рабочая программа по литературе по УМК Т.Курдюмовой
рабочая программа (литература, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
П. ДОБРИНКА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
По учебнику Т.Ф.Курдюмовой 9 класс
(3 часа в неделю, 102 часа)
Разработана учителем: Лариной Галиной Михайловной
(высшая квалификационная категория)
на основе авторской программы общеобразовательных учреждений
(базовый уровень) Т.Ф.Курдюмовой 7-9 класс
Допущено Министерством образования и науки РФ 2006 год
2013 - 2014 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения предмета «Литература» в основной школе являются:
- формирование духовной развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием чувством патриотизма.
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершин произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ.
- поэтапное, последовательное умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы ФГОС;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования всеми обучающимися.
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности. Созданию необходимых условий для ее самореализации;
- взаимодействие образовательного учреждения про реализации основной образовательной программы с социальным партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, кружков, организацию общественно полезной деятельности.
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); на основе авторской программы общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 7-9 класс Допущено Министерством образования и науки
РФ Программа Т.Ф.Курдюмовой взята за основу для составления рабочей программы, Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5-9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 10 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (литература XIX в), который продолжается в 11 классе (литература второй половины XIX в. - литература XX в.- современная литература).
В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература XIX в.
5. Русская литература XX в.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
10. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
Изучению каждого произведения предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
В 5-6 классах происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).
Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
В 7-8 классах на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе).
В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», А.Грибоедов, Н Карамзин), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце каждого класса, но возможна перестановка того или иного текста.
Содержание федерального государственного образовательного стандарта предусматривает следующие виды усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Формами организации учебного процесса являются следующие уроки:
- Урок – лекция
- Уроки — пресс-конференции
- Уроки-соревнования;
- Уроки –путешествия;
- Уроки творчества
- Уроки – экскурсии
- Уроки –игры
- Уроки проверки и учета знаний и умений
- Уроки –диспуты.
Технологии обучения:
• технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования;
• технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
• технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
• Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
• Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
• Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
• Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
• Технология индивидуализации обучения.
• Информационно-коммуникационные технологии.
Помимо стандартных технологий используются новые, такие как: технология модульного – развивающего обучения, интерактивного обучения, технология индивидуализации и дифференциации. В центре урока литературы находится диалог, который обеспечивает активное участие ученика в процессе обучения.
Ключевые компетенции обучающихся формируются в образовательном процессе посредством:
- формирования у учащихся ценностно-смысловой компетенции
- формирования общекультурной компетенции
- формирования учебно-познавательной компетенции
- формирования информационной компетенции
- формирования коммуникативной компетенции
- формирования компетенции личностного совершенствования
Формы и виды контроля:
• индивидуальный
• групповой
• фронтальный.
В том числе:
- устный опрос;
- практические работы;
- беседа;
- тестирование;
- выразительное чтение;
- подробный и сжатый пересказ;
- творческие письменные работы;
- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- создание презентаций;
- написание эссе;
- составление тестов учащимися.
Виды контроля:
• предварительный,
• текущий,
• тематический,
• итоговый.
Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, таблиц, кластеров.
Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательская работа; сочинение; тест.
Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и базисный учебный план МБОУ СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов предусматривают обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 408 часов, в том числе: в 5 классе - 102 часа, в том числе на развитие речи 5 часов, тестирование 3 часа; в 6 классе - 68 часов, в том числе на развитие речи 3 часа, контрольные работы 2 часа; в 7 классе - 68 часов, в том числе контрольных работа 1 час; в 8 классе - 68 часов, в том числе на развитие речи 5 часов, контрольных работ 1час, в 9 классе - 102 часа, в том числе на развитие речи 6 часов.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Средствами предмета (курса) «Литература» будут сформированы личностные, метапредметные и предметные знания и умения.
Личностные результаты:
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любить и уважать Отечество, его язык, литературу, культуру;
- проявлять устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознавать и осваивать литературу как часть общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
- эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность;
- уважать и принимать другие народы России и мира, проявлять межэтническую толерантность;
- иметь потребность в самовыражении через слово;
- проявлять устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средствами достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат а также технология продуктивного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» являются следующие умения:
на базовом уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
на повышенном уровне:
- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и (или) придумывать сюжетные линии;
- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект и др.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
9 класс
Введение(1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2 часа)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(13 час)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(57 часов)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.
