Рабочая программа и КТП по литературе по В.Я. Коровиной 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008.)
Составление рабочей программы связано с отсутствием в авторской программе распределения часов , как по темам, так и отсутствие общего количества часов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_ktp_po_literature_8_klasspo_v._ya._korovinoy_bez_fgosov.doc | 378 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Красноармейский район, Краснодарский край,
ст. Чебургольская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28
(полное наименование образовательного учреждения)
Обсуждено Согласовано УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО заместитель решением педсовета протокол № 1
протокол № 1 от29.08. 2013 директора от 30.08.2013 года
руководитель МО _________2013 Председатель педсовета
______ . __________ _____________
подпись Ф.И.О подпись Ф.И.О. подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Второго ВИДА
по литературе
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 8
Учитель Силиенко Надежда Фёдоровна
Программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной МО РФ. Москва. «Просвещение». 2008г.
Эксперты:
Учитель русского языка и литературы_____________________________________
место работы эксперта, должность подпись ФИО
Учитель русского языка и литературы _____________________
место работы эксперта, должность подпись ФИО
Учитель русского языка и литературы_____________________________________
место работы эксперта, должность подпись ФИО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008.)
Составление рабочей программы связано с отсутствием в авторской программе распределения часов , как по темам, так и отсутствие общего количества часов.
Рабочая программа по литературе в 8 классе обсуждена на заседании МО (протокол № 1 от29.08. 2013), согласована с заместителем директора по УВР, утверждена на заседании педсовета МБОУ СОШ № 28 от 30.08.13, протокол №1.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Целью литературного образования является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.
Задачи литературного образования в школе:
1) Сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры.
2) На основе понимания языка литературы как вида искусства научить учащегося анализу литературного произведения как объективной художественной реальности.
3) Выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе.
4) Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
5) Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
6) Объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.
7) Выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества.
8) Воспитать устойчивый художественный вкус у учащихся.
9) Выработать навыки грамотной устной и письменной речи.
10) Развить потенциальные творческие способности учащихся.
Этап основного общего литературного образования (5–9 классы) предполагает освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.
Главная цель этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение. | 1 | |
2 | Устное народное творчество. | 2 | |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 3 | |
5 | Из русской литературы XIX века. | 31 | |
6 | Из русской литературы XX века. | 22 | |
7 | Зарубежная литература. | 7 | |
ИТОГО | 68 | ||
Содержание обучения
Введение(1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(2ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА(3ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(31ч.)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич -- главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения -зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова -- нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и законов мерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора -- высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Кратки и рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенное двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(22ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.
Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь ц воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писа-1 теле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о] писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина • - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е. Винокуров, «Москвичи»; М. Исаковский. «Катюша»' «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Лесенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; В, Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет»* Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечером», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. П. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта -символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Кто хвалится родством своим…», «Увы,, мой стих не блещет новизной.,*».
В строгой форме сонетов -живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирическом поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» -сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображение.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Произведения для заучивания наизусть
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор)
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
Произведения для самостоятельного чтения
Восьмой класс
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька томная...». «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, нетры буйные...». Авдотья Рязаночка.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. 3—4 стихотворения на выбор.
К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. Вяземский. Тройка.
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.
А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука.
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина.
М. Ю, Лермонтов. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера --ив самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. Певцы.
А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Тоска. В. Г. Короленко. Мгновение.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Старуха Изергиль.
И. Ф. Анненский. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).
А. Белый. Заброшенный дом.
М. А. Волошин. Коктебель.
А. А. Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом...». «Проводила друга до передней...».
С. А. Есенин, Письмо матери.
Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».
А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.
В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
А. С. Грин. Бегущая по волнам.
Н. Н. Дубов. Горе одному.
Ч. Айтматов. Ранние журавли.
Л. С. Соболев. Морская душа.
В. Ф. Тендряков. Весенние перевертыши.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера. В. Скотт. Айвенго.
П. Мериме. Таманго. Маттео Фальконе. Г. Уэллс. Война миров. Э. По. Золотой жук.
