Интегрированный урок
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Интегрированный урок "Что в имени твоем? (Значение русских женских имен, их символика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_v_imeni_tvoem.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Что в имени твоем?
(Интегрированный урок литературы, французского языка, музыки для обучающихся 11-а класса и французских гостей)
Учитель: Дорогие друзья! Символическим пропуском на наш урок служит шоколадка, названная русским женским именем «Аленка», предъявите ее, пожалуйста. Спасибо! Проходите, рассаживайтесь.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Тайна русского имени». Мы поговорим о женских именах, их значении, вспомним великих женщин, оставивших свой след в благодарной памяти человечества.
Учитель: С именем человек приходит в этот мир, с именем шагает по жизни, переживает различные события и покидает это т мир. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что заложено веками. В имени важно и имеет значение все, начиная с его смысла, с первой и последней буквы до количества букв и слогов.
Учитель: И раз мы сегодня говорим о женских именах, не следует забывать, что наша планета тоже носит женское имя – Земля!
(слайд с появляющимися и сменяющими друг друга женскими именами)
Ученица: О, как прекрасны женщин имена:
Татьяна, Анна, Лидия, Людмила!
Какая тайна в них заключена?
Какая сила их всегда хранила?
Мария – «горькая» иль «госпожа» -
Она прошла по миру сквозь столетья,
Став русскою, Отечеству служа,
Даря покой, мечту и долголетье.
Елена – «светлая», как лунный свет,
Как отблеск солнца утренней порою.
И девушек прекрасней в мире нет
С такою радостной, счастливою судьбою!
Татьяна – «устроительница» дел,
Организует жизнь, все в ней расставит -
Руководить – пожизненный удел,
В ее поступках трезвый разум правит.
Она всегда приветлива ко всем,
«Гостеприимство» – Ксении значенье,
С улыбкою встречает каждый день,
Сидеть без дела для нее – мученье!
Нет девушки заботливей, родней:
Людмила – милая всем добрым людям,
Так русских, добрых, милых дочерей
За их поступки долго помнить будем!
Все женщины желанны, как одна:
Любовь, Надежда, Вера – без сомненья!
Все женские прекрасны имена!
Боготворите всех, без исключенья!
Учитель: Великий, порой даже, сакральный смысл заложен в человеческое имя. Имя накладывает на каждого из нас определенный отпечаток, заставляет совершать поступки, подчас не поддающиеся никакой логике.
(исполняется песенка о французских именах «Антон, Андре…»)
Учитель: (на слайде «Аленушка» Васнецова)
Одно из любимых русских женских имен – Алена, Аленка, Аленушка, Лена. Это героиня русских народных сказок, очень добрая, милосердная, отзывчивая и любящая девушка. С этим именем связано все самое светлое и радостное в русском фольклоре. На картине Васнецова мы видим Аленушку , тоскующую о потерянном брате, о радостной и счастливой жизни. А у вас в руках, на шоколадке, Аленушка улыбается каждому из вас и как бы говорит: У меня все очень хорошо!
Ученица: Сиянье глаз, улыбка на лице,
И в каждом взгляде теплота души.
Идешь по жизни, выбирая цель,
Стремясь добиться сказочных вершин.
Не зная горя и судьбы расклад,
Не ведая, что ждет за поворотом.
Ты красотой своей пленяешь всех подряд -
Пусть задаются все вопросом: "Кто ты?"
Ты самый лучший, Лена, человек,
Ты избрана из сотен тысяч Светлых.
И твоё имя еще много лет
В своих стихах благословят поэты.
Учитель: Имя – это ключ к сокровенным нитям судьбы человека. Судьбы многих русских женщин по сегодняшний день волнуют жителей и нашей страны, и жителей Франции: они пытаются разгадать тайну великой русской души, понять, что привлекает их в образах наших соотечественниц.
(на экране слайд «Анна Иоановна, Анна Ахматова»)
Учитель: Многие русские женщины оставили яркий след в жизни своего народа. Мы помним русскую княжну Анну Ярославну, ставшую женой французского короля Генриха 1, Анну Иоановну, русскую императрицу, великую русскую поэтессу Анну Ахматову. Все они оправдали значение своего имени: Анна в переводе с древнееврейского означает «благодать».
Ученица: Анна, Анна -
дочь тоски и тумана...
В этом имени даль океана
И стеклянная дымка обмана.
В твоём имени ангел летит
И хотя ничего не сулит,
Но его тишина осияна, -
Анна, Анна!..
