Обобщение опыта по теме "Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника"
материал по литературе по теме
Обобщала опыт работы на районной ярмарке методических проектов и идей в 2013 году. Оценена дипломом III степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_chteniyapodstepnoe.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Помочь в воспитании разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности может книга. Ведь в ней заложен опыт народной культуры, знание языков общения, опыт восприятия искусства и межличностного общения.
Не секрет, что в последние годы особенно остро встала проблема чтения. Когда-то самая читающая страна превратилась в малочитающую; подростки практически не читают (бегло знакомятся с произведениями, предложенными школьной программой). Всё популярней становятся книги в кратком изложении, интернет в этом случае оказывает медвежью услугу. Но красоту художественного слова нельзя почувствовать, не читая самого произведения, не сопереживая литературным героям.
Что же делать? Как решить эту проблему?
Воспитывать любовь к книге необходимо с самого рождения ребёнка.
Как считают психологи, до 10-ти лет. Если семья не приложила усилий, то возможность того, что ребенок будет читать во взрослой жизни, маловероятна. Но в любом случае мы должны создавать условия, для того чтобы дети развивались, научились работать с текстом, добывать любую информацию из разных источников; в идеале - учить их читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие способности.
Именно учитель литературы призван сыграть большую роль в качественном образовании и воспитании культурного человека.
Активизация деятельности учащихся на уроках литературы достигается с помощью взаимосвязи методов и форм работы.
В своей практике использую такие методы стимулирования и мотивации учения, как:
- методы осознания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, познавательной новизны, познавательного спора;
- методы анализа жизненных ситуаций,
- методы познавательной игры,
- методы учебной дискуссии,
- создание ситуаций успеха.
Большое внимание уделяю внеклассному чтению ребят. На каждом уроке в течение 5-ти минут учащийся знакомит своих одноклассников с новой книгой (зачитывает отрывок из произведения и рассказывает об основных событиях, которые происходят с литературными героями). Такая форма работы способствует воспитанию внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, способного аналитически мыслить и сопереживать.
Радует то, что среди выбранных ребятами книг не только детские детективы и юмористические рассказы, но и произведения русских и зарубежных классиков: А.П.Чехова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ж.Верна, М.Твена...
Свои впечатления от прочитанного дети передают и с помощью кисти. В их творческих работах просматривается эмоциональное восприятие художественного произведения.
С большим удовольствием ребята включаются в исследовательскую деятельность. Учебное исследование на уроках литературы даёт возможность каждому ребёнку активно включиться в работу. Так анализ художественного текста мы проводим на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, а также на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть и не оригинальных наблюдений и обобщений, на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину. И даже чисто репродуктивная работа – подбор цитат, изобразительного материала, заучивание – делается не со скукой, а увлеченно, так как ребята понимают, что это необходимо для достижения поставленной цели.
На уроке литературы в 6 классе («Родная природа в русской поэзии XX века») ребята провели мини исследование на тему «Какие средства выразительности используют С.А.Есенин и А.А.Блок в создании поэтического образа природы?» Совместная работа способствовала активизации познавательной деятельности учащихся, формированию коммуникативных компетенций, воспитанию культуры чтения. (Разработка и презентация к уроку прилагается).
Традиционные предметные недели русского языка и литературы — прекрасная возможность привить любовь к книге, к родному слову.
Ребята готовят творческие работы: сочинения-эссе о литературных героях, иллюстрации к художественным произведениям, неотправленные письма героям классических произведений. В этом учебном году в рамках недели русского языка и литературы литераторы нашей школы провели вечер «В салоне Анны Павловны Шеррер». Состоялся настоящий праздник классической литературы. Учащиеся 5-11 классов подготовили театральные постановки по произведениям И.А.Крылова, А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия», Д.И.Фонвизина «Недоросль», А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Зощенко «На живца». (Сценарий вечера прилагается).
Выразительное чтение и рассказывание ставят перед учениками новые задачи и связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста. Вот почему в своей работе использую метод творческого чтения. Произведения разного рода, жанра требуют различного чтения: сказка требует «сказывания», стихи такого чтения, которое передало бы и ритм, и звукозапись, и интонацию. Учим школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать ясно, выразительно, на хорошем литературном языке. Именно в активизации художественного восприятия, художественных переживаний, в формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей – специфика метода творческого чтения.
Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов поэтических произведений. В 2013 году впервые состоялся конкурс чтецов прозы «Живая классика». Мои ученики - победители школьного конкурса чтецов приняли участие во II-ом туре, который состоялся 13 марта в ДЮЦе. В результате 2-ое призовое место у Шумкова Фёдора, Польщиков Александр был отмечен дипломом зрительских симпатий. Шумков Фёдор получил возможность поучаствовать в III-ем туре конкурса, который состоится в Барнауле.
Широко использую в своей работе драматические формы. Играя на сцене, ребенок пропускает через себя поступки, совершенные литературным героем, учится верить, дружить, любить, анализирует различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.
Эта работа требует много сил, творческой самоотдачи самого учителя и, конечно же, времени. В урочное время выполнить это нереально. Занимаюсь внеклассной работой, веду драматический кружок (1 час в неделю). Но для подготовки полноценного спектакля времени и сил требуется значительно больше. Приходится репетировать вечерами и в выходные, и в праздничные дни. Но вложенный труд не пропадает даром.
В 2013 году мы в течение 4-ёх месяцев готовили спектакль по сказке Никифорова «Как Данила счастье искал». Премьера состоялась на районном фестивале «Лицедеи-2013». Творческая работа была отмечена дипломом I-ой степени. Два юных актёра: Россель Владислав (5кл.) и Шумков Фёдор (6кл). были награждены дипломами актёрского мастерства.
С большим удовольствием наш спектакль посмотрели в школе ребята и учителя. Планируем выступить в сельском доме культуры .
Такая работа способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных компетенций. Каждый ребёнок сознаёт всю важность и ответственность за результат общего дела. И что немаловажно, драматические формы работы направлены на воспитание культуры чтения.
Завершить своё выступление хочу словами Сесиля Лупана: « Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"
Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...
«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".
В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...
Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...
Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка
...
Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"
Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...
Литературные гостиные на уроках литературы как средство развития коммуникативной компетенции школьников.
использование литературных гостиных на уроках литературы...
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
методические материалы – обобщение педагогического опытаучителя русского языка и литературы Гончар Т.А....