АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА «НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ…»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Игнатенко

Материал содержит фрагмент журнальной  статьи о творческой истории стихотворения и анализ стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_stihotvlreniya_feta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ  СТИХОТВОРЕНИЯ  А.ФЕТА  «НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ…»

Прочитайте фрагмент журнальной статьи о творческой истории стихотворения А. А. Фета «На заре ты ее не буди...».

...Почтовая тройка лихо мчала счастливого студента Афанасия Фета, только что перешедшего на второй курс словесного отделения Московского университета, за далекие заставы пыльной и грохочущей Москвы, в родные края: в Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Там он родился в ноябре 1820 г., там и вырос. Небольшое имение отца, русского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери — немки Шарлотты-Елизаветы Фет, было живописным. Именно в этих местах Фет полюбил неброскую русскую природу, тихие звездные ночи, утренние зори...

В тот, 1840 год, в Новоселках радостно встречали Фета и мать, и отец, и сестры. Но он видел блеск и печаль одних только глаз. Это были глаза восемнадцати летней гувернантки его сестер мадемуазель Елены. Они познакомились еще зимой, когда Фет приезжал на рождественские каникулы. Светлыми зимними ночами, тайно от всех, гуляли; спускаясь по крутым тропинкам, несмело целовались на морозе.

Фету нравились прозрачные голубые глаза девушки, ее длинные темно русые волосы, заплетенные в косы.

Их чувство было поэтично: тайна влюбленности, совместное увлечение музыкой, слезы от прочитанных стихов, веселые ночные прогулки, трели соловья на утренней заре, мечты о будущем...

...День   молодого   человека   начинался   рано.   Едва  встав с постели, Фет бежал к фортепиано. Музыка вызывала у него желание сочинять стихи. Услышав звуки  приходила в гостиную и Елена.

— Опять вы разбудили меня на заре!..

Садилась рядом с Фетом, читала только что написанные им строки, иногда играла с ним в четыре руки. Но, услышав шаги, девушка немедленно уходила: ей были тяжелы косые взгляды Елизаветы Петровны (так звали все в доме мать Фета). Несколько раз она делала замечания сыну о неприличии тайных встреч с мадемуазель Еленой. Фет молчал и был грустен. Он все более влюблялся в Елену. Перед его отъездом в Москву молодые люди договорились вступить в брак...

Чувство любви у Фета, начиная с его первых стихов, как бы не созревает до «совершенной полноты и ясности, оно остается какой-то грезой, оно живет в душе, как мелодия, как звук». Такой «мелодией» и было увлечение Фета Еленой. Настоящая, глубокая любовь придет к нему позже и будет связана с именем Марии Лазич. Но тогда, в девятнадцать лет, поэт был уверен, что Елена — его судьба, что, если он получит возможность напечатать первую книгу стихов, к нему придут и слава, и почет, и известность, и деньги, а это даст ему возможность сделать возлюбленную счастливой, назвать ее своей женой.

Молодой поэт имел основание верить в успех. Ведь еще прошлой зимой, в январе 1839 г., Фета, в то время учившегося в Московском пансионе профессора-историка Погодина, «благословил» сам Николай Васильевич Гоголь! Погодин передал писателю, который жил в его доме, стихи своего любимого воспитанника, и Гоголь написал на фетовской тетради: «Это несомненное дарование!..»

По приезде в Москву Фет почти ежедневно стал получать из Новоселок письма от Елены. И наконец она прислала ему из своих скудных сбережений триста рублей ассигнациями для издания заветного сборника стихов. Впрочем, отец Фета вскоре вернул Елене деньги. Важно не это. Важно благородное движение души девушки...

В 1840 г. вышел в свет первый сборник стихов А. Фета под названием «Лирический Пантеон». Однако Фет и после этого оставался бедным студентом, жившим «да хлебах» в доме своего друга Аполлона Григорьева.

Елена поняла, что их брак невозможен... Девушка уехала в Москву, впоследствии вышла замуж за какого-то состоятельного чиновника и, кажется, была счастлива. А нам остались стихи — свидетели первой любви поэта.

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Стихотворение было опубликовано в журнале «Московитянин»  за 1842 г. (№ 3) и называлось «На заре».  В нем между третьей и четвертой строфами была еще одна:

И старалась понять темноту,

Где свистал и урчал соловей;

То на небе, то в звонком саду

Билось сердце слышнее у ней.

Современный литературовед В. Кожинов, считая эту строфу «замечательной», пишет, что благодаря ей стихотворение «сразу получает космический размах. Вы подумайте: сердце этой девушки бьется и на небе и в саду! Поразительно! Это и есть лирическая дерзость. Но эту строфу выбросил, готовя к изданию книгу стихов Фета, Тургенев. Выбросил, насколько известно, потому, что ему не понравилось слово урчал. Он счел его недостаточно поэтическим. Между тем слово это — настолько осязаемое запечатление соловьиного пения, что лучше не придумаешь».

3. Спишите стихотворение. Постарайтесь провести его анализ самостоятельно.

Проверяйте себя, корректируйте проведенный вами анализ.

Это стихотворение навеяно любовью-радостью. Оно — о юности, о счастье юности, о первой любви. В нем много раз повторяется слово заря. И это не случайно: ведь образ зари — это образ начала чего-то: дня, жизни, труда, особенно крестьянского. Вот почему у нас в России считается, что «утренняя заря краше вечерней». Вспомним в связи с этим прекрасное кольцовское стихотворение «Разлука» («На заре туманной юности...»), положенное на музыку А. Л. Гурилевым, вспомним многие народные песни, рожденные образом зари («На заре было, на зореньке»,  «На зорюшке, на зорюшке утренней...», «Заря утренняя взошла...»).

