Интеллектуальные игры на уроках литературы
статья по литературе (5 класс) по теме
Статья дает направление учителям- словесникам в работе с учащимися на уроках литературы . Умению правильно читать и использовать свои знания научит ученика только учитель. Учитель должен уметь заинтересовать ученика в чтении, дать ему возможность раскрыться. Как это сделать, как заинтересовать ученика в хорошем чтении, какой материал подобрать ? Все это подскажет наша статья. Желаем всем приятного прочтения и успехов в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnye_igry_na_urokakh_literatury.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальные игры
на уроках литературы
Елисеева И.В., Брозголь Т.А., г.Алматы
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое мнение.
Цель преподавателя заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался запомнить даже мелочи. Для реализации своей цели мы стали использовать интеллектуальные игры при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала.
Интеллектуальные игры имеют контролирующий, творческий и обучающий характер. Они позволяют развивать логическое мышление у учащихся, способствуют обнаружению пробелов в знаниях, заинтересовать учащихся новым материалом, побуждают учащихся искать дополнительные источники по определенным темам. Использование интеллектуальных игр на уроках способствует развитию творческих способностей у учащихся.
Интеллектуальные игры имеют различные формы проведения.
1.Тесты – это способ понимания текста художественного произведения, они способствуют привлечению внимания к таким мелочам, которые ускользают от внимания при чтении и изучении. Этот способ проверки знаний широко используется при поступлении в ВУЗы. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы подготовить учащихся к такой форме проверки знаний.
Тесты очень часто используются нами на уроках литературы. Навыки работы с тестами формируются у учащихся постепенно. Учащиеся знают, что им надо сосредоточиться и быть внимательными во время тестирования.
Новая программа по литературе предусматривает работу на уроках в специальных рабочих тетрадях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь даны не только тесты, но и литературные викторины, которые тоже входят в интеллектуальные игры.
2.Литературные викторины не требуют специальной подготовки, однако и беглого чтения недостаточно. Викторины включают вопросы, требующие хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению учащимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на связи литературы с другими видами искусства.
Например: почему Афродиту (Венеру) называли еще и Кипрой? Что означает имя Александр? Кто из богов помогал грекам, а кто – троянцам в Троянской войне? (6класс). Используя из на уроке, добиваешься от учащихся внимательного прочтения текста и его полный анализ.
3. На уроках литературы можно использовать такие виды опроса, как шуточные вопросы. Например: назовите основной род занятий купца Калашникова. Из какого металла сделан конь «медного всадника»? Глее происходит действие поэмы «Полтава»? Кто по профессии станционный смотритель? Какое место при дворе занимал опричник Кирибеевич?
Такие вопросы позволяют проверить эрудиции учащихся, знание текстов, способность к логическому рассуждению и ассоциативному мышлению. Развивают внимательность, быстроту реакции и, конечно же, чувство юмора.
4. Кроме нетрадиционных приемов – персонификации и драматизации – существуют и другие методы игр, основанные на прямой речи и так называемом «эффекте присутствия». Близок к этому прием интервью или письма от имени героя литературного произведения. Воображаемые экскурсии, или заочные путешествия – прием, в котором ученики становятся участниками или очевидцами событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху.
5. Ролевая игра, которая является составной частью литературных конкурсов, требующих не только знания произведения, но и воображения, фантазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. Здесь идет деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективизма. Здесь даются вопросы и задания, развивающие у учащихся способности актера, режиссера или автора сценария. Различаются ретроспективные игры
(роль героя литературного персонажа), деловые игры – разыгрываются роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное произведение. Здесь могут разыгрываться игры, типа «Угадай литературного героя», «Литературный театр».
Для старшеклассников можно проводить обучающие игры, типа: урок-композиция, урок-суд, урок-концерт, ученый совет, игровой практикум.
Учащиеся сами смогут моделировать новые ситуации, владея описанием, повествованием, характеристикой, связной речью. Они включают элементы творческой деятельности.
Интеллектуальные игры дают возможность использования их не только на уроках, но и на классных часах. Учащиеся ставят сценки на разные темы, выступая актерами и режиссерами.
6. Самой традиционной формой интеллектуальных игр является олимпиада. Она способствует проверки знаний и эрудиции учащихся.
Интеллектуальные игры могут быть использованы как элемент дискуссии в ходе изучения темы, для закрепления и лучшего понимания. Они могут быть использованы для оперативного опроса позиции учащихся по какой либо проблеме и даже для контроля знаний не только на уроках литературы, но и истории, географии, математики, физике и т.д.
Ведь главная цель – это заставить учащегося осознать проблему, пропустить ее через себя и сформулировать собственный взгляд.
Вопросы формулирует преподаватель, лучше будет, если учащиеся займут активную позицию и будут принимать непосредственное участие в обсуждении. Вопросы и ответы должны быть краткими. Ведь необязательно растягивать данный вид работы на весь урок, достаточно выделить на него 5 – 10 минут или взять интересные моменты и вставить в урок.
Приучая учащихся к таким видам работ, мы увидим, что дети спокойно в них включаются и начинают хорошо ориентироваться в поставленной перед ними задаче.
Такая форма работы помогает контролировать знания учащихся, учить их новому и обобщать пройденный материал.
Применяя интеллектуальные игры у себя на уроке, вы увидите, что стало интересно и вам и ученикам. Вся ваша огромна работа окупится, надо только иметь желание и терпение.
Список используемой литературы
1.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. – Интеллектуальные игры для школьников. Литература. – Ярославль, «Академия развития», 1998 год.
2. М.В.Короткова, М.Т. Студенкин – Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – Москва, «Владос», 1999 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...
Интеллектуальная игра по древнерусской литературе для 8 класса
http://nsportal.ru/user/219067...
Интеллектуальная игра на уроке русского языка "Вы - счастливчик!"
Интеллектуальная игра на уроке русского языка "Вы - счастливчик" может быть проведена для обучающихся 9-11 классов н...
Интеллектуальные игры на уроках русского-языка и литературы
Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогиче...
Интеллектуальные игры на уроках математики. Иванова Г.А. Санкт_Петербург. ГБОУСОШ № 548
Опыт показывает,что интеллектуальные игры приносят не только хороший результат,но и много положительных умоций у ребят.Ребята с большой заинтересованностью готовились к данному мероприятию.Прибумывали...
Статья "Интеллектуальные игры на уроках истории, как средство закрепления и обобщения знаний."
Современный урок, согласно ФГОС должен способствовать развитию интеллектуально-познавательных способностей школьников.Лучше всего этому способствует игра, как вид учебной деятельности. Многие великие ...
Методическая разработка "Интеллектуальные игры на уроке истории и обществознания"
В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются...