Анализ стихотворения А. А. Блок «О, я хочу безумно жить»
методическая разработка по литературе ( класс) на тему

Мягченкова Анастасия Александровна

Это стихотворение, написанное в 1914 году, открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ стихотворения16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А. А. Блок «О, я хочу безумно жить»

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть можно, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весть – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Это стихотворение, написанное в 1914 году, открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам. Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала: «Негодование рождает стих». «Негодование» Блок обращено на «непроглядный ужас жизни». В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает цель своего творчества:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Стихотворение проникнуто доверием к жизни («хочу безумно жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина, исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника. В этом стихотворении Блока преодолен лермонтовский пессимизм. О его пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый». Потомок блоковского пророка, прежде всего простит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности. В основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет»:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весть – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Источник: 5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/814-analiz-stihotvoreniya-aa-bloka-o-ya-hochu-bezumno-zhit.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение. Анализ стихотворения А.А.Блока

Анализ стихотворения А. Блока "Снежная баба"....

В.В Маяковский. Анализ стихотворения "Нате!" (литературоведческий блок и методический блок)

Подробный анализ стихотворения В.В. Маяковского "Нате!" с методическими рекомендациями....

Учебно-методический материал для 11класса. Анализ стихотворения А.А.Блока "Незнакомка"

Представленный материал посвящен А.А.Блоку как представителю символизма, литературного течения, зародившегося в конце 80-х годов XIX века, а также его "Незнакомке", написанной в Озерках в 1906 го...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»

Анализ стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»...

презентация "Анализ стихотворений А.А.Блока"

Презентация содержит вопросы для анализа лирики А.Блока...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....