Урок-концерт "Мой Есенин" (к 115-й годовщине со дня рождения поэта серебряного века)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Романенко Ольга Анатольевна

Урок-концерт на тему "Мой Есенин" (к 115-й годовщине со дня рождения поэта серебряного века)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-концерт "Мой Есенин"26 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                   гимназия № 2 г. Сальска

                      Открытое внеклассное мероприятие,

                   посвященное 115-летию со дня рождения

            поэта серебряного века С. А. Есенина «Мой Есенин»

                                                    Разработано  учителем    русского языка

                                                                             и литературы Романенко О. А.

                                                        г. Сальск

                                                            2010 г.

                                             

                                                  Урок-концерт «Мой Есенин»

(На экране слайды с пейзажными зарисовками в сопровождении музыки на стихи «Нивы сжаты, рощи голы»)

Учитель (с  томиком Есенина): Добрый день, уважаемые зрители. Сегодня вы присутствуете на необычном мероприятии, концерте-очерке, посвящённом творчеству поэта серебряного века Сергея Александровича Есенина. В этом году исполняется 115 лет со дня его рождения.

У поэта Андрея Вознесенского есть стихотворение «Живите не в пространстве, а во времени…». Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи близки и нашему времени.

          На улице время осеннее.

          Веселье умолкло в бору.

          И снова я томик Есенина

          С волнением в руки беру…(раскрывает книгу)

Вед.1: Выткался на озере алый свет зари.

            На бору со звонами плачут глухари.

            Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

            Только мне не плачется – на душе светло.

Вед.2:  На душе светло… Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Они сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, слушать в них.

( Песня «Отговорила роща золотая» в исполнении И.Н. Сорель и А.П. Шепелевой)

Вед.3: Когда я взял сборник стихов Есенина и стал читать, я был поражён. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли.

                                      Мальчики, изображающие Есенина:

Витя: Стихи мои,

          Спокойно расскажите

           Про жизнь мою..

Илья: Не знаю, не помню.

          В одном селе,

          Может, в Калуге,

          А может, в Рязани

          Жил мальчик

          В простой крестьянской семье.

          Желтоволосый,

          С голубыми глазами.

Толя:  Худощавый и низкорослый,

           Средь мальчишек всегда герой.

           Часто-часто с разбитым носом

           Приходил я к себе домой.

           И навстречу испуганной маме

           Я цедил сквозь кровавый рот:

           «Ничего! Я споткнулся о камень,

           Это к завтраму заживёт».

Вед.1: Жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

                                                (Песня «Поёт зима, аукает»)

Вед.3: Поэт неназидательно учит меня любить и понимать природу, окружающий мир, животных, человека.

Коля: Много дум я о себе придумал,

           Много песен о себе сложил.

           И на этой на земле угрюмой

          Счастлив тем, что я дышал и жил…

          Счастлив тем, что целовал я женщин,

          Мял цветы, валялся на траве,

          И зверьё, как братьев наших меньших,

          Никогда не бил по голове.

                                                   ( «Собаке Качалова»)

Вед.3: Читая стихи Есенина, я лучше понимаю его как человека и, вместе с тем, лучше понимаю себя, каков я есть, каким буду. После его стихотворений, в которых – полное взаимопонимание природы и человека, я иногда иногда ощущаю себя клёном, что «стоит, нагнувшись, под метелью белой»

                                      ( Песня «Клён ты мой опавший»)

Вед.2: Для Есенина природа – это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни.

                                ( «Не жалею, не зову, не плачу…»)

Вед.1: Любовь к природе, к человеку – это первые проявления огромной любви Есенина к Родине. Поэтому поэзия природы и поэзия любви неразрывно связаны у него с темой Родины. Вне России для Есенина не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.                              

                                 …Если крикнет рать святая:

                                 « Кинь ты Русь, живи в раю!».

                                  Я скажу: «Не надо рая –

                                  Дайте Родину мою!»

                                                   (Песня «Гой ты, Русь моя родная!»)

Вед.2: Душой болея за судьбу страны, Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. Был он на стороне Октября до середины 1919 г. До этого поэт смутно представлял, что делается в глубинке Республики Советов. Поездка домой и в Харьков способствовала внутреннему перерождению Сергея Александровича. «Идёт совершенно не тот социолизм, о котором я думал»,- говорил поэт. И начались смутные кабацкие годы, когда душу Есенин лечил вином и скандалами. Появляется цикл стихов под названием «Москва кабацкая», в котором звучат строки:

                                                                С того и мучаюсь, что не пойму,

                                                                 Куда несёт нас рок событий?

                     (  Песня «Забава»)

Вед.1: Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот красивый голубоглазый рязанский поэт.

Но в жизни у каждого своя дорога. Талант мой, возможно, проявится в чём-то другом. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом!

Учитель: Концерт наш окончен. Сегодня мы «говорили» с поэтом Сергеем Есениным. Слушали изумительные песни на его стихи. Спасибо Сергею Александровичу Есенину за его прекрасное творчество, за его огромную любовь к нашей Родине –России!

Спасибо всем!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".

Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой – 2013

Ежегодный конкурс чтецов стихотворных произведений поэтов Серебряного века, посвященный Дню рождения Марины Цветаевой состоялся в Елабуге. Конкурсанты читали стихи не только Цветаевой, но и Есенина, М...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...

Серебряный век. Обзор по творчеству поэтов "Серебряного века".

Работа о творчестве поэтов  "Серебряного века" литературная гостиная с чтением стихов учащимися  Отрывок из урока: ведущие рассказывают:Что такое символизм? Это одно...