Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Тухфатуллина Гульшат Шарифовна

Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с использованием компьютерных технологий. Ученики путем исследовательских заданий и рассуждений учатся решать проблемные вопросы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_kavkaz_bez_slaydov.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе  для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с использованием компьютерных технологий.  Ученики путем исследовательских заданий и рассуждений  учатся решать проблемные вопросы урока.

Урок-исследование в 8 классе

Тема: « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.»

Учитель русского языка и литературы  МОУ Богдановская средняя общеобразовательная школа Тоцкого района – Тухфатуллина Г.Г.

Тема урока: Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.

Цели урока:

продолжить знакомство  учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, лирикой поэта, связанной с пребыванием автора на Кавказе;

путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;

продолжить развивать навыки анализа стихотворений о Кавказе;

воспитание ценности семейного счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.

Методы проведения урока:

слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды );  групповая исследовательская работа по карте; сопутствующее повторение литературоведческих терминов; самостоятельная работа  по учебнику « Литература» 8 класс ( автор Беленький В.Я.) ;

Предварительное домашнее задание для желающих:

выразительное чтение наизусть стихотворений Лермонтова об одиночестве;

повторить сведения из биографии поэта и приготовить использование слайдов по теме сообщения.

Словарная работа. 

Лирическое произведение сосредоточено на передаче внутренних (субъективных) переживаний, ощущений человека, его чувства и настроений.

Рефрен — в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой строфы стих.

Амфибрахий — стихотворный размер, состоящий из трех слогов, первый и третий их которых безударные, а второй – ударный.

Наглядность:

1.Выставочный стенд « Певец любви и одиночества».

 2.Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-9);

 3. Оформление доски ( тема, портрет Лермонтова, эпиграф,

       4. Выставка книг Лермонтова и о его судьбе.

       5. Репродукции картин М.Ю.Лермонтова (« Воспоминание о Кавказе. 1838», « Вид Пятигорска. 1837-1838», « Военно-Грузинская дорога близ Мцхета.1837», « Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.». Акварель.1835-1836)ю

       6. Конверты с текстами писем М.Ю.Лермонтова.

Литература:

 1.   Ю.В.Лебедев. « Звезды и небо! – а я человек!..» ( к 190 –летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова), ж.Литература в школе, № 3,   2004.

2. Ираклий Андроников   Рассказы литературоведа. Издательство «Учитель»,  Ташкент.1972

3. С.А.Андреев-Кривич .   Всеведенье поэта. Издательство «Советская Россия», Москва.1978 год

Ход урока:

….

1. Вступительное слово учителя.

      В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сказал: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

   И своим творчеством Лермонтов доказал, что преобладающий мотив творчества М.Ю.Лермонтова- это бесстрашный самоанализ и связанное с ним обострённое чувство личности, отрицание любых ограничений, любых посягательств на свободу. Именно таким поэтом с гордо поднятой головой он и пришел в русскую литературу со стихами «Смерть поэта» (1837). В них он смело высказал светскому обществу то, о чём стыдливо умалчивали даже пушкинские друзья.

Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом, почти каждое зрелое стихотворение которого, по признанию К. Паустовского, можно назвать шедевром.

2. Постановка проблемного вопроса.

    Мы с вами много знаем о жизни и творчестве поэта. Думаю, что мы с вами плодотворно поработаем на сегодняшнем уроке и постараемся ответить на вопрос, над которым размышляют не только многие литературоведы, но и любой человек, который читает стихи Лермонтова для души, чтоб понять самого себя. Над какими проблемными вопросами  мы размышляли в прошлом году?

Учащиеся: В чем причина одиночества Лермонтова? Откуда эта вселенская грусть в его глазах? В каких стихотворениях мы явно чувствуем это одиночество?

 «На севере диком стоит одиноко» ( чтение уч-ся наизусть) ( картина Шишкина)

 « Утес»( наизусть)

Учитель: Лермонтов интересен нам тем, что мы не можем читать его стихи только от праздности, каждое его стихотворение заставляет вдуматься в каждую строчку.

Слайд №1.  Н.Е. Заболоцкий. Портрет Лермонтова. 1837.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества поэта, а сделаем мы это через его стихи. Каждое стихотворение Лермонтова — своего рода исповедь. Исповедь одинокого человека, постоянно переходящего от восторга — к отчаянию, от любви к  разочарованию, от борьбы к усталости.

К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос :   Почему Кавказ так близок Лермонтову?   Казалось бы, он был на Кавказе всего 2 раза в детстве и потом не по своей воле?

Запишем в тетрадях тему урока, эпиграф и проблемный вопрос.

Тема урока: Кавказ  в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

    Эпиграф:                                                    Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

                                                                      Я посвящаю снова стих небрежный…

  I этап решения проблемы : опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.

