Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса ( 2 часа в неделю, всего 102 часа).
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Дубоносова Анджелика Викторовна

Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Примерной программы основного образования по литературе.

Структура документа

Рабочая программа по литературе для 8 класса рассчитана на 68 часов и представляет собой целостный документ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шварцевская средняя общеобразовательная школа»

администрации Киреевского района

«Рассмотрено» на заседании МО                        «Утверждено»

учителей русского языка и литературы                Директор школы МБОУ ШСОШ

Протокол № _________от                                ______________И.В.Корнева        

«_______»_______________2013г.                        «________»_________2013г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

МБОУ «Шварцевская «CОШ»

Дубоносовой Анджелики Викторовны,

первой квалификационной категории

по литературе

для 8 класса

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Примерной программы основного образования по литературе.

Структура документа

Рабочая программа по литературе для 8 класса рассчитана на 68 часов и представляет собой целостный документ.

Цели изучения курса

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. владение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  7. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко - и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты.

Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа, как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля - устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

Требования к уровню подготовки уч-ся по литературе в 8 классе

Учащиеся должны знать:

  1. авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор, прототип в произведении, гипербола, гротеск, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, конфликт как основа драматического произведения, сонет, авторское отступление, герой-повествователь.

Учащиеся должны уметь:

  1. видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;
  2. обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  3. видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  4. комментировать эпизоды биографии писателя;
  5. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  6. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  7. сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
  8. осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
  9. видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
  10. находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
  11. сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  12. выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
  13. сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами;
  14. редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Формы контроля по литературе в 8 классе.

  1. Пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица);
  2. выразительное чтение отрывка;
  3. выразительное чтение наизусть;
  4. развёрнутый ответ на вопрос;
  5. анализ эпизода;
  6. комментированное чтение;
  7. характеристика литературного героя;
  8. составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного;
  9. тест;
  10. составление сравнительной характеристики по заданным критериям;
  11. викторина;
  12. сочинение на основе литературного произведения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Учащиеся должны знать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. жанровые особенности предания,
  3. особенности социально-политической обстановки 18 века;
  4. знать черты литературных направлений;
  5. содержание прочитанного произведения, его проблематику;
  6. основные факты жизни и творческого пути писателей;
  7. основы, особенности сценического произведения;
  8. приёмы анализа текста, отрывка произведения, стихотворения.

Учащиеся должны уметь:

  1. осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров;
  2. отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  3. анализировать и интерпретировать произведения;
  4. составлять план писать отзыв о произведениях;
  5. писать сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  6. выполнять различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  7. рассказывать о литературном герое, характеризовать героя (героев);
  8. составлять тезисы и план прочитанного;
  9. определять жанр произведения;
  10. сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
  11. характеризовать особенности сюжета, композиции.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС.

Введение (1)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2)

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27+5)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н..В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов.» Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (16+5)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 8 классе (2 часа в неделю, всего 68) 2013-2014 год.

Часы

Тема урока.

Основное содержание.

№ урока

Дата

проведения

план

факт

1

Введение(1ч.) Литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы..

1

03.09

1

Устное народное творчество (3ч.)

Отражение жизни народа в народных песнях (лирические, исторические песни). Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты; ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»

2

06.09

1

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.

3

10.09

1

Исторические песни. Предание как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.

4

13.09

1(2)

Из древнерусской литературы (2ч.)

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

5

17.09

1

Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатиры.

6

20.09

1

Из русской литературы 18 века (2ч.)

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

7

24.09

1

Р.р. Подготовка к домашнему (№1) сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений»).

8

27.09

1

Из русской литературы 19 века -32ч (27+5р\р)

И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя». «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

9

01.10

1

Внеклассное чтение. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

10

04.10

1

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Дума Рылеева «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о Думе.

11

08.10

1

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

12

11.10

1

Семинар. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

13

15.10

1

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.

14

18.10

1

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

15

22.10

1

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

16

25.10

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина.

