Статья из опыта работы "Великая сила литературы"
статья по литературе (5, 6, 10 класс) на тему

Статья поможет в выборе интересных форм работы как по русскому языку, так и по литературе. Возможно кого-то просто подтолкнет ек реализации своих задумок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Великая сила уроков литературы.

Статья с учетом опыта работы.

Людмила Юрьевна Терских, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Хакасия.

          Каждый учитель знает, как труден путь духовного восхождения ребёнка, как непросто развивается  его чувство прекрасного, раскрепощается творческий потенциал. Как же помочь ему в этом?

         А что если чаще обращаться к жизни! Уверена, что утверждение типа «главное на уроках литературы – это сама литература» ошибочно. Надо не литературу в литературе видеть, а того, кто есть главный объект ее внимания, - человека. Как тут не вспомнить Илью Ильича Обломова с его восклицанием: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» И еще хочу процитировать московскую словесницу  И.Я. Клиницкую: «Урок литературы в школе – это не урок литературоведения. И задача его вызвать у ребят  любовь к чтению и умение читать не глазами, а сердцем. Не литературу в литературе видеть, а жизнь. Ту самую жизнь, которой они живут не тогда, когда сидят на уроках, а когда они в ней участвуют».

        А вот как они будут в жизни участвовать, какую роль себе выберут – это во многом зависит от уроков литературы, точнее от тех важных проблем, которые учитель будет разрешать с детьми при помощи литературы.

        Поэтому на уроках литературы должен, по моему мнению, чаще звучать диалог писателя, учителя и ученика, их спор, система доказательств, убеждений. Пусть звучат порой даже абсурдные точки зрения, время рассудит. Но чего не должно быть на уроках литературы – так это молчания.

        Уже несколько лет я увлекаюсь проблемой воспитания духовности, нравственности, патриотизма  через уроки русского языка и литературы. Все мы знаем: попадется хороший класс – учеба будет песней. А особенно, когда возьмешь с 5 класса детей. Мне на учеников везло. Благодаря своим деткам, и я менялась, и мои методы работы пересматривались. Я раньше суше была, не позволяла себе быть человеком на уроке, я была только учителем: не позволяла двоякой трактовки вопроса, недомолвок. Все точки над и всегда расставляла сама.  На уроках царила диктатура. И тут ФГОСЫ. Есть шанс увидеть человека в ученике. Главное – сотрудничество и содружество.

        Когда пришла к очередным своим  пятиклассникам и поняла, что они верят каждому моему слову как безоговорочной истине, напугалась: ответственность-то нешуточная. Тут, Видимо, и возраст сыграл свою роль. Ломать – не строить, это я теперь очень хорошо понимала. Значит задача одна: созидать. А это возможно, только если мы  будем одно целое, если научусь их слышать и слушать и научу этому же своих учеников.

       С чего начала. С сочинений-впечатлений. Не просто описать картину, эпизод, а передать свои ощущения. Особенно благодатна в этом подборка иллюстраций  в учебнике русского языка: А.А.Пластов «Летом», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», П.П.Кончаловский «Сирень в корзине», А.М.Герасимов «После дождя», Н.П.Крымов «Зимний вечер». Ведь описать, пересказать дети всегда сумеют, а вот поделиться своими

1

впечатлениями достаточно сложно. И тут нам помогла поэзия. Стихотворений мы на уроках читаем много (помогает рубрика «Хочу представить поэта», в учебнике по литературе тоже много материала). Разговоры ведем достаточно сложные, многие коллеги упрекают, что рано пяти-шестиклассникам  такими премудростями головы забивать. А мне кажется, что именно в этом возрасте и необходимо говорить о главном. Например, выполняем по русскому языку упражнение, где встречаем пословицу: «Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, для народа – светить». Как же обойти эти слова?! Беседуем, и мои девчонки и мальчишки приходят к выводу, что у нас в душе есть у каждого свой костер, экономя тепло души своей, согревая только себя, мы тлеем. Но вот мы вспомнили о своей семье и отдали жар своего сердца маме, папе, братьям, сестрам. И наш костер души стал разгораться, а если душа наша согреет много людей, отдаст им свое тепло, костер души нашей ярко пылать будет, к нему многие потянутся, и неиссякаем будет этот источник, потому что соединятся прекрасные души целого народа.

         А потом был урок литературы, где картина И.Левитана «Над вечным покоем» дала импульс разговора о духовной музыке, духовной литературе. С особым чувством мы пели романс «Вечерний звон». Мы вспомнили и поделились своими впечатлениями о стихотворениях А.Я.Яшина «Спешите делать добрые дела», Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться..».  И снова вспомнили нашу пословицу, снова вышли на разговор о костре души человека и сделали вывод: огонь этот светлый поддерживают такие качества, как добро, любовь, милосердие, вера.

         Очень любят мои ученики уроки, на которых мы читаем  произведения наизусть. Мы не анализируем стихотворения и прозаические отрывки, мы просто слушаем слово поэтов и писателей. Пытаемся чувствовать эти слова, не скрываем своих эмоций, какие бы сильные они ни были. Ест место и для слез на таких уроках, и для счастливых открытий, но равнодушию здесь места нет.

          Люблю с ребятишками ставить мини-спектакли на уроках литературы. Так с восторгом прошли сцены из «Хамелеона» А.П,Чехова, «Горе от ума « А.С.Грибоедова, «Гранатового браслета» А.И.Куприна, «На дне» А.М.Горького, басен И.А.Крылова, «Двенадцати месяцев» С.Я.Маршака, «О чем говорят цветы» Ж.Санд и другие.

          В старших классах люблю подбирать эпиграфы к урокам, а потом вести дискуссию по этим проблемам, связывая их с жизнью и творчеством писателя. Например, разговор о М.Горьком начинаем с обсуждения его же слов: «Человек лишь тогда человек, когда он является воплощением всего самого чистого, доброго, когда он является воплощением красоты, величия, когда человек будет способен пожертвовать собой ради других. Человек – это должно звучать гордо»! А еще диспут: «Если я не за себя, то кто же за меня, но если я – только за себя, зачем я»?  На внеклассном чтении «В жизни всегда есть место подвигам» красной нитью проходит мысль философа Сенеки: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Стараюсь подбирать темы для сочинений по литературе такие, которые позволять выяснить и доказать свою точку зрения. Например: «Жить не по лжи»,  «Бог дал тебе лицо, но тебе выбирать его выражение», «Мечта ведет человека к цели или уводит его от реальности»?

         И в заключение хочу сказать: литература богатейший материал дает для развития души, осознания великой мудрости О.Хайяма: «Мы – источник веселья и скорби рудник. Мы – вместилище  скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен, и он же безмерно велик».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Образовательные возможности сетевых социальных сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы"

В статье описываются  дидактические возможности сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы....

Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...

Научно-методическая статья РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ (силы, скорости (быстроты), ловкости и выносливости) у школьников подросткового возраста, оценка их функциональной готовности

В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо воспитывать преимущественно одно или нескольк...

Обобщение опыта работы по литературе УМК под редакцией Р.Н. Бунеева " Школа 2100" статья "Читать значит мыслить"

Статья из опыта работы  опубликована  в сборнике материалов региональной научно-практической  конференции ВИПКРО  по теме:  "Профилизация школьного языкового и литератур...

Методическая статья "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" (из опыта работы)

Методическая статья из опыта работы "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" содержит пример его применения на уроках изучения сказки-были М.М.Пришвина "Кладов...

Статья педагогического опыта учителя русского языка и литературы Смирновой М.С.

Тема опыта «Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы»...