«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Цели урока:
- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.
-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.
Задачи:
-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.
-Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков А.С.Пушкина и Г. В.Свиридова.
1.Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.
б) разработать формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;
2. Развивающие:
а) развивать мыслительную деятельность;
б) развивать творческую, познавательную активность.
3. Воспитательные:
а) воспитывать уважение к русской культуре;
б) беречь духовные ценности народа
Предполагаемые результаты
- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.
8.Оборудование:
- Кинофрагменты из фильма В.Басова « Метель»;
- «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова;
- презентация к уроку;
- проекты учащихся на тему повести Пушкина « Метель»;
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство Науки и Образования республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область Зыряновский район
КГУ «Средняя школа № 7 города Зыряновска»
«Погружаясь в вальс метели..»
повесть А.С.Пушкина « Метель»
Открытый интегрированный урок литературы и музыки
Учитель русского языка и литературы - Комбарова Н.А.
учитель музыки - Маркова О.Г.
январь 2014
Тема урока:
«Погружаясь в вальс метели…»
Цели урока:
- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.
-Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.
Задачи:
-Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения.
-Сформировать у учащихся интерес к творчеству русских классиков А.С.Пушкина и Г. В.Свиридова.
1.Обучающие
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности учащихся через изучение лучших образцов литературы, музыки, живописи, кино.
б) разработать формы реализации исследовательских, познавательных и творческих интересов учащихся;
2. Развивающие:
а) развивать мыслительную деятельность;
б) развивать творческую, познавательную активность.
3. Воспитательные:
а) воспитывать уважение к русской культуре;
б) беречь духовные ценности народа
Предполагаемые результаты
- приобретение учащимися знаний по истории литературы, музыки.
8.Оборудование:
- Кинофрагменты из фильма В.Басова « Метель»;
- «Музыкальные иллюстрации» Г.В.Свиридова;
- презентация к уроку;
- проекты учащихся на тему повести Пушкина « Метель»;
- видео приложение к уроку
Ход урока.
Орг. Момент. Слайд 1
Слайд 2 Ученик:
«Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы.
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...» В.А.Жуковский
Слайд 3. Учитель музыки
Добрый день ребята, уважаемые гости, нашу встречу в Музыкальной гостиной я предлагаю открыть произведением П.И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь», пьеса имеет второе название - очень романтичное - «У камелька». Камелек – старинное русское слово, т.е. камин – печь для обогрева. Давайте представим, что на улице мороз 40 градусов, а мы с вами сидим около теплого камина, где горят и потрескивают дровишки, нам уютно, тепло, спокойно.
«У камелька» Исполнение на фортепиано.Логинова О.Г.
Слайд 4 Учитель литературы:
Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных произведений Александра Сергеевича Пушкина
Слайд 5. Учитель музыки:
и музыке композитора Георгия Свиридова - « Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина « Метель».
Слайд 6. Учитель литературы: Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь на целых три месяца. Это золотая пора его творчества, которая вошла в историю под названием «Болдинская осень»
Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,-говорил он. За это время Пушкин он закончил роман «Евгений Онегин», написал насколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», «Сказку о попе и его работнике Балде», более тридцати лирических стихотворений, а ещё «Повести Белкина». Одна из них и будет сегодня предметом нашего разговора. Это повесть «Метель»
Она была написана А. С. Пушкиным в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, историю жизни провинциальной семнадцатилетней девицы, Марьи Гавриловны, которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником. Метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
Видео Фрагмент 1
Слайд 7. Учитель литературы: 1) Задание: запишите слово «метель» подберите к нему слова – ассоциации.
Можно и нарисовать, только быстро. Писать можно вдоль, поперек, по
диагонали - как захочется.
- прочитайте свои слова – ассоциации к слову «метель»;
- обменяйтесь словами в группе и выделите одинаковые слова.
(большинство слов оказалось подчёркнуто);
- сделайте вывод. Таким образом, у большинства людей одинаковое
восприятие метели как природного явления, и связано оно со словами:
снег, ветер, вихри, метёт, холодно, замёрз.
2) А теперь давайте дополним свои метельные ассоциации пушкинскими.
Перед вами тексты из известных стихотворений А.С.Пушкина
«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы».
(стихотворения распределены по 3 группам).
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений.
- Выпишите слова и словосочетания, которые характеризуют метель,
бурю, вьюгу.
