Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников. (методические материалы – обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
учебно-методический материал по русскому языку
методические материалы – обобщение педагогического опыта
учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
Работа над ошибками письменных работ (сочинений и изложений) на уроках развития речи - формирование коммуникативной компетенции школьников
(методические материалы – обобщение педагогического опыта
учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)
На уроках развития речи – анализа письменных работ (сочинения, изложения) обучающиеся учатся находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказываний, речевые недочеты.
Урок анализа изложений и сочинений провожу в такой последовательности:
- Постановка целей урока.
- Общее впечатление от работ, общая их оценка.
- Обобщенность анализ содержательно – речевой стороны и языкового оформления работ.
(Замечания о раскрытии темы и основной мысли сочинения, о названии и объеме сочинений, удачные подходы в раскрытии темы, избранные обучающимися композиционные формы, удачно построенные работы. Язык ученических сочинений, находки).
- Анализ одного - двух наиболее удачных сочинений.
- Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений.
- Самостоятельная работа обучающихся по совершенствованию сочинения (в классе и дома), выполнение индивидуальных заданий.
Проверяя и анализируя письменные работы обучающихся веду учет ошибок, классифицирую их.
Использую следующую схему:
№ п/п | Ф.И. | Кол-во ошибок | Содержание | Логика, композиция | Речь | Орфографические ошибки | Пунктуационные ошибки | Грамматические ошибки |
Такой учет ошибок дает возможность применять индивидуальный подход по совершенствованию речи к каждому обучающемуся.
В зависимости от характера ошибок, предлагаю обучающимся карточки с индивидуальным заданием. Например, карточка № 1, корректирующая правильный выбор падежа литературного языка.
Исправьте ошибки: Задержан согласно приказа командира; добиться успеха благодаря дружинной работы; двигаться навстречу обряду; сделано согласно распоряжения; поступить вопреки решения; поступать наперекор здравого смысла. |
Карточка № 2, помогает обучающимся устранять лексическую не сочетаемость компонентов словосочетания.
Запишите только те словосочетания, в которых слова правильно сочетаются друг с другом: Ужасно красивая – очень красивая; произвели обыск – произвели ремонт; отъявленных хулиган – отъявленный товарищ; памятный подарок – памятный сувенир; благодарю за внимание – благодарю за беспокойство; порода овец – порода цветов; высокий и бледный юноша; молодой, но седой воин; пирамидальные и зеленые тополя; ждали очень и с нетерпением; мечтали и строили планы на будущее. |
Карточка № 3, помогает обучающимся избежать ошибок, связанных с неверным употреблением сочинительных словосочетаний.
Задание: исправьте ошибки, запишите правильный вариант. Он любил не только рыбу, но и отдыхать кто-то не то кричит или говорит громко. Поступать расчетливо и прагматично. Пассажиры не расступились, но остановились. Она зашла к нам с подругой и радостью. Ему удавалось одинаково успешно преодолевать трудности обучения и зависть к отличникам. Люди и дети заполняли автобус. |
Карточка № 4, корректирует в речи обучающихся ошибки, связанные с использованием подчинительных словосочетаний.
Задание: «Переведите» текст объявления на «понятный» язык, избегая многократного использования подчинительных словосочетаний, где употребляется родительский падеж. Объявление: Научная лаборатория занимается проведением исследований и практической апробацией методов нейтрализации негативных воздействий аномальных явлений на человека и зоны его обитания. |
Карточка № 5, помогает обучающимся правильно употреблять в своей речи предлоги.
Задание: отредактируйте примеры. Соорентироваться об обстоятельствах, говорят за то, рад за поздравления, возразить о том, ответственность в том, допущена ошибка о том, обратить внимание к этой проблеме, ко мне пришла мысль, оплачивать за услуги, утешение всех бед, обратить внимание к этой проблеме, касаться о том, никому не секрет. |
Выполнение карточки № 6 помогает обучающимся избежать ошибок, связанных с нарушением связи между падежами и сказуемым:
Задание: поставьте глаголы в нужную форму. Большинство писателей (вести) записные книжки. Множество свечей (озарять) хоромы барина. Значительная часть школьников (осознавать) важность экзаменов. Ряд заданий контрольной работы (оказаться) очень легким |
Выполнение заданий карточки № 7 способствует избежанию ошибок, связанных с неудачным порядком слов в предложении.
Задание: исправьте предложения. Укажите, где нарушен порядок слов: Хозяйка дома и ее дочери по очереди читали стихи, шел разговор о судьбе Марины Цветаевой, а закончилось все сладким столом, сервированным совместными усилиями и чаем из самовара. В это время в реках и в водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами. Лучшая доярка Козлова получила на 28-й день после отела от коровы 37 литров молока. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Петрова А.И., которая в этом году по указанию министерства значительно увеличилась в объеме, по сравнения с прошлым годом. |
Карточка № 8 помогает обучающимся избежать ошибок, вызванных смешением паронимов.
