Статья "Интеллектуальные игры на уроках истории, как средство закрепления и обобщения знаний."
статья по истории

Федорец Галина Владимировна

Современный урок, согласно ФГОС должен способствовать развитию интеллектуально-познавательных способностей школьников.

Лучше всего этому способствует игра, как вид учебной деятельности. Многие великие педагоги рассматривали игру как самостоятельную деятельность детей, в которой они наиболее полно раскрывают свою индивидуальность.

  Мной были разработаны несколько повторительно - обобщающих уроков по Всеобщей истории.  Все презентации имеют одинаковое оформление и одинаковый первый вопрос.

Такие уроки нравятся ученикам любого возраста, не только ученикам 5-6 класса, но и старшеклассникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Интеллектуальные игры на уроках истории,  как средство закрепления и обобщения знаний»

Современный урок, согласно ФГОС должен способствовать развитию интеллектуально-познавательных способностей школьников.

Лучше всего этому способствует игра, как вид учебной деятельности. Многие великие педагоги рассматривали игру как самостоятельную деятельность детей, в которой они наиболее полно раскрывают свою индивидуальность.  «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).

Альберт Эйнштейн писал: «Игра - это высшая форма исследования».

Уроки закрепления и обобщения знаний тоже можно проводить в формате игры. Лучше всего использовать -  «Своя  игра», «Звездный час, «Что? Где? Когда?», «Брейн- ринг».

Цели использования интеллектуальных игр.

- Во время игры происходит быстрое и интересное повторение теоретического материала (а не скучная контрольная работа).

- Игра позволяет выявить учащихся, которые лучше всех знают учебный материал.

- В игре развиваются умения применять свои знания на практике и в нестандартной ситуации.

- Коллективная игра способствует развитию навыков совместной работы, умению общения со сверстниками.

- «Страшная контрольная работа» превращается в игру, следовательно, исчезает страх и тревожность.

- Игра способствует развитию интереса к предмету. Это, по моему мнению, самое главное.

Мне, как учителю,  нравится использовать на уроках повторения формат игры «Брейн- ринга». Так как эта игра даёт возможность:

- проверить обязательный понятийный материал (термины, имена, даты) в игровой форме

- активизировать деятельность всех учащихся

- снять психологическое напряжение (страх перед контрольной работой)

- оценить каждого учащегося. Но оценка работы в команде не всегда бывает объективной, так как кто- то один всегда знает лучше, чем остальные.

Правила игры:

- Класс делится на группы по 4 человека

- раздаточный материал (карточки для ответов)

- просмотр презентации (минута на обсуждение одного вопроса)

- команды сдают ответы на каждый вопрос отдельно

- подведение итогов

Команда, набравшая наибольшее количество баллов получает отметку «5». Победителями могут быть две - три команды, набравшие одинаковое количество баллов. Участникам команд, которые по итогам урока получают «3» или «2» разрешается пересдать  тему индивидуально.

Мной были разработаны несколько повторительно - обобщающих уроков по Всеобщей истории.  Все презентации имеют одинаковое оформление и одинаковый первый вопрос.

Такие уроки нравятся ученикам любого возраста, не только ученикам 5-6 класса, но и старшеклассникам.

По окончании игрового урока обязательно происходит его обсуждение. А, самое главное желание его продолжить.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в средневековье

Слайд 2

Вопрос № 1 Как называется военное состязание рыцарей?

Слайд 3

Турнир

Слайд 4

Вопрос № 2 Людовик XI и бургундский герцог Карл Смелый. Противники или союзники?

Слайд 5

Противники

Слайд 6

Вопрос № 3 Как называются доспехи из стальных пластин ?

Слайд 7

латы

Слайд 8

Вопрос № 4 В какой стране было восстание крестьян, которое называлось Жакерия?

Слайд 9

Франция

Слайд 10

Вопрос № 5 Как называется грамота о прощении грехов?

