Из опыта работы уроки с использованием ЦОР
видеоурок (история, 9 класс) по теме

Кандалинцева Тамара Михайловна

При изучении нового материала по обществознанию в 9 классе на уроке "Конституция России" использованы информационный, практический и контрольный модули ЭОР.

Урок закрепления знаний и формирования умений по обществознанию "Право на образование" с применением ЭОР.

Урок-семинар по истории в 7 классе "Русская православная церковь в XVII веке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1-3.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

1 урок

Тип урока: комбинированный урок.

Тема  урока: Конституция России. §33.

Учебник «Введение в обществознание» под редакцией  Л. Н. Боголюбова, Москва 2006 г.

А также информационный, практический и контрольный модули  ЭОР (Единой коллекции образовательных ресурсов), размещённый на http://fcior.edu.ru/

 

Этап урока.

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ОЭР.        

1.

Введение нового

материала.

Запись в тетради темы и плана урока :

  1. На пути к Конституции.
  2. Главные задачи нашей Конституции.
  3. Закон высшей юридической силы.
  4. Выводы урока:
  1. В чём истинный смысл и предназначение Конституции в современном мире?
  2. С чего начинается уважение к праву и закону в нашей стране?

Вопрос  первый:

 На пути к Конституции.

Демонстрация информационных  ЭОР. Лекция.

 

http://fcior.edu.ru/card/28236/konstituciya-rossiyskoy-federacii-i.html

2.

Формулирование вопросов учащимися.

Вопросы учеников.

Ответы и комментарий учителя.

3.

Вопрос второй:

 Главные задачи нашей Конституции.

Работа с учебником, запись трёх задач с указанием глав конституции, в которых они решаются.

4

Вопрос  третий:

 Закон  высшей юридической силы.

Ответы учащихся на вопросы:

  1. Что даёт высшая юридическая сила?
  2. Прямое действие статей Конституции.
  3. Набор нравственных ценностей Конституции.

 Запись ответов на вопросы.

5.

Контрольный  ЭОР.

Вывод на экран контрольного ЭОР, выполнение учащимися контрольного  ЭОР. http://fcior.edu.ru/card/28251/konstituciya-rossiyskoy-federacii-kontrol-k.html

6.

Формулировка учителем домашнего задания для выполнения учащимися.

Практический ЭОР (даётся имя ЭУМ, выполнение которого надо принести на flash носителе).

http://fcior.edu.ru/card/28288/konstituciya-rossiyskoy-federacii-praktikum-p.html

7.

Формулирование выводов урока.

Аргументировать ответ на вопросы  урока:

  1. Верно ли, что истинный смысл и предназначение конституции в современном  мире состоит в том, чтобы обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права граждан, сбалансировать интересы всех слоёв общества?
  2. Вы знакомы с утверждением о том, что уважение к праву и закону в нашей стране начинается с уважения к Конституции России? Объясните почему? Какая тут связь?

8.

Итог урока.

Итогом урока может быть опорный план-конспект, содержащий основную информацию о Конституции России.

2 урок

Урок закрепления знаний и формирования умений по обществознанию с применением ЭОР в 9 классе на тему: Право на образование.

Такой урок можно провести в классе, оснащённом мультимедийным проектором, в этом случае ЭОР выводится на экран и организуется коллективная работа с ЭОР, при этом учитель имеет возможность формулировать дополнительные вопросы, в том числе и проблемные.

Тип урока: закрепление знаний и формирование умений по обществознанию с применением ЭОР.

Тема  урока: Право на образование.§47.

Учебник «Введение в обществознание» под редакцией  Л. Н. Боголюбова, Москва 2006 г.

А также информационный, практический и контрольный модули  ЭОР, размещённый на http://fcior.edu.ru/

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Содержание

Деятельность

Учащихся.

Деятельность

Учителя.

1.

Организационный момент. Формулирование главной задачи урока: составить сложный план на тему «Право на образование. Закон об образовании», с использованием разных источников: учебника и набора ФЦИОР

Ознакомление с темой и планом урока:

  1. Образование-сочетание интересов личности и общества.
  2. Что означает право на образование?
  3. Право на доступ к культурным ценностям

Записывают тему  урока

Выводит на экран тему и план урока или записывает на доске

2.

Работа над первым вопросом: Образование - сочетание интересов личности  и общества

На основе прочитанного дома §47 и просмотра информационного модуля «Право на образование» формулируются два подпункта в этом вопросе

Записывают вопрос и формулируют тезисы  в подпунктах:

  1. Овладение знаниями – процесс созидания себя, возможность реализации своих гражданских прав, свобод и обязанностей.
  2. В процессе образования у человека формируются мораль, профессиональные умения, позволяющие обеспечить материальную и духовную жизнь общества

В процессе коллективной работы помогает сформулировать наиболее содержательные и в то же время короткие формулировки

3.

Вопрос второй:

Что означает право на образование?

Ставится задача выделить четыре подпункта основного вопроса на основе материала учебника и информационного модуля, если необходимо, просматриваются отдельные части модуля. http://fcior.edu.ru/card/28342/pravo-na-obrazovanie-zakon-ob-obrazovanii-i.html 

Записываются вопрос и  подпункты плана:

  1. Всеобщая декларация прав человека и законодательство РФ о содержании понятия образования, о его приоритетности и гуманизации
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Пути получения образования в Российской Федерации
  4. Государственные образовательные  стандарты: федеральный и национально-региональный компонент

В процессе коллективной работы помогает сформулировать наиболее содержательные и в то же время короткие формулировки

4.

