Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя МОУ СОШ № 40 г. Сатки
Тимошиной А.И.
Практическая работа на тему: «Роль метафоры и цветописи в
лирике Б.Л. Пастернака».
Цель работы: проанализировать 5 стихотворений Пастернака, обратившись к ведущему тропу и цветописи.
Ход работы:
1.Ребята, сегодня мы с вами откроем удивительный мир поэзии Б.Л.Пастернака – ярчайшего русского лирика 20 века. А.Блок говорил:
«Нравственные ценности наследственны».
- В чем проявилась одаренность Пастернака? ( Талант. художник , музыкант, философ).
- Почему же он стал поэтом? ( Реальный мир, жизнь, любовь, красота природы, музыка, человек – единое целое для Пастернака, а это можно выразить только словами).
2.Б.Л. говорил: «Поэзия валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Наша задача – убедиться в этой простой истине.
3.Что же получилось у Пастернака? (Читаем две строфы слайда).
- Какое изобразительное средство использует в этих строфах поэт?(Развернутую метафору).
- Что такое метафора? (от греч. – перенесение) – вид тропа, в котором свой-ва одного предмета переносятся на другой. Предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Отличительная черта творчества Пастернака – метафорическая насыщенность. Природа – собеседница поэта, его лирический герой.
4. Перед вами 5 стихотворений Пастернака. Прослушав их и внимательно прочитав, вы должны найти метафоры и выяснить их роль в каждом стихотворении. (5 уч-ся читают наизусть стихи Пастернака, затем идет работа ( 1-2 минуты).
5. Уч-ся приводят примеры метафор и делают выводы:
1 стих-е (выразительность, иллюзия движения, мгновенность впечатлений, цветопись – Пастернак заявляет о своем поэтическом кредо: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души);
2 стих-е (эмоциональность, образность, бытовые зарисовки, яркая разновидность метафоры – олицетворение);
3 стих-е (гармония природы и человека, ощущение бесконечного счастья, покой, умиротворение – время остановилось!);
4 стих-е ( «образ входит в образ», он живописен, динамичен, музыкален и порывист);
5 стих-е ( любимое время года поэта – зима – февраль, неизбежное течение жизни передано через идущий снег, в этом – вся душа лирического героя; слова рождаются сами по себе, любое явление поэт стремится «застать врасплох» и принимает это как должное).
6. Еще один прием, используемый Пастернаком для создания худ-ных образов, - цветопись.
- Выпишите цветовые символы из данных стихотворений и объясните их значение, но так, чтобы оно совпало с точкой зрения самого поэта (черный – не символ смерти!)
Черный – яркость, блеск, блики последних дней зимы.
Синий – символ небесного, возвышенного.
Красный, огненный – символ жизни, источник тепла.
Зеленый – молодость и красота.
Белый – символ чистоты и святости, божественный цвет. ( Полный ответ – слайд №5 – проверка).
7. Итоги занятия: мы с вами выполнили практическую работу на основе стихотворений Пастернака и углубили свои знания о худ-х средствах языка – метафоре и цветописи. Уверена, вы увидели красоту поэтического слова, почувствовали его прелесть и, наверное, не раз обратитесь еще к миру удивительной поэзии Б.Пастернака. ( Поздравление – романс «Свеча» на стихи Пастернака «Зимняя ночь». Образ свечи – развернутая метафора.) (Слайд №6 – свеча)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Фантазия и творчество в графике"
Мастер – класс «Фантазия и творчество в графике» разработала Казанцева Галина Никитична учитель технологии высшей категории МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области. Цель: обо...
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака.
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака....
Мастер-класс "Цветообозначение в творчестве И.А.Бунина".
Мастер-класс на тему: "Автор.Предмет.Цвет".В основе мастер-класса лежит творчество И.А.Бунина.В данной разработке раскрываются особенности цветового обозначения в творчестве писателя.Возможно использо...
Мастер-класс "Устное народное творчество"
Мастер-класс "Устное народное творчество"...
Мастер – класс «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказ...
Мастер-класс "Символы в творчестве Мэлса Самбуева"
в 2017 году открытый мастер- класс «Символы в творчестве М. Самбуева» на районном семинаре «Филологическое образование в Закаменском районе» МАОУ «Санагинская СОШ»...
Проведение мастер - класса по прикладному творчеству "Текстильная брошь" для людей с ограниченными возможностями 2020 год.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22829868","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22829871","attributes":{"alt":"","class"...