Внеклассное чтение
- «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.
- И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца
- Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова КУБАН. Стихотворения и рассказы кубанских писателей о родной природе.
- А. А. Б л о к. Историческая тема в его творчестве. «Россия».
- Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни
- А. П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
- Русские поэты о Родине, родной природе.
- Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
- Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
Перечень практических работ, контрольных работ, в том числе и развитие речи
Развитие речи.
- Сочинение-рассуждение на тему «Митрофан – зеркало Простаковой»
- Гринев: жизненный путь героя( обучение устному рассказу)
- Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. (Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
- Проверочная работа по творчеству А. С. Пушкина
- Сочинение по поэме М. .Лермонтова «Мцыри
- Особенности композиционной структуры комедии.( Развёрнутый ответ на вопрос)
- Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».
- Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».
- Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.
- Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина
- Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»
Итого:
Аудиторных сочинений—4
Неаудиторных сочинений—1
Требования к подготовке учащихся по предмету
В результате изучения литературы ученик должен
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- правильно, бегло и выразительно читать вслух;
- определять род и жанр произведения;
- писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- писать развернутый ответ на вопрос;
- письменно составлять план сочинения;
- писать рассказ-характеристику;
- свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Раздел V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебно-методическое обеспечение
Учебники | Учебные пособия | Методические Пособия |
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник: в 2-х частях.- М. :Просвещение, 2010-2012. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс. – М.: Просвещение, 2008-2010. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 8 класс». (Формат МР3). М.: Аудио-школа, Просвещение, 2011-2012. | Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Методические советы. -М.: Просвещение. 2006, 2007, 2008. 2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2008. 3.Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 5. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007. 6. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия. |
Интернет- источники:
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 2013 года
Муниципальное образование Красноармейский район,
ст. Чебургольская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28
(полное наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2013-2014 учебный год
по литературе
Класс 8
Учитель Силиенко Надежда Фёдоровна
Количество часов: всего - 68ч; в неделю - 2ч.;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя Силиенко Надежды Фёдоровны, утверждённой решением педагогического совета протокол №1 от 30.08. 2013 года.
№ п/п | № по разде лу | Тема урока | Цели урока | Дата проведения | Планируемый результат и уровень освоения. Компетенции | Дома шнее задание | Информационно- | ||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||||
План | Факт | ||||||||||
Базовая программа | Продвинутый уровень | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Введение ( 1 час) | |||||||||||
1 | 1 | Введение. Литература и история. | Ц е л и: дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова | З н а т ь: понятие «художественная литература» У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа . | Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) | Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью | С.3-4, повт. УНТ | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995) Презентация | |||
Устное народное творчество (2 часа) | |||||||||||
2 | 1 | Лирические и исторические песни. Кубанские народные исторические песни. | Цели: повторить жанры УНТ, показать особенности жанра народной песни, развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста | З н а т ь: образную природу словесного искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа . | Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ) | Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью | Написать частушку, сделать иллюстрацию к народной песне | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 8 кл. / сост. Г. И. Беленький. (М., 1995) Презентация | |||
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Цели: раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора. | З н а т ь: содержание песен и приданий. У м е т ь: анализировать образы , определять тематику и проблематику произведения. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать . | Владение монологической и диалогической речью | ” пересказ | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин | |||
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||||||||||