Учитель: Вспомните те события из жизни поэта , которые вы помните по 7 классу.

Уч-ся 1: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Мать его, Мария Михайловна, умерла очень рано, когда мальчику было всего два с небольшим года.  Он не помнил ее совсем, но писал :« была  песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Мать любила музыку, много играла на фортепьяно, любила стихи и даже сама их писала. После матери остался альбом. Много грустных и нежных стихов, написанных ее друзьями и знакомыми было в этом альбоме. Когда мать умерла, альбом достался Лермонтову, и, подрастая, он стал записывать в него свои мысли, рисовать картинки.

Слайд  № 2 . Альбом Марии Михайловны Лермонтовой,

который Михаил Юрьевич всегда возил с собой.

Слайд №  3. Детский рисунок М.Ю.Лермонтова. Из альбома матери.

Слайд № 4 . Рисунок М.Ю.Лермонтова из альбома матери.

Уч-ся 2: Брак родителей не был счастливым. Еще до смерти жены отец Лермонтова, Юрий Петрович, покинул семью и жил отдельно. Возможно, свою роль в семейном неблагополучии сыграло то, что мать Марии Михайловны, Елизавета Алексеевна Арсеньева, происходящая из богатой и известной в высшем свете семьи Столыпиных, сильно противилась браку дочери с мелким помещиком. «В слезах угасла мать моя», - напишет потом Лермонтов в одном из своих стихотворений.

В смерти дочери Елизавета Алексеевна винила Юрия Петровича. И когда отец захотел взять к себе оставшегося без матери Мишеля, бабушка решительно этому воспротивилась. Она составила завещание, по которому все свое имущество и состояние оставляла внуку, но при одном условии - что до совершеннолетия он будет жить с ней, на ее воспитании и попечении. Не желая лишать сына состояния, зная, что сам он его обеспечить не может, отец покорился...

Уч-ся 3:  Детство будущего поэта прошло в имении его бабушки по материнской линии — Тарханах (Пензенской губернии)

Слайд  № 6. Усадебный дом Е.А.Арсеньевой,

ныне Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах.

В 1831 году отец умер, оставив сыну такие строки: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобой. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь...»

Лермонтов не укорял отца: в его глазах тот был жертвой, лицом, несправедливо осужденным бабушкой и светским обществом.

                                           Ты дал мне жизнь, но счастье не дал;

      Ты сам на свете был гоним...-

написал Лермонтов в «Эпитафии» своему отцу.

 Не осуждал он и бабушку, которая любила его всей душой и всегда пыталась уберечь и защитить его. «Великая бабушка», «заступница» - так позже назовут ее в литературе. Но любовь бабушки - даже самая великая - не может заменить отца и матери, семейного мира.

Ужасная судьба отца и сына —

Жить розно и в разлуке умереть! —

напишет Лермонтов после смерти Юрия Петровича...

Проблемное усвоение нового материала: выступления уч-ся на основе исследовательской работы по теме «  Детские поездки Лермонтова на Кавказ»

Уч-ся 4: К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ ( 1820 г, 1825 г.). Маленький Лермонтов часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. В то время железных дорог не было, надо было ехать на лошадях. От Тархан до Пятигорска ( Горячих Вод) ехали около месяца; часто останавливались в пути, ночевали на почтовых станциях; было весело, интересно.

   На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым

 Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни

горцев, приезжавших верхом из соседних аулов.  « Как сладкую песню отчизны

 моей, люблю я Кавказ»,- писал он.

Слайд №  7.  Башня близ Казбека. Картина М.Ю.Лермонтова.

           Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Еще в детские годы полюбил он песни, предания горцев.

           ( уч-ся  « Казачья колыбельная песня» - наизусть).

          Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

    «Горы кавказские для меня священны...»

Слово учителя : Некоторое время он верил в легенду о своем шотландском происхождении и в этом искал объяснение отчужденности (предания о легендарном основоположнике его рода – шотландском поэте Томасе Лермонте)

  Но дело, конечно, не в национальной принадлежности. Россия, родина становится постепенно неотъемлемой частью его духовного мира. «Гонимый миром странник... с русскою душой» назовет он себя. Но чувство отчуждения, изгнанности остается. Есть поэты дома, есть - бездомья. Лермонтов относится, конечно, к последним.

Кроме семейной распри, на детство Лермонтова легла и другая тень - тень поражения декабристского восстания, тень николаевской эпохи, в которую всякая свободная мысль жестко преследовалась. В 1825 году Мишелю было всего 11 лет, но глухие слухи о произошедшем доходили и до него: ведь среди членов тайного общества были его родственники. А мы знаем , как царская власть расправилась с декабристами.