Задание: Найдите, исправьте ошибки. Пусть не блещет картина какими-либо художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, насилие. Напрягая последние усилия, путники выбрались, наконец, на ровную дорогу. Розыск моего мужа не обвенчался успехом. Где здесь натуральная контора – мне нужно копию заверить. |
Выполняя задание карточки № 9 обучающиеся работают над лексическими ошибками, связанными с выбором слова.
Задание: раскрывая скобки, выберите подходящие слова, свой выбор мотивируйте, при наличии вариантов укажите различия: Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки). Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным). С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь. |
Устранить навязчивый повтор слов в речи обучающихся можно с помощью таких заданий: Карточка № 10
Задание: устранить повтор слов с помощью подбора синонимов (описательных оборотов). Мой брат работает на новой работе. Они организовали небольшую организацию. О природе писали многие писатели. Но лучше всего описал русскую природу М. Пришвин. Ребята вышли к реке. Река переливалась в лучах заходящего солнца всеми цветами радуги. Большая серая птица села на ветку, с ветки посыпался снег. Птиц улетела, а с ветки все сыпался снег. |
Те обучающиеся, у которых в творческих работах есть ошибки в употреблении слов и построение предложений, выполняют такое задание: Карточка № 11
Исправьте ошибки: Пошла бы пурга, повалил бы снег. Идя по улице, он уже бежал. Вопреки совета родителей она не захотела идти в институт. Они сплотились за единую идею. Рытье окопов изматывала. Об этом особо подчеркнули в докладе. Ихние соседи давно уехали на дачу. Благодаря плохой погоде мы задержались в луги. |
Учащимся с бедным словарным запасом предлагаю карточки № 12
Отредактируйте текст так, чтобы описание стало более точным и образным, используйте для этого необходимые языковые средства. В лесу в полдень жарко, а на реке хорошо. Ветер шевелит воду. С кустов осыпаются листья. Они похожи на птичек. От жары свертываются листья. |
Много заданий по совершенствованию речи учащихся, предполагающих дифференцированный подход в обучении, предлагает УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
Например, упражнения 283,284,285 (5 кл.) содержат задания по теме «Сложение предложения»: анализ текста, редактирование текста. Правильному употреблению слов в речи способствует выполнение упражнений 864-867, 875-878, 884-888.
Для проверки и анализа изложений, сочинений привлекаю учащихся. Взаимопроверка творческих работ самими учащимся вырабатывает у них орфографическую зоркость, развивает художественное видение, а также способствует совершенствованию письменной и устной речи.
Например, после написания сочинения-описания по картине в 7 классе. Учащиеся читают и проверяют сочинения друг друга, используют таблицу:
Параметры оценки | 1-ая работа | 2-я работа |
1.Проочитанный текст соответствует выбранному типу речи (описание) | ||
2.Образная система составляет четкую законченную картину. | ||
3.Описание отражает состояние каждого объекта. | ||
4.Использованы разнообразные средства языка. | ||
5.Описние соответствует заданному настроению (оптимистическому, пессимистическому) | ||
6.Логические ошибки. | ||
7.речевые ошибки. | ||
8.Орфографические ошибки. | ||
9.пунктуационные ошибки. | ||
10.Грамотические ошибки. |
Выполняя такую работу, учащиеся учатся видеть не только нужные ошибки, но и свои, корректировать свою речь, при написании домашних письменных связанных высказываний, пользуются памяткой:
- Читая работу в первый раз, основное внимание обратите на содержание написанного. Определите:
- Соответствует ли сочинение теме;
- Высказана ли основная мысль;
- соответствует ли сочинение составленному плану;
- Соразмерны ли его части;
- не нарушена ли связь между частями сочинения;
- удачно ли подобраны цитаты;
Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки:
- при повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
- В третий раз прочитайте работу вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и.т. д.
- Перепишите работу, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте.
- Перепишите сочинение в соответствие с требованиями к оформлению работы.
На специальных уроках рецензирования (редактирования) обучающимся предлагается выполнить такие задания, например: внимательно прочитайте сочинение - рассуждение “Лето – мое любимое время года”. Напишите отзыв, используя замечания на полях.
Лето – мое любимое время года.
