Урок-исследование по литературе в 11 классе «Стихотворное творчество Б.Л. Пастернака («Про эти стихи», «Любить иных - тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Июль», «Снег идет»).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
урок-исследование по литературе в 11 классе (творчество Б.Л. Пастернака)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Астапковичская средняя (полная) общеобразовательная школа.
Урок-исследование по литературе в 11 классе
«Стихотворное творчество Б.Л. Пастернака («Про эти стихи», «Любить иных - тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Июль», «Снег идет»).
Учитель
Петухова Нина Петровна.
Тема: Стихотворное творчество Б.Л. Пастернака («Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Июль», «Снег идёт»).
Предварительная подготовка к уроку. Учащиеся читают и анализируют стихотворения, готовят чтение 1 стихотворения наизусть, доклад о биографии Б.Л. Пастернака. Задания дифференцированного характера.
Цели:
- Рассказать о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака, показать основные черты его поэзии;
- Развивать умение обобщать материал, выражать свои мысли в устной форме, развивать монологическую речь;
- Формировать художественный вкус, расширять литературный кругозор учащихся.
Оборудование: учебник, портреты Б.Л. Пастернака, репродукцией картин Л.О. Пастернака.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Вид урока: урок - исследование.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Б.Л. Пастернак – один из ярких представителей Серебреного века русской поэзии. Сегодня мы окунёмся в атмосферу музыки и стихов, в атмосферу, в которой жил и творил Пастернак.
Я предложила вам выбрать для себя задания дифференцированного характера. Посмотрим, как вы справились с ними.
На оценку «3» доклад подготовил Закроев И. Давайте послушаем доклады о жизни Б.Л. Пастернака. Ваша задача – законспектировать главные события жизни поэта.
Доклад о жизни Б.Л. Пастернака.
Б.Л. Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным русским художником, окадемиком живописи. Его творчество мы знаем по иллюстрациям к роману Л.Н. Толстого « Воскресение" и другим книгам. Он был признанным мастером книжной иллюстрации, сочетал в своей живописи реализм и импрессионизм.
Я немного отвлеку вас, ребята.
Учитель: Рассмотрите репродукции картин Леонида Пастернака, опишите их, расскажите какие эмоции вызывают эти картины.
- Мать Б.Л. , пианистка Розалия Кауфман, профессор Одесского отделения Императорского русского музыкального общества, вложила в сына любовь к музыке. Борис в детстве обучался живописи, готовился к музыкальной карьере, мечтал стать композитором, закончил обучение в гимназии с золотой медалью.
Больше всего он любил музыку А.Н. Скрябина, который был их соседом по даче и частым гостем. Именно его музыка зародила в Борисе желание стать композитором. Но было в нём ещё и увлечение философией. Пастернак учился на философском отделении историко – филологического факультета Московского университета. В 1912г. В течение одного семестра он совершенствует свои знания в Марбургском университете в Германии, слушая лекции знаменитого философа Г. Когена. Но остаться для получения докторской степени не согласился, уехал в Италию. Также он не пошёл по стопам родителей, закончив университет. Борис Пастернак посвятил себя литературе.
В 1909 году он написал своё первое стихотворение. Сначала Пастернак входит в группу поэтов «Лирика». Потом примыкает к группе «Центрифуга», к футуристам. Он считает, что ближе всех ему по духу поэт Владимир Маяковский.
В 1913 году выходит его первый сборник «Близнец в тучах», в 1916г.- сборник «Поверх барьеров». Славу и известность принесла Пастернаку третья книга стихов «Сестра моя – жизнь», написанная в 1917 году. Она раскрыла главную черту поэзии Пастернака – слитность с миром природы. В начале двадцатых г. Пастернаку, уже ставшему знаменитым, подражают младшие коллеги. Его литературная деятельность была очень разнообразна. Пастернак писал стихи и прозу, поэмы, роман в стихах, занимался переводами стихов поэтов Грузии, Шекспира, Гёте. В годы Великой Отечественной войны Пастернак пишет патриотические стихотворения. В октябре 1941 года он эвакуируется в Чистополь, а позже в 1943 году, с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Замысел самого главного своего произведения, романа «Доктор Живого», Пастернак начал реализовывать зимой 1945-1946 годов. Готовый роман отвергла редакция «Нового мира», его издали за рубежом в 1957 году. В 1958 году Пастернак присудили за него Нобелевскую премию. Тут же началась травля писателя, требовали даже выдворить его из России. Пастернак отказался от премии. Только в 1989 году его сын Сергей получил диплом отца – нобелевского лауреата.