«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)
«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».
(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 часов)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Выпускник научится:
-понимать содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-заучивать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-выделять основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-выявлять историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-находить основные теоретико-литературные понятия;
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-сопоставлять литературные произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
VI. Тематическое планирование.
9 класс
(3 часа в неделю, 102 часа в год)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Введение Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека | 1 | Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала |
2 | Из древнерусской литературы Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. |
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | жанр и композиция произведения, худож. средства выразительности |
4 | Из литературы XVIII века Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | Построение связного монологического высказывания на определенную тему. |
5-6 | Мольер «Мещанин во дворянстве» | 2 | История создания комедии, смысл и образы комедии |
7 | Семинар. Герои и события | 1 | Умение давать разноплановую характеристику героям |
8-9 | Д.И.Фонвизин «Недоросль» Образование и воспитание в комедии | 2 | Знать понятия сатира, ирония, подтекст |
10 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте. Особенности содержания и формы произведения. | 1 | биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, |
11 | Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | особенности жанра оды. |
12-13 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». | 2 | Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика) |
14-16 | Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 3 | черты сентиментализма в произведении развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры. Характеристика персонажа |
17 | Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. | 1 | черты сентиментализма в произведении |
18 | Из русской литературы XIХ века Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | 1 | общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. |
19 | . Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады | 1 | темы и мотивы лирики анализ поэтического текста жанровые особенности баллады, сюжет произведения. |
20 | Практикум. | 1 | Обучение анализу лирического произведения |
21 | А. С. Грибоедов: личность и судьба. | 1 | основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова |
22 | Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | 1 | . драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда |
23 | 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. | 1 | особенности комедии как жанра, |
24 | 3 действие комедии. Анализ сцены бала. | 1 | |
25 | 4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | 1 | Выразительное чтение монологов и комментирование |
26 | И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. | 1 | основные положения статьи, понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. |
27 | Классное сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума". 1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»; 2) «Молчалин и Скалозуб»; 3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». | 1 | сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. |
28 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба.. | 1 | изобразительно-выразительные средства литературы |
29 | Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | средства литературы, особенности философской лирики |
30 | Свободолюбивая лирика поэта | 1 | Особенности,художественно-изобразительные средства |
31 | Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. | 1 | Основы стихосложения. |
32 | Тема природы в стихотворениях поэта | 1 | Основная идея стихотворений |
33 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина | 1 | философские и христианские мотивы в лирике поэта. |
34 | Анализ стихотворений | 1 | восприятие, истолкование, оценка |
35 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», как энциклопедия русской жизни. | 1 | теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа |
36-37 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | характеристика героя Сравнительная характеристика |
38 | М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Выделять основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы |
39 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Определять основные мотивы лирики поэта. |
40 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы | 1 | выделять смысловые части текста |
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. | 1 | анализировать текст на лексическом уровне |
42 | Рр. Лирика М.Ю.Лермонтова | 1 | |
43 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | 1 | понятия роман, психологический роман |
44 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей |
45 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | психологический портрет героя в системе образов |
46 | Тестирование по творчеству М.Лермонтова | 1 | |
47-48 | Сочинение по роману «Тема судьбы и случая в жизни героя» | 2 | Умение рассуждать, давать аргументированный ответ |
49 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. | 1 | страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя |
50-51 | Цикл «Петербургские повести» | 2 | Тема «маленького человека», обучение монологической речи |
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | 1 | композиционные особенности, жанровое своеобразие. |
53 | Деталь как средство создания образа | 1 | Художественная деталь |
54 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | Характеристика героя |
55-56 | Беседа о стихах Некрасова,Тютчева, Фета | 2 | Основные особенности поэтического языка |
57-58 | РР «Роль поэзии в жизни человека» | 1 | Определение темы, отбор материала |
59 | И.С.Тургенев.Жизнь и судьба | 1 | Биографические факты |
60-61 | «Первая любовь» Роль 12 главы в повести | 2 | Психологизм и лиризм. Герой-повествователь |
62 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» | 1 | творческая биография писателя, содержание произведения. |
63-64 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». | 2 | Анализ пьесы,конфликт в драматическом произведении |