17

29.10

1

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и о реалистическом произведении.

18

01.11

1

Р.р. Классное сочинение №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

19

12.11

1

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема « человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов. символических и фантастических образов, эпилога.

20

15.11

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

21

19.11

1

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

22

22.11

1

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически - условный историзм поэмы.

23

26.11

1

Особенности композиции поэмы «Мцыри».Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

24

29.11

1

Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

1.«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).

2.«Мцыри как романтический герой».

3.«Природа и человек в поэме «Мцыри».

25

03.12

1

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

26

06.12

1

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. «Ревизор» в оценке современников.

27

10.12

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

28

13.12

1

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление.

29

17.12

1

Р.р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

30

20.12

1

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

31

24.12

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

32

27.12

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Создание средства комического в произведении. Ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык.

33

14.01.

1

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению № 2.

34

17.01

1

И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя

35

21.01

1

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Н. С. Лесков и Тульский край. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

36

24.01

1

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Л. Н. Толстой о Тульском крае. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

37

28.01

1

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

38

31.01

1

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

39

04.02

1

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

40

07.02

1

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

41

11.02

1

Из русской литературы 20 века -21ч.(16ч.+5ч.)

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастер И.А. Бунина- прозаика.

42

14.02

1

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

43

18.02

1

Р.р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

Подготовка к домашнему сочинению № 3 по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

44

21.02

1

А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

45

25.02

1

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

46

28.02

1

Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

47

04.03

1

Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

48

07.03

1

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

49

11.03

1

Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни».

50

14.03

1

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

51

18.03

1

Контрольная работа. по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

52

21.03

1

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

53

01.04

1

Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

54

04.04

1

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Твардовского в поэме.

55

08.04

1

Внеклассное чтение. А.П. Платонов СЛ

Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

56

11.04

1

Р.р. Урок-концерт. Стихи песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

57

15.04

1

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

58

18.04

1

Р.р. Классное сочинение №2 на тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося).

59

22.04

1

Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н. Рубцов «Встреча», «Привет, Россия», Н. Асеев «Осень», Музыка из окон»,Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов», Л. Н. Маслова «Мой город».

60

25.04

1

Внеклассное чтение. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!», Дон Аминадо «Бабье лето», И.Бунин «У птицы есть гнездо».

61

29.04

1

Из зарубежной литературы (7 ч.)

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода.

62

13.05

1

Сонеты У. Шекспира: «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

63

16.05

1

Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве»- сатира на дворянство и невежественных буржуа.

64

20.05

1

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

65

23.05

1

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

66

27.05

1

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

67

30.05

1

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

68

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Список литературы для учащихся:

  1. X. В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия. Литература 8 класс. В двух частях. М: «Просвещение», 2013г.
  2. В.Я.Коровина и др. «Читаем, думаем, спорим». Дидактический материал по литературе. 8 класс. М: «Просвещение», 2010г.

Список литературы для учителя:

  1. В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия. Литература. 8 класс. В двух частях. М: «Просвещение», 2013г.
  2. Н.В.Егорова, И. В. Золоторёва. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М: «ВАКО», 2010г.
  3. В.Я.Коровина, И. С. Збарский. Методические советы. Литература. 8 класс. М: «Просвещение», 2010г.
  4. О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе.8 класс. М: «Экзамен», 2013г.
  5. Н. Ю. Кадашникова, Л.М.Савина. Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 8 класс. В: «Учитель», 2012г.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

  1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
  2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
  3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
  4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
  5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
  6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
  7. О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного ...

Рабочая учебная программа для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного плана школы, примерных пр...

Рабочая учебная программа по химии в 8 классе на 2 часа обучения

Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных по...

Рабочая учебная программа по химии в 8 классе на 2 часа обучения

Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных по...

Рабочая учебная программа для 10 класса к учебнику Ю.Н. Гладкий В.В.Николина

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина "География Современный мир"...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).

1. Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Л...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (4 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ : М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 кл...