Летнюю пору я люблю потому что мы всей семьей ездим на дачу. На даче у нас всех много разных дел. Рано утром, когда еще солнце не взошло, мы с папой ловим рыбу. Хорошо сидеть в утренней тиши не с удочкой в руках. | 1. Любимое время года только потому что всей семьей ездите на дачу? |
Днём мы купаемся в реке, загораем. Мы с братом соорудили плот и можем плавать на нем вдоль берега. Находясь на плоту, мы любим наблюдать за птицами, разными насекомыми. | 2. Достаточно ли убедительных доказательств основной мысли? |
Очень красиво летом на реке. Природа предстает перед нами во всей своей красе. Много зелени, цветов. Я каждый год с нетерпением жду лета и встречи с нашей дачей. | 3. Нужно ли так подробно в данном сочинении оценивать то, как вы проводите время на даче? |
Выполнение такого задания помогает школьникам находить ошибки в содержании и исправлять их.
Задания: Используя замечания учителя, напишите текст в неправильном виде.
Однажды после уроков Вася шел домой и увидел щенка. | Какого? Где? |
Вася взял его и принес домой. | Опишите подробнее, как это произошло. |
Он вбежал в комнату и упросил маму приютить беззащитное животное. Она долго не соглашалась, но наконец уступила. | Используйте диалог. |
Первые дни Вася кормил Шарика и заботился о нем. | Кто это? |
Скоро Шарик стал Васе надоедать. Часто он забывал даже накормить Шарика и погулять с ним. | Р. Замените повтор словами: он, щенок. |
Выполнения заданий помогает учащимся корректировать построение своей работы.
Задание: Внесите исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.
2 В нашем доме живет бабушка. У нёё случилось красивое лицо, добрые глаза, 1 сверкающее по-стариковски. | 1. Могут ли глаза сверкать по-стариковски? |
3 2 Одета бабушка всегда опрятно, хоть и не по моде. | 2. Нельзя ли подобрать близкие по значению слова? |
2 У бабушки седые волосы. Она рассказывала нам, что в годы Великой Отечественной войны у неё пропали без вести два сына. 2 Может быть, с этого времени бабушка стала седой. | 3. На месте ли эта часть описания? |
Это задание помогает учащимся увидеть речевые ошибки, исправить их.
Задание:
Пользуясь рецензией учителя, внесите исправления в данную работу:
Почему нельзя бросаться хлебом. Сейчас мы знаем, что такое голод. Но было время, когда люди все отдавали за кусочек хлеба. А у нас в школе ребята покупают в буфете булочки и пирожки и швыряют кусочками хлеба друг в друга. Этого нельзя делать: ведь за хлеб платят деньги. А мамы каждый день дают деньги нам на завтрак. Значит, деньги выбрасывают на ветер. Нельзя бросаться хлебом
Рецензия.
Не все факты подобраны правильно, а значит, основная мысль не доказана. Надо было рассказать о труде людей, благодаря которым мы едим хлеб.
Задание позволяет учащимся находить и исправлять недочеты содержание сочинения – рассуждения.
На уроках редактирования с целью развития речи обучающихся и совершенствование ее провожу игру «Корректор». Обучающимся дается текст с ошибками, задания выполняется под копирку. После выполнения один лист отдается учителю на проверку, а на втором коллективу, по парам или группам под руководством учителя или при помощи консультантов выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок.
Например,
В отличие от журавлей, живущие на глухих, недоступных болотах цапли обычно гниздятся у берегов рек. Широкие, сплетеные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали наверху виковых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнизда выпал оперившейся, но еще не умеющий летать птенец почти ничем не отлечавшийся от взрослых птиц.
Найдите в тексте 11 ошибок, отредактируйте его и перепишите в исправленном виде, расставьте знаки препинания.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их нам стало понятно как благодаря реакции обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которое вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности они чувствуя превосходство перед другими стали эгоистичными поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.
Таким образом, использование индивидуальных заданий на уроках русского языка, специальные уроки развития речи и уроки редактирования способствуют повышению уровня речевого развития школьников, совершенствованию их речевых умений и навыков во всех четырех видах речевой деятельности: чтении, слушании, говорении, письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом "Роль проектной деятельности в развитии и формировании коммуникативной компетенции"
Данная работа показывает, что такое проектная работа, какие виды проектов бывают и представлен пример одного из проектов для 7 класса по теме: "Английский - международный язык"...
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
Работа с текстами на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции
Данная разработка помогает правильно работать с текстами на уроках русского языка с применением различных технологий....
Работа с текстами на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции.
Несколько видов работ с текстами на уроках языка как коммуникативной компетенции учащихся....
Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения
Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...
Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )
Игровая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (методические материалы - обобщение педагогического опыта )...
Фрагмент урока.Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового слова, его уместное употребление в речи для формирования коммуникативной компетенции школьников в классе со смешанным национальным составом
Русский язык.5 класс. Фрагмент урока по теме « Слово и его лексическое значение» Использование методических приемов, направленных на знакомство с лексическим значением нового сл...