урок литературы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию. "Теплый хлеб" К. Паустовский
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

. Ожегова Татьяна Валерьевна

Данный урок был разработан и отправлен на районный конкурс "Возрождение" по духовно-нравственному воспитанию.Отмечен благодарностью отдела образования Магдагачинского района в 2012 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrozhdenie.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Народная мудрость и мораль в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». 2часа

Цели урока: 

-Познакомить учащихся со сказкой Паустовского « Теплый хлеб»;

- Расширить у учащихся представление о жанре «сказка».

- Заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»;

-Подвести сознание  пятиклассников о народной мудрости в жизни русских людей и проанализировать произведение через изменение характера литературного героя. Воспитывать любовь и доброту к окружающим у учеников.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод, приёмы: слово учителя

Метод творческого чтения, приёмы: комментированное чтение; беседа.

Эвристический метод, приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Оборудование: текст сказки Паустовского, карточки, проектор, ноутбук, аккустические колонки, презентация к уроку, мультфильм про кота Леопольда.

Ход урока: Паустовского)

 В начальной школе вы уже знакомились с творчеством К.Г. Паустовского.

 Скажите, пожалуйста, с какими  произведениями вы уже знакомы?(дети отвечают, например, «Заячьи лапы», « Кот-ворюга» и др.) О чем произведения Паустовского?( О животных, об отношении человека к животным  и природе)

2. Изучение нового. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением этого автора. Это сказка « Теплый хлеб». .( слайд №2 ,тема и цели урока)

       - Ребята, а кто мне может сказать, что такое сказка?( дети отвечают, а на слайде №3 показан верный вариант ответа, что такое сказка)

А как вы думаете: сказка – это серьёзный жанр или нет?

А надо ли сказки изучать в школе?

А взрослые читают сказки?

Фильм «аватар» - это сказка?

А ваши родители смотрели «аватар»?

Так что же такое сказка?

Спасибо за ваши мнения. Вы сказали, что сказка-это серьезный жанр литературы, потому что в них поднимаются серьёзные проблемы и рассказываются варианты их решения.

Скажите, а какие темы могут подниматься в сказке?

(Тема любви, отношения к старшим, тема борьбы…добра со злом)

(Ответы учеников: сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом)

3. Работа над эпиграфом к уроку.

«Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Именно эта фраза и будет эпиграфом к нашему уроку. (слайд №4, эпиграф к уроку)

Читая эту сказку, мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Автор этого произведения К.Г.Паустовский.

      Константин Георгиевич Паустовский прожил долгую, увлекательную, трудную, но

      интересную жизнь. Многие факты из его биографии послужили сюжетом для

       создания произведений.

      Сегодня мы начнём читать сказку Паустовского «Тёплый хлеб». Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка.

  4. Чтение сказки и беседа по вопросам: «Когда кавалеристы проходили…» до слов «…пострадал от врага»

- О чём вы узнали, прочитав эту часть сказки?

(Ответы: Эта часть сказки – введение – знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали главному событию)

- А сейчас давайте познакомимся с главным героем и выясним наше к нему отношение. Прослушивание со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!»

- Ну как вам мальчик, понравился? Почему? Каким вы его увидели?

(Ответы: Ничего приятного, угрюмый, неласковый)

- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?

А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Прошу встать. Кому не жалко, тоже попрошу встать. А теперь вам необходимо каждому оказать свою точку зрения. Только попрошу вас:

1. Уважать собеседника и его мнение

2. Не перебивать друг друга

Итак, пожалуйста!

(Ответы: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки»(чтение учителем или аудио запись фонохрестоматия)

- Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (слайд № 5-6)

(Ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

  • - Ребята, а давайте посмотрим в окно. Скажите, что вы там видите? Зиму? А она похожа на зиму в сказке? В сказках очень часто природа выступает в роли одушёвленного предмета. Природа думает, злится, улыбается. Как вы думаете, а какое настроение у природы, которая сейчас за окном? Правильно спокойное, как и в сказке. Но тут происходит в сказке нечто, что заставляет природу поменять настроение! Картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить  себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее.

- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках.

Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»

- Что же произошло?

(Подвести детей к выводу: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который жил-то милосердием добрых людей)

-Итак, Филька совершил злой поступок, и что же произошло дальше? Как изменилось настроение природы! Давайте посмотрим на экран!

– Итак, мы остановились с вами на жестоком поступке! Филька обидел раненого коня, совершил зло! Но, это же сказка, а в каждой сказке добро побеждает зло. Забегая вперёд, скажу, что и в этой сказке так произошло. ( ученики дочитывают сказку самостоятельно)

5.групповая работа А теперь , ребята, мы разделимся на группы и попробуем ответить на вопросы по тексту:( слайд № 7-8)

Вопросы для 1 группы:

  • Куда послала бабка Фильку в поисках совета?
  • Что посоветовал Фильке Панкрат?
  • Сколько времени дал Фильке Панкрат?
  • Кто стал свидетелем беседы Фильки и Панкрата?
  • Что придумал Филька?
  • Что сделали люди для своего спасения?
  • Какую роль сыграла в спасении людей сорока?
  • Что понёс Филька раненому коню?
  • Что сделал конь после того, как съел хлеб?

Вопросы для 2 группы:

  • Какой масти был раненый конь?
  • Кто взял себе коня?
  • Какое прозвище имел Филька?
  • Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
  • Что случилось в природе после этого?
  • Сколько лет назад был такой мороз?
  • От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
  • Почему сердилась сорока?
  • Для чего автор вводит рассказ бабки о событиях 100летней давности?

6.Фронтальный опрос:

Молодцы! (за каждый верный ответ группа получает звездочку, та группа у которой больше звезд получает «5», та у которой меньше « 4», также смотрим на дальнейшую работу групп, чтобы выставить оценки за урок)

Ребята, а на сколько смысловых частей можно разделить сказку?( на 3) О чем каждая часть.

Назовите реальное и сказочное в произведении.( Слайд №9-10)

7. Итог урока(слайд11)

Спасибо, вам ребята, за работу, вы все хорошо потрудились, и за свою работу получаете оценки. А сейчас запишем  домашнее задание.

8.Домашнее задание: (слайд №12)

  • 1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость.
  • 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.

А закончить наш урок я хочу вот этой замечательной ДОБРОЙ песенкой.

(Звучит песня  из мультфильма « Приключения Кота Леопольда» «Если добрый ты…»)

Я благодарю вас за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Урок по основам военной службы в 10-11 классах. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.

Знать, что такое патриотизм и воинский долг.Определить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.Определить основные качества военнослужащего.Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу...

Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина

Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души.  Любовь и ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...