План-конспект урока литературы в 7 классе по творчеству Б.Л.Пастернака
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока литературы по творчеству Б.Л.Пастернака (знакомство с биографией поэта, анализ стихов "Июль", "Никого не будет в доме")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Борис Пастернак конспект урока литературы | 20.16 КБ |
приложение для учащихся к уроку литературы по творчеству Пастернака | 14.12 КБ |
дополнительный материал для учащихся сообщения | 16.38 КБ |
Пастернак биография | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 Б классе
Творчество Бориса Леонидовича Пастернака
Тема: Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворении «Июль», «Никого не будет в доме…»
Цель: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии и творческого пути Б.Пастернака; совершенствовать умения выразительного чтения и анализа стихотворения как лирического произведения; повторить и закрепить сведения об изобразительных средствах языка, лирическом герое; развивать образное мышление, воображение, связную речь; воспитывать любовь к родной природе; прививать интерес к поэзии.
Оборудование: портрет Б.Л.Пастернака; аудиозапись песни «Никого не будет в доме…», стихотворения в исполнении автора и мастеров художественного слова; таблица; презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений, практикум.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Вспомните изученные стихотворения, в которых изображается пейзаж. Какую роль выполняет пейзаж в лирическом произведении? (В пейзажной лирике природа – главное действующее лицо, через него читателю передаются настроение автора, его чувства, мысли.)
- Что такое лирический герой стихотворения? Совпадает ли его образ с образом самого автора? Всегда ли лирический герой – это человек?
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с Б.Л.Пастернаком, поэтом, тонко чувствующим природу, умеющим видеть в её проявлениях отзвуки и отражения чувств и настроений человека и передать их в своём поэтическом слове.
- Работа над темой урока
- Слово о Пастернаке (презентация) и рассказ подготовленных заранее учеников.
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
-Во время прослушивания подумайте над вопросом:
Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Бориса Пастернака?
Положения рассказа
- Время и место рождения, родители поэта
- Учёба и начало литературной деятельности
- Личное знакомство с В.В.Маяковским и его отзывы о поэзии Б.Л.Пастернака
- Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго»
- Литературный практикум – наблюдение над стихотворениями Б.Л.Пастернака
- Исследовательская фронтальная работа над стихотворением «Июль»
а) Прослушивание аудиозаписи
б) Беседа по содержанию стихотворения
- Кто главный герой стихотворения «Июль»?
- Как изображён этот герой? Какие художественные средства использует при его создании поэт? Выпишите характеризующие его слова и цитаты в
таблицу.
Цитата | Художественное средство (троп) | Впечатление читателя |
«По дому бродит привиденье» | ||
«На чердаке мелькают тени» | ||
«По дому бродит домовой» | ||
«Болтается некстати»; «мешается во все дела»; «крадётся к кровати»; «срывает скатерть со стола»; «ног не обтёрши вбегает в вихре сквозняка» | ||
«С занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка» | ||
«Июль, таскающий в одёже пух одуванчиков, лопух»; «степной нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой, ботвой и запахом укропа…» | ||
«Июль, домой сквозь окна вхожий, всё громко говорящий вслух» |
- Какое выразительно-изобразительное средство преобладает в стихотворении, рисующем июль? (Развёрнутое олицетворение)
- Почему Пастернак изображает июль, июльский воздух как человека? Запишите несколько тезисов, подтверждающих ваш ответ.
Возможные тезисы:
Олицетворение помогает поэту ярче, образнее, точнее описать июльский воздух, его свойства и «повадки»;
Таким образом автор хочет подчеркнуть сходство природы и человека;
Поэт выражает свою любовь к июлю, лету, природе;
Олицетворением поэт приближает июльский воздух к читателю, который тоже чувствует любовь к лету и июлю.
- Аналитическая проблемная работа над стихотворением «Никого не будет в доме»
а) Прослушивание аудиозаписи песни из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром»
б) Беседа по содержанию
- Назовите образы стихотворения. Как они нарисованы?