Вопрос  третий:

Право на доступ к культурным ценностям

Ставится задача сформулировать два подпункта в третьем вопросе на основе текста учебника и текста Конституции

Записываются вопрос и  подпункты плана:

  1. Право каждого на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.
  2. Обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы

В процессе коллективной работы помогает сформулировать наиболее содержательные и в то же время короткие формулировки

5.

Дифференцированная работа

Ели учащийся встретил затруднения в процессе работы, ему предлагается, http://fcior.edu.ru/card/28258/pravo-na-obrazovanie-zakon-ob-obrazovanii-praktikum-p.html ,т.е. выполнение практического модуля. Если затруднений не было, учащийся выполняет контрольный модуль

Как «успешные», так и допустившие ошибки выполняют дополнительные задания

Инструктирует учащихся по выполнению заданий на основе ЭОР

 

http://fcior.edu.ru/card/28351/pravo-na-obrazovanie-zakon-ob-obrazovanii-kontrol-k.html 

6

Подведение итогов

В итоге работы получается сложный  план темы

Демонстрируют готовый план

Проверяет план, возможно прослушивание устного изложения

7

Домашнее задание

Подготовка сообщения на основе сложного плана, возможно создание плана в виде презентации

3 урок

Класс: 7

Тема: Русская православная церковь в XVII веке.

Тип урока: урок - семинар

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. « История государства и народов России».

§15 учащиеся читают дома.

  Используемые ЭОР: Единая коллекция образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru/ ,ресурсы Интернета.

Компьютер, мультимедиа проектор, экран для учителя.

К сожалению, пока нет компьютеров с установленной Системой организации и поддержки образовательного процесса с набором ЦОР, спланируем всё через компьютер учителя.

Подготовка к уроку:

Перед уроком учителем готовится мультимедийное сопровождение, представляющее собой презентацию, созданную с использованием как материалов ЦОР,  так и созданных учителем.

На протяжении урока учитель ведет беседу с классом, используя ресурсы ЦОР и материалы §15учебника.

Этап урока

Организация работы учащихся при изучении темы на основе ЭОР

Содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.

Организационный

Момент.

Слайд №1 знакомит учащихся с темой, формой занятия, и ставит перед учащимися познавательные задачи.

Берут на заметку, какие ЗУН должны формироваться в процессе урока.

Демонстрирует слайд на экране.

2.

Актуализация  знаний об истории РПЦ до XVII века.

Слайд №2 содержит задания: объяснить даты (988г.,1589г) предлагает посмотреть ресурсы интернета о митрополитах http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MITROPOLITI_V_ISTORII_RUSSKO_PRAVOSLAVNO_TSERKVI.html?page=0,1  и патриархах РПЦ http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/patriarhi_russko_pravoslavno_tserkvi.html ,

 вспомнить определение и хронологические рамки Смутного времени, ответить на вопросы:

-Каким было положение церкви до Смуты?

-Как повлияла Смута на положение церкви?

Отвечают на вопросы.

Выслушивает, корректирует ответы

3.

Слайд № 3.

Знакомство с интерактивной схемой « Структура Русской православной церкви»   http://school-collection.edu.ru/ 

Отвечают на вопросы:

-Что из перечисленного в схеме привело к реформированию церкви?

Корректирует ответы

4.

Слайд № 4.

Знакомство с портретами и биографическими справками патриарха Никона и протопопа Аввакума  http://school-collection.edu.ru/

Рассказом дополняют информацию о Никоне и Аввакуме

Делает свои дополнения

5.


Слайд № 5.

Знакомство с историческим источником «Жития протопопа Аввакума», чтение отрывков  http://school-collection.edu.ru/

Определяют различия между «старой» и «новой» верой, записывают различия в таблице. Отвечают на вопрос: «Насколько глубоки были реформы Никона, затрагивали ли они основы православной веры?

Делает дополнительные выводы

6.

Слайд № 6.

Знакомство с определением «старообрядцы» http://school-collection.edu.ru/

Комментируют определение

Дополняет

7.

Слайд № 7.

Знакомство с картиной Сурикова «Боярыня Морозова», и с её биографической справкой   http://school-collection.edu.ru/

Идет обсуждение итогов реформ Никона

Участвует в обсуждении

8.

Слайд № 8.

Знакомство с портретами патриарха Никона и царя Алексея Михайловича (ресурс ЦОР и интернета)

Рассуждают по вопросу о проблеме соотношения церковной и светской власти

Руководит рассуждениями

9.

Слайд № 9.

На экране отрывки из указов правительства о старообрядцах  http://school-collection.edu.ru/

Отвечают на вопросы к тексту источника

Конролирует правильность ответов

10.

Слайд № 10.

На экране 2  иллюстрации и краткая информация о Новоиерусалимском монастыре   http://school-collection.edu.ru/

Рассказывают о судьбе храма

Дополняет учащихся

11.

Слайд № 11.

На экране иллюстрации Кирилло-Белозёрского  монастыря, месте заточения Никона http://school-collection.edu.ru/

Рассказывают о судьбе храма

Дополняет учащихся

12.

Слайд №12.

На экране контрольные вопросы из ресурсов ОЭР по обсуждаемой теме   http://school-collection.edu.ru/

Отвечают на вопросы

Контролирует ответы

К данному уроку прилагается презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

описание опыта работы по теме "Использование ИКТ и материалов сети Интернетна уроках английского языка"

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Таким образом, в ...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"

СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...