Слайд 11

Индульгенция

Слайд 12

Вопрос № 6 Как называется лучший образец изделия ремесленника?

Слайд 13

Шедевр

Слайд 14

Вопрос № 7 Как называются хранилища документов?

Слайд 15

Архив

Слайд 16

Чьи слова? Определите какому историческому деятелю принадлежат эти слова…

Слайд 17

Вопрос № 8 «Я, так люблю Францию, что предпочёл бы иметь в ней 6 государей вместо одного»

Слайд 18

Бургундский герцог Карл Смелый

Слайд 19

Вопрос № 9 «Так и ты поступил с моей чашей.»

Слайд 20

Хлодвиг – король франков

Слайд 21

Вопрос № 10 «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать.»

Слайд 22

Король Франции- Людовик XI

Слайд 23

Было или не было…. Необходимо дать три ответа 1) 2) 3)

Слайд 24

Вопрос № 11 Был ли 1453год.. А) годом окончания Столетней войны ? Б) годом начала войны Алой и Белой розы? В) годом падения Византии?

Слайд 25

Вопрос № 11 Был ли 1453год.. А) годом окончания Столетней войны ? (да) Б) годом начала войны Алой и Белой розы? (нет) В) годом падения Византии?( да)

Слайд 26

Вопрос № 12 Верденский договор… А) был заключён при жизни Карла Великого? Б) положил начало существованию трёх государств: Франции, Германии, Италии? В) был заключён в 962 г?

Слайд 27

Вопрос № 12 Верденский договор… А) был заключён при жизни Карла Великого? ( Нет) Б) положил начало существованию трёх государств: Франции, Германии, Италии? (Да) В) был заключён в 962 г? ( Нет)

Слайд 28

Вопрос № 13 1429 год … А) был годом освобождения Орлеана от осады английскими захватчиками? Б) был годом окончания войны с Англией? В) был годом смерти Жанны д Арк ?

Слайд 29

Вопрос № 13 1429 год… А) был годом освобождения Орлеана от осады английскими захватчиками? (Да) Б) был годом окончания войны с Англией? ( Нет) В) был годом смерти Жанны д Арк ? ( Нет)

Слайд 30

Вопрос №14 Арабский халифат… А) существовал в 6 веке? Б) имел – столицу «Дамаск» В) граничил с Индией?

Слайд 31

Вопрос №14 Арабский халифат… А) существовал в 6 веке? (Нет) Б) имел – столицу «Дамаск» (Да) В) граничил с Индией? (Да)

Слайд 32

Вопрос № 15 Что означает выражение… «Городской воздух делает людей свободными»

Слайд 33

Вопрос № 15 Крестьянин становится свободным, прожив в городе год и один день

Слайд 34

Вопрос № 16 Что означает выражение «Копья ломать»

Слайд 35

Вопрос № 16 Сражаться на турнире

Слайд 36

Награда ждёт победителей

Слайд 37

Всем спасибо! Молодцы!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Новое время

Слайд 2

Вопрос № 1 Как называется военное состязание рыцарей?

Слайд 3

Турнир

Слайд 4

Вопрос № 2 Название книги Томаса Мора, в переводе с греческого – «несуществующее место».

Слайд 5

Утопия

Слайд 6

Вопрос № 3 Деятель Реформации, основатель одного из направлений протестантизма. Его называли «Женевским папой».

Слайд 7

Кальвин

Слайд 8

Вопрос № 4 Часть света, куда стремились попасть европейцы морским путем, чтобы торговать с Востоком.

Слайд 9

Азия

Слайд 10

Вопрос № 5 Город-порт, где в 1498г. впервые корабли Васко да Гамы бросили якорь, достигнув берегов Индии.

Слайд 11

Калькут

Слайд 12

Вопрос № 6 Как называется грамота о прощении грехов?

Слайд 13

Индульгенция

Слайд 14

Вопрос № 7 Отклонение от норм католической религии, вероотступничество.

