х годов | 35 | ||||
7 | Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 16.09.13 | |
8 | Русский символизм и его истоки. Поэты-символисты. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 18.09.13 | |
9 | Творчество поэтов-символистов. | Комбинированный урок | 1 | 20.09.13 | |
10 | Романтический мир раннего Блока. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 23.09.13 | |
11 | «Страшный мир» в поэзии Блока. | Комбинированный урок | 1 | 25.09.13 | |
12 | Тема Родины в лирике А. Блока. Творческая работа | Комбинированный урок | 1 | 27.09.13 | |
13 | Поэма «Двенадцать»: сюжет, образы и мотивы, своеобразие ритмики и мелодики. | Комбинированный урок | 1 | 30.09.13 | |
14 | Акмеизм как литературное направление. Особенности поэзии Н. Гумилева. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 02.10.13 | |
15 | Ранняя лирика А. Ахматовой | Комбинированный урок | 1 | 04.10.13 | |
16 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | Комбинированный урок | 1 | 07.10.13 | |
17 | Жизнь и творчество В. Маяковского. Поэт и футуризм. | Комбинированный урок | 1 | 09.10.13 | |
18 | Ранняя лирика поэта. | Комбинированный урок | 1 | 11.10.13 | |
19 | Сатирический пафос стихов Маяковского. | Комбинированный урок | 1 | 14.10.13 | |
20 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. | Комбинированный урок | 1 | 16.10.13 | |
21 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новой крестьянской поэзии. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 18.10.13 | |
22 | Терминологический диктант. С. Есенин как национальный поэт. Тема России в лирике Есенина. | Комбинированный урок | 1 | 21.10.13 | |
23 | Природа и человек в лирике Есенина. | Комбинированный урок | 1 | 23.10.13 | |
24 | Любовная лирика Есенина. | Комбинированный урок | 1 | 25.10.13 | |
25 | Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. | Комбинированный урок | 1 | 28.10.13 | |
26 | Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 30.10.13 | |
27 | Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции. | Комбинированный урок | 1 | 11.11.13 | |
28 | Жизнь и творчество М.И.Цветаевой. | Комбинированный урок | 1 | 13.11.13 | |
29 | Поэтический мир М. Цветаевой. | Комбинированный урок | 1 | 15.11.13 | |
30 | Поэтический мир М. Цветаевой. | Комбинированный урок | 1 | 18.11.13 | |
31 | Контрольная работа по теме «Поэзия начала 20 века». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 20.11.13 | |
32 | Раннее творчество М. Горького. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 22.11.13 | |
33 | Горький – драматург. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. | Комбинированный урок | 1 | 25.11.13 | |
34 | Два понимания правды в пьесе: правда факта и правда идеала. | Комбинированный урок | 1 | 27.11.13 | |
35 | Авторская позиция и способы её выражения. | Комбинированный урок | 1 | 29.11.13 | |
36 | Горький и революция. «Несвоевременные мысли» | Комбинированный урок | 1 | 02.12.13 | |
37 | Е. Замятин. Своеобразие личности и художественный мир писателя. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 04.12.13 | |
38 | Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве | Комбинированный урок | 1 | 06.12.13 | |
39 | РР Творческая работа «Писатели 20-х годов». | Урок применения знаний и умений | 1 | 09.12.13 | |
40 | Русский исторический роман 20—30-х годов XX века (обзор). | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 11.12.13 | |
41 | Русский исторический роман 20—30-х годов XX века (обзор). | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 13.12.13 | |
Литературный процесс 30—50-х годов XX века | 23 | ||||
42 | Особенности и закономерности литературного процесса 30—50-х годов. | Комбинированный урок | 1 | 16.12.13 | |
43 | Своеобразие личности и творческий путь М.Булгакова. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 18.12.13 | |
44 | История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения. | Комбинированный урок | 1 | 20.12.13 | |
45 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы. | Комбинированный урок | 1 | 23.12.13 | |
46 | Московские главы. Мастерство Булгакова-сатирика. | Комбинированный урок | 1 | 25.12.13 | |