Став взрослее, он ощутит на себе все «безлюдье» николаевской России, чьи лучшие сыны погибли или находились в сибирской ссылке. Одной из роковых своих ошибок поэт считал поступление в военную службу. Это уже не был блестящий круг образованных офицеров-декабристов, «детей 1812 года». Армейская среда оказалась чуждой поэту.

Ощущение своей непонятости, особенности, постоянное столкновение мечты об идеальном с убогой действительностью, огромных сил души с мелочностью обыденной жизни - вот что питает поэзию Лермонтова, вот что делает трагичным его существование.

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?    

II этап решения проблемы : исследование причин пребывания Лермонтова на Кавказе.

(В качестве дополнения группы учащихся подготовили к уроку  карту путешествий поэта по Кавказу; плакат-монтаж, составленный из фотоснимков и литографий  мест, где бывал Лермонтов, выставку снимков с его рисунками, относящимися к Кавказу).

Учитель: Кавказ для Лермонтова — символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.

Выступление 1 уч-ся: Первая ссылка на Кавказ( февраль1837- январь 1838)

В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось». обе столицы облетели строки гневные и трагические:

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой...

Лермонтов назвал главных виновников, убийц - «Свободы, Гения и Славы палачи», и эти стихи были доставлены царю с надписью : « Воззвание к революции».

И Россия обрела нового великого поэта — Михаила Лермонтова. Обрела, чтобы через 4 года оплакать его гибель. Но эти 4 года составили целый этап в развитии русской литературы.

 Ведь к этому времени Лермонтов не имел литературного статуса, не было напечано ни одного стихотворения Лермонтова, хотя среди них - признанные в будущем шедеврами  « Ангел»( 1831), « Парус» ( 1832)» Русалка» ( 1832), « Маскарад» не пропущен цензурой.

18 февраля  1837 года  за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина Лермонтов был арестован и переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, то есть отправлен в ссылку.

Слайд № 8.   - Исследование карты « Кавказ в  Х1Х веке».

Выступление 2 уч-ся : Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения, то есть по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай 1.

 Но поэт не сразу попал в приписанный ему полк. В письме своему другу Раевскому  он сообщает: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках несли люди из повозки, я не мог ходить — в месяц меня воды совсем поправили».

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный...

Еще ребенком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников алы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы;

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ воздушный.

Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, бодрости, жизнерадостности. Вот что он пишет тому же другу: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». (Письмо к Раевскому).

Учитель: Во время ссылки Лермонтов посетил много мест. Он объехал всю укрепленную линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Шуте, Шемахе, Кахетии, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и других местах.( Исследования учащимися  карты « Кавказ в  Х1Х веке»)

Он встречался со многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников он имеет в виду, когда пишет в письме: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные» (Письмо к Раевскому)

С некоторыми из них Лермонтов сблизился. Особенно подружился он с поэтом — декабристом Одоевским — автором стихотворного ответа на пушкинское послание «В Сибирь». По распоряжению властей Одоевского с сибирской каторги перевели на Кавказ. Перемены климата ослабили и без того измученного поэта, и вскоре после отъезда Лермонтова он умер от тропической лихорадки. Лермонтов посвятил ему одно из самых светлых своих стихотворений «Памяти А. И. Одоевского». Оно написано было уже в Петербурге, в 1839 году, но полно воспоминаний о Кавказе, о встрече с другом.

Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомится с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.

 В начале 1838 года, благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Грозненский гусарский полк, а затем в Петербург.

Учитель: В ваших выступлениях уже прозвучали пусть еще неполные , но самостоятельные ответы на наш проблемный вопрос « Почему Кавказ был так близок Лермонтову?» . Запишем их в тетрадях.

Выступление 3 уч-ся :  Первая ссылка окончилась, но вскоре за нею последовала и вторая...( апрель 1840- 15 июля 1841 г.)

Специально подстроенная дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э.де Барантом в феврале 1840 г. привела к аресту, и в апреле 1840 года Лермонтов был приговорен ко второй ссылке на Кавказ.

В последний вечер перед отъездом друзья собрались, чтобы проститься с ним. Все были взволнованы и опечалены. Лермонтов стоял у окна , смотрел на весеннее петербургское небо и прочел свое новое стихотворение « Тучи» - может быть, только что написанное. ( « Тучи» - чтение наизусть)

   Потом  переведен  в Тенгинский пехотный полк, отправлен на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях,  представлен к наградам , но вычеркнут из списков императором Николаем 1.

В это время выходит единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Лермонтова» ( октябрь 1840 г., включены « Мцыри», « Песня про царя Ивана Васильевича», 26 стихотворений – очень строго отбирал).

В начале 1841 года бабушка, которая была очень слаба и стара, выхлопотала внуку разрешение приехать в Петербург для свидания с ней. Лермонтов хотел уйти в отставку и посвятить себя литературе. Но через несколько месяцев ему приказано было покинуть столицу.

