Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с использованием компьютерных технологий. Ученики путем исследовательских заданий и рассуждений учатся решать проблемные вопросы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_kavkaz_bez_slaydov.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с использованием компьютерных технологий. Ученики путем исследовательских заданий и рассуждений учатся решать проблемные вопросы урока.
Урок-исследование в 8 классе
Тема: « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.»
Учитель русского языка и литературы МОУ Богдановская средняя общеобразовательная школа Тоцкого района – Тухфатуллина Г.Г.
Тема урока: Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.
Цели урока:
продолжить знакомство учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, лирикой поэта, связанной с пребыванием автора на Кавказе;
путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;
продолжить развивать навыки анализа стихотворений о Кавказе;
воспитание ценности семейного счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.
Методы проведения урока:
слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды ); групповая исследовательская работа по карте; сопутствующее повторение литературоведческих терминов; самостоятельная работа по учебнику « Литература» 8 класс ( автор Беленький В.Я.) ;
Предварительное домашнее задание для желающих:
выразительное чтение наизусть стихотворений Лермонтова об одиночестве;
повторить сведения из биографии поэта и приготовить использование слайдов по теме сообщения.
Словарная работа.
Лирическое произведение сосредоточено на передаче внутренних (субъективных) переживаний, ощущений человека, его чувства и настроений.
Рефрен — в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой строфы стих.
Амфибрахий — стихотворный размер, состоящий из трех слогов, первый и третий их которых безударные, а второй – ударный.
Наглядность:
1.Выставочный стенд « Певец любви и одиночества».
2.Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-9);
3. Оформление доски ( тема, портрет Лермонтова, эпиграф,
4. Выставка книг Лермонтова и о его судьбе.
5. Репродукции картин М.Ю.Лермонтова (« Воспоминание о Кавказе. 1838», « Вид Пятигорска. 1837-1838», « Военно-Грузинская дорога близ Мцхета.1837», « Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.». Акварель.1835-1836)ю
6. Конверты с текстами писем М.Ю.Лермонтова.
Литература:
1. Ю.В.Лебедев. « Звезды и небо! – а я человек!..» ( к 190 –летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова), ж.Литература в школе, № 3, 2004.
2. Ираклий Андроников Рассказы литературоведа. Издательство «Учитель», Ташкент.1972
3. С.А.Андреев-Кривич . Всеведенье поэта. Издательство «Советская Россия», Москва.1978 год
Ход урока:
….
1. Вступительное слово учителя.
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов сказал: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
И своим творчеством Лермонтов доказал, что преобладающий мотив творчества М.Ю.Лермонтова- это бесстрашный самоанализ и связанное с ним обострённое чувство личности, отрицание любых ограничений, любых посягательств на свободу. Именно таким поэтом с гордо поднятой головой он и пришел в русскую литературу со стихами «Смерть поэта» (1837). В них он смело высказал светскому обществу то, о чём стыдливо умалчивали даже пушкинские друзья.
Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом, почти каждое зрелое стихотворение которого, по признанию К. Паустовского, можно назвать шедевром.
2. Постановка проблемного вопроса.
Мы с вами много знаем о жизни и творчестве поэта. Думаю, что мы с вами плодотворно поработаем на сегодняшнем уроке и постараемся ответить на вопрос, над которым размышляют не только многие литературоведы, но и любой человек, который читает стихи Лермонтова для души, чтоб понять самого себя. Над какими проблемными вопросами мы размышляли в прошлом году?
Учащиеся: В чем причина одиночества Лермонтова? Откуда эта вселенская грусть в его глазах? В каких стихотворениях мы явно чувствуем это одиночество?
«На севере диком стоит одиноко» ( чтение уч-ся наизусть) ( картина Шишкина)
« Утес»( наизусть)
Учитель: Лермонтов интересен нам тем, что мы не можем читать его стихи только от праздности, каждое его стихотворение заставляет вдуматься в каждую строчку.
Слайд №1. Н.Е. Заболоцкий. Портрет Лермонтова. 1837.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества поэта, а сделаем мы это через его стихи. Каждое стихотворение Лермонтова — своего рода исповедь. Исповедь одинокого человека, постоянно переходящего от восторга — к отчаянию, от любви к разочарованию, от борьбы к усталости.
К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Почему Кавказ так близок Лермонтову? Казалось бы, он был на Кавказе всего 2 раза в детстве и потом не по своей воле?
Запишем в тетрадях тему урока, эпиграф и проблемный вопрос.
Тема урока: Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Эпиграф: Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
I этап решения проблемы : опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.
Учитель: Вспомните те события из жизни поэта , которые вы помните по 7 классу.