- Какой цвет преобладает в стихотворении? Почему? Символом чего он является?
- Какое значение имеет образ снежных хлопьев?
- Какое настроение преобладает в стихотворении?
- Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения? В каких строчках и образах проявляется вера лирического героя в будущие изменения в его одинокой жизни?
в) Выразительное чтение вслух стихотворения учащимися
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Приём «Незаконченное предложение»
Необычность стихотворений Б.Л.Пастернака заключается в том, что…
Читая (слушая) сегодня стихотворения Б.Л.Пастернака, я представлял(а)…
- Домашнее задание
- Выполнить письменно анализ одного из изученных стихотворений Б.Л.Пастернака по плану:
- Смысл названия стихотворения.
- Построение стихотворения.
- Преобладание определённых частей речи, их роль.
- Главные образы стихотворения, способы их создания.
- Лирический герой стихотворения, его настроение.
- Общее впечатление от стихотворения, мысли и чувства читателя.
- Выучить одно из изученных стихотворений наизусть.
Предварительный просмотр:
Б.Л.Пастернак «Июль»
Цитата | Художественное средство (троп) | Впечатление читателя |
«По дому бродит привиденье» | ||
«На чердаке мелькают тени» | ||
«По дому бродит домовой» | ||
«Болтается некстати»; «мешается во все дела»; «крадётся к кровати»; «срывает скатерть со стола»; «ног не обтёрши вбегает в вихре сквозняка» | ||
«С занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка» | ||
«Июль, таскающий в одёже пух одуванчиков, лопух»; «степной нечёсаный растрёпа, пропахший липой и травой, ботвой и запахом укропа…» | ||
«Июль, домой сквозь окна вхожий, всё громко говорящий вслух» |
Почему Пастернак изображает июль, июльский воздух как человека? Запишите несколько тезисов, подтверждающих ваш ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока. Рефлексия
Приём «Незаконченное предложение»
Необычность стихотворений Б.Л.Пастернака заключается в том, что…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Читая (слушая) сегодня стихотворения Б.Л.Пастернака, я представлял(а)…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
- Выполнить письменно в тетради анализ одного из изученных стихотворений Б.Л.Пастернака по плану:
- Смысл названия стихотворения.
- Построение стихотворения.
- Преобладание определённых частей речи, их роль.
- Главные образы стихотворения, способы их создания.
- Лирический герой стихотворения, его настроение.
- Общее впечатление от стихотворения, мысли и чувства читателя.
- Выучить одно из изученных стихотворений наизусть.
Предварительный просмотр:
- Время и место рождения. Родители поэта.
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
А.А.Ахматова «Борис Пастернак» 1936г.
Борис Пастернак был щедро одарён от природы. С детства его основными увлечениями были музыка, поэзия и рисование. Он воспитывался в известной московской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем училища живописи, ваяния и зодчества, известным художником-иллюстратором и портретистом.
Мать поэта, урождённая Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от музыкальной карьеры и занималась воспитанием детей. В семье было два сына и две дочери. Несмотря на скромный достаток семьи, она устроила в своём доме своеобразный литературно-художественный салон, где бывали Художники, музыканты, писатели: Николай Ге, Сергей Рахманинов, Райнер-Мария Рильке, Валентин Серов, Александр Скрябин, Лев Толстой.
- Учёба и начало литературной деятельности.
Борис Пастернак начал заниматься литературой в 22 года, то есть в 1912 году. К этому времени он успел попробовать свои силы в сочинении музыки, блестяще закончил философское отделение историко-филологическое отделение Московского университета, стажировался в Марбургском университете, посетил Италию, Швейцарию. Вернувшись в Москву в 12 году, Пастернак вошел в группу «Лирика», которая занимала промежуточное место между символизмом и футуризмом. Борис Пастернак в начале своего творческого пути симпатизировал и немного подражал Александру Блоку, был знаком с Владимиром Маяковским, который какое-то время был его другом и литературным соперником. В 1914 году он завершает свою первую книгу «Близнец в тучах», а через три года вторую – «Поверх барьеров».