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым привела к гибели поэта. Жизнь его оборвалась от пули Николая Мартынова в июле 1841 года, на дуэли в предгорьях Машука в окрестностях Пятигорска. Горькие слова написала об этом. Б. Ахмадулина: «...Лермонтов, окруженный друзьями, один из которых в него целился, у подножия Машука, как всегда, был один одинешенек»,

Окруженный друзьями? Едва ли можно назвать другом Лермонтова Н.Мартынова, но секунданты после дуэли, говорят, не могли разобраться, кто чьи интересы представлял: все свои.

Нельзя сказать, что у Лермонтова совсем не было друзей. Но лицейского братства, которым судьба одарила Пушкина, в его жизни не случилось... И чувство глубокого одиночества с самого детства терзало ребенка, так щедро одаренного судьбой, наделенного всевозможными талантами и способностью тонко чувствовать.

III этап решения проблемы урока. Обращение к стихотвореням Лермонтова, посвященным Кавказу. Анализ стихотворения «Кавказ».                                  

1. Выразительное чтение стихотворения « Кавказ» учителем

2. Беседа.

Самостоятельная работа по учебнику. Прочтите литературный комментарий (учебник, стр. 147):

- Какие факты биографии поэта легли в основу стихотворения?

- Как вы думаете, почему Лермонтов называет вечер «розовым»? (Поэт любил вечера. Розовый вечер — это величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца. Эпитет помогает нам образно представить картину, которую рисует Лермонтов.)

- Найдите в стихотворении рефрен. Какую композиционную роль он выполняет?(Связывает различные темы стихотворения, в них - главная мысль стихотворения.)

- Каким стихотворным размером написано стихотворение?

 (1—4 строчки — четырехстопный амфибрахий,

 5 строка — двустопный амфибрахий.

 Чередование короткой и длинных строк поэт добивается эффекта неровного дыхания как следствие волнения.)

IV. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа...»

1. Понятие о ритмической прозе.

Это особая организация художественной речи, которая находится как бы на границе между прозой и стихом. Она в большей степени ритмически упорядочена, чем проза. Ритмическая проза обыкновенно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста. Миниатюра написана ритмической прозой: немерная, свободно движущаяся речь переходит в организованную по закону стихотворных размеров (в данном случае — дактиль).

2. Определение стихотворного размера миниатюры. Дактиль — стихотворный размер, состоящий из 3х слогов, где первый слог — ударный, второй и третий — безударные / -/ - - /.

3. Беседа.

- Какие чувства выражает Лермонтов в миниатюре?

{В миниатюре идет речь о глубокой и неизменной любви к Кавказу.)

- Какие картины вы представляете, читая это произведение поэта?  Устное рисование.

(При чтении представляются картины от неба до земли. Вверху — «одичалые хребты», облака, небо, «громовые тучи», снега, далекие льдины утесов, лучи восходящего солнца. Внизу — темноты, пещеры, на гладком холме — одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, пропасть, выстрел нежданный, люди, дымные сакли.)

Y. Выводы по уроку.

Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему Кавказ так близок Лермонтову? Выводы учащихся .

 Выводы учителя :

Да, Кавказу Лермонтов остался верен до конца дней.

Уже в раннее время он искал там приюта своей мысли, смятенной душе, искал союза, близости, когда ему было трудно и одиноко в мире и когда порой казалось, что это безысходность:

Моей души не понял мир. Ему

Души не надо. Мрак ее глубокой

Как вечности таинственную тьму

Ничье живое не проникнет око.

И в ней-то недоступные уму

Живут воспоминанья о далекой

Святой земле…ни свет, ни шум земной

Их не убьет … я твой! я всюду твой!..

Слайд № 9 . Памятник  М.Ю.Лермонтову. Скульптор Б.А.Зотов. 1958 год.

Учитель: Кавказ и в наше время остается местом, где кипят страсти, решаются важные проблемы.

Представление книги с выставки. А.Приставкин   « Ночевала тучка золотая»…

YI. Домашнее задание.

1. Подготовить чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

2. Исследовательская работа: найти в стихах Лермонтова строки о Кавказе и выписать, сделать анализ.

2. Выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.

Тухфатуллина Гульшат Габдулшарифовна, учитель русского языка и литературы  МОУ Богдановская средняя общеобразовательная школа Тоцкого района Оренбургской области        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Интегрированный проект "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова"

Данный проект способствует формированию целостного представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, для этого учащиеся изучают историю Кавказской войны, анализируют произведения поэта, посвящ...

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

"Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" урок литературы в 8классе

Литературно-музыкальная композиция "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова". На уроке звучат стихи поэта,романсы "Горные вершины","Выхожу один я на дорогу",дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе....

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...