Умер Б.Л. Пастернак от рака лёгких 30 мая 1960 года в посёлке Переделкино под Москвой.
- Работа над новым материалом.
Учитель: Вы только что прослушали рассказ о жизни прекрасного лирика 20 века – Б.Л. Пастернака. А сейчас обратимся к его творчеству. На прошлом уроке вы все получили задание выучить наизусть стихи «Про это стихи», «Любить иных – тяжёлый крест», «Июль», «На ранних поездах…»
Давайте вместе послушаем музыку стиха Пастернака и насладимся ею.
(Учащиеся читают стихотворения, выученные дома).
А теперь, ребята, послушаем сообщения на более сложные темы, чем предыдущее (на «4» и «5»).
Об особенностях поэзии Б. Пастернака расскажет Бахматов А.
- Вы только что прослушали стихи Пастернака и убедились в том, насколько лирична поэзия Пастернака. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир. Художественный мир его стихов насквозь пронизан музыкой. Многие критики отличают эту особенность лирики Пастернака, её особенное построение, говоря, что композиция его произведений сходна с музыкальной. Яркие образы и краски в лирике перешли из увлечения поэта живописью. Именно в ней заметно влияние отца – художника. Краски природы в стихах Пастернака делают ощутимым описанное, его стихи сложной формы наполнены метафорами и напоминают стиль импрессиониста. Его природа динамична и всегда передаёт настроение лирического героя. Герой же, несмотря на постоянные ноты трагичности, всегда восхищён природой, которая детально описана, но в то же время воспринимается как непостижимое волшебство. Позже лирика Пастернака становится проще, классичнее.
- Учитель: сообщение краткое, но достойное внимания. Я попрошу вас, ребята, ещё раз уточнить особенности поэзии Пастернака.
(Лиричность, динамичность, музыкальность).
- Послушаем ответ на следующий вопрос «Отразилась ли в лирике Пастернака его любовь к философии?» (Вопрос на «4» - «5» (в зависимости от полноты раскрытия).
Ответ на этот вопрос подготовил Смоляков Артём.
- Да, лирика Б.Л. Пастернака философична. В каждом стихотворении есть философский подтекст, который внимательный и пытливый читатель должен найти сам. Мир и бытие, любовь и труд как основы бытия, чудо жизни, смерть как продолжение жизни во Вселенной – вот темы оптимистической философии Пастернака. Как мне кажется, самой лучшей характеристикой его стихов стало стихотворение «Во всём мне хочется дойти до сути…»
Я прочитаю его.
Во всём мне хочется дойти до
До самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё, время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открыться…
- Учитель: Давайте скажем спасибо Артёму за достойный ответ.
Открывайте тетради и, используя полученные в ходе урока знания, проанализируйте стихотворение Б.Л. Пастернака из предложенного списка. Я думаю, что сообщения, подготовленные ребятами, помогут вам выделить стилистические и художественные особенности стихотворений.
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу).
- Проанализирует стихотворение Сухоруков Ярослав.
3. Итог урока. Сегодня вы показали своё умение выражать свои мысли в устной форме, умение обобщать материал, отбирать нужный материал на заданную тему. Думаю, что стихи которые звучали в вашем исполнении, помогли вам в формировании художественного вкуса, расширили в некоторой степени ваш литературный кругозор. Следовательно, задачи нашего сегодняшнего урока – исследования выполнены.
Оценки за урок: Закроев – 3, Бахматов – 5, Смоляков – 4, Сухоруков – 4.
- Домашнее задание:
- Написать миниатюру на тему: «Особенности лирики Б. Пастернака»; - всем.
- Прослушать музыку. А. Скрябина ( у кого есть такая возможность) и записать свои впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по литературе 9 класс по творчеству Бунина "Птицы небесные"
Данная работа предназначена в помощь учителю при проведении урока по рассказу И.А. Бунина "Птицы небесные", в которой затронута проблематика ранних рассказов Бунина: поиски и понимание счастья....
Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака.
Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака....
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака.
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака....
Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе
Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с и...
Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""...
План-конспект урока литературы в 7 классе по творчеству Б.Л.Пастернака
Конспект урока литературы по творчеству Б.Л.Пастернака (знакомство с биографией поэта, анализ стихов "Июль", "Никого не будет в доме")...
Тест по теме «Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме..», 7 класс
Тестовые задания включают вопросы по биографии поэта и поэтике стихотвоений "Июль", "Никого не будет в доме"...