4 | 1 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | Цели: развить понятие о древнерусской литературе, расширить представление об особенностях житийного жанра, ознакомить с текстом «Повести…» | З н а т ь: содержание и историческую основу “Повести о житии … Александра Невского»”. Уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать духовно-едейное содержание, сравнивать житие с УНТ | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью | Подг. Сообщ Соч-рассуждение. | Т. М. Степанова Учить не учительствуя. Картина П. Корин «Александр Невский Презентация | ||||
5 | 2 Вн/чт. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Цели: показать идейно-художественное своеобразие «Повести…»как сатирического произведения, описания иллюстраций, развивать навыки анализа текста, навыки монологичской речи и выразительного чтения, реализация межпредметных связей с ИЗО | З н а т ь: определение сатирической повести, содержание и историческую основу “Повести о Шемякином суде»” Уметь: находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести. | Использование материала с уроков ИЗО, | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью | Подг. Разв ответ Т. М. Степанова Учить не учительствуя. Картины П. Корина, Г.Семирадского, В.Серова Презентация | ||||
Из литературы 18 века. (3 часа) | |||||||||||
6 | 1 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии. | Ц е л и: познакомить с творчеством Д. И. Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии | З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма. У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии. | Владение монологической и диалогической речью | Подг. Рассказ о судьбе Стародума, выписать афоризмы, отв на вопросы | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 8 кл. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин маем, спорим” Презентация | |||
7 | 2 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | Цель: раскрыть идеалы Стародума, гуманистический пафос комедии | Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой, давать характеристику героям | Уметь подбирать синонимы к ключевым понятиям рассуждений положительных героев: добродетель, благочестие, добронравие. | Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: НАКО, 2004. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин Презентация | |||||
8 | 3 Р.Р | Р.Р Сочинение-рассуждение на тему «Митрофан – зеркало Простаковой» | Цель: обучение составлению плана, использованию цитатного материала | Уметь: отбирать литературный материал для сочинения | Уметь находить отражение в комедии идей Просвещения | Рассуждение на тему «Митрофан – зеркало Простаковой» | Дописать сочинение | Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин Презентация | |||
Из русской литературы 19 века (31 час) | |||||||||||
9 | 1 | И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. | Цели: расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения | З н а т ь: основные этапы жизненного пути И.А. Крылова, особенности жанра баснен и их содержание . У м е т ь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою. | Мини-сочинение по морали одной из басен | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью | И Выучить наизусть | . В. Золотарева. Поурочные разработки. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004. – 314 с.) Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням Презентация | |||
10 | 2 Вн/чт. | И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | . Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин Презентация | |||||
11 | 3 | К. Ф. Р ы л е е в. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. | . Цели: ознакомить учеников с личностью К.Ф. Рылеева, дать понятие о жанре думы, развивать навыки выразительного чтения | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | У м е т ь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | . Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим Портрет К.Ф. Рылеева, иллюстрации к «Думам…» Презентация | ||||
12 | 4 | А. С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. | Цель: познакомить с историей создания стихотворений | Знать: историю создания стихотворения; | Музыка: романс | ||||||
13 | 5 | А. С. Пушкин и история. КУБАН. А. С. Пушкин на Кубани Историческая тема в творчестве Пушкина | |||||||||
14 | 6 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | Ц е л и (на всю тему): должны иметь представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном образе-характере), средствах характеристики персонажей (портрете, пейзаже, речи героя и т. д | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию ( | У м е т ь: делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из “Истории Пугачевского бунта” А. С. Пушкина). | Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью | Читать повесть, характеристика Гринева | К. П. Лахостский. Пушкин в школе. (Л., 1959). И. В. Золотарева. Поурочные разработки. 8 кл. Презентация | |||
15 | 7 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. | Ц е л и: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Выделять смысловые части текста (П). | У м е т ь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринёва. Сообщения: – Первые жизненные испытания П. Гринёва. – Что такое милосердие? .. | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | 3-5 гл., рассказ о жизни Гринева | М. И. Гильдельсон. Капитанская дочка: комментарии. (Л., 1977). Альбом “А. С. Пушкин” Презентация | |||