Образ зари очень любим в народе. Ее называют ласково зорька, зоренька, зорюшка. Воспел зарю и Фет.

В стихотворении с этим словом гармонически сочетаются и другие, рисующие начало жизни, молодость: сладко спит (сладко спят обычно дети; размер стиха позволял употребить здесь наречие крепко, однако поэт предпочел ему сладко); утро, на ямках ланит; косы, ниспадающие лентой на плечи; юная грудь.

Стихотворению «На заре ты ее не буди...» в высшей степени свойственна одна из основных особенностей лирики Фета — исключительная музыкальность. Понаблюдаем, какими средствами она создается.

В двух первых строках стихотворения  идет чередование ударных и безударных слогов.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит…

Стихотворение написано трехстопным анапестом, а это — «певучий, медлительный размер» (Г. Н. Поспелов); рифмовка перекрестная; все рифмы — мужские (последний слог строки — ударный), что подчеркивает музыкальную завершенность каждой строки и стихотворения в целом.

Мелодичность ему придают также анафора не только в 1-й и 5-й, но и во 2-й и 4-й строфах; связь между этими строками устанавливает плавный анафористический союз и; внутренние рифмы {дышитпышет, ярчегромче, бледнейбольней), параллелизм предложений (И чем ярче играла луна,/И чем громче свистал соловей), кольцевая композиция (последняя строфа почти полностью повторяет первую).

Свет, тепло и нежность пронизывают все стихотворение. Лирический герой оберегает сладкий сон возлюбленной {не буди), любуется «спящей царевной» {на ямках ланит, косы лентой), объясняет себе и всем причину ее сладкого и утомительного сна  (3—4-я строфы).

Фет наполняет атмосферу утра яркими олицетворениями (утро дышит... пышет, косы бегут, луна затевала игру, играла луна), эпитетами (утомительный сон, юной груди), метафорами (утро  горит, сладко спит, на ямках ланит). Слово ланиты (щеки) Фет употребляет в высоком, поэтическом значении, возвышая этим описание любимой.

Присутствие связующих элементов между строфами: соединительного союза и, противительного союза а, слов-скреп  оттого-то — создает единство и цельность композиции. Возникает ощущение одного высказывания, интонационно скрепляющего содержание, которое выражено как простыми, так и сложными предложениями.

Неудивительно, что стихотворение «На заре ты ее не буди...» сразу же привлекло внимание известных деятелей музыки. Первым на него откликнулся русский композитор и певец, автор около 200 романсов Алексей Егорович Варламов (1801 —1848). В 1842 г. романс «На заре ты ее не буди...» он напечатал в Казани, в альманахе «Восточная лира». Варламов неизменно включал его в репертуар своих концертов. Пел «На заре...» и в университетском зале, и в зале Благородного собрания, и в зале Дворянского собрания. Пение Варламова, музыка романса имели огромный успех! Об этом писали тогда все известные газеты и журналы.

Романс стал так популярен, что его можно было услышать и в концертах, и в спектаклях. Пели его цыганские хоры, пользовавшиеся тогда огромным Ус" пехом, пели даже на посиделках. Песня стала «почти народною». И это было не случайно: музыка романса, отмеченная редкой задушевностью, близка народной. В ритме плавного, изящного вальса, который так близок трехстопному анапесту фетовского стихотворения, неторопливо, задумчиво звучит чуть печальная мелодия. Рисунок ее выразителен и красив.

Мелодию романса перелагали для фортепиано, скрипки, гитары, виолончели. Композитор А. Л. Гурилев (1803—1858), очарованный лиризмом и мелодичностью «На заре...», создал свои великолепные вариации на музыку Варламова. А. М. Иванов-Крамской (1912—1973) написал «Вариации для гитары». У романса Варламова на слова Фета «На заре ты ее не буди...» счастливая судьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сәләтле балалар белән үзара эшләү өчен педагогик күчүчәнлек һәм технологияләр системасы.

Нәрсә ул сәләтлелек? Сәләтле балалар белән эшләгәндә эшебездә кулланылучы технологияләр. Куелган бурычлар.Сәләтле балалар белән эшләү ысуллары. Нәтиҗәләр. Дәрес төрләре....

Средневековье – «утренняя заря» или «ужасная ночь»?

Урок основан на диалоге культур - Античность и Средневековье. Посредствам реализации технологии проектов ученики самостоятельно изучают материал, сообщают свои наблюдения классу, делают выводы....

Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение  "На заре ты ее не буди"....

тест из книги Заряны и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти»

Предлагаем вашему вниманию тест из книги Заряны и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти» Какой вы садовник? Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку расс...

Урок 52. Заря христианского мира.

Урок 52. Заря христианского мира. Цели урока по линиям развития личности: Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.Опираясь на факты истории, научить выявлять характерные особенности внут...

Сценарный план урока литературы в 10 классе по теме: «Средства создания музыкальности в стихотворении А.А.Фета «На заре ты её не буди…»

Тип урока: урок постановки учебной задачи.Форма работы: парная, групповая, фронтальная.Применяемые методы и технологии: наглядно-иллюстративный, интерактивный; технология критического мышления, аналит...