Уч-ся 1: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Мать его, Мария Михайловна, умерла очень рано, когда мальчику было всего два с небольшим года. Он не помнил ее совсем, но писал :« была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Мать любила музыку, много играла на фортепьяно, любила стихи и даже сама их писала. После матери остался альбом. Много грустных и нежных стихов, написанных ее друзьями и знакомыми было в этом альбоме. Когда мать умерла, альбом достался Лермонтову, и, подрастая, он стал записывать в него свои мысли, рисовать картинки.
Слайд № 2 . Альбом Марии Михайловны Лермонтовой,
который Михаил Юрьевич всегда возил с собой.
Слайд № 3. Детский рисунок М.Ю.Лермонтова. Из альбома матери.
Слайд № 4 . Рисунок М.Ю.Лермонтова из альбома матери.
Уч-ся 2: Брак родителей не был счастливым. Еще до смерти жены отец Лермонтова, Юрий Петрович, покинул семью и жил отдельно. Возможно, свою роль в семейном неблагополучии сыграло то, что мать Марии Михайловны, Елизавета Алексеевна Арсеньева, происходящая из богатой и известной в высшем свете семьи Столыпиных, сильно противилась браку дочери с мелким помещиком. «В слезах угасла мать моя», - напишет потом Лермонтов в одном из своих стихотворений.
В смерти дочери Елизавета Алексеевна винила Юрия Петровича. И когда отец захотел взять к себе оставшегося без матери Мишеля, бабушка решительно этому воспротивилась. Она составила завещание, по которому все свое имущество и состояние оставляла внуку, но при одном условии - что до совершеннолетия он будет жить с ней, на ее воспитании и попечении. Не желая лишать сына состояния, зная, что сам он его обеспечить не может, отец покорился...
Уч-ся 3: Детство будущего поэта прошло в имении его бабушки по материнской линии — Тарханах (Пензенской губернии)
Слайд № 6. Усадебный дом Е.А.Арсеньевой,
ныне Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах.
В 1831 году отец умер, оставив сыну такие строки: «Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобой. Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен, что ты за сие укорять меня не станешь...»
Лермонтов не укорял отца: в его глазах тот был жертвой, лицом, несправедливо осужденным бабушкой и светским обществом.
Ты дал мне жизнь, но счастье не дал;
Ты сам на свете был гоним...-
написал Лермонтов в «Эпитафии» своему отцу.
Не осуждал он и бабушку, которая любила его всей душой и всегда пыталась уберечь и защитить его. «Великая бабушка», «заступница» - так позже назовут ее в литературе. Но любовь бабушки - даже самая великая - не может заменить отца и матери, семейного мира.
Ужасная судьба отца и сына —
Жить розно и в разлуке умереть! —
напишет Лермонтов после смерти Юрия Петровича...
Проблемное усвоение нового материала: выступления уч-ся на основе исследовательской работы по теме « Детские поездки Лермонтова на Кавказ»
Уч-ся 4: К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ ( 1820 г, 1825 г.). Маленький Лермонтов часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. В то время железных дорог не было, надо было ехать на лошадях. От Тархан до Пятигорска ( Горячих Вод) ехали около месяца; часто останавливались в пути, ночевали на почтовых станциях; было весело, интересно.
На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым
Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни
горцев, приезжавших верхом из соседних аулов. « Как сладкую песню отчизны
моей, люблю я Кавказ»,- писал он.
Слайд № 7. Башня близ Казбека. Картина М.Ю.Лермонтова.
Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Еще в детские годы полюбил он песни, предания горцев.
( уч-ся « Казачья колыбельная песня» - наизусть).
Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.
«Горы кавказские для меня священны...»
Слово учителя : Некоторое время он верил в легенду о своем шотландском происхождении и в этом искал объяснение отчужденности (предания о легендарном основоположнике его рода – шотландском поэте Томасе Лермонте)
Но дело, конечно, не в национальной принадлежности. Россия, родина становится постепенно неотъемлемой частью его духовного мира. «Гонимый миром странник... с русскою душой» назовет он себя. Но чувство отчуждения, изгнанности остается. Есть поэты дома, есть - бездомья. Лермонтов относится, конечно, к последним.
Кроме семейной распри, на детство Лермонтова легла и другая тень - тень поражения декабристского восстания, тень николаевской эпохи, в которую всякая свободная мысль жестко преследовалась. В 1825 году Мишелю было всего 11 лет, но глухие слухи о произошедшем доходили и до него: ведь среди членов тайного общества были его родственники. А мы знаем , как царская власть расправилась с декабристами.
Став взрослее, он ощутит на себе все «безлюдье» николаевской России, чьи лучшие сыны погибли или находились в сибирской ссылке. Одной из роковых своих ошибок поэт считал поступление в военную службу. Это уже не был блестящий круг образованных офицеров-декабристов, «детей 1812 года». Армейская среда оказалась чуждой поэту.