Слайд 15

Ересь

Слайд 16

Вопрос № 8 Как называются хранилища документов?

Слайд 17

Архив

Слайд 18

Вопрос № 9 Одна из европейских стран, где в результате проведенной Реформации главой церкви стал король…

Слайд 19

Англия

Слайд 20

Вопрос № 10 Название парламента в Англии. Созван королем Карлом 1 в 1640 г. Разогнан Кромвелем в 1653 г.

Слайд 21

Долгий парламент

Слайд 22

Вопрос № 11 Полковник, исполнитель «чистки» английского парламента от сторонников короля.

Слайд 23

Полковник Прайд

Слайд 24

Вопрос № 12 Дворянство, применявшее в своем хозяйстве труд наемных работников, по интересам приближавшееся к буржуазии.

Слайд 25

Новое дворянство

Слайд 26

Вопрос № 13 Великий испанский писатель-гуманист, автор романа «Дон Кихот».

Слайд 27

Сервантес

Слайд 28

Чьи слова? Определите какому историческому деятелю принадлежат эти слова…

Слайд 29

Вопрос № 14 «А все-таки она вертится!».

Слайд 30

Галилео Галилей

Слайд 31

Вопрос № 15 «Париж стоит обедни!»

Слайд 32

Генрих IV Наварский

Слайд 33

Вопрос № 16 «Вся власть должна быть отдана трудовому народу».

Слайд 34

Томас Мюнцер

Слайд 35

Вопрос № 17 «Произнося приговор, вы дрожите от страха больше, чем я идущий на костер!»

Слайд 36

Джордано Бруно

Слайд 37

Вопрос № 18 Дворяне – главный нерв государства

Слайд 38

Кардинал Ришелье

Слайд 39

Согласны ли Вы с утверждением…. ( да,нет ) Необходимо дать два ответа 1) 2)

Слайд 40

Вопрос № 19 А) Мартин Лютер – вождь народной Реформации Б) В ходе вооруженной борьбы нидерландского народа власть перешла от испанских феодалов к голландским феодалам.

Слайд 41

А) Да Б) Нет

Слайд 42

Вопрос № 20 Запись исторических событий в погодовой последовательности (то же, что и русская летопись).

Слайд 43

Хроника

Слайд 44

Награда ждёт победителей

Слайд 45

Всем спасибо! Молодцы!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Новое время

Слайд 2

Вопрос № 1 Как называется военное состязание рыцарей?

Слайд 3

Турнир

Слайд 4

Вопрос № 2 Где и когда чай заваривали в море?

Слайд 5

В Бостоне , в 1773 г.

Слайд 6

Исторические личности

Слайд 7

Вопрос № 3 Его коронация была обставлена с невиданной роскошью. Сам папа римский венчал его императорской короной, как когда-то Карла Великого. В тот момент, когда папа поднял корону над его головой, он выхватил её и надел себе на голову, давая понять, что о н сам сотворил империю. Назовите имя императора.

Слайд 8

Наполеон Бонапарт

Слайд 9

Вопрос № 4 Этот композитор прожил всего 36 лет, но за этот короткий срок он создал 39 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, вокальные произведения. Кто это?

Слайд 10

Моцарт

Слайд 11

Вопрос № 5 Французский просветитель, автор «Философских писем»

Слайд 12

Франсуа – Мари Аруэ Вольтер

Слайд 13

Вопрос №6 Деятель Великой Французской революции, граф. Сторонник конституционной монархии. Лидер крупной буржуазии

Слайд 14

Граф Мирабо

Слайд 15

Вопрос № 7 Французский просветитель, идеолог революционной буржуазии. Основатель и редактор «Энциклопедии»

Слайд 16

Дени Дидро

Слайд 17

Вопрос №8 Родился в семье часовщика, в своей жизни испытал много трудностей, сменил не одну профессию, много скитался, скрывался от преследований.

