«Поэт всесилен, как стихия…» (Лингвопоэтический анализ стихотворения А.Фета «Как беден наш язык!- Хочу и не могу…»)
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: 10
Тема: «Поэт всесилен, как стихия…» (Ф.Тютчев)
(Лингвопоэтический анализ стихотворения А.Фета «Как беден наш язык!- Хочу и не могу…»)
Цель:
- путем лингвопоэтического анализа текста выявить идею стихотворения;
- закрепить навыки лингвопоэтического анализа;
- развить умение самостоятельной работы с художественными текстами.
Оборудование урока: сборники стихов Ф.Тютчева, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, В.Жуковского др. поэтов XIX века.
Искусство- ноша на плечах,
Зато, как мы, поэты, ценим
Жизнь в мимолетных мелочах!
(А.Блок.)
Ход урока
I. Слово учителя
- Как вы понимаете выражение Ф.И.Тютчева, которое взято в качестве темы сегодняшнего урока?
- Как соотносится с обозначенной темой эпиграф?
- Дома вы работали над выбором стихотворений поэтов XIX века, посвященных теме «Поэт и поэзия».
- Какие ассоциации возникают в связи со словом « поэт»?
(учащиеся приводят примеры из произведений:
Восстань, Пророк…
А.Пушкин.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
А.Пушкин
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья…
М.Лермонтов
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
В дни торжеств и бед народных.
М.Лермонтов
Но ты знаком мне, чистый Гений!
В.А.Жуковский
А ты Поэт, избранник неба,
Глашатай истин вековых
Н.Некрасов
И делают вывод о назначении поэта).
II. Работа над содержанием стихотворения А.Фета «Как беден наш язык!..»
- Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением А.Фета, проанализировать его, выявить с помощью лингвопоэтических ключей его идею.
1.Чтение стихотворения учителем
2.Беседа по содержанию
- О чем это стихотворение? Докажите.
(Стихотворение состоит из двух частей:
1-я часть - о бедности (ограниченности) языка
2-я часть - о могуществе поэта и поэзии)
-Какие слова, важные для понимания смысла, можно отметить в этом тексте?
1-я часть | 2-я часть |
Язык ---- беден Томление --- ложь | Поэт----- слово ----- закрепляет
молния безбрежного |
-Как вы объясните их значение в тексте?
3. Рассуждения учащихся, объяснение слов-концептов
-В первой части стихотворения есть выражение «ложью роковой».
Что-то подобное вы уже встречали?
(У Тютчева в стих. «Silentium!» «Мысль изреченная есть ложь)
-Что по этому поводу можно сказать? (Подтверждается мысль об ограниченности возможностей обычного человеческого языка)
- В чем еще похожесть этих текстов? (У Фета: «Не передать того ни другу, ни врагу, что буйствует в груди прозрачною волною»
У Тютчева: «Взрывая, возмутишь ключи…»)
- Как объяснить строки:
«И клонит голову маститую мудрец…»
Маститый - почтенный, заслуженный, преклонных лет (Даже мудрец бессилен перед бедностью языка и вынужден довольствоваться ложью)
- Какова соотнесенность выражений:
«крылатый звук»- «Юпитера орел»? (Звук - слово на службе у поэта, как и орел на службе у Юпитера - верховное божество у древних римлян)
Слово - это подобие «снопа молний». Слово у поэта «закрепляет вдруг, и темный бред души, и трав неясный запах…».
Таким образом, слово поэта всесильно, всеобъемлюще, а сам поэт- это божество, подобное Юпитеру, обладающее всемогущей властью не только над языком, но и над душами человеческими)
-как объяснить антитезу: «беден» - «безбрежного»? (в стихотворении сравниваются (противопоставляются) два мира: земной («скудный дол», с его бедностью, невозможностью высказать «вечное томление сердец».)
И мир возвышенный, («Безбрежный», с которым поэт связан своим творчеством и уже является «небожителем»)
-Какое, по-вашему, слово является в этом стихотворении ключевым и почему? (главным словом учащиеся называют слово «поэт», мотивируя это тем, что сам автор акцентирует внимание на этом слове с помощью выделительной частицы лишь:
«Лишь у тебя, поэт…, т.е. только поэт может справиться с миссией «передать... что буйствует в груди… и темный бред души, и трав неясный запах»
-А какова главная мысль, идея? (Поэт- это Гений)
III. Подведение итогов.
Учащиеся делают выводы об актуальности темы стихотворения, о миссии поэта, о его нелегкой «ноше на плечах», о роли поэзии в жизни человека.
IV. Домашнее задание: подобрать стихи поэтов XX века на тему:
«Поэты- рыцари чина Светлого Образа»
(А.Вознесенский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Поэту" и В.Брюсова "Юному поэту"
Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени...
«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)
«Стану буйством я жизни живым отголоском …» (мастерская по творчеству А.А.Фета, анализ стихотворения « Я пришел к тебе с приветом …»)Цель : - глубже раскрыть внутренний мир писателя ...
Анализ стихотворения А. А. Блок «О, я хочу безумно жить»
Это стихотворение, написанное в 1914 году, открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам......
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА «НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ…»
Материал содержит фрагмент журнальной статьи о творческой истории стихотворения и анализ стихотворения...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."...
Урок литературы "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Я жить хочу. Хочу печали..."
Урок литературы "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Я жить хочу. Хочу печали..."...