Урок-концерт "Мой Есенин" (к 115-й годовщине со дня рождения поэта серебряного века)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок-концерт на тему "Мой Есенин" (к 115-й годовщине со дня рождения поэта серебряного века)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-концерт "Мой Есенин" | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 2 г. Сальска
Открытое внеклассное мероприятие,
посвященное 115-летию со дня рождения
поэта серебряного века С. А. Есенина «Мой Есенин»
Разработано учителем русского языка
и литературы Романенко О. А.
г. Сальск
2010 г.
Урок-концерт «Мой Есенин»
(На экране слайды с пейзажными зарисовками в сопровождении музыки на стихи «Нивы сжаты, рощи голы»)
Учитель (с томиком Есенина): Добрый день, уважаемые зрители. Сегодня вы присутствуете на необычном мероприятии, концерте-очерке, посвящённом творчеству поэта серебряного века Сергея Александровича Есенина. В этом году исполняется 115 лет со дня его рождения.
У поэта Андрея Вознесенского есть стихотворение «Живите не в пространстве, а во времени…». Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи близки и нашему времени.
На улице время осеннее.
Веселье умолкло в бору.
И снова я томик Есенина
С волнением в руки беру…(раскрывает книгу)
Вед.1: Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Вед.2: На душе светло… Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Они сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, слушать в них.
( Песня «Отговорила роща золотая» в исполнении И.Н. Сорель и А.П. Шепелевой)
Вед.3: Когда я взял сборник стихов Есенина и стал читать, я был поражён. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли.
Мальчики, изображающие Есенина:
Витя: Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою..
Илья: Не знаю, не помню.
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани
Жил мальчик
В простой крестьянской семье.
Желтоволосый,
С голубыми глазами.
Толя: Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой.
Часто-часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму заживёт».
Вед.1: Жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.
(Песня «Поёт зима, аукает»)
Вед.3: Поэт неназидательно учит меня любить и понимать природу, окружающий мир, животных, человека.
Коля: Много дум я о себе придумал,
Много песен о себе сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил…
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
( «Собаке Качалова»)
Вед.3: Читая стихи Есенина, я лучше понимаю его как человека и, вместе с тем, лучше понимаю себя, каков я есть, каким буду. После его стихотворений, в которых – полное взаимопонимание природы и человека, я иногда иногда ощущаю себя клёном, что «стоит, нагнувшись, под метелью белой»
( Песня «Клён ты мой опавший»)
Вед.2: Для Есенина природа – это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни.
( «Не жалею, не зову, не плачу…»)
Вед.1: Любовь к природе, к человеку – это первые проявления огромной любви Есенина к Родине. Поэтому поэзия природы и поэзия любви неразрывно связаны у него с темой Родины. Вне России для Есенина не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.
…Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая –
Дайте Родину мою!»
(Песня «Гой ты, Русь моя родная!»)
Вед.2: Душой болея за судьбу страны, Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. Был он на стороне Октября до середины 1919 г. До этого поэт смутно представлял, что делается в глубинке Республики Советов. Поездка домой и в Харьков способствовала внутреннему перерождению Сергея Александровича. «Идёт совершенно не тот социолизм, о котором я думал»,- говорил поэт. И начались смутные кабацкие годы, когда душу Есенин лечил вином и скандалами. Появляется цикл стихов под названием «Москва кабацкая», в котором звучат строки:
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несёт нас рок событий?
( Песня «Забава»)
Вед.1: Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот красивый голубоглазый рязанский поэт.
Но в жизни у каждого своя дорога. Талант мой, возможно, проявится в чём-то другом. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом!
Учитель: Концерт наш окончен. Сегодня мы «говорили» с поэтом Сергеем Есениным. Слушали изумительные песни на его стихи. Спасибо Сергею Александровичу Есенину за его прекрасное творчество, за его огромную любовь к нашей Родине –России!
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".
Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013
Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...
Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"
Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...
Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".
Работа о творчестве поэтов "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...