16 | 8 Р.Р | Р.Р Гринев: жизненный путь героя. | Ц е л и: проследить по тексту путь духовного становления главного героя; его отношения с людьми | З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям . | Письменный ответ “Как и почему изменилось отношение Гринёва к своему пребыванию в крепости?” . . | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | 6-7 гл, пересказ о падении Белогорской крепости, словарь устар. слов | Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок за уроком. (М.: Русское слово, 2000) Презентация | |||
17 | 9 | Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | Ц е л и проверить знание устаревших слов: сформировать представление о двух героях повести – Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы | З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию . | Сообщение: – Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте; – Роль эпиграфа в повести | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | Гл. 8-12, подг. Разв. ответы, найти эпизоды, cв. с Пугачевым | Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 8 кл.: урок за уроком. (М.: Русское слово, 2000) | |||
18 | 10 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | Ц е л и: выявить способыыыы и средства характеристики героев, создать условия для раскрытия смысла названия повести; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа | З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах | Инсценировка отрывков из романа. Найти в тексте “зеркальные сцены” (Т)..), продолжать совершенствовать навык составления сравнительной характеристики персонажей, уметь выбирать тему сочинения, определять ее границы, аргументированно, по плану ее раскрывать | Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал | 13-14 гл, подг. Хар-ки Маши и Швабрина | И. В. Золотарева. Поурочные разработки. 8 кл. (М.: ВА Фрагмент из х/ф “Капитанская дочка”КО, 2004) | |||
19 | 11 Р.Р | Р.Р Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». | Ц е л и: раскрыть смысл названия повести, доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина, развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному | Рассуждения:: – Почему сложились особые отношения у Гринёва и Пугачева? – “Зеркальные” сцены в романе ( | Владение монологической и диалогической речью; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Подг. к итоговому уроку, инд. задания | В. Н Катасонов. Тема чести и милосердия в повести Пушкина “Капитанская дочка”. (ЛВШ, № 6, 1991) Репрдукция картины С. Герасимова к повести | |||
20 | 12 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | Презентация Фонохрестоматия к учебнику | ||||||||
21 | 13 | Проверочная работа по творчеству А. С. Пушкина | тест | ||||||||
22 | 14 | М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве Лермонтова КУБАН. Лермонтов на Кубани | Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова, обобщение ранее изученного. | З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному | Рассуждения: – Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта . | Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста | Прочитать поэму «Мцыри» | З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963) И. В. Золотарёва. Поурочные разработки. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) В/ф “С Лермонтовым в Кисловодске”, романс Рубинштейна и Варламова “Горные вершины”, портреты Лермонтова | |||
23 | 15 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как омантический герой. | Ц е л и: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы | З н а т ь: содержание изучаемого произведения. У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения | Пейзажи Кавказа (материал с уроков ИЗО) в произведениях Лермонтова | Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью | Сост. Цитатный план, подготовить рассказ, отв. на вопросы | М. Мещерякова. Литература в схемах и таблицах. (М., 2000). О. Тактанишвили. Симфоническая поэма “Мцыри”, иллюстрации к поэме Презентация Фонохрестоматия к учебнику | |||
24 | 16 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». | Ц е л и: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, письменно высказываться на предложенную тему, дать первоначальное понятие о романтизме | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским. У м е т ь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции. | Рассуждения: – Что узнал о жизни и о себе Мцыри за три дня скитания? – Смысл, заключенный в эпиграфе . | Умение развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев; приводить доказательства, используя цитатный материал | Подготовить выразительно чтение наизусть отрывка из поэмы, читать статьи учебника с. 240-244 | Иллюстрации Л. Пастернака к поэме “Мцыри” | |||
25 | 17 Р.Р | Р.Р Сочинение по поэме М. .Лермонтова «Мцыри» | Ц е л и: подготовить учащихся к сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки, учить работать с критической литературой | З н а т ь: образную природу словесного искусства; художественую трактовку образа У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть. владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению | Темы: 1. Чем меня привлекает Мцыри? 2. Подвиг ради свободы | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | Дописать сочинение- по поэме «Мцыри» | Л. Н. Савина. Уроки литературы в 8 классе: поурочные планы. (Волгоград: Учитель, 2002) Презентация | |||
26 | 18 | Н. В. Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме. | Ц е л и: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Гоголя, обобщение ранее изученного. | З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа. | Характеристика действующих лиц комедии, устное рисование | Использование различных видов чтения; владение монологической и диалогической речью | Подг. характеристики действ. лиц, подг. выраз. чтение | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). М Таблица “Особенности драматического произведения”, в/ф “Место действия “Ревизора”, плртрет гоголя, иллюстрации к произведению | |||
