Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана". Тема урока: "Как Саня Григорьев нашел экспедицию Ивана Татаринова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по роману В.Каверина
«Два капитана»
Тема урока: Как Саня Григорьев нашел экспедицию Ивана Татаринова.
(завершающий урок по роману)
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Вот и заканчивается наш разговор о прекрасном романе В.Каверина «Два капитана». Сегодня – последняя встреча с героями романа. Давайте вспомним отличительные признаки романа как эпического жанра литературы. Назовите их.
-много героев
-несколько сюжетных линий
-большой охват событий
-протяженность событий во времени
На прошлых уроках мы говорили о том, что автор романа ставит и решает сложные проблемы, которые и сейчас являются современными. Давайте вспомним их. (Ученики называют их, а учитель открывает их на доске).
-честь и бесчестие
-мужество и трусость
-истина и ложь
Мы обратимся сегодня к событиям военным и будем продолжать наблюдение за тем, как В.Каверин раскрывает характеры главных героев романа в период войны и как «работают» указанные проблемы в конце романа.
2.Беседа по содержанию романа.
Когда-то Саня Григорьев дал в доме у Татариновых слово, что найдет экспедицию Катиного отца. Мы обратимся к этому главному событию в его жизни, но сначала о войне.
-Как дрался Саня с фашистами? (ч.8, гл.2 «Он»)
-Как его ранило? (кратко по тексту ч.8, гл. 2 «Это был самый обыкновенный, ничем не замечательный бой…» )
-А теперь обращаем внимание на сцену встречи Сани и Ромашова в поезде.
(ч.8,гл.5 «Старые счеты». Именно Ромашов показывает Сане газету с его некрологом, Саня выбрасывает ее в окно, Ромашов подобрал газету.)
-От кого мы узнаем первую версию событий в роще? (от Ромашова, он рассказывает Кате, как он , якобы, спас Саню). Зачитать эпизод.(ч.7, гл.11, с.367)
-Создалось ли при чтении этого эпизода впечатление, что оно так и было? Обоснуйте ответ.
(Мнения разные. Но у некоторых все же была надежда, что так оно и было, ведь мы понимаем, что Саня останется жив, события будут продолжены. И хочется верить, что все же человеческое в Ромашове когда-то проснется, что не может же он в такой момент уйти, бросить на погибель одноклассника, да и вообще просто человека).
-Как же на самом деле все происходило? При каких обстоятельствах и от кого мы узнаем правду о том, что случилось в роще? Зачитать эпизод. (ч.8, гл.7 «Никто не узнает»)
-Почему, как вам кажется, автор именно так представил события. Сначала из уст Ромашова мы слышим одну версию, а потом уже от Сани? Ведь автор сам распоряжается событиями романа и их последовательностью. Почему именно так?
(Автор как будто дает нам сначала надежду на то, что Ромашов способен на добрый поступок, что любовь Кате сделала его лучше. Но потом мы убеждаемся: это самый гнусный, подлый человек, и чем старше он становится, тем более изощренными и низкими становятся его поступки. Для достижения своих целей он не остановится ни перед чем).
-Ромашов не одинок в своих стремлениях. Мы уже говорили о Н.А.Татаринове. Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Совершенно другой Саня Григорьев. И мы восхищаемся им, когда он сражается с немцами, когда любит, защищает, бескорыстно помогает.
-Как он находит экспедицию? (зачитываем эпизод ч.10,гл.1. Саня Григорьев воюет на севере, и вот во время одного боя его машина разбита, они вместе со штурманом еле удерживают на ходу самолет, летят над морем и наконец дотягивают до земли, Саня садит машину и совершенно случайно оказывается на месте стоянки экспедиции Ивана Татаринова)
-Благодаря каким качествам характера Сане удалось все преодолеть? Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?
(Во-первых, это стечение обстоятельств (Сане просто везло). А во-вторых, это стало делом его чести. Когда – то его обвинили в том, что он оболгал заслуженного человека Николая Антоновича, стал причиной смерти Марьи Васильевны. Он поклялся найти экспедицию, чего бы то ему ни стоило. В этом ему помогли личные качества характера: сила воли, жажда знаний и поиска, верность данному слову, самоотверженность, упорство в достижении цели, любовь к родине и своему делу. Еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы противостоять злу и бороться с ним.)
-Кто из героев помогал Сене жить, стать настоящим человеком? (Это ,конечно, доктор Иван Иванович и учитель Кораблев, они светлые, добрые, порядочные люди. Они не были ему родными по крови, но стали родственными душами навсегда).
3.Итог урока. Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами. И они живут в нашей благодарной памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана". Тема урока: "Как Саня Григорьев нашел экспедицию Ивана Татаринова"....
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...
Методическая разработка урока литературы 6 класс "ВРЕМЯ ВСЕГДА ХОРОШЕЕ!!"
Урок внеклассного чтения....