Ощущение своей непонятости, особенности, постоянное столкновение мечты об идеальном с убогой действительностью, огромных сил души с мелочностью обыденной жизни - вот что питает поэзию Лермонтова, вот что делает трагичным его существование.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
II этап решения проблемы : исследование причин пребывания Лермонтова на Кавказе.
(В качестве дополнения группы учащихся подготовили к уроку карту путешествий поэта по Кавказу; плакат-монтаж, составленный из фотоснимков и литографий мест, где бывал Лермонтов, выставку снимков с его рисунками, относящимися к Кавказу).
Учитель: Кавказ для Лермонтова — символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.
Выступление 1 уч-ся: Первая ссылка на Кавказ( февраль1837- январь 1838)
В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось». обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой...
Лермонтов назвал главных виновников, убийц - «Свободы, Гения и Славы палачи», и эти стихи были доставлены царю с надписью : « Воззвание к революции».
И Россия обрела нового великого поэта — Михаила Лермонтова. Обрела, чтобы через 4 года оплакать его гибель. Но эти 4 года составили целый этап в развитии русской литературы.
Ведь к этому времени Лермонтов не имел литературного статуса, не было напечано ни одного стихотворения Лермонтова, хотя среди них - признанные в будущем шедеврами « Ангел»( 1831), « Парус» ( 1832)» Русалка» ( 1832), « Маскарад» не пропущен цензурой.
18 февраля 1837 года за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина Лермонтов был арестован и переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, то есть отправлен в ссылку.
Слайд № 8. - Исследование карты « Кавказ в Х1Х веке».
Выступление 2 уч-ся : Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, между вооруженными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения, то есть по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай 1.
Но поэт не сразу попал в приписанный ему полк. В письме своему другу Раевскому он сообщает: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках несли люди из повозки, я не мог ходить — в месяц меня воды совсем поправили».
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный...
Еще ребенком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников алы.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ воздушный.
Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, бодрости, жизнерадостности. Вот что он пишет тому же другу: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». (Письмо к Раевскому).
Учитель: Во время ссылки Лермонтов посетил много мест. Он объехал всю укрепленную линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Шуте, Шемахе, Кахетии, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и других местах.( Исследования учащимися карты « Кавказ в Х1Х веке»)
Он встречался со многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников он имеет в виду, когда пишет в письме: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные» (Письмо к Раевскому)
С некоторыми из них Лермонтов сблизился. Особенно подружился он с поэтом — декабристом Одоевским — автором стихотворного ответа на пушкинское послание «В Сибирь». По распоряжению властей Одоевского с сибирской каторги перевели на Кавказ. Перемены климата ослабили и без того измученного поэта, и вскоре после отъезда Лермонтова он умер от тропической лихорадки. Лермонтов посвятил ему одно из самых светлых своих стихотворений «Памяти А. И. Одоевского». Оно написано было уже в Петербурге, в 1839 году, но полно воспоминаний о Кавказе, о встрече с другом.
Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомится с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.
В начале 1838 года, благодаря хлопотам бабушки, поэта переводят в Грозненский гусарский полк, а затем в Петербург.
Учитель: В ваших выступлениях уже прозвучали пусть еще неполные , но самостоятельные ответы на наш проблемный вопрос « Почему Кавказ был так близок Лермонтову?» . Запишем их в тетрадях.
Выступление 3 уч-ся : Первая ссылка окончилась, но вскоре за нею последовала и вторая...( апрель 1840- 15 июля 1841 г.)
Специально подстроенная дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э.де Барантом в феврале 1840 г. привела к аресту, и в апреле 1840 года Лермонтов был приговорен ко второй ссылке на Кавказ.
В последний вечер перед отъездом друзья собрались, чтобы проститься с ним. Все были взволнованы и опечалены. Лермонтов стоял у окна , смотрел на весеннее петербургское небо и прочел свое новое стихотворение « Тучи» - может быть, только что написанное. ( « Тучи» - чтение наизусть)
Потом переведен в Тенгинский пехотный полк, отправлен на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях, представлен к наградам , но вычеркнут из списков императором Николаем 1.
В это время выходит единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Лермонтова» ( октябрь 1840 г., включены « Мцыри», « Песня про царя Ивана Васильевича», 26 стихотворений – очень строго отбирал).
В начале 1841 года бабушка, которая была очень слаба и стара, выхлопотала внуку разрешение приехать в Петербург для свидания с ней. Лермонтов хотел уйти в отставку и посвятить себя литературе. Но через несколько месяцев ему приказано было покинуть столицу.