27 | 19 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | Ц е л и: создать условия для понимания жизненной основы комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке | З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии. У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному | Первые сценические опыты. “Сыграть” (объяснить) поведение своего персонажа | Владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал | Отв. на вопросы, характеристика Хлестакова, подг. выраз. чт. | Фонохрестоматия к учебнику И. В. Золотарева. Ф. Моллер, Д. Кардовский. Эскизы декораций к “Ревизору”Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) Презентация | |||
28 | 20 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | Ц е л и: совершенствовать умение анализировать драматические произведения; получить представление о характере Хлестакова, понять механизм его превращения, выяснить отношение автора | З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии. У м е т ь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа | Подготовить инсценировку из эпизодов (по группам); словесный портрет Хлестакова | Владение основными видами публичных выступлений; умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала | Отв. на вопросы, инд. задания | Иллюстрации А. Константиновского, Н. Кузьмина к “Ревизору”Л. Тодоров. Почему везет Хлестакову, или Возвращение к традиционному изучению “Ревизора”. (ЛВШ, № 5, 1998). Дидактический материал “Читаем, думаем, спорим”, с. 64–69 | |||
29 | 21 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | Презентация | ||||||||
30 | 22 Р.Р | Р. Р Особенности композиционной структуры комедии. | Ц е л и: создать условия для понимания ситуации рождения страха перед ревизией, как основы комедийного действия.; систематизировать и обобщить изученное о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа; составить тезисы по статье В. Г. Белинского, систематизация и обобщение изученного материала в форме теста; | З н а т ь: содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”. У м е т ь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания | Выписать из текста комедии выражения, ставшие крылатыми. Сообщения: – Трактовка образа Хлестакова различными актерами; – Белинский о Городничем | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений | Развёрнутый ответ на вопрос Темы:
2. Почему такой ничтожный человек как Хлестаков мог показаться чиновникам ревизором? 3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе? | В/ф “Памятник” (Гоголю) “Не зарастет народная тропа”И. Соколова. Обобщенный урок-беседа по комедии Гоголя “Ревизор”. (ЛВШ, № 2, 1996) Дидактический материал “Читаем, думаем, спорим”. (М.: Просвещение, 2003) | |||
31 | 23 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | З н а т ь: текст повести У м е т ь: воспринимать и анализировать | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья | Свободная работа с текстами | Озаглавить главы, гр. задания | Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Презентация | ||||
32 | 24 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. | З н а т ь: текст повести У м е т ь: воспринимать и анализировать | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья | Свободная работа с текстами | Определить элементы композиции, выр. чтение 16 гл., инд. задания | Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
| ||||
33 | 25 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок).. Образы градоначальников. | Ц е л и: дать представление о личности и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; напомнить особенности жанра сказки в творчестве писателя, расширить представление о сатирической направленности произведений писателя | З н а т ь: текст повести У м е т ь: воспринимать и анализировать | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья | Свободная работа с текстами | Подг. чтение фрагмента, сост. словарик трудных слов подг. Пересказ. | Д Портрет писателя, выставка иллюстраций идактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
| |||
34 | 26 Р.Р | Р.Р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | Ц е л и: показать своеобразие историзма М.Е. Салтыкова-Щедрина, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения | З н а т ь: текст повести У м е т ь: воспринимать и анализировать | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья | Свободная работа с текстами | Подг. письм ответ на вопрос, подг. Сообщение – инд. | Дидактические Портрет писателя, выставка иллюстраций материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Презентация тест | |||
35 | 27 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Ц е л и: дать представление о личности и творчестве писателя, показать своеобразие историзма Н.С. Лескова, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения | З н а т ь: текст повести У м е т ь: воспринимать и анализировать | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья | Свободная работа с текстами | Подг. рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?» Прочитать рассказ Толстого «После бала» | Портрет писателя, выставка иллюстраций Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим”.