Слайд 18

Жан- Жак Руссо

Слайд 19

Вопрос № 9 Сын ткача, священник сельского прихода, выступавший против частной собственности, изложил свои мысли и взгляды в «Завещании»

Слайд 20

Жан Мелье

Слайд 21

Вопрос № 10 В своих исследованиях просветитель уделял особое внимание экономическим вопросам, считал, что большую роль в развитии общества играют труд и конкуренция.

Слайд 22

Адам Смит

Слайд 23

Вопрос № 11 В какой стране законодательный орган был самым длинным?

Слайд 24

В Англии «долгий парламент»

Слайд 25

Вопрос №12 Палач. Бурбон. Негашёная известь. Каким образом это связано друг с другом в истории?

Слайд 26

Король Франции Людовик Х VI был казнен палачом. Его труп закопали и засыпали негашёной известью.

Слайд 27

Вопрос № 13 Против чего воевали луддиты?

Слайд 28

Против машин

Слайд 29

Вопрос № 14 Государственная политика борьбы с религией во Франции в период Великой французской революции. Составная часть воспитания граждан

Слайд 30

Атеизм

Слайд 31

Вопрос № 15 Денежная единица во Франции, введённая с 1799г вместо ливра.

Слайд 32

Франк

Слайд 33

Вопрос № 16 Дворянство, применявшее в своем хозяйстве труд наемных работников, по интересам приближавшееся к буржуазии.

Слайд 34

Новое дворянство

Слайд 35

Вопрос № 17 Звание, полученное Бонапартом в возрасте 24 лет

Слайд 36

Генерал

Слайд 37

Вопрос №18 Обязательная плата, взимаемая с представителей третьего сословия во Франции в первой половине Х VIII века Генерал

Слайд 38

Налог

Слайд 39

Вопрос №19 Наёмные солдаты в Индии, вербовавшиеся в английскую армию из местных жителей

Слайд 40

Сипаи

Слайд 41

Вопрос №20 Верхняя палата конгресса США по конституции 1787 г.

Слайд 42

Сенат

Слайд 43

Вопрос №21 Остров в Вест- Индии, где в 1791 г. вспыхнула революция рабоа под руководством Туссен- Лувертюра

Слайд 44

Гаити

Слайд 45

Чьи слова? Определите какому историческому деятелю принадлежат эти слова…

Слайд 46

Вопрос № 22 «Самое счастливое для людей, когда государь- философ»

Слайд 47

Франсуа – Мари Аруэ Вольтер

Слайд 48

Вопрос № 23 «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли сдерживать друг друга»

Слайд 49

Шарль де Монтескье

Слайд 50

Вопрос № 24 «Если вы хотите придумать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько возсожно; гне допускайте ни богатых, ни нищих»

Слайд 51

Жан- Жак Руссо

Слайд 52

Награда ждёт победителей

Слайд 53

Всем спасибо! Молодцы!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Новое время

Слайд 2

Вопрос № 1 Как называется военное состязание рыцарей?

Слайд 3

Турнир

Слайд 4

Вопрос № 2 Гуляя однажды по Парижу в 1816 году, французский врач Рене Ленек (1781-1826) - обратил внимание на 2 играющих детей. Один из них приложил к своему уху палку, а другой постукивал булавкой по её противоположному концу. Деревянная палка передавала даже звук дыхания. Это наблюдение врач использовал для своего изобретения. Как оно называется?

Слайд 5

Стетоскоп

Слайд 6

Вопрос № 3 В Англии птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет, лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами, воздух отравлен, скот умрёт от страха. Против чего выступали с подобными протестами английские газеты?

Слайд 7

Против паровозов

Слайд 8

Вопрос № 4 Кто и где создал «подземную железную дорогу» с кондукторами, проводниками, станциями ?

Слайд 9

В США аболиционисты

Слайд 10

Вопрос № 5 За сто лет до первого полёта на Луну этот писатель рассказал о путешествиях в космосе и морских глубинах.