47 | История Мастера и Маргариты. | Комбинированный урок | 1 | 27.12.13 | |
48 | РР. Творческая работа по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». | Урок применения знаний и умений | 1 | 10.01.14 | |
49 | Художественное тематическое единство произведений И. Шмелёва. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 13.01.14 | |
50 | Книга И. Шмелёва «Лето Господне». | Комбинированный урок | 1 | 15.01.14 | |
51 | «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. «Непростые» простые герои писателя. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 17.01.14 | |
52 | Поиск истины, смысла всего сущего платоновскими героями в повести «Сокровенный человек». | Комбинированный урок | 1 | 20.01.14 | |
53 | Личность и художественный мир А. Т. Твардовского. Лирика. Размышление о настоящем и будущем России. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 22.01.14 | |
54 | Народный характер поэмы «Василий Теркин». | Комбинированный урок | 1 | 24.01.14 | |
55 | Образ главного героя | Комбинированный урок | 1 | 27.01.14 | |
56 | Жизнь и творчество М. Шолохова. История создания романа «Тихий Дон». | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 29.01.14 | |
57 | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | Комбинированный урок | 1 | 31.01.14 | |
58 | «Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова. | Комбинированный урок | 1 | 03.02.14 | |
59 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | Комбинированный урок | 1 | 05.02.14 | |
60 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | Комбинированный урок | 1 | 07.02.14 | |
61 | Творческая работа по роману Шолохова «Тихий Дон». | Урок применения знаний и умений | 1 | 10.02.14 | |
62 | Страницы жизни и творчества Б. Пастернака. Философский характер лирики поэта. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 12.02.14 | |
63 | Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении (обзор). | Комбинированный урок | 1 | 14.02.14 | |
64 | Контрольный урок по теме «Литературный процесс 30—50-х годов XX века». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 17.02.14 | |
Литературный процесс 60-х годов | 16 | ||||
65 | Литература «оттепели». | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 19.02.14 | |
66 | Жизнь и творчество А.Солженицына. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя | Комбинированный урок | 1 | 21.02.14 | |
67 | «Один день Ивана Денисовича». Эпоха, отражённая в рассказе. | Комбинированный урок | 1 | 24.02.14 | |
68 | Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | Комбинированный урок | 1 | 26.02.14 | |
69 | «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 28.02.14 | |
70 | Особенности рассказов В. Шукшина. | Комбинированный урок | 1 | 03.03.14 | |
71 | Жизнь и творчество В. Распутина. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 05.03.14 | |
72 | В. Распутин «Прощание с Матерой». Тема ответственности человека перед прошлым и будущим. | Комбинированный урок | 1 | 07.03.14 | |
73 | Образы главных героев повести В.Распутина «Прощание с Матерой». | Комбинированный урок | 1 | 10.03.14 | |
74 | РР Творческая работа. Нравственные проблемы в произведениях писателей «деревенской прозы». | Урок применения знаний и умений | 1 | 12.03.14 | |
75 | Городская проза. Нравственные проблемы повести Ю. Трифонова «Обмен». | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 14.03.14 | |
76 | Нравственные проблемы повести Ю. Трифонова «Обмен». | Комбинированный урок | 1 | 17.03.14 | |
77 | Новые темы, проблемы, образы поэзии периода « оттепели». «Громкая» поэзия «шестидесятников». | Комбинированный урок | 1 | 19.03.14 | |
78 | «Громкая» поэзия «шестидесятников». | Комбинированный урок | 1 | 21.03.14 | |
79 | «Тихая» лирика Н. Рубцова. | Комбинированный урок | 1 | 02.04.14 | |
80 | Контрольная работа «Литературный процесс 60-х годов» | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 04.04.14 | |
Проза 50—70-х годов о Великой Отечественной войне | 9 | ||||
81 | Три направления развития прозы о войне. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 07.04.14 | |