Летом 1917 года Пастернак начинает работать над третьей книгой стихов «Сестра моя - жизнь», в ней отразилась атмосфера революционных перемен. В 23 году поэт публикует сборник «Темы и вариации», и его стали называть одним из первых поэтов России.
- Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго».
Борис Пастернак занимается и прозой. В 1922 году он пишет повесть «Детство Люверс», где повествование ведётся от лица девочки-подростка. Переход от лирики к эпосу был связан со стремлением Пастернака отразить судьбу своего поколения. С конца 20-х годов поэт начал работу над повестью под условным названием «Революция» - о жизни и смерти, о судьбе своего поколения. Эта повесть переросла в роман «Доктор Живаго». В нём писатель выразил отрицательное отношение к революции, к социальным экспериментам. В Советском Союзе роман, конечно, не печатали. Пастернак публикует его в Италии в 1957 году, к концу 1958 года роман переведён на 18 языков.
В СССР роман «Доктор Живаго» признали антисоветским, и началась травля писателя, которая усилилась ещё больше, когда стало известно о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Писателя вынудили отказаться от премии, исключили из Союза писателей, сделали изгоем. Сам он написал об этом стихотворение «Нобелевская премия»
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
От этих издевательств писатель тяжело заболел и скончался 30 мая 1960 года в Переделкине.
А.А.Ахматова откликнулась на это событие стихотворением «Смерть поэта»
Умолк вчера неповторимый голос,
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший, им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное... Земли.
1960
В России роман «Доктор Живаго» был опубликован впервые в журнале «Новый мир» лишь в 1988 году.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он награждён каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он её со всеми разделил. «Борис Пастернак» А.А.Ахматова 1936 г.
Детство Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в известной в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в том числе и Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестёр.
Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели. И.И. Левитан М.В. Нестеров В.Д. Поленов С. Иванов Н.Н. Ге
Образование После окончания московской гимназии в 1909 поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьёзно увлекается философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 едет в Германию, где семестр учится в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в 1913. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни. 1908 г. Выпускник Пятой Московской гимназии
Творчество По возвращении в Москву он входит в литературные круги. В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Н.Асеевым и С.Бобровым он организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга». С.Бобров Н.Асеев
Пастернак - поэт В 1914 вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». В начале 1930-х его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в 1932. Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадёрнутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье». 1936 г. Переделкино. Фотография Льва Горнунга.
«Доктор Живаго» В 1930-1940 Пастернак мечтает о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». И вот с 1945 по 1955 в муках рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж, Юрий Живаго, - лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа.
Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. 1958 г.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Стихотворение «Нобелевская премия» («Я пропал, как зверь в загоне...») Пастернак написал после вынужденного отказа от присужденной ему Нобелевской премии в 1958 году .
А.А.Ахматова «Смерть поэта» Умолк вчера неповторимый голос, И нас покинул собеседник рощ. Он превратился в жизнь дающий колос Или в тончайший, им воспетый дождь. И все цветы, что только есть на свете, Навстречу этой смерти расцвели. Но сразу стало тихо на планете, Носящей имя скромное... Земли. 1960
Памятники Борису Пастернаку Умер Пастернак 30 мая 1960 от рака легких в Переделкине. Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище (в то время это было небольшое скромное сельское кладбище). Автор памятника на его могиле - скульптор Сарра Лебедева. Памятник поэту Борису Пастернаку в Перми. Скульптор Елена Мунц
Спасибо за внимание!)
Список использованных ресурсов Лютов В. Русские писатели в жизни - Урал LTD,1999 Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. - М. Советский писатель,1989 Баевский В.С. Пастернак. - М.: Изд.- во МГУ, 2002.- 112с. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака -Л., Сов.писатель, 1990.- 368с. Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. - М. Советский писатель , 1989 historydoc.edu.ru www.lechaim.ru www.bibliograf.ru lichnosti.net hronos.km.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"
План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...