| |||
36 | 28 | Л. Н. Толстой. «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | Ц е л и: расширить знания о личности и творчестве Л. Н. Толстого; показать своеобразие историзма писателя, показать особенности композиции рассказа “После бала”, ее роли, дать понятие о роли приема антитезы в идейной и художественной ткани рассказа | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения | Интеграция с уроками русского языка. Наблюдать: роль речевых повторов, эпитетов, однородных членов предложений | Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью | Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев | Илюстрации А. Пастернака и Д. Кардовского к рассказу С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 1996) Презентация | |||
37 | 29 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». | Ц е л и: совершенствовать навык анализа прозаичных произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, совершенствовать навык устного и письменного высказывания | З н а т ь: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”. У м е т ь: находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге . | Размышление: – История названия одного рассказа. Сравнение героев по плану сравни- тельной характеристики | Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога | Отв. на вопросы, подготовить характеристику героев, прочитать рассказ «Севастополь в декабре» | Г. И. Беленький. “Читаем, думаем, спорим”. (М., 1995). С. Волков. Рассказ Л. Н. Толстого “После бала”. (Литература, № 6, 1996) | |||
38 | 30 Вн/чт | Поэзия родной природы в творчестве поэтов 19 века.КУБ. Стихотворения и рассказы кубанских писателей о родной природе. | Ц е л и: учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста | У м е т ь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | З н а т ь: отрывок наизусть | Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; умение вступать в речевое общение | Прочитать рассказ Чехова «О любви» | Фонохрестоматия к учебнику И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) | |||
39 | 31 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» Психологизм рассказа | Ц е л и: расширить знания о личности и творчестве А.П. Чехова; развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения | З н а т ь: текст рассказа У м е т ь: воспринимать и анализировать | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья | Свободная работа с текстами | Письм. ответить на вопрос 5, читать рассказ «Тоска». инд | Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим” Портрет писателя, выставка иллюстраций. Презентация
| |||
Русская литература XX века (22часа) | |||||||||||
40 | 1 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | Ц е л и: расширить знания о личности и творчестве И.А. Бунина;показать особенности его творческой индивидуальности, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина (Р); содержание рассказа У м е т ь: анализировать художественный текст ; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев выражать свое отношение к прочитанному | Рассуждения: – Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны? (Т) – Почему герой Бунина в финале погибает? (Т) | Владение монологической и диалогической речью; выбор и использование выразительных средств языка | Сочинение-размышление по рассказу | Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Презентация Фонохрестоматия к учебнику | |||
41 | 2 | А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
| Ц е л и: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа “Куст сирени” | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа. У м е т ь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, про блему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа | Сопоставление героев Тургенева, Чехова и Куприна; мини-сочинение “О любви” | Владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме | читать рассказ Горького «Челкаш» | И. В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) Презентация | |||
42 | 3 Р.Р | Р.Р Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». | З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в рассказе (выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии | Рассуждения: – Какую роль играет пейзаж в рассказе? – Определить яркие контрасты – Анализ сцены-драмы (чтение по ролям). – Кому сочувствует автор, кого обвиняет? Мини-сочинение. “Что значит быть счастливым?” | Выбор и использование ИВС; владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме | Подг. сравнительную характеристику | Фонохрестоматия к учебнику Г. И. Беленький. Читаем, думаем, спорим. (М., 1995. С. 95–97) | ||||
43 | 4 Вн/чт | А. А. Б л о к. Историческая тема в его творчестве. «Россия». | Ц е л и: дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта | З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта . У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения ). | З н а т ь: отрывок наизусть Размышление: – Герои Куликовской битвы – в боях за Родину | Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров | Подг. выразит. Чтение, отв. на вопросы | Фонохрестоматия к учебнику И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл Картина Бубнова “Утро на Куликовом поле”. | |||
44 | 5 | С. А. Есенин. «Пугачев» — поэма на историческую тему. | Ц е л и расширить представление о личности С. Есенина и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению и анализу поэмы. | З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта . У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения . | З н а т ь: отрывок наизусть .
| Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров | Подг. выразит. Чтение, отв. на вопросы | Фонохрестоматия к учебнику И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. | |||
45-46 | 6 7 Р.Р | Р.Р Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | Презентация Фонохрестоматия к учебнику | ||||||||
47 | 8 | И.С.Шмелев. Рассказ «как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству. | Цель: кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией писателя, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа. | З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя . У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения выразительно читать произведения | У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения | Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров | Фонохрестоматия к учебнику И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. | ||||
48 | 9 Вн/чт | Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни» | Ц е л и: познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора, выяснить средства создания автором юмористического произведения | З н а т ь: содержание изучаемых произведений ; образную природу словесного искусства. У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст ; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС ; выявлять авторскую позицию. | Сообщения: – История журнала “Сатирикон”; – Как создается юмор Тэффи?; – Кого, что высмеивает в своих рассказах М. Зощенко? | Использование различных видов чтения; умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью | И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) | ||||
49 | 10 | М. А. О с о р г и н. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Ц е л и : кратко ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.А.Осоргина, ; учить выразительному чтению и анализу текста. | З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя . У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения ; выразительно читать произведения . | У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения ; | Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров | Придумать свою историю о каком-нибудь предмете | И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. Презентация | |||
50-51 | 11 12 Р.Р | Р.Р Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина | тест | ||||||||
52 | 13 | А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | Ц е л и: дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания “Книги для бойца”, жанровом новаторстве поэмы. ” | З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения ; формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев . | Составление плана статьи “Как был написан “Василий Тёркин”. Сообщение: – Пушкинские традиции в поэме “Василий Тёркин” ( | Поиск нужной информации по заданной теме; использование различных видов чтения | Подг. выразит. чтение поэмы Твардовского «Василий Теркин», отв на вопросы | А. Македонов. Творческий путь Твардовского. (М., 1981). Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 1995) Картина Ю. Непринцева “Отдых после боя | |||
53 | 14 | Василий Теркин — защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского | Ц е л и: совершенствовать навык анализа поэтического произведения; выделить основные темы и проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы | З н а т ь: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства . У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС ; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному . | Размышления: – Картина фронтового быта; – Сочетание юмора и патетики; – Роль художественных изобразительных средств. Чтение наизусть отрывка из поэмы А. Т. Твардовского “Василий Тёркин”.
| Поиск нужной информации по заданной теме: владение основными видами публичных выступлений | Подготовиться к сочинению, составить план, подобрать цитаты. | “Читаем, думаем, спорим”, с. 151. Н. Новиков. Вот стихи, а все понятно. (Литература, № 18, 1995) Презентация | |||
54 | 15 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». | Ц е л и: совершенствовать навык анализа поэтического произведения, проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Тёркина, определять роль ИВС | З н а т ь: образную природу словесного искусства . У м е т ь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою ; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному ; участвовать в диалоге. | Размышление: – “А был он лишь солдат” . Мини-сочинение: – “Ради жизни на земле” | Владение монологической и диалогической речью; выбор и использование выразительных средств языка | Читать статью о Платонове и рассказ «Возвращение» | И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004 Фонохрестоматия к учебнику) | |||
55 | 16 Вн/чт | А. П. Платонов. «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Ц е л и: воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев | У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать текст ; формулировать тему, идею, проблематику ; выражать свою точку зрения . | У м е т ь: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение, участие в диалоге, диспуте | Подг. выразит. чтение наизусть ст. о ВОВ | И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004 Презентация | |||
56 | 17 Вн/чт | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. КУБАН. Стихи кубанских поэтов о войне. | Ц е л и: развитие письменной и устной речи, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов, совершенствование навыка выразительного чтения | З н а т ь: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть. У м е т ь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения ; владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям . | Составить литературную композицию по стихам о ВОВ . | Владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, диспуте; осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров | Читать об В.Астафьеве и рассказ «Фотография, на которой меня нет» | А. Бороздина. Поэзия военного поколения. (Литература, № 18, 1996) Презентация Фонохрестоматия к учебнику | |||