1 группа стихотворение «Зимнее утро»: вьюга злилась, мгла носилась,
мутное небо; луна, как бледное пятно, желтела; тучи мрачные, и ты
печальная сидела.
2 группа стихотворение «Зимний вечер»: буря мглою небо кроет, вихри
снежные, она завоет как зверь, она заплачет как дитя; завыванье бури.
3 группа стихотворение «Бесы»: мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою
луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна, странно поневоле,
вьюга слипает очи, все дороги занесло, следа не видно, в поле бес водит,
вьюга злится, вьюга плачет.
Задание выполняется под музыку «Пастораль» Г. Свиридова из фильма «Метель»
- Прочитайте пушкинские ассоциации.
- Вывод: лексика А.С.Пушкина более выразительная, богатая, эмоциональная, и нам легче представить картину метели. Вот вы и погрузились в стихию метели, а в этом вам помог не только А.С.Пушкин,
(учитель музыки) но и Георгий Свиридов, мелодия которого прозвучала во время вашей работы над стихотворениями. Он сочинил её как музыкальную иллюстрацию к повести «Метель».
Слайд 5. Учитель музыки:
Более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы. Пушкинский сюжет вдохновил великого русского композитора Г.В.Свиридова на создание музыкальных иллюстраций к повести «Метель».
Слайд 8. Музыка была написана к фильму режиссера В. Басова «Метель» в 1964 году. Фильму уже 48 лет!
Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и заодно прослушаем первое произведение Г. Свиридова – «Тройка». Название очень символично, тройка лошадей – это поэтический символ России, символ доброй воли.
Слушание «Тройка» видео фрагмент 2
Слайд 7.
Учитель музыки:
Произведение «Метель - Тройка» рисует еще один образ, образ Владимира, послушайте, как развивается мелодическая тема.
Слушание «Тройка - Метель» видео фрагмент 3
- Сколько образов нам нарисовала музыка?
Ученики:
(здесь прослеживаются 3 темы. Первая тема рисует образ тройки лошадей, несущейся по зимней дороге, вторая тема – образ зимней дороги, третья тема – эта рок, трагедия, которая меняет судьбы людей.)
Слайд 9. Учитель музыки: правильно.
Слайды 10-15. Вы запомнили, как звучали темы ? А теперь задание – выберите верное, на ваш взгляд, определение из словаря эстетических эмоций.
1 группа работает над первой темой – «Тройка»;
2 группа – «Зимняя дорога»;
3 группа – роковая тема, можно назвать ее «Судьба».
Какое значение имеют три музыкальных образа в сюжете фильма ?
1. ( Образ тройки имеет глубокое значение, это как бы рок, который разъединяет две судьбы. Метель, пурга, как бы, врываются в жизнь человека и полностью ее меняют.
2. Образ зимней дороги ассоциируется с образом Марьи Гавриловны – натуры мечтательной и романтичной, ее смятение, неуверенность.
3. Тема «Судьба» имеет философское значение. Судьба может жестоко подшутить над человеком, а может наоборот, принести счастье и удачу. Тема «Судьба» у нас ассоциируется с темой «Владимира».
Учитель музыки: Какие выразительные средства использует композитор для создания музыкальных образов?
- Одинаковая ли музыка по характеру?
- В теме «Тройка» музыка звучит на форте, под звон дорожных колокольчиков. Темп быстрый, в ритме быстрого марша. Мажорный лад подчеркивает силу, мощь «Тройки», которая ассоциируется с «Метелью».
- Главное выразительное средство в музыке – эта мелодия. Мелодия «Зимней дороги», напевная, певучая, мечтательная. Это передается через минорный лад, спокойную динамику, медленный темп. Мелодия «Зимней дороги», ассоциируется с Марьей Гавриловной, звучит на пиано, скрипки солируют, ведут печальную, очень русскую песенную мелодию. Темп спокойный, постепенно мелодия стихает, рисуя нам удаляющуюся тройку лошадей.
- Тема «Владимира» звучит на форте, как рок Судьбы, темп очень сильно замедляется, тема звучит тяжело, трагически, тем самым, подчеркивая всю тяжесть положения. Звучат в унисон духовые инструменты оркестра.
Слайд 16. Учитель музыки: из словарика эмоций, которые вы подобрали для музыкальных тем, составьте мини-сочинение из 2-3 предложений.
Слайд 17. Учитель литературы:
Давайте же рассмотрим, каково в метельных завихрениях пушкинским героям? Что происходит с героями во время метели?
