Интеллектуальные игры на уроках русского-языка и литературы
статья (5, 6, 7 класс)
Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеллектуальные игры на уроках русского-языка и литературы | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Скиба Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №508
Московского района г.Санкт-Петербурга
Интеллектуальные игры на уроках русского языка и литературы.
Учёные полагают, что гения воспитать невозможно, гениальность – это всё-таки «биология и наследственность». Считается, что гениями природа человечество не обделяет: из каждых 10 тысяч детей один рождается с задатками гениальности. Однако мы редко слышим о новых вундеркиндах, потому что из 10000 потенциальных гениев лишь один ребёнок развивает полностью свой природный потенциал. Реальное окружение одарённого ребёнка не позволило проявиться или развиться природным способностям. В лучшем случае, вырастет толковый, умный человек. Отсюда вывод для педагогов и других лиц, заинтересованных в наличии гениев на Земле: нужно создавать условия, стимулирующие развитие способностей ребёнка. Интеллект человека развивается только при решении различных проблем. Правильно составленные вопросы интеллектуальных игр построены в форме маленькой проблемы. Эти вопросы – тренировка интеллектуальных способностей людей. Различные словесные игры помогают увеличить словарный запас, извлекать из памяти малоупотребительные слова и переводить их в активно используемый запас, развивают способность взглянуть на предмет с иной, неожиданной стороны. Игра легко позволяет человеку решать те задачи, которые в другой форме решаются с трудом. Вопросы не должны напоминать те, которые задаются на школьных уроках, жизнь не делится на физику или математику. Задача составителя – найти такую информацию, где в скрытой форме требуются знания той или иной науки. Таким образом, активизируются способности, необходимые для развития творческой личности: интуиция, логическое и ассоциативное мышление, способность к свободному поиску, умение анализировать, выделять главное и отбрасывать противоречивую информацию.
Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего определим, в чем же заключается педагогический эффект игры.
- Игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
- Создает условия для взаимодействия взаимопомощи.
- Сплачивает, рождает, хотя и временную, общность.
- В кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.
- Игра, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.
- Игра полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
- В игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.
Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы. Игры, например, могут различаться по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. В то же время настольные могут проходить в зале или сцене. Игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие.
Цели интеллектуальных игр:
1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.
2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы.
Исходя из этого определяются следующие задачи:
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
- Развитие образного и логического мышления.
- Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
- Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
- Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду незаметных и тихих . Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.
У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.
Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Звёздный час"
Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5-6 классах "Фразеологизмы вокруг нас"...
Интеллектуальная игра на уроке русского языка "Вы - счастливчик!"
Интеллектуальная игра на уроке русского языка "Вы - счастливчик" может быть проведена для обучающихся 9-11 классов н...
Игра на уроках русского языка и литературы
Цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса....
Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"
Один из видов ролевых игр - «оживление картин». Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...
Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»
Доклад на тему «Использование педагогических технологий игры на уроках русского языка и литературы»...
Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе
Интеллектуальная игра-конкурс по русского языка в 6 классе Интеллектуальная на тему « Знатоки русского языка»....
Интеллектуальная игра «Наш любимый русский язык»
Внеурочное мероприятие по русскому языку для 7 класса...