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым привела к гибели поэта. Жизнь его оборвалась от пули Николая Мартынова в июле 1841 года, на дуэли в предгорьях Машука в окрестностях Пятигорска. Горькие слова написала об этом. Б. Ахмадулина: «...Лермонтов, окруженный друзьями, один из которых в него целился, у подножия Машука, как всегда, был один одинешенек»,
Окруженный друзьями? Едва ли можно назвать другом Лермонтова Н.Мартынова, но секунданты после дуэли, говорят, не могли разобраться, кто чьи интересы представлял: все свои.
Нельзя сказать, что у Лермонтова совсем не было друзей. Но лицейского братства, которым судьба одарила Пушкина, в его жизни не случилось... И чувство глубокого одиночества с самого детства терзало ребенка, так щедро одаренного судьбой, наделенного всевозможными талантами и способностью тонко чувствовать.
III этап решения проблемы урока. Обращение к стихотвореням Лермонтова, посвященным Кавказу. Анализ стихотворения «Кавказ».
1. Выразительное чтение стихотворения « Кавказ» учителем
2. Беседа.
Самостоятельная работа по учебнику. Прочтите литературный комментарий (учебник, стр. 147):
- Какие факты биографии поэта легли в основу стихотворения?
- Как вы думаете, почему Лермонтов называет вечер «розовым»? (Поэт любил вечера. Розовый вечер — это величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца. Эпитет помогает нам образно представить картину, которую рисует Лермонтов.)
- Найдите в стихотворении рефрен. Какую композиционную роль он выполняет?(Связывает различные темы стихотворения, в них - главная мысль стихотворения.)
- Каким стихотворным размером написано стихотворение?
(1—4 строчки — четырехстопный амфибрахий,
5 строка — двустопный амфибрахий.
Чередование короткой и длинных строк поэт добивается эффекта неровного дыхания как следствие волнения.)
IV. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа...»
1. Понятие о ритмической прозе.
Это особая организация художественной речи, которая находится как бы на границе между прозой и стихом. Она в большей степени ритмически упорядочена, чем проза. Ритмическая проза обыкновенно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста. Миниатюра написана ритмической прозой: немерная, свободно движущаяся речь переходит в организованную по закону стихотворных размеров (в данном случае — дактиль).
2. Определение стихотворного размера миниатюры. Дактиль — стихотворный размер, состоящий из 3х слогов, где первый слог — ударный, второй и третий — безударные / -/ - - /.
3. Беседа.
- Какие чувства выражает Лермонтов в миниатюре?
{В миниатюре идет речь о глубокой и неизменной любви к Кавказу.)
- Какие картины вы представляете, читая это произведение поэта? Устное рисование.
(При чтении представляются картины от неба до земли. Вверху — «одичалые хребты», облака, небо, «громовые тучи», снега, далекие льдины утесов, лучи восходящего солнца. Внизу — темноты, пещеры, на гладком холме — одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, пропасть, выстрел нежданный, люди, дымные сакли.)
Y. Выводы по уроку.
Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему Кавказ так близок Лермонтову? Выводы учащихся .
Выводы учителя :
Да, Кавказу Лермонтов остался верен до конца дней.
Уже в раннее время он искал там приюта своей мысли, смятенной душе, искал союза, близости, когда ему было трудно и одиноко в мире и когда порой казалось, что это безысходность:
Моей души не понял мир. Ему
Души не надо. Мрак ее глубокой
Как вечности таинственную тьму
Ничье живое не проникнет око.
И в ней-то недоступные уму
Живут воспоминанья о далекой
Святой земле…ни свет, ни шум земной
Их не убьет … я твой! я всюду твой!..
Слайд № 9 . Памятник М.Ю.Лермонтову. Скульптор Б.А.Зотов. 1958 год.
Учитель: Кавказ и в наше время остается местом, где кипят страсти, решаются важные проблемы.
Представление книги с выставки. А.Приставкин « Ночевала тучка золотая»…
YI. Домашнее задание.
1. Подготовить чтение наизусть стихотворения «Кавказ».
2. Исследовательская работа: найти в стихах Лермонтова строки о Кавказе и выписать, сделать анализ.
2. Выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.
Тухфатуллина Гульшат Габдулшарифовна, учитель русского языка и литературы МОУ Богдановская средняя общеобразовательная школа Тоцкого района Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Интегрированный проект "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова"
Данный проект способствует формированию целостного представления о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, для этого учащиеся изучают историю Кавказской войны, анализируют произведения поэта, посвящ...
Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)
Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......
План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».
План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...
"Синие горы Кавказа в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова" урок литературы в 8классе
Литературно-музыкальная композиция "Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова". На уроке звучат стихи поэта,романсы "Горные вершины","Выхожу один я на дорогу",дополнительные сведения из жизни поэта на Кавказе....
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...