82 | Военная поэзия. | Комбинированный урок | 1 | 09.04.14 | |
83 | Новое осмысление военной тематики. «Лейтенантская проза». | Комбинированный урок | 1 | 11.04.14 | |
84 | Традиции фронтовой лирической повести в произведениях Б. Васильева, В. Кондратьева. | Комбинированный урок | 1 | 14.04.14 | |
85 | Цельный характер главного героя в повести В. Кондратьева «Сашка». | Комбинированный урок | 1 | 16.04.14 | |
86 | Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» | Комбинированный урок | 1 | 18.04.14 | |
87 | Образ главного героя повести. Его нравственные качества. | Комбинированный урок | 1 | 21.04.14 | |
88 | Монументальный роман В. Астафьева «Прокляты и убиты». | Комбинированный урок | 1 | 23.04.14 | |
89 | РР Творческая работа «Нравственные уроки войны». | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 25.04.14 | |
Современная литературная ситуация | 13 | ||||
90 | Многообразие художественно-стилевых поисков в современной поэзии ХХ века. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 28.04.14 | |
91 | Бардовская поэзия в развитии литературного процесса.Б.Окуджава – основоположник авторской песни. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 30.04.14 | |
92 | Новая поэтическая « энциклопедия русской жизни» в лирике В. Высоцкого. | Комбинированный урок | 1 | 02.05.14 | |
93 | Художественное мастерство И. Бродского. | Комбинированный урок | 1 | 05.05.14 | |
94 | Рок-поэзия. | Комбинированный урок | 1 | 07.05.14 | |
95 | РР Поэтический концерт «Современная поэзия». | Урок применения знаний и умении | 1 | 12.05.14 | |
96 | Современная русская драматургия. | Урок ознакомления с новым материалом | 1 | 14.05.14 | |
97 | Основные направления и тенденции развития современной литературы. | Комбинированный урок | 1 | 16.05.14 | |
98 | Основные направления и тенденции развития современной литературы. | Комбинированный урок | 1 | 19.05.14 | |
99 | Основные направления и тенденции развития современной литературы. | Комбинированный урок | 1 | 21.05.14 | |
100 | Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира. | Урок применения знаний и умений | 1 | 23.05.14 | |
101 | Итоговая контрольная работа «Литература ХХ века» | Урок проверки и коррекции знаний | 1 | 26.05.14. | |
102 | Урок-бенефис любимых литературных героев «Прощай, страна Литературия!» | Урок применения знаний и умений | 1 | 28.05.14 |
4.Материально – техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Вид ресурса | Примечания |
Газета «Литература» Электронная версия газеты «Литература». Сайт газеты (http://lit.1september.ru) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу. | ||
Урок в формате А4 Сайт является виртуальной библиотекой по предмету «Литература», предназначенной в помощь школьникам и учителям. Здесь собраны биографические сведения о писателях, литературоведческие и критические статьи, тексты произведений, фотоальбомы и иллюстрации. Алфавитный указатель имён значительно облегчает поиск нужной информации. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. | ||
Русские словари | ||
Программно-педагогические средства |
| |
Презентации по изучаемым темам | Электронный банк презентаций по русскому языку Лозовой М.В. | |
Демонстрационно-наглядные пособия | Таблицы по изучаемым темам Кабинеты № 19 | |
Диски с программным обеспечением по русскому языку | Библиотечный фонд | |
Компьютерное место учителя | Кабинет № 20 | |
Экран | Кабинет № 20 | |
Медиаоборудование | Кабинет № 20 | |
Интерактивная доска | Кабинет № 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на изучение тех произведений и предусматривает то количество часов (по разделам), которые указаны в Федеральном стандарте. Федеральный стандарт определяет количество часов...
Рабочая программа по литературе. 5 класс. учебник В. Коровиной
Рабочая программа рассчитана на те произведения и то количество часов (по разделам), которые предусмотрены Федеральным стандартом. Федеральный стандарт определяет количество часов по разделам для 5-6 ...
Рабочая программа по литературе 5 класс ( учебник под редакцией А. Г. Кутузова)
Рабочая программа предназначена учащимся 5 класса и рассчитана на базовый уровень....