57 | 18 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Ц е л и: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева; вызвать интерес к теме детства в рассказе “Фотография, на которой меня нет”; совершенствовать навык анализа художественного произведения | З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа. У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение ; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения ; владеть различными видами пересказа. | Рассуждения: – Роль бабушки в жизни писателя. – Сопоставление с образом бабушки в творчестве М. Горького . – Образ учителя | Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста | Подг. выр.чт. наизусть ст. русских поэтов о Родине, о природе и сообщения о их жизни и творчестве | Л. Смирнов. Постижение духовной природы человека. (ЛВШ, № 4, 1995) Фонохрестоматия к учебнику | |||
58-59 | 19 20 Р.Р | Р. Р Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | |||||||||
60-61 | 21 22 Вн/чт | Русские поэты о Родине, родной природе. | Ц е л и: познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья; создать условия для ос мысления этой темы в творчестве поэтов (Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Пастернак, Николай Оцуп, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин | З н а т ь: образную природу словесного искусства ). У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям . | Рассуждения: – …Отчизне посвятим души прекрасные порывы… – “Мне трудно без России” . Подготовить литературную композицию по творчеству Н. Рубцова | Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров, про- ведение информационно-смысло-вого анализа текста | Чит. трагедию «Ромео и Джульетта», инд. – рассказ о Шекспмре | И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004). М. Бондаренко. Поэзия Н. Рубцова в школе. (ЛВШ, № 8, 1998 Фонохрестоматия к учебнику | |||
Зарубежная литература (7 часов). | |||||||||||
62 | 1 | У. Ш е к с п и р. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | Ц е л и (на всю тему): дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX в., литературы XX в.; совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания | З н а т ь: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” . У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС . | Интегрированный урок литературы и английского языка. Монолог Ромео и Джульетты на английском языке. Сообщения учащихся: – В. Шекспир – представитель эпохи Возрождения. – Поэтические переводы Шекспира | – Поиск нужной информации по заданной теме. – Использование различных видов чтения | С. Шенбаум. Краткая документальная биография Шекспира. (М., 1985). И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004 С. Прокофьев. Музыка к балету “Ромео и Джульетта) | ||||
63 | 2 | Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии | З н а т ь: содержание пьесы; образную природу словесного искусства . У м е т ь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта) ; строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Размышления: –Как природа раскрывает чувства героев? – Почему пьесу Шекспира можно назвать гимном любви? . Сочинение: Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать | Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение необходимой информации из источников; владение основными видами публичных выступлений | Читать «Путешествия Гулливера», инд. – подг. пересказ | А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения. (М., 1978) Иллюстрации художника Ф. Шмаринова | ||||
64-65 | 3 4 | Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены).. Мастерство писателя. | Ц е л и: познакомить с творчеством Ж.-Б. Мольера; раскрыть особенности классицистической драматургии | З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма. У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт комедии. | Владение монологической и диалогической речью | ” Подобрать высказывания о воспитании, подг. Инсценировку последнего явл. 5 действия | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 8 кл. “Читаем, думаем, спорим Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин | |||
66 | 5 Вн/чт | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Ц е л и: познакомить учащихся с личностью Д. Свифта и его творчеством; выявить глубинное содержание его романа, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста | З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение ; | Выписать крылатые выражения из сказки.
| Владение монологической и диалогической речью. Поиск нужной информации . | Читать о В. Скотте и отрывок из романа «Айвенго» | Презентация И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) | |||
67 | 6 Вн/чт | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Цель: расширить понятие о жанре исторического романа, рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике историсеского романа, о его концепции истории и человека в романе, развивать навыки анализа текста | З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки . У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение ; определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов. | Выписать крылатые выражения из сказки.
| Владение монологической и диалогической речью. Поиск нужной информации по заданной теме | Подг. к зачету | Презентация И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) | |||
68 | 7 | Итоги года и задание на лето. | З н а т ь: основные факты биографии писателей; содержание произведений . У м е ть определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов. | У м е т ь: воспринимать и анализировать изученные произведения ; | Владение монологической и диалогической речью. Поиск нужной информации по заданной теме | Презентация И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 8 кл. (М.: ВАКО, 2004) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...
Рабочие программы по русскому языку, литературе и ВТМ для 6 класса.
Материалы в помощь учителям...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» основного общего образования 7 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6,7, 9 классов
Программа по предмету «Родная литература» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с уче...