65 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. | 1 | уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства |
66-67 | Тип «петербургского мечтателя» в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 2 | Особенности пейзажа, образ героя-мечтателя |
68 | Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и её воплощение | 1 | особенности автобиографического произведения |
69 | Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Л.Н.Толстого «Юность» | 1 | Обучение аналитическому чтению |
70 | Особенности повествования Л.Н.Толстого в повести «Юность» | 1 | Приемы психического самоанализа героя |
71 | Рр «Мой современник» | 1 | Умение писать сочинение-очерк |
72-74 | Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника»,»Тоска» Образ «маленького человека» в русской литературе XIX века . | 3 | образ «маленького человека».. |
75 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | 1 | Анализ стихотворения понятие импрессионализма в искусстве изобразительно-выразительные средства |
76-77 | М.Горький «Мои университеты» | 2 | Автобиографическая трилогия, романтизм |
78-79 | М.Булгаков. Жизнь и судьба писателя. История создания и судьба повести М.Булгакова «Собачье сердце | 2 | определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. |
80 | «Серебряный век» русской поэзии | 1 | Основные понятия декаданс, модернизм, символизм, футуризм |
81 | Своеобразие лирики А.Блока. Образы и ритмы поэзии. Стихотворения «Ветер принес издалека», «О, весна…» | 1 | содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале |
82-83 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в творчестве С.А.Есенина. | 2 | Своеобразие ритма, интонации. |
84-85 | В.В.Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», Новаторство поэзии Маяковского | 2 | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
86-87 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | 2 | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
88-89 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики Заболоцкого. | 2 | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. |
90-91 | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 2 | Выразительное чтение стихотворений и их анализ |
92 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека в рассказе «Судьба человека» | 1 | |
93 | Образ Андрея Соколова – образ простого человека, труженика | 1 | Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования |
94 | Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» | 1 | Проанализировать смысл названия |
95-96 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | 2 | Анализ стихотворений |
97-98 | Герои и проблемы современной литературы | 2 | Выступление аналитического характера |
99-100 | А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…» | 2 | Выступление аналитического характера |
101-102 | Итоги года,задание на лето | 2 | Решение тестов |
VII. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение предмета.
1. ИКТ.
2. Учебники
Курдюмова Т.М. Издательство «Дрофа» 2009 год
Дополнительная литература для учителя и обучающихся
9 класс
«Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.
«Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
«Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
«Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
«Поурочные планы по литературе. 9 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.
Журнал «Литература в школе».
Журнал «Русская словесность».
Методические пособия по классикам русской литературы (Пушкин в школе, Лермонтов в школе, Гоголь в школе и др.).
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – Москва, Дрофа, 2006 г.
Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе. – Москва, 2002г.
Беляева Н.В.Уроки изучения лирики в школе. – Москва, 2004 г.
Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения Санкт-Петербург, 2004 г.
Диски со слайдами по творчеству Гоголя, Чехова, Л.Толстого и др.
Словарь литературоведческих терминов. – Саратов, 2006 г.
Информационные ресурсы в Интернете.
Универсальная энциклопедия «Википедия».
Универсальная энциклопедия «Кругосвет» и др.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы
- Примерная программа среднего (полного) общего образования. Литература. Из сборника «Программы общеобразовательного учреждения». М. Просвещение, 2007.
- Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-AP/
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования от 30.06.99 №56).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 №1089).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2010-2011 учебный год
Используемые сайты по предмету:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература»
(Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
VIII. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
9 класс
Ученик научится:
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества.
- Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.
- Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к ней.
- Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.
- Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия
народов России и мира, через творческую деятельность эстетического
характера.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Основам прогнозирования.
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
- В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об
объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня
обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 11 класс, учебник Курдюмовой
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф.Курдюмовой на основе приме...
Рабочая программа по литературе 8 классТ.Ф.Курдюмова
Рабочая программа по литературе по учебнику Т.Ф.Курдюмовой с контрольно-измерительными материалами на весь год для учащихся 8 класса...
рабочая программа по литературе по программе Курдюмовой 5-9 классы
Данная рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, Обязательный минимум содержания основных образовательных программ,содержание программы 5-6 класс, содержание программы 7-8 к...
Рабочая программа по литературе для 9 класса (Курдюмова Т.Ф.)
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе для 5 класса на основе программы Курдюмовой в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...
Рабочая программа по литературе 8 класс уч.Курдюмовой
Содержание:1.Пояснительная записка2.Содержание программы3.Календарно-тематическое планирование4.Учебно-методический материал...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...