Слайд 11

Жюль Верн

Слайд 12

Вопрос №6 В какой стране к началу XIX века было много «гнилых местечек»?

Слайд 13

В Англии

Слайд 14

Вопрос № 7 В США часто говорят: «Слон и осёл едят из одного корыта». О чём идёт речь?

Слайд 15

Слон – республиканцы, осёл – демократ Дени Дидро

Слайд 16

Вопрос №8 Она просуществовала всего 72 дня и 57 дней вела ожесточённую войну.

Слайд 17

Парижская коммуна

Слайд 18

Вопрос № 9 «Король во главе Пруссии, Пруссия во главе Германии, Германия во главе мира». Назовите организацию с этим лозунгом .

Слайд 19

Пангерманский союз

Слайд 20

Вопрос № 10 Его коронация была обставлена с невиданной роскошью. Сам папа римский венчал его императорской короной, как когда-то Карла Великого. В тот момент, когда папа поднял корону над его головой, он выхватил её и надел себе на голову, давая понять, что о н сам сотворил империю. Назовите имя императора .

Слайд 21

Наполеон Бонапарт

Слайд 22

Вопрос № 11 В течение многих лет американец Чарльз Гудийр добавлял в натуральный каучук все доступные ему материалы - соль, перец, известь, землю - и подвергал эту смесь разнообразной обработке, пока случайно не добавил порошок серы и не создал уникальный материал. Какой ?

Слайд 23

Резина

Слайд 24

Вопрос №12 Когда Наполеон Бонапарт произнёс знаменитые слова: «От великого до смешного один шаг»?

Слайд 25

После поражения в России

Слайд 26

Портрет

Слайд 27

Вопрос № 13

Слайд 28

Авраам Линкольн

Слайд 29

Вопрос № 14

Слайд 30

Отто фон Бисмарк канцлер Германии

Слайд 31

Вопрос № 15

Слайд 32

Джузеппе Мадзини создатель общества «Молодая Италия»

Слайд 33

Вопрос № 16 Благодаря этому историческому деятелю в середине ХIХ века зародилось новое учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса, как “могильщика буржуазии”

Слайд 34

Карл Маркс

Слайд 35

Вопрос № 17 Кому принадлежат слова: «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью».

Слайд 36

Отто фон Бисмарк

Слайд 37

Вопрос №18 Верховный военный правитель в Японии называется…

Слайд 38

Сёгун

Слайд 39

Вопрос №19 Наёмные солдаты в Индии, вербовавшиеся в английскую армию из местных жителей

Слайд 40

Сипаи

Слайд 41

Вопрос №20 О ком идет речь? Живая легенда итальянского народа, бесстрашный патриот, посвятивший свою жизнь освободительной борьбе. Организовал поход «тысячи» своих бойцов, одетых в красные рубашки, в Сицилию на помощь повстанцам.

Слайд 42

Джузеппе Гарибальди

Слайд 43

Вопрос №21 Остров в Вест- Индии, где в 1791 г. вспыхнула революция раба под руководством Туссен- Лувертюра

Слайд 44

Гаити

Слайд 45

Вопрос № 22 В неё входят 66 книг. 39-в древнюю, остальные – в новую. На русский язык она была переведена только в XIX в. Что это?

Слайд 46

Библия

Слайд 47

Награда ждёт победителей

Слайд 48

Всем спасибо! Молодцы!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся.

Рукоделие и труд  В жизни рядышком идут«Путешествие в страну рукоделия»Открытый урок в 8 В классеЦели урокав доступной и увлекательной форме введение учащихся в мир рукоделия;развитие позн...

Повторение, закрепление и обобщение знаний - урок в 8 классе

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по трем темам: "Соединения химических элементов (классы веществ), "Изменения, происходящие с веществами", "Реакции в растворах электролитов". Решение различны...

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

laquo;Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»...