Из опыта работы. Урок. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе. Драма "Гроза". Система образов. Смысл названия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drama_groza._sistema_obrazov.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев.
Цели:
определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
Ход урока.
Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.
- Дайте определение слову «гроза»?
- Какое значение имеет в пьесе?
( Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)
- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)
Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.
– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии?
– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.
Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
"Хозяева жизни" | "Жертвы" |
Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю. Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. | Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает. |
Вопросы для обсуждения
Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?
Как понять такое определение - "зеркальные" образы?
Докажите, что Кудряша можно считать "зеркальным" образом Дикого, а Феклушу - "зеркальным" образом Кабанихи?
Группа 3. Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.
Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.
Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".
Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.
Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
Кудряш. А что?
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Использование приема контраста и сопоставления:
монолог Феклуши - монолог Кулигина;
жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;
Катерина - Варвара;
Тихон - Борис.
Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.
Домашнее задание:
- Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
- Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.
Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....
Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".
Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...
Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева "Певцы"
Опыт анализирующего чтенияТема: И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».Светлые темные черты русского национального характера.Песня как художественный прием раскрытия характеров героев.СодержаниеАннотацияЦели...
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»
В статье рассматривается вопрос о том, какова роль в раскрытии характера героя художественного произведения на примере повести И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»....
Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"
раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...