1 гр. – Маша, 2 гр. – Владимир, 3 гр. – Бурмин.
- найдите в тексте и прочитайте, каково состояние героев во время
метели, сделайте вывод о взаимодействиях героев и метели.
Вывод: Машу метель пытается остановить, но потом всё – таки позволяет
ей отправиться в путь и добраться до церкви.
Владимира стихия кружит и запутывает совсем, так что он безнадёжно
опаздывает и приезжает в Шадрино уже под утро, никакого там не застав.
Бурмина какая – то сила выталкивает ехать в самую бурю и приводит
в ту же самую церковь.
5) Так что же такое по - вашему мнению метель в повести у Пушкина? Только ли плохая погода?
(Метель – полноправный герой повести, она живое существо со своим
характером и целями. И в отношении к каждому герою она преследует
свои цели, изменив их жизненные планы, изменив их судьбы? Поэтому Пушкин именно так и назвал свою повесть).
Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму…
Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия?
( Марья Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб).
Как сложится дальнейшая судьба Марии Гавриловны и удастся ли ей найти своё счастье…(ответы)
Слайд 18. Учитель музыки: В повести Пушкина нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься
«Вальс» Г.Свиридова вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал…
Видео Фрагмент 5 Исполнение Танец «Вальс»
Учитель музыки: Какие чувства передаются через вальс?
Ученики: музыка Вальса – это музыка о счастье героев.
Слайд 19-22 Учитель литературы: Повесть Пушкина вдохновила на создание удивительных произведений многих русских художников, среди них Алексей Венецианов, Дементий Шмаринов, Светлана Сивец, Владимир Пресняков.
Слайд 23. Перед вами работы художников, написанные как иллюстрации к произведению Пушкина. Давайте их рассмотрим! Можем ли с их помощью узнать сюжет повести?
Задание
Пронумеруйте иллюстрации в нужном порядке.
Слайд 24. Проверка выполнения задания
Мы знаем, что готовясь к сегодняшнему уроку, вы тоже выполнили иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»
Презентация и защита художественных работ (Домашнее задание)
Учитель литературы. Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви,
Учитель музыки: самая романтичная музыкальная иллюстрация – это «Романс».
Просмотр. Видео фрагмент «Романс»
Слайд 25. Учитель музыки: О чем же эта музыкальная иллюстрация?
Ученики: Наверное, музыка «Романса» рисует мечты Марьи Гавриловны, ожидание, печаль, тоску, одиночество.
Учитель музыки: Почему композитор доверил скрипке мелодию лирического романса?
Ученики: Скрипки – самые напевные и певучие инструменты.
Учитель музыки - Почему именно через романс композитор рисует образ Марьи Гавриловны?
Ученики: Романс – лирический жанр в музыке, романсы обычно поют под гитару или рояль, обычно исполняет романсы солист и чаще всего романсы звучат в миноре. В романсе передается вся глубина человеческих чувств, переживаний человека, а Марья Гавриловна – поэтическая натура, мечтательная и романтичная.
Учитель музыки: в нашем романсе нет слов, но иногда музыка не нуждается в словах. Это романс без слов, но содержание музыки понятно: в музыке словно сошлись вместе чувства трех героев повести.
Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова.
Слайд 26. Учитель музыки: Завершает музыкальные иллюстрации пьеса «Зимняя дорога». Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее. Эта история закончилась, но жизнь - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…
Просмотр. Видео фрагмент «Зимняя дорога»
Учитель литературы на фоне клипа :
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Слайд 27. Учитель литературы. Современные композиторы тоже обращаются к творчеству Пушкина, и сейчас прозвучит романс Владимира Быстрякова «Дорога к Пушкину»
(В исполнении учителя музыки Логиновой О.Г.)
Рефлексия.
Учитель музыки: Как вы думаете, что можно узнать о повести Пушкина, прослушав « Музыкальные иллюстрации» Г. В.Свиридова?
Учащиеся: Можно многое узнать о пушкинской эпохе. О том, какая тогда звучала музыка, какие были танцы, что любили петь.
-Романтический характер героев, их душевные порывы рисует музыка Свиридова.
-Музыка рисует русский пейзаж, передает картину зимней метели, зимней дороги.
-Представить чувства героев.
Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель»
«Погружаясь в вальс метели…»Цели урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование самосознания учащихся на примере русской литературы и музы...
Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе
Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)...