(на экране слайд «Екатерина Вторая, российская императрица, Вольтер)
Учитель: Еще одно из любимых женских имен русского народа – Екатерина, Катя, Катюша, Катенька. Екатериной Второй назвала себя немецкая принцесса Софья Фредерика Августа, ставшая русской императрицей. При ее царствовании укрепились внешние связи со странами Западной Европы, это она поддерживала дружеские отношения с великим французским мыслителем Вольтером.
Ученица: Особенно полюбилось имя Катюша во времена Великой Отечественной войны: оно стало символом России, символом стойкости, несгибаемости простой русской девушки. А песня, посвященная ей, превратилась в гимн любви и верности.
(исполняется песня «Катюша», на экране слова на русском языке)
Учитель: Ольга в переводе с древнескандинавского обозначает «святая». Этим именем чаще всего в 18-19 веках называли своих дочерей дворяне. И только в 20 веке этим именем стали пользоваться и простые люди. Значение своего имени подтвердила и древнерусская княгиня Ольга, сумевшая отстоять поруганную честь собственного мужа, князя Игоря. Ольгу в народе любовно называют Оленькой, Олечкой.
(слайд «Княгиня Ольга», значение имени)
Ученица: Очень даже может быть,
Что имя помогает жить,
Что помогает выбирать,
Какой тропой вперед ступать.
К примеру, Оленьке дано
Прекраснейшее имя -
Когда-то так, давным-давно,
Звалась одна княгиня.
Но даже раньше, до княгини
Придумано такое имя -
В нем чистота, покой и радость,
То, что зовется словом "святость".
(слайд «значение имени», иллюстрация из «Руслана и Людмилы»)
Учитель: Имя Людмила - славянского происхождения. Именно этим именем А. Пушкин назвал главную героиню своей поэмы-сказки «Руслан и Людмила». Этому имени отвечает натура экспрессивная, порывистая, решительная. Людмилу называют и Милой, и Людой, сейчас это имя возвращается в моду.
Ученица: Милая людям, а нами - любимая,
Ангелом имени вечно хранимая!
В день христианских твоих именин
Мы пожелать тебе счастья хотим.
Можешь быть Милой, а можешь и Людой,
Двойственность - обыкновенное чудо.
Твердой ли, мягкой себя ощущаешь,
Так себя людям и представляешь.
Мы в тебе любим и ту и другую,
Время с тобой не проходит впустую:
Труд - так с подъемом, в веселье досуг,
Лучше, чем ты, не встречали подруг!
(слайд «Пушкин и его женщины», обложка романа «Евгений Онегин» и тд)
Учитель: Великий Пушкин в своих произведениях воспевал русских женщин. Любимые его имена: Татьяна, Ольга, Людмила, Наталья, Мария. Жену его и одну из дочерей звали Натальями, другая дочь носила имя Мария. Самая любимая его героиня в романе «Евгений Онегин» звалась Татьяной.
Ученица: Итак, она звалась Татьяна:
Ни красотой сестры своей,
Ни прелестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
Тиха, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой… (можно продолжить)
(на экране слайды с именами французских детей сменяют друг друга)
Учитель: Дорогие гости! Каждый из вас обладает неповторимым именем. А знаете ли вы, что обозначают ваши имена? Вот ты, ………………….., знаешь, о чем говорит твое имя? Послушай, как необычно мы тебе об этом расскажем.
Ученица: (читает свою карточку, вручает потом ее на память). (так несколько раз).
Учитель: Имя дается человеку не зря. Мы срастаемся со своими именами и не можем представить своей жизни без них. В них наша натура, в них – наша судьба.
И еще об одном имени хочется сегодня поговорить отдельно. Это имя Надежда. С этим именем каждый человек связывает самые сокровенные свои мысли, с этим именем легче переносить жизненные неудачи, поражения, это имя вселяет надежду на будущее. Давайте все вместе исполним песню «Надежда»( поднять всех, повторить действо флеш-моба)
(на слайде слова песни)
Учитель: Спасибо всем за внимание. Помните наши имена, знайте, что за этими именами стоят великие русские женщины, достойные того, чтобы их не забывали!
Ученица: Когда б мне власть была дана,
Неся ответственность пред веком,
Я матерей бы имена
присвоил пограничным рекам.
Ещё дух рыцарства в чести,
И, может, власть его опеки
Переступить такие реки
Удержит воинов в пути.
В честь просветления очей,
Издав указ антивоенный.
Назвал бы звёзды во вселенной
Я именами дочерей.
И сразу бы на небе мира
Не стало б в далях грозовых
Ни одного ориентира
Для самолётов боевых.
И, обретя покой, планета
Была бы радости полна.
Звучат всегда в душе поэта
Любимых женщин имена.
(на экране опять сменяются женские имена, повторяется первый слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....